ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2744/2012 от 06.07.2012 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2744/2012

9

июля

2012 г.

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 09.07.2012.

Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2012.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Дорощенко Г.А.,

при ведении протокола и протоколировании с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Рябовой Ш.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сантехэлектромонтаж»

ОГРН <***>

ИНН <***>

к

Государственному казенному учреждению Амурской области «Строитель»

ОГРН <***>

ИНН <***>

о взыскании 1 483 200 руб. и судебных расходов,

третье лицо: Открытое акционерное общество «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения»

ОГРН <***>

ИНН <***>

при участии в заседании до и после перерыва:

от истца: ФИО1 доверенность от 24.01.2012, выдана сроком на 3 года,

от ответчика: ФИО2 доверенность от 14.02.2012, выдана сроком до 31.12.2013,

от третьего лица: не явился, извещен заказным письмом № 21775, вручено 13.06.2012,

установил:

в судебном заседании 02.07.2012 объявлялся перерыв до 06.07.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Сантехэлектромонтаж» (далее – ООО «Сантехэлектромонтаж», истец) с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Амурской области «Строитель» (далее - ГКУ Амурской области «Строитель», ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» № 16 от 06.12.2010 в размере 1 483 200 руб., расходов на услуги представителя в размере 100 000 руб. и по оплате государственной пошлины в размере 15 616 руб.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 05.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Открытое акционерное общество «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения».

Исковые требования обоснованы тем, что ООО «Сантехэлектромонтаж» (Генподрядчик) и Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Строитель» (Заказчик) путём проведения открытого аукциона заключили Государственный контракт № 16 от 06.12.2010 по выполнению работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» (далее - Контракт), согласно которому Генподрядчик принимает на себя обязательства по заданию Заказчика выполнить работы согласно Контракта в соответствии с условиями договора и проектной документацией.

Стоимость работ, предусмотренных Контрактом, определена в размере 4 449 600 руб.

Истец указал, что до начала строительства проектно-сметная документация по Контракту Заказчиком Генподрядчику передана не была. Единственным документом устанавливающий объём работы по Контракту, который был передан Заказчиком исполнителю, является проект, согласно которого выполнение работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) необходимо было осуществить до двух домов, расположенных по адресу: <...>.

Генподрядчик полностью осуществил работы предусмотренные Контрактом, претензии по сроку, объёму и качеству работ от Заказчика не поступало. Кроме того, Заказчиком был подписан и направлен в адрес Генподрядчика Акт № 11 приёмки законченного строительством объекта от 19.07.2011, разногласия по объему выполненных работ между сторонами отсутствовали.

При этом в адрес Генподрядчика Заказчиком было направленно Уведомление от 15.04.2011 об одностороннем уменьшении цены контракта до 2 966 400 руб. Впоследствии в адрес Генподрядчика поступило Соглашение о расторжении Государственного контракта от 03.10.2011, в котором было указано, что фактической оплатой по Контракту является сумма всего 2 966 400 руб.

Таким образом, Заказчик недоплатил Генподрядчику денежные средства по Контракту в размере 1 483 200 руб., которые на основании статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) являются фактической экономией Генподрядчика.

Истец обращался к ответчику с предложением подписать Акт сверки и с претензией о необходимости погашения имеющейся задолженности, ответчик оставил обращения без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Истец в судебных заседаниях 02.07.2012, 06.07.2012 поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик относительно заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, в частности указал, что между сторонами 06.12.2010 был заключен государственный контракт на выполнение работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи».

Постановлением Правительства Амурской области от 11.03.2011 № 95 были внесены изменения, предусматривающие реализацию мероприятий по строительству малоэтажных быстровозводимых жилых домов для ветеранов Великой Отечественной войны, в частности, в п.Магдагачи по Плану строительства было предусмотрено 3 дома по 8 однокомнатных квартир каждый – всего 24 квартиры, фактически финансирование осуществлено на 2 дома по 8 однокомнатных квартир.

Ответчик указал, что истцу оплачены фактически выполненные работы по госконтракту по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» (работы, выполненные для 2-х домов).

Кроме того, ответчик считает необоснованными требования истца о возмещении расходов на услуги представителя в размере 100 000 руб., поскольку истцом не представлено доказательств понесенных расходов, их размер является неразумным.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте заседания извещено судом надлежащим образом, представило письменный отзыв на иск, в котором поддержало позицию ответчика, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения», указало, что истец выполнял работы по устройству наружный сетей по объекту «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи», который был построен ОАО «Домостроительный завод» на основании Государственного контракта № 3094/1 от 23.08.2010, заключенному с ГБУ Амурской области «Строитель».

Контракт 3094/1 от 23.08.2010 на день его подписания сторонами предполагал строительство трех жилых домов в п. Магдагачи. Общая стоимость работ по трем домам составила 26 654 400 руб., стоимость одного дома - 8 884 800 руб. В связи с сокращением бюджетного финансирования необходимость в строительстве третьего дома отпала и фактически было построено два жилых дома, расположенных в п. Магдагачи, на улице Ленина 45 и 47. Оплата за выполненные работы произведена ответчиком в августе 2011 года на сумму 17 769 600 руб.

Третье лицо указало, что аналогичная ситуация сложилась и с работами истца по устройству наружных сетей к построенным третьим лицом жилым домам, выполненная истцом по Государственному контракту № 16 от 06.12.2010. Исходя из того, что на день проведения торгов на выполнение работ по устройству наружных сетей по объекту «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» была необходимость в строительстве Комплекса жилых домов, состоящего из трех зданий, то и государственный контракт с истцом, заключен на устройство наружных сетей к трем жилым домам, и стоимость работ указана в Контакте на весь объем работ к трем домам - 4 449 600 руб., стоимость работ по одному дому - 1 483 200 руб. Когда были внесены изменения в программу «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы.» и сокращено бюджетное финансирование, необходимость в выполнении работ по устройству наружных сетей к третьему дому отпала. Фактически работы в заявленном объеме истцом не выполнялись.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Суд считает возможным провести судебное заседание в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, в соответствии с предписаниями статьи 71 АПК РФ, суд установил следующие обстоятельства.

Во исполнение указа Президента Российской Федерации № 30 от 09.01.2010 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» и согласно долгосрочной целевой программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 г», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27.05.2009 № 221, между Государственным бюджетным учреждением Амурской области «Строитель» (Государственный заказчик) и ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» (ОАО «Домостроительный завод», Исполнитель) был заключен государственный контракт № 3094/1 на выполнение работ по строительству «под ключ» объекта «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п.Магдагачи» (3 дома по 8 однокомнатных квартир каждый - всего 24 квартиры) от 23.08.2010 (далее – государственный контракт № 3094/1 от 23.08.2010), согласно п. 2.1. которого Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется за свой риск, своими и /или привлеченными силами и средствами выполнить работы по строительству «под ключ» объекта «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п. Магдагачи» (24 квартиры), в соответствии с условиями контракта в пользу третьих лиц, согласно списка граждан-получателей жилого помещения в собственность, утвержденного распоряжением губернатора области.

Общая стоимость комплекса работ, выполняемого Исполнителем по Контракту составляет 26 654 400 руб. с учетом НДС-18% (п. 4.1. государственного контракта № 3094/1 от 23.08.2010).

Согласно п. 6.1. государственного контракта № 3094/1 от 23.08.2010 срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта, срок окончания работ – окончание строительства – 20.12.2010.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Между Государственным бюджетным учреждением Амурской области (Заказчик) и ООО «Сантехэлектромонтаж» (Генподрядчик) на основании протокола открытого аукциона № 3296 от 17.11.2010 был заключен государственный контракт № 16 на выполнение работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» от 06.12.2010 (далее - государственный контракт № 16 от 06.12.2010), согласно п. 2.1. которого Заказчик поручает, а Генподрядчик обязуется в счет оговоренной Разделом 4 Контракта стоимости, выполнить работы по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» (далее - работы) в соответствии с условиями Контракта, утвержденной проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами и в срок, предусмотренный в п. 5.1 Контракта.

Разделом 4 государственного контракта № 16 от 06.12.2010 определена стоимость контракта, так п. 4.1. и п. 4.2. предусмотрено, что общая стоимость работ (цена Контракта) соответствует Приложению № 1 - «Протокол согласования контрактной цены» и составляет 4 449 600 руб.

Цена Контракта включает в себя стоимость всего объема работ, указанного в п. 2.1 Контракта, в том числе: стоимость материалов и механизмов, оборудования, изготовление конструкций и транспортировку материалов до строительной площадки, включая погрузо-разгрузочные работы, поставку своих средств, налоги и сборы, а также другие обязательные платежи (п. 4.3. государственного контракта № 16 от 06.12.2010).

В соответствии с п. 4.4. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 цена Контракта устанавливается на весь период действия Контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 5.1. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 предусмотрены сроки выполнения работ: начало работ - с момента заключения Контракта; окончание работ - до 23.12.2010.

Порядок приемки выполненных работ определен сторонами в разделе 8 государственного контракта № 16 от 06.12.2010, согласно п. 8.1. Заказчик назначает своего представителя на Объекте, который от его имени осуществляет приемку предъявленных Генподрядчиком выполненных работ в пределах доведенных распорядителем ежегодных лимитах бюджетных обязательств.

Заказчик обязан в 3-дневный срок с момента уведомления Генподрядчиком принять выполненные работы. Работы считаются принятыми с момента подписания сторонами Акта о приемке выполненных работ (КС-2), Справки о стоимости выполненных работ (КС-3), принятых заказчиком в пределах доведенных ежегодных лимитах бюджетных обязательств, и при обязательном представлении технической исполнительной документации по выполненным работам в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» и СНиП 12-2004 «Организация строительства» и руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РД-11-02-2006 «Требования по составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве...» (п. 8.2. государственного контракта № 16 от 06.12.2010).

В силу п. 8.3. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справка о стоимости выполненных работ (КС-3) подписываются обеими сторонами. При отказе от подписания Акта и Справки кем-либо из сторон об этом делается отметка в акте. Основания для отказа излагаются отказавшимся лицом в Акте, либо для этого составляется отдельный документ.

Согласно п. 8.4. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 отчетный период для приёмки выполненных работ устанавливается 25 числа каждого месяца. При этом Акты о приёмке выполненных работ (КС-2) оформляются Генподрядчиком в соответствии с приложением № 1 к Контракту, в пределах стоимости Контракта. Акты о приемке выполненных работ предъявляются Генподрядчиком Заказчику не позднее 25-го числа отчетного месяца.

Оплата работ по Контракту осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимых ежегодно распорядителем бюджетных средств. Источник финансирования - средства областного бюджета (п. 9.1.государственного контракта № 16 от 06.12.2010).

В соответствии с п. 9.4. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 основанием для ежемесячной оплаты выполненных работ являются оформленные в установленном порядке: «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме КС-3, «Акт о приемке выполненных работ» по форме КС-2.

Пунктом 9.6. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 определено, что Государственный заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату выполненных Генподрядчиком работ, связанную с несвоевременным поступлением на лицевой счет Государственного заказчика, открытый в министерстве финансов Амурской области, бюджетных средств для оплаты работ, предусмотренных, контрактом (в том числе при отсутствии финансирования).

Пунктом 9.7. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 предусмотрено, что Заказчик осуществляет платежи в течение 5 банковских дней с момента поступления бюджетных средств на лицевой счет Государственного заказчика и получения от исполнителя следующих документов:

- счета-фактуры на выполненные работы - 4 оригинала;

- Акт о приемке выполненных работ (КС-2), подписанный Заказчиком и Генподрядчиком - 4 оригиналов;

- Справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), подписанная Заказчиком и Генподрядчиком - 4 оригиналов.

Согласно п. 16.1. государственного контракта № 16 от 06.12.2010 внесение изменений и дополнений в Контракт производится в порядке и случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Расторжение Контракта возможно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации (п. 17.1. государственного контракта № 16 от 06.12.2010).

Постановлением Правительства Амурской области от 10.02.2011 № 58 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 27 мая 2009 № 221» в долгосрочную целевую программу «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009 - 2011 годы», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 27.05.2009 № 221 были внесены изменения по строительству объекта «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п.Магдагачи» - 2 дома по 8 квартир и объемы финансирования, предусмотренные на строительство домов.

16.11.2011 между Государственным бюджетным учреждением Амурской области «Строитель» и ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» (ОАО «Домостроительный завод») было заключено соглашение о расторжении государственного контракта № 3094/1 от 23.08.2010 на выполнение работ по строительству «под ключ» объекта «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п. Магдагачи» (24 квартиры), в п. 2. которого указано, что основанием для расторжения государственного контракта № 3094/1 от 23.08.2010 является обоюдное соглашение сторон. Стороны подтверждают, что объем выполненных и оплаченных работ составляет 17 769 600 руб.

Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Строитель» и ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» исполнили обязательства по государственному контракту № 3094/1 от 23.08.2010, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, актом сверки взаимных расчетов, указано в отзыве ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения», привлеченного судом в качестве третьего лица по делу.

В материалы дела представлено Разрешение № 1022800929359-82 от 20.07.2011, выданное ОАО «Хабаровский завод промышленного и гражданского домостроения» муниципальным образованием администрации Магдагачинского района, на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п. Магдагачи Амурской области (два дома: 1 и 2), расположенные по адресу Амурская область, пгт. Магдагачи, ул. Ленина, 45, 47.

15.04.2011 Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Строитель» обратилось в адрес ООО «Сантехэлектромонтаж» с письмом (исх. № 06-01-1088, вх. № 24), в котором указало, что поскольку Постановлением Правительства Амурской области от 10.02.2011 № 58 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 27 мая 2009 г. № 221» были внесены изменения по строительству объекта: «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п. Магдагачи» и объемы финансирования, предусмотренные на строительство двух домов, постольку в соответствии со статьей 767 ГК РФ стоимость работ по государственному контракту № 16 от 06.12.2010 подлежит уменьшению до 2 966 400 руб., в связи с чем, прокладку сетей необходимо осуществить к двум жилым домам.

В ответе (от 18.04.2011 исх. № 77) на указанное письмо ООО «Сантехэлектромонтаж» указало, что возражает относительно уменьшения стоимости работ по государственному контракту № 16 от 06.12.2010 и о приостановлении работ по причине отсутствия готовности домов.

В письме от 16.05.2011 исх. № 41 ООО «Сантехэлектромонтаж» сообщает ГБУ Амурской области «Строитель», что не имеет возможности закончить работы по устройству наружных сетей «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п. Магдагачи» в связи с тем, что дома, к которым необходимо выполнить подключение наружных сетей не построены.

ГБУ Амурской области «Строитель» направило в адрес ООО «Сантехэлектромонтаж» письмо от 06.10.2011 исх. № 06-01-б/н с приложенным проектом соглашения о расторжении государственного контракта № 16 от 06.12.2010, в котором просило соглашение подписать и вернуть в адрес учреждения.

На основании распоряжения Правительства Амурской области от 02.12.2011 № 169-р «О создании государственного казенного учреждения Амурской области «Строитель» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Амурской области «Строитель» создано Государственное казенное учреждение Амурской области «Строитель», которое является правопреемником государственного бюджетного учреждения Амурской области «Строитель» (п. 1.1. Устава ГКУ Амурской области «Строитель»).

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу статьи 766 ГК РФ государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Пунктом 1 статьи 767 ГК РФ предусмотрено, что при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ при исполнении государственного (муниципального) контракта не допускается изменение условий контракта, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В силу части 4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 данной статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии со статьей 711 ГК РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

В материалы дела представлен Акт № 11 приемки законченного строительством объекта от 19.07.2011, согласно которому Исполнителем работ предъявлен Заказчику к приемке объект: «Комплекс быстровозводимых малоэтажных жилых домов в п. Магдагачи», расположенный по адресу: <...>; стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации в ценах 07.2010 года составила 2 966 400 руб., который со стороны ООО «Сантехэлектромонтаж» подписан не был.

Факт выполнения, приемки и оплаты работ по государственному контракту № 16 от 06.12.2010 на сумму 2 966 400 руб. подтвержден следующими документами: справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) № 1 от 27.06.2011 и актом о приемке выполненных работ (КС-2) № 1 от 27.06.2011 на сумму 1 116 418 руб., справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) № 1 от 18.07.2011 и актом о приемке выполненных работ (КС-2) № 6-3-1 от 18.07.2011 на сумму 1 849 982 руб., подписанными ООО «Сантехэлектромонтаж» и ГБУ Амурской области «Строитель»; а также платежными поручениями № 983 от 11.07.2011 на сумму 1 116 418 руб., № 514 от 19.09.2011 на сумму 1 849 982 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалами дела подтверждено фактическое выполнение ООО «Сантехэлектромонтаж» работ по государственному контракту № 16 от 06.12.2010 на сумму 2 966 400 руб., которые были оплачены ГБУ Амурской области «Строитель», доказательств выполнения и приемки работ по устройству наружных сетей на сумму 1 483 200 руб. истцом в материалы дела не представлено.

Суд считает, что задолженность в размере 1 483 200 руб., которую истец просит взыскать с ответчика, является стоимостью работ по третьему жилому дому, который не был построен и к которому не были выполнены работы по проведению наружных сетей.

Довод ответчика о том, что цена государственного контракта № 16 от 06.12.2010 является твердой и не может быть изменена в ходе его исполнения, в данном случае имеет место экономия подрядчика, отклонен судом на основании следующего.

Согласно статье 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.

По смыслу приведенной правовой нормы экономия подрядчика может быть связана с использованием более эффективных методов работы либо с изменением цен на материалы и оборудование, учтенных при определении цены, тогда как в рассматриваемом случае имело место не уменьшение расходов подрядчика на выполнение работ, а изменение объема работ по государственному контракту № 16 от 06.12.2010.

Судом установлено, что подрядчиком выполнены работы по государственному контракту № 16 от 06.12.2010 в меньшем объеме, чем было предусмотрено по техническому заданию, прилагаемому к контракту, следовательно, отсутствуют основания для применения положений статьи 710 ГК РФ.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований о взыскании с ГКУ Амурской области «Строитель» в пользу ООО «Сантехэлектромонтаж» задолженности по государственному контракту на выполнение работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» № 16 от 06.12.2010 в размере 1 483 200 руб. следует отказать.

Рассмотрев требования истца о взыскании с ответчика расходов на услуги представителя в размере 100 000 руб. и по оплате государственной пошлины в размере 15 616 руб. суд считает необходимым в их удовлетворении отказать в связи со следующим.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В соответствии с положениями ст.333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по настоящему иску составляет 27 832 руб.

При подаче искового заявления ООО «Сантехэлектромонтаж» уплачена государственная пошлина в сумме 15 616 руб., что подтверждается платежным поручением № 54 от 20.02.2012.

Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по устройству наружных сетей (наружная канализация, теплотрасса, наружное электроснабжение) по объекту: «Комплекс малоэтажных быстровозводимых жилых домов в п. Магдагачи» № 16 от 06.12.2010 в размере 1 483 200 руб., судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, а также расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании изложенного, с истца в доход федерального бюджета Российской Федерации надлежит взыскать государственную пошлину в размере 12 216 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в иске отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сантехэлектромонтаж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 12 216 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Дорощенко Г.А.