ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-261/2023 от 16.11.2023 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-261/2023

20 ноября 2023 года

изготовление решения в полном объеме

«

16

»

ноября

2023 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

рассмотрев в судебном заседании заявление некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными представления в части,

третьи лица: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство финансов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

протокол вел: секретарь судебного заседания Бурдин В.В.,

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, паспорт, по дов. от 09.01.2023 ФИО2, паспорт, по дов. от 13.11.2023; от ответчика – ФИО3, сл.уд., по дов. от 09.01.2023 № 23-19-11/5; от Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области – ФИО4, паспорт, по дов. от 15.02.2023 № 1045-18, ФИО5, сл.уд., по дов. от 11.01.2023 № 45-18; Министерство финансов Амурской области не явилось, извещено,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилась некоммерческая организация «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» (далее - заявитель, Фонд) с заявлением о признании недействительными пунктов 1-3, 5-8, 10 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее – Управление, ответчик) от 19.10.2022 № 23-13-47/22-5538.

В обоснование требований заявитель ссылается на устранение нарушения, установленного п. 1 представления (довыполнение результатов 2020 года в 2021 году, исключение с начала 2021 года соответствующих показателей результативности) до его вынесения и не указанием конкретных действий, которые должен совершить Фонд для исполнения представления в этой части.

По пунктам 2, 3, 6, 7, 8 заявитель полагает, что, учет значений KPЭ, достигнутых за счет федерального бюджета, регионального бюджета сверх уровня софинансирования, услуг, оказываемые Центром «Мой бизнес» самостоятельно на бесплатной основе, а также за счет поддержки самозанятых в рамках иных федеральных проектов, которые явились достижением единых результатов национального проекта, не противоречит общим принципам бюджетного законодательства в части целевого использования и результативности предоставления субсидий, полностью вытекает из правового регулирования национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и правил финансового обеспечения центров «Мой бизнес», соответствует указаниям главного распорядителя бюджетных средств, Министерства экономики РФ и не может быть вменен НО «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» как нарушение бюджетного законодательства.

По пункту 10 заявитель ссылается на то, что размер расходов на выплату суточных в размере 100 рублей, определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 №729, применяется исключительно в отношении работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, к которым Фонд не относится.

Нарушение бюджетного законодательства РФ в виде излишне возмещенных расходов, связанных со служебными командировками работников в части суточных расходов, не обосновано, так как вопросы регулирования командировочных расходов в Фонде не регламентируются Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О мерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений».

При этом Фонд является некоммерческой организацией, получившей в 2020-2021 годах, субсидии из бюджета Амурской области.

Третьи лица позицию заявителя поддержали, указав, что достижение показателей результативности возможно в том числе с учетом дополнительного финансирования предоставленного за счет средств бюджета Амурской области на финансовое обеспечение центра «Мой бизнес». При этом в зачет указанного показателя также подлежат услуги, оказанные центром самостоятельно на бесплатной основе.

Таким образом, имеет значение сам факт достижения итогового результата вне зависимости от того за счет каких бюджетных ассигнований он достигнут.

В этой связи, является обоснованным учет указанных мероприятий в расчет достигнутых показателей.

Доказательств нецелевого или неэффективного расходования федеральных средств на выполнение целей, предусмотренных Соглашением №40-2021-01233, УФК по Амурской области не представлено.

На основании части 4 статьи 15 Закона № 209-ФЗ поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям, установленным в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, и включенных в соответствии со статьей 15.1 настоящего Закона в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на субъект РФ возложено финансовое обеспечение организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме субсидий в рамках реализации государственных программ (подпрограмм).

Исключение субъекта РФ из финансирования региональных проектов лишает его не только права на реализацию данных проектов, но и в конечном итоге, права определять государственную политику в этой области.

Следовательно, ответчиком по пункту 1 представления нарушены нормы п.п. 2 п. 2 ст. 270.2 БК РФ, п. 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утв. Постановление Правительства РФ от 23.07.2020 №1095, т.к. не является исполнимым, результаты за 2020 год довыполнены, а с начала 2021 года соответствующие показатели результативности исключены;

по пунктам 2, 3, 6-8 представления нарушены нормы права, установленные: п.п. 1, 2, 10 статьи 10, п.п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона 209-ФЗ, п.п. 2, 3, 10 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (Приложение № 10), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316; п.п. 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3. (п.п. «б», «в») приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 142 от 26.03.2021; подпрограммы 2, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №445;

по пункту 10 представления нарушены постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», т.к. данное постановление распространяется только на федеральных служащих или иных служащих и должностных лиц, которым одновременно с финансированием переданы законом полномочия федеральных органов власти. В рассматриваемом случае осуществляется реализация регионального проекта с финансированием федерального бюджета, поэтому к данным отношениям подлежат применению разъяснения Минфина РФ, данные в письме от 08.10.2012 № 02-13-06/4132, согласно которым действующим законодательством не предусмотрен порядок санкционирования, в т.ч. не установлен запрет на увеличение командировочных расходов. После списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета и ее зачисления заявителю - Фонду денежные средства утрачивают статус средств федерального бюджета.

Представление в указанной части нарушает права Фонда, потому что влечет согласно п. 4.1.8 Соглашения о предоставлении субсидий применение к Фонду штрафных санкций согласно приложению 6 к Соглашениям.

Ответчик в отзыве указал на не достижение Фондом показателей результативности предоставления субсидий на увеличение капитализации гарантийных фондов по состоянию на 01.01.2021, оказание услуг не в рамках соглашения № 40-2020-00433; не достижение Фондом результатов использования субсидий в связи с оказанием услуг в рамках иных соглашений, до представления субсидии и после отчетной даты; включение в отчетность неверных показателей; неправомерные выплаты по командировочным расходам за счет федеральных средств в размере, превышающем 100 рублей на выплату суточных.

Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области в дополнительных пояснениях указало, что в случае если Фонд изменит свое фактическое поведение, как того требует финансовый орган, то Фонд будет вынужден учитывать показатели результативности, достигнутые исключительно за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета в минимально установленном размере (3%).

Законодательством не предусмотрен запрет на дополнительное финансирование мероприятий реализуемых на территории субъекта РФ в рамках национальных проектов.

В этом случае, Амурская область лишается права выделения средств из областного бюджета сверх уровня софинансирования на выполнение показателей и результатов Национального проекта.

Пунктом 10 ст. 6 Федерального закона от 15.10.2020 №327 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» предусмотрено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в 2021 году в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с учетом продления реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предусмотренной ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 02.12.2019 №380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», подлежат направлению в числе прочего на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.

Таким образом, в 2021 году возможность дополнительного выделения бюджетных средств субъекта РФ на выполнение национальных проектов была закреплена на законодательном уровне - вести расчет услуг, предоставляемых в рамках проводимых мероприятий, исключительно по тому региональному проекту, по которому проводится его финансирование.

Такой подход противоречит разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, которое является координатором Национального проекта и в праве давать такие разъяснения и принимать или отклонять представленные значения показателей результативности (предусмотрено Соглашениями) - не принимать к учету услуги, оказываемые сотрудниками Фонда самостоятельно.

В этом случае в целях достижения показателей результативности все услуги будут предоставляться исключительно подрядчиками и партнёрами Фонда по оплачиваемым договорам, при том, что часть услуг может предоставляться компетентными сотрудниками Фонда в рамках их денежного содержания.

Такой подход, по мнению министерства, приведет к ежегодному невыполнению показателей национального проекта. В связи с тем, что объем финансирования за счёт средств федерального бюджета ежегодно уменьшается, а показатели результативности увеличиваются, их достижение предполагается за счет средств областного бюджета, выделенных на финансовое обеспечение деятельности Фонда и центра «Мой бизнес» в его лице.

В судебное заседание представитель Министерства финансов Амурской области не явился, извещен надлежащим образом.

Стороны на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области поддержал позицию заявителя.

Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях участников процесса.

Дело рассмотрено в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Управлением на основании приказа Управления от 22.07.2022 № 244 в отношении Некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» поведена плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Амурской области субсидий на реализацию мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы за период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г.

По результатам проверки составлен Акт выездной проверки от 31.08.2022 в котором сделаны выводы о нарушениях бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении средств из бюджета, которые выразились в невыполнении показателей результативности предоставлении субсидий, предоставлении недостоверных отчетов и иных нарушений.

Заявитель, не согласившись с доводами, изложенными в Акте выездной проверки, 21.09.2022 направил свои возражения на Акт выездной проверки в Управление.

На основании результатов проверки 22.12.2022 Управлением вынесено представление № 23-13-47/23-5538.

Согласно пункту 1 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям на увеличение капитализации гарантийных фондов, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 (с изменениями), пунктов 1.1, 4.3.4 Соглашения от 02.06.2020 № 40-2020-00433 о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (с учетом дополнительного соглашения от 19.10.2020 № 40-2020-00433/1), Фондом по состоянию на 01.01.2021 не обеспечено исполнение обязательства по достижению показателей результативности предоставления Субсидии на увеличение капитализации гарантийных фондов, поскольку фактически:

- показатель «доля кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства с привлечением гарантий и поручительств гарантийного фонда, в общем объеме кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области», составил 3,31 процентов, или 95,94 процентов плана, при плане 3,45 процентов;

- показатель «доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области», составил 0,24 процентов, или 96,0 процентов плана, при плане 0,25 процентов;

- показатель «объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства гарантийным фондом», составил 1 077 978 591,0 рублей, или 90,0 процентов плана, при плане 1 197 500 000,0 рублей.

Пунктом 2 представления установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», пунктов 1.1, 4.3.5 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01233, Фондом не обеспечено исполнение обязательства по достижению показателя результативности использования субсидии -«Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральными институтами развития (центрами компетенций) в оффлайн и онлайн форматах (количество самозанятых граждан, получивших услуги, в том числе прошедших программы обучения)» предусмотренного приложением № 2 к указанному Соглашению на 20.12.2021, поскольку фактически за счет средств субсидии, представленной из бюджета Амурской области в рамках указанного Соглашения оказано услуг 47 самозанятым гражданам, при плане 67 человек.

В нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 23 Порядка предоставления субсидии некоммерческим организациям на создание и (или) развитие центров «Мой бизнес», утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 07.05.2019 № 235, пунктов 1.1.1, 4.3.5 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01246, Фондом по состоянию на 31.12.2021 не обеспечено исполнение обязательства по достижению значения результатов предоставления субсидии и показателей результативности предоставления субсидии - «Субъектам МСП, а так же резидентам промышленных парков, технопарков обеспечено оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе федеральными институтами развития (центрами компетенций), по единым требованиям к оказанию поддержки (количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги)» предусмотренных приложением № 2 к указанному соглашению на 20.12.2021, поскольку фактически предоставлено комплексных услуг за счет средств субсидии 193 субъектам МСП, при плане 0,396 тысяч единиц (пункт 3 представления).

В соответствии с оспариваемым пятым пунктом представления, в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4,3,5.2 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 02.06.2020 № 40-2020-00433, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлен недостоверный отчет о достижении значений показателей результативности предоставления Субсидии за 2020 год в части фактически достигнутого показателя результативности «доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области» в виде значения 0,25 процентов, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результатов использования субсидии.

Согласно пункту 6 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.6.2 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 17.06.2020 № 40-2020-00705, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлен недостоверный отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии за 2020 год в части фактически достигнутого результата использования субсидии в виде значения - 2150 субъект, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результатов использования субсидии.

В пункте 7 представления Управление указало, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.6.2 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01233, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлены недостоверные отчеты о достижении значений результатов предоставления Субсидии и о достижении значений показателей результативности на 20.12.2021 в части фактически достигнутого результата использования субсидии в виде значения - 101 человек, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результатов использования субсидии.

В нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.6.2 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01246, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлены недостоверные отчет о достижении значений показателей результативности предоставлений Субсидии по состоянию на 20.12.2021 и отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии по состоянию на 30.12.2021, в части-фактически достигнутого результата использования субсидии в виде значения 0,464 тысячи единиц, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результативности использования субсидии (пункт 8 представления).

Управлением в пункте 10 представления указано, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Фондом возмещены расходы, связанные со служебными командировками работников в части суточных расходов, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), полученных на основании соглашений от 17.06.2020 № 40-2020-00705, от 16.06.2021 № 40-2021-01246 в сумме 65 500,00 рублей.

Управление указало на необходимость принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.02.2023.

Не согласившись с указанным представлением в части пунктов 1-3, 5-8, 10 заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств суказанием цели их использования.

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату. Но в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно абзаца 2 пункта 9 статьи 78 БК РФ договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, указанные в абзаце первом настоящего пункта, и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

Во всех типовых формах, а также в соглашениях о предоставлении субсидий, являющихся предметов проведенной проверки, предусмотрены штрафные санкции за недостижение показателя результативности использования субсидий.

Установленная необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления, а также применений штрафных санкций за неисполнения показателей результативности направлены, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета.

В соответствии с положениями статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся в том числе: участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности.

В силу пунктов 3, 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при реализации соответственно государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям, установленным в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, и включенных в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр организаций инфраструктуры поддержки).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Указанная государственная программа включает в себя различные подпрограммы, в том числе подпрограмму №2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых граждан.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при реализации: федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (в т.ч. самозанятые); федерального проекта «Популяризация предпринимательства» (в т.ч. вовлечение).

Субсидии предоставляются при соблюдении субъектами Российской Федерации следующих условий:

а) наличие государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, в которой региональный проект, соответствующий федеральному проекту, обособлен в виде отдельного структурного элемента, а также муниципальной программы (подпрограммы) в случае, если оказание финансовой поддержки ее реализации предусмотрено государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии;

в) заключение Министерством экономического развития Российской Федерации. до которого как до получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с п. 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской. Федерации».

На территории Амурской области постановлением Правительства Амурской области №445 от 25.09.2013 утверждена Региональная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», одной из подпрограмм, которой является подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области».

Решение задач, поставленных подпрограммой, обеспечивается посредством реализации мероприятий, объединенных в основные мероприятия: «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров»; «Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию кредитования»; «Поддержка инновационных компаний»; «Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которой направлена на оказание консультационной поддержки»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Популяризация предпринимательства»; «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами (самозанятые)»; «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация (вовлечение))».

В целях выполнения мероприятий федеральных и региональных проектов в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области создана некоммерческая организация «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» (Постановление Правительства Амурской области от 26.08.2011 №559).

В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №445 региональная поддержка Фонда в целях финансового обеспечения центра «Мой бизнес» осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 24.07.2019 №400.

Субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета -министерством в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области № 445, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству на предоставление субсидии.

Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение Фондом центра «Мой бизнес» в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Под центром «Мой бизнес» понимаются структурные подразделения Фонда, обеспечивающие организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, консультационной и образовательной поддержки.

Существование центра «Мой бизнес» направлено на достижение результатов реализации федеральных проектов посредствам предоставления соответствующих услуг и проведения мероприятий для целевых групп - самозанятым гражданам, начинающим предпринимателям, растущим субъектам МСП.

Соглашениями от 18.01.2020 №1 и от 19.03.2021 №1, заключенными между министерством экономического развития и внешних связей Амурской области и Фондом, предусмотрено финансовое обеспечение деятельности центра «Мой бизнес» на территории Амурской области.

В пункте 2 представления Управлением указано, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», пунктов 1.1, 4.3.5 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01233, Фондом не обеспечено исполнение обязательства по достижению показателя результативности использования субсидии -«Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральными институтами развития (центрами компетенций) в оффлайн и онлайн форматах (количество самозанятых граждан, получивших услуги, в том числе прошедших программы обучения)» предусмотренного приложением № 2 к указанному Соглашению на 20.12.2021, поскольку фактически за счет средств субсидии, представленной из бюджета Амурской области в рамках указанного Соглашения оказано услуг 47 самозанятым гражданам, при плане 67 человек.

Согласно пункту 7 представления Управление вменяет обществу нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.6.2 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01233, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлены недостоверные отчеты о достижении значений результатов предоставления Субсидии и о достижении значений показателей результативности на 20.12.2021 в части фактически достигнутого результата использования субсидии в виде значения - 101 человек, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результатов использования субсидии.

Как следует из материалов дела, между министерством экономического развития и внешних связей Амурской области (далее - министерство) и Фондом заключено соглашение от 16.06.2021 №40-2021-01233 предметом которого является предоставление из бюджета Амурской области в 2021 г. субсидии в целях достижения результатов федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Из федерального бюджета - 2 521 100 руб., из областного - 77 972 руб. Всего 2 599 072 руб.

В соответствии с п. 4.1.4.1 Соглашения министерством установлены значения показателей результативности результатов предоставления субсидии согласно Приложению №2.

В свою очередь фонд принял на себя обязательства по достижению значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности, с соблюдение сроков их достижения (п. 4.3.5 соглашения).

Приложением №2 к соглашению установлен показатель результативности представления субсидии: «самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно - консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральными институтами развития (центрами компетенций) в оффлайн и онлайн форматах (количество самозанятых граждан, получивших услуги, в том числе прошедших программы обучения». Плановое значение показателя - 0.067 тыс. человек (67 человек). Срок достижения - 20.12.2021.

На основании п. 4.3.6.1 Соглашения Фонд предоставляет в министерство отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности предоставления субсидии в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии.

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 30.12.2021 Фондом достигнуто значение показателя по состоянию на отчетную дату - 0,101 тыс. чел. (101 человек), т.е. показатель результативности выполнен на 150,75 %.

Как следует из акта проверки Управление считает невозможным включение в показатель результативности мероприятий, проведенными АНО «Молодежная школа предпринимательства» г. Челябинск по договору от 17.08.2021 №117, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ООО «Внешсервис» - 30 гражданам, и консультативные услуг оказанные Фондом на бесплатной основе - 33 гражданам, поскольку их проведение было реализовано не за счет средств областного бюджета, предусмотренных в Соглашения №40-2021-01233.

Вместе с тем, указанные мероприятия были проведены за счет средств областного бюджета, что не оспаривается ответчиком, которые были доведены до Фонда в рамках соглашения от 19.03.2021 №1 в целях финансового обеспечения центра «Мой бизнес».

Как следует из разъяснений Минэкономразвития России изложенных в письмах от 27.08.2021 №Д13и-26734. от 17.09.2021 №Д13и-29231 при расчете ключевых показателей эффективности центров «Мой бизнес» учитываются значения, достигнутые за счет средств: федерального бюджета, регионального бюджета по уровню софинансирования, а также сверх уровня софинансирования, внебюджетных источников, а также услуги, оказываемые центром «Мой бизнес» самостоятельно на бесплатной или частично - платной основах.

Таким образом, имеет значение сам факт достижения итогового результата вне зависимости от того за счет каких бюджетных ассигнований он достигнут.

К таким выводам пришел и Верховный Суд Российской Федерации в определении от 10.03.2021 по делу №304-ЭС21-332, указав, что для оценки достижения показателя результативности, имеет значение сам факт итогового результата, при этом не исключена возможность завершения мероприятий из различных источников (средств субсидии, софинансирование, внебюджетные средства).

В этой связи, суд счел обоснованным учет указанных мероприятий в расчет достигнутых показателей.

В связи с тем, что расчет показателей результативности произведен Фондом в соответствии с разъяснениями руководителя федерального проекта «Поддержка самозанятых», главного распорядителя средств федерального бюджета -Минэкономразвития России отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии и о достижении значений показателей результативности суд признает достоверным.

Доказательств нецелевого или неэффективного расходования федеральных средств на выполнение целей, предусмотренных Соглашением №40-2021-01233, управлением не представлено.

Согласно пункту 3 представления, управлением установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 23 Порядка предоставления субсидии некоммерческим организациям на создание и (или) развитие центров «Мой бизнес», утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 07.05.2019 № 235, пунктов 1.1.1, 4.3.5 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01246, Фондом по состоянию на 31.12.2021 не обеспечено исполнение обязательства по достижению значения результатов предоставления субсидии и показателей результативности предоставления субсидии - «Субъектам МСП, а так же резидентам промышленных парков, технопарков обеспечено оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе федеральными институтами развития (центрами компетенций), по единым требованиям к оказанию поддержки (количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги)» предусмотренных приложением № 2 к указанному соглашению на 20.12.2021, поскольку фактически предоставлено комплексных услуг за счет средств субсидии 193 субъектам МСП, при плане 0,396 тысяч единиц.

Судом установлено, что между министерством и Фондом заключено соглашение от 16.06.2021 №40-2021-01246 предметом которого является предоставление из бюджета Амурской области в 2021 г. субсидии в целях достижения результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также на создание и (или) развитие центров «Мой бизнес», обеспечивающих организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн - и онлайн- форматах физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональных доход». Из федерального бюджета - 17 920 800 руб., из областного - 554 251.55 руб. Всего 18 475 051,55 руб.

В соответствии с п. 4.1.4.1 Соглашения министерством установлены значения показателей результативности результатов предоставления субсидии согласно Приложению №2.

В свою очередь фонд принял на себя обязательства по достижению значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности, с соблюдение сроков их достижения (п. 4.3.5 соглашения).

Приложением №2 к соглашению установлен показатель результативности представления субсидии: «субъектам МСП, а также резидентам промышленных парков, технопарков обеспечено оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе федеральными институтами развития (центрами компетенций), по единым требованиям к оказанию поддержки (количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги)». Плановое значение показателя - 0,396 тыс. человек (396 человек). Срок достижения - 20.12.2021.

На основании п. 4.3.6.1 Соглашения Фонд предоставляет в министерство отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности предоставления субсидии в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии.

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 30.12.2021 Фондом достигнуто значение показателя по состоянию на отчетную дату - 0,464 тыс. чел. (464 человека), т.е. показатель результативности выполнен на 117,17%.

Доводы Управления о невозможности включения в показатель результативности мероприятий и услуг, в частности: проведенных за счет средств областного бюджета - 108; проведенных за счет средств субсидии по соглашению №40-2021-01233 - 9; проведенных и оплаченных ранее даты предоставления субсидии – 72, судом признаны несостоятельными.

С учетом разъяснений Минэкономразвития изложенных в письмах от 27.08.2021 №Д13и-2673.4, от 17.09.2021 №Д13и-29231, и учитывая единую цель предоставления финансовой поддержки как из федерального, так и из областного бюджете, суд счел обоснованным учет проведенных мероприятий и оказанных услуг в итоговый показатель результативности по проведенным мероприятиям и услугам за счет средств областного бюджета - 108.

При расчете показателя результативности проведенных мероприятий и услуг за счет средств субсидии по соглашению №40-2021-01233 – 9, учитывались значения, достигнутые при предоставлении услуг в рамках мероприятий, проводимых по другим региональным проектам. В расчет показателя результативности приняты 9 субъектов МСП, не относящиеся к целевым показателям регионального проекта «Поддержка самозанятых», то есть приняли участие субъекты МСП, относящиеся к акселерационной группе (действующие более года, имеющие право перехода на систему налогообложения «налог на профессиональный доход). При этом субъекты МСП данной категории не учитывались Фондом в показателях РП «Поддержка самозанятых», а учтены по целевому показателю РП «Акселерация», так как ими по факту получен комплекс услуг, включающий в себя две услуги: полученной при участии в мероприятиях и консультации.

Проведенные и оплаченные ранее даты предоставления субсидии – 72 мероприятия были проведены за счет средств областного бюджета предоставленных министерством Фонду в рамках соглашения от 19.03.2021 №1. С учетом разъяснений Минэкономразвития РФ данные мероприятия также могли быть учтены Фондом при расчете итогового показателя результативности.

В соответствии с оспариваемым 5 пунктом представления, управление указало, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4,3,5.2 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 02.06.2020 № 40-2020-00433, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлен недостоверный отчет о достижении значений показателей результативности предоставления Субсидии за 2020 год в части фактически достигнутого показателя результативности «доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области» в виде значения 0,25 процентов, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результатов использования субсидии.

Учитывая приведенные выше разъяснения Минэкономразвития России изложенных в письмах от 27.08.2021 №Д13и-26734. от 17.09.2021 №Д13и-29231 и позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.03.2021 по делу №304-ЭС21-332, суд приходит к выводу о том, что имеет значение сам факт достижения итогового результата вне зависимости от того за счет каких бюджетных ассигнований он достигнут, а, следовательно, представленный Фондом в министерство отчет о достижении значений показателей результативности предоставления Субсидии за 2020 год в части фактически достигнутого показателя результативности «доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области» в виде значения 0,25 процентов, является достоверным.

Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

В пункте 6 представления управление указало, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.6.2 Соглашения о представлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 17.06.2020 № 40-2020-00705, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлен недостоверный отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии за 2020 год в части фактически достигнутого результата использования субсидии в виде значения - 2150 субъект, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результатов использования субсидии.

Материалами дела подтверждается, что между министерством и Фондом заключено соглашение от 17.06.2021 №40-2020-00705 предметом которого является предоставление из бюджета Амурской области в 2020 г. субсидии на создание и (или) развитие центров «Мой бизнес» в рамках реализации получателем мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В соответствии с 4.3.5, 4.3.6.1 Соглашения фонд обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии и предоставлять отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии.

Приложением №2 к соглашению установлен показатель результативности представления субсидии: «Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных услугами центра «Мой бизнес». Плановое значение показателя - 4%. Срок достижения - 31.12.2020.

При расчете указанного показателя учитывается общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области и количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым были оказаны услугу центром «Мой бизнес».

По состоянию на 31.12.2020 количество зарегистрированных на территории Амурской области субъектов малого и среднего предпринимательства составило 25 621. Следовательно, для достижения планового значения Фонду необходимо было оказать услугу 1025 субъектам.

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 30.12.2021 Фондом достигнуто значение показателя по состоянию на отчетную дату - 2150, т.е. показатель результативности выполнен на 210 %.

Как следует из акта проверки включение в показатель результативности 454 субъектов является нарушением положений бюджетного законодательства, поскольку услуги им были оказаны ранее даты вступления в силу Соглашения №40-2020-00705.

Указанные доводы управления судом отклонены, поскольку достижение показателей результативности возможно, в том числе с учетом дополнительного финансирования предоставленного за счет средств бюджета Амурской области на финансовое обеспечение центра «Мой бизнес». При этом в зачет указанного показателя также подлежат услуги, оказанные центром самостоятельно на бесплатной основе.

Согласно пункту 8 представления Управление вменяет обществу нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.6.2 Соглашения о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 16.06.2021 № 40-2021-01246, Фондом в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области представлены недостоверные отчет о достижении значений показателей результативности предоставлений Субсидии по состоянию на 20.12.2021 и отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии по состоянию на 30.12.2021, в части-фактически достигнутого результата использования субсидии в виде значения 0,464 тысячи единиц, который не должен быть указан в данном значении, в связи с недостижением показателей результативности использования субсидии.

Поскольку расчет показателей результативности произведен Фондом в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России, отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии и о достижении значений показателей результативности судом признан достоверным.

Управлением в пункте 10 представления указано, что в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Фондом возмещены расходы, связанные со служебными командировками работников в части суточных расходов, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), полученных на основании соглашений от 17.06.2020 № 40-2020-00705, от 16.06.2021 № 40-2021-01246 в сумме 65 500,00 рублей.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений осуществляется в следующих размерах:

- расходы на выплату суточных - в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;

- расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда, в том числе: автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных и надбавок к суточным при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также о размере и порядке возмещения указанным военнослужащим дополнительных расходов при служебных командировках на территории иностранных государств» (далее - Постановление № 812 от 26.12.2005) предусмотрено, что суточные выплачиваются работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений (далее - работники), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военнослужащие), при служебных командировках на территории иностранных государств в иностранной валюте или в рублях в размерах, установленных согласно приложению № 1 и приложению № 1(1) соответственно.

Приложением № 1 к Постановлению № 812 от 26.12.2005 предусмотрен размер суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе на территории Белоруссии в размере 57 долларов США.

Согласно рекомендациям контрольно-счетной палаты Амурской области по итогам проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2019 году, приказом Фонда от 22.12.2020 № 44 установлен размер суточных при командировках на уровне, соответствующему размеру суточных, установленных Положением о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих области, замещающих должности в органах государственной власти области, государственных органах области и аппарате губернатора области и Правительства области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 22.11.2019 № 24-к.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответчиком не представлено доказательств того, что заявитель относится к лицам, на которых распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений».

Являются правомерными доводы заявителя о том, что после списания в установленном порядке средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, с единого счета бюджета региона и ее зачисления на счет организации указанные средства утрачивают статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются требования бюджетного законодательства (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 № 310- КГ15-8772 по делу № А09-8245/2014, от 21.01.2016 № 310-КГ15-13228 по делу № А09-7805/2014, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2016 № Ф09-8228/16 по делу № А60-52701/2015, решение Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2017 по делу № А50- 24013/2017).

Учитывая наличие локального нормативного акта заявителя, в котором определены размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, представление в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству.

Судом при вынесении решения принято во внимание, что во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Амурской области от 02.05.2023 по делу №А04-1448/2023 дана оценка аналогичным доводам Управления.

По делу №А04-1448/2023 Управление полагало, что поскольку на оплату суточных Агентством использовались средства субсидии, полученные из федерального бюджета и предусмотренные в направлениях расходования средств субсидии с учетом детализированного расходования средств (федеральный бюджет), которые были предоставлены Амурской области в целях оказания финансовой поддержки, то установление их размера выше предусмотренного для возмещения расходов работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.

Судом указанные доводы были признаны необоснованными.

Установленный правоприменительный подход с учетом положений статьи 69 АПК РФ не подлежит переоценке.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, представление в части пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя, так как возлагает на него обязанности по возврату денежных средств.

При таких обстоятельствах, суд счел доводы заявителя обоснованными, а заявленные требования в указанной части подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев требование заявителя об оспаривании первого пункта представления, суд счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению в указанной части по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 представления в нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям на увеличение капитализации гарантийных фондов, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 (с изменениями), пунктов 1.1, 4.3.4 Соглашения от 02.06.2020 № 40-2020-00433 о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (с учетом дополнительного соглашения от 19.10.2020 № 40-2020-00433/1), Фондом по состоянию на 01.01.2021 не обеспечено исполнение обязательства по достижению показателей результативности предоставления Субсидии на увеличение капитализации гарантийных фондов, поскольку фактически: показатель «доля кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства с привлечением гарантий и поручительств гарантийного фонда, в общем объеме кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области», составил 3,31 процентов, или 95,94 процентов плана, при плане 3,45 процентов; показатель «доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области», составил 0,24 процентов, или 96,0 процентов плана, при плане 0,25 процентов; показатель «объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства гарантийным фондом», составил 1 077 978 591,0 рублей, или 90,0 процентов плана, при плане 1 197 500 000,0 рублей.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения № 40-2020-00433 Фонд обязуется в срок до 31.12.2020 обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных Министерством в приложении № 2 «Показатели результативности предоставления Субсидии» к настоящему Соглашению.

Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности предоставления Субсидии, по состоянию на 01.01.2021 показатели результативности по Соглашению № 40-2020-00433 на 31.12.2020 не достигнуты.

Фонд не опровергает факт не достижения показателей на дату 31.12.2020, а указывает, что показатели 2020 были довыполнены в феврале 2021 г.

При этом Фонд ссылается на нарушение Управлением положений пункта 19 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 19 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.

В случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами «6(1)» и «в» пункта 10 настоящих Правил, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Однако, из содержания пункта 19 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 не следует, что довыполнение показателей в феврале 2021 г. является выполнением показателей в 2020 г. Указанным пунктом предусмотрены иные последствия, не относящиеся к предмету настоящего спора.

Вопреки доводам заявителя, указанная норма ответчиком при вынесении оспариваемого представления (п. 1) не нарушена.

В свою очередь, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявителем не доказано, что пункт 1 представления каким-либо образом нарушает права заявителя в сфере предпринимательской, экономической деятельности и возлагает на него незаконные обязанности. При этом исключение с начала 2021 года соответствующих показателей результативности не свидетельствует о неисполнимости преставления в указанной части.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 3000 рублей. На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным, несоответствующим Бюджетному кодексу РФ представление Управления Федерального казначейства по Амурской области от 19.10.2022 № 23-13-47/22-5538 в части пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Судья П.А. Чумаков