Именем Российской Федерации | |||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||
Арбитражный суд Амурской области | |||||||||||
675000, <...> | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-3005/07-6/149 | |||||||||
Дата принятия решения | 04 | октября | 2007 г. | ||||||||
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения | 05 | октября | 2007 г. | ||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | Ермаковой А.К. | ||||||||||
(Фамилия И.О. судьи) | |||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску | ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» | ||||||||||
(наименование истца) | |||||||||||
к | Министерству финансов Амурской области; Отделу культуры и работе с молодежью администрации Октябрьского района | ||||||||||
(наименование ответчиков) | |||||||||||
о | взыскании 27 400 руб. | ||||||||||
3-е лицо: Министерство культуры и науки Амурской области; Финотдел администрации Октябрьского района | |||||||||||
Протокол вела: секретарь судебного заседания Коваль Е.В. | |||||||||||
(Фамилия И.О., должность лица) | |||||||||||
При участии в заседании: от истца: ФИО1, по доверенности. № ДЭК-20/134Д от 01.02.2007 г.; от ответчика Минфина Амурской области: ФИО2, по доверенности № 13-10/502 от 15.08.07; от ответчика Отдела культуры и работе с молодежью администрации Октябрьского района: не явился, извещен; от третьего лица Министерства культуры и науки Амурской области: не явился, извещен; от третьего лица Финотдела администрации Октябрьского района: не явился, извещен | |||||||||||
установил: | |||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» (далее – ОАО «Амурэнерго») с иском к финансовому департаменту администрации Амурской области (далее – департамент), отделу культуры и работе с молодежью администрации Октябрьского района (далее – отдел культуры) о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии по договору № 259-20/06 от 01.09.06 в размере 27 400 руб.
На основании ст. 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент культуры и науки администрации Амурской области, МУ «Финансовый отдел администрации Октябрьского района».
Определением суда от 28.08.07 с согласия истца судом произведена замена ответчика Финансового департамента администрации Амурской области на правопреемника Министерство финансов Амурской области
Определением суда от 06.09.07 судом произведена замена третьего лица Департамента культуры и науки администрации Амурской области на правопреемника Министерство культуры и науки Амурской области.
В обоснование исковых требований истец указал, что 01.09.06 между ОАО «Амурэнерго» и отделом культуры был заключен договор № 259-20/06 «О возмещении в 2006 г. выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии», в соответствии с п. 2.1.1 которого ОАО «Амурэнерго» обязано предоставить скидку по оплате электрической энергии работникам культуры, проживающим и работающим в Октябрьском районе, предусмотренную Законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий».
Согласно условиям указанного договора отдел культуры обязался ежемесячно, по мере поступления денежных средств из областного бюджета, перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам на основании документов, указанных в п. 2.1.3 договора (счет по отдельным категориям граждан, список этих граждан).
Истцом обязательства по предоставлению скидки по оплате электрической энергии работникам культуры исполнены надлежащим образом.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по возмещению выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам образовалась задолженность в размере 27 400 руб.
Истец указал, что ОАО «ДЭК» создано в результате реорганизации ОАО «Амурэнерго» в форме слияния с ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Южное Якутскэнерго», ОАО «Дальэнерго», ЗАО «ЛуТЭК», является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО «Амурэнерго», в соответствии с договором о слиянии от 10.08.06.
До настоящего времени убытки в размере 27 400 руб. ответчиками не возмещены ОАО «ДЭК».
На основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ, ст. 84, 86 Бюджетного кодекса РФ, постановления губернатора Амурской области № 702 от 23.12.05 истец просит суд взыскать с Министерства финансов Амурской области в пользу ОАО «ДЭК» убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии по договору № 259-20/06 от 01.09.06 в размере 27 400 руб.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Амурской области с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.
Ответчик Министерство финансов Амурской области в отзыве на иск указал, что в соответствии с Законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок; в соответствии с отчетом Октябрьского района об использовании субвенций за декабрь 2006 года из областного бюджета на реализацию льгот, предоставляемых специалистам, проживающим в сельской местности, из областного бюджета выделено 7 181 тыс. руб. финансовым департаментом администрации Амурской области частично не были исполнены указанные расходные обязательства в связи с дефицитом областного бюджета.
В судебное заседание ответчик Отдел культуры администрации Октябрьского района не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
В арбитражный суд от ответчика Отдела культуры администрации Октябрьского района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Согласно представленному отзыву на иск ответчик Отдел культуры администрации Октябрьского района указал, что из областного бюджета на исполнение вышеуказанного Закона поступили денежные средства в сумме 7 216 097 руб., которые были распределены между главными распорядителями денежных средств в том числе, Отделу культуры – 314 032 руб. 93 коп. Фактическая потребность Октябрьского района на исполнение указанного Закона составляет в сумме 12 627 031 руб. 94 коп., в том числе, Отделу культуры 530 321 руб. Кредиторская задолженность на 01.01.2007 года по отделу составляет в сумме 377 263 руб. Таким образом, ответчик считает, что выделенных денежных средств было недостаточно для исполнения указанного Закона полностью.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства культуры и науки Амурской области не явился, отзыва на иск и запрошенных судом документов не представил, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица Финотдела администрации Октябрьского района не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
В арбитражный суд от третьего лица Финотдела администрации Октябрьского района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В отзыве на иск Финотдел администрации Октябрьского района указал, что из областного бюджета на исполнение вышеуказанного Закона поступили денежные средства в сумме 7 216 097,19 руб., которые были распределены между главными распорядителями денежных средств в том числе, Отделу культуры – 314 032 руб. 93 коп. Фактическая потребность Октябрьского района на исполнение указанного Закона составляет в сумме 12 627 031 руб. 94 коп., в том числе, Отделу культуры 530 321 руб. Кредиторская задолженность на 01.01.2007 года по отделу составляет в сумме 377 263 руб. Третье лицо Финотдел администрации Октябрьского района указал, что выделенных денежных средств было недостаточно для исполнения указанного Закона.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В Октябрьском районе проживают работники культуры, состоящие в трудовых отношениях с отделом культуры, пользующиеся льготой по оплате электроэнергии в размере 100% платы за электроснабжение на основании Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 05.12.05 99-ОЗ.
ОАО «ДЭК» во исполнение указанного закона предоставляло в 2006 году работникам культуры льготы по оплате за электроэнергию.
По состоянию на 01.01.07 ОАО «ДЭК» не возмещены из областного бюджета расходы, связанные с предоставлением льгот работникам культуры отдела культуры в декабре 2006 года, в размере 27 400 руб.
Судом установлено, что 27.09.06 между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (правопреемник ОАО «Амурэнерго») и Отделом культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района был заключен договор № 259-20/06 «О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии», в соответствии с условиями которого ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» предоставляет скидку по оплате электрической энергии работникам администрации, проживающим в Октябрьском районе, предусмотренную Законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», администрация ежемесячно перечисляет организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.
Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.05 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее – Закон № 99-ОЗ) руководители и специалисты учреждений культуры, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении, пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 10 части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (далее - работники культуры) имеют право на социальную поддержку. Согласно Приложению №1 к указанному закону данная категория граждан пользуется льготой по уменьшению платы за электроснабжение в размере 100 % (в пределах утвержденных нормативов).
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счет-фактура № РАОО023699-1571 от 08.12.06 с указанием основания предоставления льготы, а также представлены счет, накладная, ведомость энергопотребления, список работников культуры с расчетом суммы предоставленных льгот, заверенные Отделом культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района, акт сверки расчетов, связанных с возмещением выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате энергии за четвертый квартал 2007 года, подписанный представителем ОАО «Амурэнерго» и начальником Отдела культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района без возражений.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспариваются.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Согласно Закону Амурской области «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2006 год» № 262-ОЗ от 13.12.06 Амурской областью на оказание мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг было выделено муниципальному образованию Октябрьскому району субвенций в размере 7 181 тыс. руб.
Согласно отчету за 2006 год об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг работникам культуры, проживающим в Октябрьском районе, сумма фактических затрат Октябрьского района в 2006 году составила 10 267 тыс. руб.
Согласно отчету Октябрьскому району из областного бюджета в 2006 году выделено средств по оказанию мер социальной поддержки работникам культуры в размере 314 тыс. руб., в то время как фактические потребности Октябрьского района составили 669 тыс. руб.
Таким образом, выделенных денежных средств оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот указанной категории граждан.
Судом не принимается довод представителя Министерства финансов Амурской области о том, что Амурская область должна быть освобождена от ответственности, поскольку муниципальное образование имело возможность произвести гашение долга энергоснабжающей организации за счет денежных средств, выделяемых в текущем году. Суду не представлено документов, подтверждающих выделение муниципальному образованию денежных средств на гашение долга 2006 года, либо в количестве, превышающем потребности текущего года.
Доказательств нецелевого использования полученных денежных средств не представлено.
Суд приходит к выводу, что Октябрьский муниципальный район, Отдел культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района не имели возможности возместить истцу расходы, связанные с реализацией Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку выделенных денежных средств на указанные цели было недостаточно.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 85 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.01 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых, осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Статьей 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», пунктом 2 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ», а также ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих финансирование обеспечения осуществления полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации исключительно из бюджета субъекта РФ, расходы предприятий по предоставлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта.
Материалами дела установлено, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных Законом Амурской области от 05.12.05 № 99-ОЗ органу местного самоуправления субъектом РФ Амурской областью не передавались и не обеспечивались материальными и финансовыми средствами из областного бюджета, следовательно, Отдел культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района не несет ответственность за ущерб, причиненный истцу в виде неполучения доходов от предоставленных им льгот в соответствии со ст. 16, ст. 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Октябрьскому району, Отделу культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района в 2006 году в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам согласно Закону № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части невозмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в декабре 2006 года работникам культуры льгот по оплате электроэнергии, должна нести Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области в силу ст. ст. 85, 136 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, в иске к Отделу культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района следует отказать.
На основании изложенного с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать убытки в размере 27 400 руб.
Общая сумма заявленных исковых требований составила 27 400 руб., госпошлина с суммы иска составляет 1 096 руб.
При подаче иска истцом по платежному поручению № 1139 от 24.05.07 уплачена госпошлина в размере 1 096 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлину по иску в размере 1 096 руб. следует отнести на ответчика Министерство финансов Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» убытки в размере 27 400 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 1 096 руб.
В иске к Отделу культуры и работы с молодежью администрации Октябрьского района отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу – в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья А.К. Ермакова