ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-3072/19 от 01.08.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-3072/2019

Резолютивная часть решения оглашена 01 августа 2019 года, в полном объеме решение изготовлено 08 августа 2019 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Е.А.Варламова,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.В.Ивановой,

рассмотрев в судебном заседании  заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (ОГРН 1042800037224, ИНН 2801100515) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434) о признании представления недействительным в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя -    Тисленко С.С., доверенность от 09.01.2019 г., удостоверение;

от ответчика –  Кравченко Е.Н., доверенность № 23-19-12/73, от 15.03.2019 г., паспорт,

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее по тексу - заявитель) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее по тексту - ответчик) с заявлением о признании незаконным  п.1 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 25.04.2019 № 23-13-59/22-2772..

Определением от 24.07.2019 судебное разбирательство отложено на 01.08.2019 на 10 час. 00 мин.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, приведенным в заявлении, представил дополнительные доказательства в обоснование своей позиции.

Представитель ответчика поддержал ранее изложенную в письменном отзыве позицию, согласно которой спорная выплата не входит в состав денежного содержания государственных гражданских служащих Управления, в связи с чем начисление на нее районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы являлось неправомерным.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Ответчиком на основании приказа Управления Федерального казначейства по Амурской области от 21 февраля 2019 года № 67 «О назначении плановой выездной проверки в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Амурской области» в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Амурской области в финансово-бюджетной сфере  на 2019  год, в отношении заявителя в период с 26.02.2019 по 27.03.2019 проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета в рамках государственной программы «Юстиция». Проверяемый период: 2018 год.

Согласно акту выездной проверки от 27.03.2019  проверкой правильности начисления и выплаты ежемесячной надбавки государственным гражданским служащим, замещающим должность, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста, имеющих высшее юридическое образование, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», установлено, что в нарушение требований, установленных статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004  № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  УФССП по Амурской области в результате начисления ежемесячного районного коэффициента и ежемесячной процентной надбавки за стаж работы в Южных районах Дальнего Востока на выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», не входящие в состав денежного содержания государственных гражданских служащих, с января по август 2018 года семи госслужащим УФССП России по Амурской области, неправомерно начислено 52 413,51 рублей и выплачено надбавки за счет средств федерального бюджета за минусом налога на доходы физических лиц (6 813,76 рублей) в сумме 45 599,75 рублей (КБК 322 0304 4240190012 121 211). Излишние начисления на выплаты по оплате труда составили 15 870,81 рублей (52 413,51 *30,28%) (КБК 322 0304 4240190012 129 213).

Сведения о суммах переплат ежемесячной надбавки государственным гражданским служащим УФССП по Амурской области, замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющих высшее юридическое образование за период с января по август 2018 года приведены в Приложении № 5 к акту проверки.

Факт установленного нарушения подтвержден приложенными к акту проверки копиями расчетных листков госслужащих с января по август 2018 года, приказов на установления надбавки, платежных поручений от 15.01.2018 № 45427, от 31.01.2018 № 117432, от 28.02.2018 № 229234, от 15.03.2018 № 292069, от 30.03.2018 № 367239, от 31.05.2018 № 629203, от 18.06.2018 № 698188, от 29.06.2018 № 769350, от 03.08.2018 № 14276, от 05.09.2018 № 151122.

На основании акта выездной проверки УФК по Амурской области вынесло представление от 25.04.2019 № 23-13-59/22-2772, пунктом 1 которого предписано принять меры в установленном законом порядке по возврату средств, расходованных на неправомерно начисленные суммы районного коэффициента и ежемесячной процентной надбавки за стаж  работы в Южных районах Дальнего Востока на выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов».

Посчитав представление от 25.04.2019 № 23-13-59/22-277 незаконным в указанной части, УФССП по Амурской области обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, совершения действий (бездействия), их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие таких решений, возлагается на соответствующий публичный орган власти или должностное лицо.

Статья 34 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно пункту 3 статьи 166.1 БК РФ, а также Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство.

Пунктом 3 ст. 265 БК РФ установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с пунктом  5.(15)1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (п.3 ст. 269.2 БК РФ).

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.         

В пункте 4 Правил № 1092 определено, что плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

В силу подпункта «а» пункта 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство  при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по  контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 Согласно ст.270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Аналогичная норма содержится в пункте  68  Правил №  1092.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает в т.ч. такими бюджетными полномочиями  как принятие  и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Спорным для настоящего дела вопросом является правомерность начисления Управлением в 2018 году районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Южных районах Дальнего Востока на выплаченные суммы надбавки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов».

При этом, суд при вынесении решения учитывает то, что,  как следует из материалов дела, правомерность и обоснованность установления и выплаты самой надбавки, предусмотренной данным Указом, УФК не оспаривается.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П  разъяснено о том, что территориальные масштабы Российской Федерации и ее географическое положение предопределяют необходимость учета при формировании социально-экономической политики государства природно-климатических особенностей тех или иных регионов, с тем чтобы обеспечить их устойчивое развитие, создать благоприятные условия для эффективной хозяйственной деятельности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и, в конечном счете, - обеспечить достойную жизнь проживающим на их территории гражданам на основе принципов равенства и социальной справедливости. Негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями, и связанный с этим риск преждевременной утраты трудоспособности обязывают Российскую Федерацию как правовое социальное государство принимать меры, призванные компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития.

В пункте 3 вышеприведенного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указано на то, что на  основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

С учетом изложенного согласно выводу, содержащемуся в абз.8 п.3 Постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации.

Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, - принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П).

Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для Амурской области установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,20%.

Кроме того, в южных районах Дальнего Востока производится выплата надбавки к заработной плате, установленная Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР" с учетом Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. № 255».

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно ч.9 ст.50 Закона № 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

В соответствии со статьей 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, пунктом 2 «Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила № 562), денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), к которым относятся:  а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные законодательством и иными правовыми актами (часть 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с п.4 Правил № 562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Указом Президента РФ от 08 мая 2001 года № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, улучшения качества подготовки проектов нормативных правовых актов, а также предоставления дополнительных социальных гарантий государственным служащим, осуществляющим правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов  постановлено предоставить руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, или руководителям их аппаратов с 1 июня 2001 года право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственных органов государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование ежемесячную надбавку.

В соответствии с п.3 Указа Президента № 528 финансирование расходов, связанных с его исполнением, обеспечивается в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на денежное содержание аппаратов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в  соответствии с данным Указом,  Федеральной службой судебных приставов в адрес руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов направлено письмо 22.11.2012 № 12/07-29858-АП «Об установлении ежемесячной надбавки» в соответствии с которым предписано, в соответствии с приказом ФССП России от 23.01.2006 № 42-к «О мерах по повышению уровня правового обеспечения деятельности Федеральной службы судебных приставов» в целях оптимизации работы отделов правового обеспечения территориальных органов ФССП России руководителям территориальных органов ФССП России рассмотреть вопрос об установлении работникам указанных отделов ежемесячной надбавки в размере до 70 % должностного оклада. При этом необходимо учитывать, что ежемесячную надбавку вправе получать работники, имеющие высшее юридическое образование, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Также при установлении ежемесячной надбавки следует исходить из целесообразности ее назначения начальникам отделов правового обеспечения территориальных органов ФССП России и их заместителям в размере 70 % должностного оклада, иным работникам отделов правового обеспечения территориальных органов ФССП России, отвечающим указанным выше требованиям, в размере не менее 50 % должностного оклада.

По смыслу положений законодательства, регулирующего оплату труда государственных гражданских служащих, спорная выплата, как признано при рассмотрении настоящего дела ответчиком, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона №  79-ФЗ.

В силу части 1 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с ч.3 ст.51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств, в т.ч.  на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).

Как предусмотрено пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Как следует из представленных в материалы дела доказательств – приказа УФССП по Амурской области от 29.03.2018 № 294-к, приказов ФССП от 04.12.2017 № 2274-к, от 16.01.2018 № 31-к, от 19.02.2018 № 227-к, от 19.03.2018 № 537-к, от 03.08.2018 № 1397-к, установление спорной выплаты было обусловлено назначением на определенные должности государственной гражданской службы, выполнением определенных должностных обязанностей.

Также собранными ответчиком при проведении проверки платежными документами, представленными в настоящем судебном заседании заявителем документами (записка от 31.07.2019, заявки на кассовый расход, бюджетная смета  расходов федерального бюджета на 2018 год), подтверждается то, что  указанная выплата выплачивалась государственным гражданским служащим за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

Из содержания Указа Президента № 528 также следует, что установление соответствующей надбавки направлено на повышение денежного вознаграждения, выплачиваемого государственным гражданским служащим, в чьи основные служебные обязанности входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.

Таким образом, спорная выплата не носила компенсационный, поощрительный характер, выплачивалась периодически, во время исполнения определенных служебных обязанностей, выплачивалась за счет средств фонда оплаты труда, а соответственно,  являлась платой за такой труд.

В Определении Верховного Суда РФ от 28.08.2017 № 2-КГ17-13 также содержится правовая позиция о том, что иные дополнительные выплаты, предусмотренные ч.10 ст.50 Закона № 79-ФЗ, входят в состав денежного содержания государственных гражданских служащих.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что  суммы спорной выплаты входили в фактический заработок государственных гражданских служащих, в состав денежного содержания,  а следовательно, с учетом положений статьи 50 Закона № 79-ФЗ, статей 316, 317  Трудового кодекса Российской Федерации, статей 10, 11 Закона № 4520-1, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 38-П,  Правил № 562 начисление  заявителем на суммы такой выплаты районного коэффициента и процентной надбавки являлось правомерным.

Выводы ответчика о том, что надбавка, установленная Указом Президента № 528, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем на нее не подлежит начислению районный коэффициент и процентная надбавка, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

С учетом изложенного суд признает обоснованными доводы заявителя о незаконности спорного представления в части пункта 1, поскольку выводы УФК о том, что на спорные выплаты не начисляются районный коэффициент и надбавка за стаж работы являются необоснованными. В рассматриваемой ситуации расходование бюджетных средств осуществлено правомерно.

Таким образом, нарушения, указанного в оспариваемом пункте представления,  фактически не допущено; выводы УФК о данном нарушении являются необоснованными, в связи с чем у ответчика  отсутствовали основания для вынесения представления в оспариваемой части.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку  представление УФК в оспариваемой части не соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При выборе способа восстановления нарушенного права, арбитражный суд учитывает положения пункта 8 статьи 201 АПК РФ, в соответствии с которым со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Поскольку представление в оспариваемой части признано судом недействительным, оно не подлежит в данной части применению с момента вынесения судебного акта, что само по себе является восстановлением нарушенных прав заявителя, в связи с чем необходимости в отдельном указании в решении способа восстановления нарушения права не имеется.

Стороны от уплаты госпошлины по делу освобождены в соответствии с положениями  ст.333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167-170,  180, 201 АПК РФ, суд

решил:

требования удовлетворить, признать недействительным  как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации  представление  Управления Федерального казначейства по Амурской области от 25.04.2019 № 23-13-59/22-2772 в части пункта 1 данного представления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск). 

Судья                                                                                                                       Е.А.Варламов