ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-310/07 от 02.10.2007 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Амурской области

675000, <...>

г. Благовещенск

Дело  №

А04-310/07-6/28

Дата принятия решения

02

октября

2007 г.

Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения

05

октября

2007 г.

Арбитражный суд в составе судьи

Ермаковой А.К.

                                                                                                                 (Фамилия И.О. судьи)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»

 в лице ФАО «Амурэнергосбыт»

(наименование  истца)

к

Министерству финансов Амурской области;

администрации Большесазанского сельсовета;

администрации Серышевского района;

Финансовому управлению администрации Серышевского района

                                            (наименование ответчиков)

о

взыскании 4 000 руб.

3-е лицо:

Минфин РФ;

Управление федерального казначейства России по Амурской области;

Администрация Амурской области

Протокол вела: секретарь судебного заседания Коваль Е.В.

(Фамилия И.О., должность лица)                          

При участии в заседании:

от истца: ФИО1 паспорт <...>, по доверенности № ДЭК-20/448Д от 07.03.07;

от ответчика Минфина Амурской области: не явился, извещен;

от ответчика администрации Большесазанского сельсовета: не явился, извещен;

от ответчика администрации Серышевского района: не явился, извещен;

от ответчикаФинансового управления администрации Серышевского района: не явился, извещен;

от третьего лица Минфина РФ: не явился, извещен;

от третьего лица УФК России по Амурской области: не явился, извещен;

от третьего лица Администрация Амурской области: не явился, извещен

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество ОАО «Амурэнерго» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» (далее – ОАО «Амурэнерго») с иском к финансовому департаменту администрации Амурской области (далее – департамент), Администрации Большесазанского сельсовета (далее – администрация, сельсовет), Администрации Серышевского района, Финансовому управлению администрации Серышевского района о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии по договору № 161-20/06 от 06.04.06 в размере 4 000 руб.

Определением суда от 12.03.07 по ходатайству истца ОАО «Амурэнерго» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» произведена замена истца на правопреемника «Дальневосточная энергетическая компания» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» (далее – ОАО «ДЭК»).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минфин РФ, Управление федерального казначейства России по Амурской области, Администрация Амурской области.

Определением арбитражного суда от 06.09.07 произведена замена ответчика Финансового департамента администрации Амурской области на правопреемника Министерство финансов Амурской области.

В обоснование исковых требований истец указал, что 06.04.06 между ОАО «Амурэнерго» и администрацией Большесазанского сельсовета был заключен договор № 161-20/06 «О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии», в соответствии с п. 2.1.1 которого ОАО «Амурэнерго» обязано предоставить скидку по оплате электрической энергии пенсионерам, работникам культуры администрации Большесазанского сельсовета, проживающим и работающим в Серышевском районе, предусмотренную Законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий».

Согласно условиям указанного договора администрация обязалась ежемесячно, по мере поступления денежных средств из областного бюджета, перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам на основании документов, указанных в п. 2.1.3 договора (счет по отдельным категориям граждан, список этих граждан).

Истцом обязательства по предоставлению скидки по оплате электрической энергии работникам администрации исполнены надлежащим образом.

В результате ненадлежащего исполнения ответчиками обязательств по возмещению выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам образовалась задолженность в размере 4 000 руб.

Истец указал, что ОАО «ДЭК» создано в результате реорганизации ОАО «Амурэнерго» в форме слияния с ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Южное Якутскэнерго», ОАО «Дальэнерго», ЗАО «ЛуТЭК», является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО «Амурэнерго», в соответствии с договором о слиянии от 10.08.06.

До настоящего времени убытки в размере 4 000 руб. ответчиком не возмещены ОАО «ДЭК».

На основании ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, ст. 84, 86 Бюджетного кодекса РФ, постановления губернатора Амурской области № 702 от 23.12.05 истец просит суд взыскать с Министерства финансов Амурской области (правопреемник департамента)  в пользу ОАО «ДЭК» убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии по договору № 161-20/06 от 06.04.06 в размере 4 000 руб.

В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание представители ответчиковМинистерства финансов Амурской области, администрации Большесазанского сельсовета, администрации Серышевского района, Финансового управления администрации Серышевского района не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представители третьих лиц Минфина РФ, Управления федерального казначейства России по Амурской области, Администрации Амурской области не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В обоснование своих возражений на иск ответчик Министерство финансов Амурской области указал, что согласно Закону Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» руководители и специалисты учреждений культуры, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении, пенсионеры, проработавшие  не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных  в п. 9, части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (далее - работники культуры) имеют право на социальную поддержку.

Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2006 год» муниципальным образованиям на оказание мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг было предусмотрено 157 393 тыс. руб., выделено муниципальному образованию Серышевскому району субвенций в размере 7 610 тыс. руб., в том числе работникам культуры в размере 276,6 тыс. руб.

Согласно отчету за 2006 год об использовании субвенций сумма фактических затрат Серышевского района в 2006 году составила 13 090,5 тыс. руб., в том числе по работникам культуры 686,5 тыс. руб.

В связи с дефицитом областного бюджета отсутствовала возможность для возмещения указанных расходов.

По мнению ответчика Министерства финансов Амурской области, муниципальное образование, должно было погасить задолженность за 2006 год из средств, поступающих в 2007 году.

Ответчик Финансовое управление администрации Серышевского района в отзыве на иск указал, что бюджету Серышевского района в 2006 году из областного бюджета на исполнение полномочий субъекта РФ по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности было выделено 7 610 тыс. руб., которые были направлены на исполнение Закона, частично были выделены средства поселениям на оплату мер социальной поддержки работникам культурно-просветительных учреждений. Всего на эти цели выделено 230, 8 тыс. руб. в том числе бюджету Большесазанского сельсовета 12,9 тыс.руб.

Фактическая потребность средств на 2006 год составила в сумме 13 090,5 тыс. руб. и на погашение кредиторской задолженности за 2005 год в сумме 1 255,9 тыс. руб.

По отчетам, представленным Большесазанским сельсоветом на 01.01.2006 года кредиторская задолженность отсутствует, поэтому средства на предоставление мер социальной поддержки не выделялись. Остатки в сумме 31,4 тыс. руб. остались на счетах бюджетов поселений, открытых в органах федерального казначейства.

В соответствии со ст. 39 Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2007 год» остатки средств были возвращены в областной бюджет.

В связи с этим Финансовое управление администрации Серышевского района считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку администрация Большесазанского сельсовета имеет собственный бюджет. Финансовый департамент администрации Амурской области должен выделять финансовые средства на исполнение своих полномочий бюджету Большесазанского сельсовета.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В <...> Серышевского района Амурской области проживают работники культуры, состоящие в трудовых отношениях с администрацией Большесазанского сельсовета, пользующиеся льготой по оплате электроэнергии в размере 100% платы за электроснабжение на основании Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 05.12.05 99-ОЗ.

ОАО «ДЭК» во исполнение указанного закона предоставляло в 2006 году работникам культуры льготы по оплате за электроэнергию.

По состоянию на 01.01.07 ОАО «ДЭК» не возмещены из областного бюджета расходы, связанные с предоставлением льгот работникам  культуры с. Б. Сазанка, с. Ключики в декабре 2006 года, в размере 4 000 руб.

Судом установлено, что 06.04.06 между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (правопреемник ОАО «Амурэнерго») и администрацией Большесазанского сельсовета был заключен договор № 161-20/06 «О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии», в соответствии с условиями которого ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» предоставляет скидку по оплате электрической энергии работникам сельсовета, проживающим в <...>, предусмотренную Законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», сельсовет ежемесячно перечисляет организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.

Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.05 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее –  Закон № 99-ОЗ) руководители и специалисты учреждений культуры, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении, пенсионеры, проработавшие  не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных  в п. 9 части 1 настоящей части, проживающие  в сельской местности, поселках городского типа (далее - работники культуры) имеют право на социальную поддержку. Согласно Приложению № 1 к указанному закону данная категория граждан пользуется льготой по уменьшению платы за электроснабжение в размере 100 % (в пределах утвержденных нормативов).

В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены квитанции, извещения с указанием основания предоставления льготы, а также список работников культуры с расчетом суммы предоставленных льгот, заверенные администрацией Большесазанского сельсовета, акт сверки расчетов, связанных с возмещением выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате энергии за первый квартал 2007 года, подписанный представителем ОАО «Амурэнерго» и главой администрации Большесазанского сельсовета без возражений.

Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспариваются.

Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.

Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Согласно Закону Амурской области «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2006 год» № 262-ОЗ от 13.12.06 Амурской областью на оказание мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг было выделено муниципальному образованию Серышевскому району субвенций в размере 7 610 тыс. руб.

Согласно отчету за 2006 год об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг работникам, проживающим в Серышевском районе, сумма фактических затрат Серышевского района в 2006 году составила 13 090,5 тыс. руб.

Согласно отчету Серышевскому району из областного бюджета  в 2006 году выделено средств по оказанию мер социальной поддержки работникам культуры в размере 276,6 тыс. руб., в то время как фактические  потребности Серышевского района составили 686,5 тыс. руб.

Таким образом, выделенных денежных средств оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот указанной категории граждан.

Судом не приняты возражения ответчика Министерства финансов Амурской области о том, что у муниципального образования на конец отчетного периода имелся остаток средств в размере 31,4 тыс. руб., поскольку согласно представленными Финансовым управлением администрации Серышевского района платежным поручениям, остатки средств были возвращены в областной бюджет.

Судом не принимается довод представителя Министерства финансов Амурской области о  том, что Амурская область должна быть освобождена от ответственности, поскольку муниципальное образование имело возможность произвести гашение долга энергоснабжающей организации за счет денежных средств, выделяемых в текущем году. Суду не представлено документов, подтверждающих выделение муниципальному образованию денежных средств на гашение долга 2006 года, либо в  количестве, превышающем потребности текущего года.

Доказательств нецелевого использования полученных денежных средств не представлено.

Суд приходит к выводу, что администрация Большесазанского сельсовета; администрация Серышевского района, Финансовое управление администрации Серышевского района не имели возможности возместить истцу расходы, связанные с реализацией Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку выделенных денежных средств на указанные цели было недостаточно.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 85 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.01 № 584 «О программе  развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых, осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Статьей 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», пунктом 2 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ», а также ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих финансирование обеспечения осуществления полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации исключительно из бюджета субъекта РФ, расходы предприятий по предоставлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта.

Материалами дела установлено, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных Законом Амурской области от 05.12.05 № 99-ОЗ органу местного самоуправления субъектом РФ Амурской областью не передавались и не обеспечивались материальными и финансовыми средствами из областного бюджета, следовательно, администрация Большесазанского сельсовета, администрация Серышевского района, Финансовое управление администрации Серышевского района не несут ответственность за ущерб, причиненный истцу в виде неполучения доходов от предоставленных им льгот в соответствии со ст. 16, ст. 1069 ГК РФ.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Поскольку Серышевскому району, администрации Большесазанского сельсовета в 2006 году в достаточном размере не были  выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам согласно Закону № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части невозмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в декабре 2006 года работникам культуры льгот по оплате электроэнергии, должна нести Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области в силу  ст. ст. 85, 136 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

Таким образом, в иске к администрации Большесазанского сельсовета, администрации Серышевского района, Финансовому управлению администрации Серышевского района следует отказать.

На основании изложенного с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать убытки в размере 4 000 руб.

Общая сумма заявленных исковых требований составила 4 000 руб., госпошлина с суммы иска составляет 500 руб.

При подаче иска истцу на основании ст. 102 АПК РФ была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлину по иску  в размере 500 руб. следует отнести на ответчика Министерство финансов Амурской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот работникам культуры по оплате электроэнергии по закону Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 г. «О социальной поддержзке граждан отдельных категорий» за декабрь 2006 г. в сумме 4 000 руб.

Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 500 руб.

По отношению к администрации Большесазанского сельсовета, администрации Серышевского района, Финансовому управлению администрации Серышевского района в иске отказать.

Решение вступает в законную силу в месячный срок течении которого может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                  А.К. Ермакова