ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2651/10 от 03.08.2010 АС Амурской области

10

А04-2651/2010

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2651/2010

03

августа

2010 г.

Резолютивная часть решения

04

августа

2010г.

Изготовление решения в полном объеме

Арбитражный суд в составе судьи Дениса Валерьевича Курмачева

рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска

к

Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области

3-и лица: Управление занятости населения Амурской области

об оспаривании ненормативного акта

протокол вел: И.В.Прокопенко, секретарь судебного заседания

при участии в заседании: Пяткова Л.М., по доверенности от 24.06.2009.

ответчик: Лавренюк О.А., по доверенности от 23.11.2009.

3-е лицо: Дуленова Е.А., распоряжение № 419-к от 28.11.2008.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска о признании незаконными действия должностных лиц Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области по включению в акт проверки от 19.05.2010г. фактов нарушений и иных обстоятельств допущенными гражданами, организовавшими собственное дело, повлекшие вынесение в адрес ГУ Амурской области ЦЗН города Благовещенска предписания по устранению выявленных нарушений от 28.05.2010г. № 23-02-17/1324, а указанное предписание недействительным.

Заявитель на требованиях, изложенных в заявлении, настаивает.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился. Пояснил, что согласно акту от 19.05.2010, проверкой соблюдения срока, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, установлено, что ИП Стренина Е.А., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 23.04.2009 и получившая субсидию 14.05.2009 в сумме 70 560 рублей, прекратила предпринимательскую деятельность с 12.11.2009 (выписка с ЕГРИП от 06.05.2010). Данный факт подтверждён актом встречной проверки от 12.05.2010 и объяснительной Стрениной Е.А.

При проведении встречной проверки у ИП Журавлёвой Ю.А., получившей субсидию 03.08.2009 в сумме 58 800 рублей, Журавлёва Ю.А. от дачи объяснения по поводу занятия предпринимательской деятельностью отказалась. Затребованные первичные документы, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельностью по оказанию услуг ателье (наряд-заказы, квитанции об оплате услуг и т.д.), ею не представлены. Акт встречной проверки от 17.05.2010 приложен к материалам дела.

При выдаче субсидий указанным гражданам, Центром занятости с ними были заключены договоры о содействии развитию малого предпринимательства № 1 от 16.04.2009 и №5 от 15.07.2009 соответственно.

Считает, что ссылка заявителя на то, что он не имел полномочия на взыскание денежных средств с граждан, получивших субсидии, не может служить основанием для признания предписания незаконным, поскольку Центру занятости было предписано, в соответствии с условиями договора, принять меры по возврату в установленном законом порядке средств субсидий, а не взыскать суммы субсидий с указанных граждан.

Кроме того, в ходе проверки проведены контрольные действия в форме осмотра мест осуществления предпринимательской деятельности ИП Талакань В.В., ИП Головко Е.В. и ИП Смирновой С.Н., в результате которых случаев не осуществления предпринимательской деятельности не установлено. Согласно объяснительных данных граждан, после получения субсидии, ими по требованию Центра занятости, предоставлялся отчёт об организации предпринимательской деятельности с приложением копий подтверждающих документов (стр. 13 Акта). Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель 3-го лица требования заявителя поддержал. Представил письменный отзыв, в котором указал, что ответчик при проведении проверки по разделу «содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» вышел за пределы проверки, установленные Административным регламентом, программой проверки. Пояснил, что условия получения субсидий, в соответствии с Порядком организации и Порядком расходования, выполнены в полном объеме и не нарушены. Кроме того, указал на то, что поскольку у центра занятости не имелось полномочий на взыскание денежных средств с граждан, получивших субсидии на организацию собственного дела по договорам №№ 1-СУ, 5-СУ, то оспариваемое предписание не соответствует законодательству. Просит требования удовлетворить в полном объеме.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

На основании приказа руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 19.04.2010 № 146 и удостоверения на проведение ревизии (проверки) № 146, в соответствии с Поручением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.01.2010 № 43-01-02-25/ 32, планом контрольной и надзорной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области на 2010 год заместителем начальника отдела финансового контроля в бюджетных учреждениях и организациях, советником государственной гражданской службы Российской федерации 3-го класса И.В. Геращенко проведена плановая проверка использования субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в Государственном учреждении Амурской области Центре занятости населения города Благовещенска за 2009 год.

По результатам проверки составлен акт от 19.05.2010, в котором отражены выявленные финансовые нарушения.

Кроме того, проводились встречные проверки по вопросу соблюдения условий предоставления субсидий на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости у ИП Стрениной Е.А., ИП Журавлевой Ю.А., за 2009 год, составлены акты от 12.05.2010 и 17.05.2010 соответственно.

На основании данных актов руководителем управления в адрес директора Государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска вынесено предписание по устранению выявленных нарушений, от 28.05.2010 № 23-02-17,1324, содержащее требование о принятии мер по возврату в установленном законом порядке средств субсидии.

Возражения, представленные Центром занятости на акт проверки от 19.05.2010, управлением оставлены без удовлетворения.

Полагая, что действия должностных лиц управления по включению в акт проверки от 19.05.2010 фактов нарушений и иных обстоятельств, повлекших вынесение в адрес Государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска предписания по устранению выявленных нарушений от 28.05.2010 № 23-02-17/1324, являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089, Приказом Минздравсоцразвития России N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан", Приказом Минздравсоцразвития от 16 июня 2008 года N 281н "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" может быть осуществлено финансирование мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан и безработному гражданину может быть оказана финансовая помощь на организацию собственного дела.

Безработным гражданам, которые в результате предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, может быть оказана финансовая помощь на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов за счет средств, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Указанным гражданам может быть также предоставлена субсидия (материальная поддержка) на развитие малого предпринимательства в размере, предусмотренном Постановлением N 1089. Размер субсидии безработному гражданину, открывшему собственное дело, не зависит от сроков и суммы выплаченного ему пособия по безработице в период безработицы.

Следует учитывать, что в Постановлении N 1089 отсутствуют ограничения по направлениям расходования средств, предоставленных безработным гражданам в виде субсидии (материальной поддержки) на развитие малого предпринимательства и самозанятости. Безработные граждане, получившие субсидию (материальную поддержку) на открытие собственного дела, вправе самостоятельно принимать решения о направлениях расходования указанных средств.

Правовая природа данного вида финансовой помощи и ее цели соответствуют статье 39 Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Субсидия получена гражданами взамен пособия по безработице, которое они не получали после заключения договоров, и имеет ту же цель - предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным правоотношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 268 Бюджетного кодекса Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Таким образом, контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14 Положения).

В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

Для исполнения вышеназванных функций приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н утвержден Административный регламент исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Административный регламент).

Согласно положениям п. 3, 4, 6 Административного регламента, ревизия (проверка) проводится отдельно по каждой организации с составлением самостоятельного акта проверки.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

С учетом вышеназванных норм права суд приходит к выводу об отсутствии у управления при проведении проверки Центра занятости правовых оснований для включения в акт проверки от 19.05.2010 иных организаций, получателей средств федерального бюджета.

Как установлено судом, Административный регламент, как и утвержденная тема ревизии (проверки) использования субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ за 2009 г., не предусматривают включение в акт проверки выводов в отношении всех организаций, получателей средств федерального бюджета.

Кроме того, то обстоятельство, что в отношении Центра занятости применены меры принуждения за нарушения иных организаций, получателей средств федерального бюджета уже само по себе влечет за собой нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2 000 руб. по платежному поручению от 08.06.2010 № 3241 подлежит возврату.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия должностных лиц Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области по включению в акт проверки от 19.05.2010г. фактов нарушений и иных обстоятельств допущенными гражданами, организовавшими собственное дело, повлекшие вынесение в адрес ГУ Амурской области ЦЗН города Благовещенска предписания по устранению выявленных нарушений от 28.05.2010г. № 23-02-17/1324.

Признать предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 28.05.2010г. № 23-02-17/1324 недействительным.

Возвратить Государственному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Д.В.Курмачев