ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-322/20 от 25.05.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ    

г. Благовещенск

Дело  №

А04-322/2020

25 мая 2020 года

резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года,

арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновой Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании  заявление общества с ограниченной ответственностью Охранного агентства «Звезда» (ОГРН 1162801058310, ИНН 2801222320)

к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1162801060840, ИНН 2801224302)

о признании незаконным предписания

при участии в заседании: от заявителя: Хайков М.С. по дов. от 07.10.2019, паспорт,

от ответчика: Касимова М.В. по дов. от 31.12.2019, сл. уд., Садигов А.Э. оглы по дов. от 05.02.2020, сл. уд.,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО ОА «Звезда» с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Амурской области №85001-785 от 26.12.2019.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое предписание вынесено без уведомления руководителя общества, каких либо распоряжений и приказов должностных лиц Росгвардии о проведении плановой проверки, руководству ООО ОА «Звезда» представлено не было. В нарушение п. 88 Приказа МВД России от 29.06.2012 N 646 по результатам проведения проверки копия акта проверки руководителю юридического лица не вручалась. При этом акт проверки от 25.12.2019 с предписанием направлены руководителю общества посредством почтовой связи и получен им лишь 14.01.2020. В направленном предписании срок устранения выявленных нарушений ограничен сотрудниками до 15.01.2020, что прямо противоречит требованиям п. 89 Приказа МВД России от 29.06.2012 N 646.

Кроме того, проверяющим органом сделаны неверные выводы о нарушении обществом пунктов 142,143,146,148 Инструкции утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 №288.

В пункте 143 названной Инструкции нет обязательного требования об указании в книге приема и выдачи оружия и патронов полного имени и отчества лица получающего оружие. В данном пункте закреплено, что выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие. Форма книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов указана в приложении 69 к настоящей Инструкции. Ежеквартальные сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным проводятся в ООО «Звезда» ежеквартально и отражается в акте сверки, сличительной ведомости, описи номерного учета. Указанные сведения в книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов не отражены ввиду отсутствия в установленной форме специальной графы для соответствующей записи. При смене ответственного лица за сохранность оружия в сентябре 2019 года в обществе проводилась инвентаризация оружия и патронов, но по причине отсутствия графика проверок и неосведомленности руководителя о ее проведении, у ответственного за КХО лица, не имелось возможности представить ответчику документы о проведении инвентаризации, так как к данным документам не было доступа. По этой же причине не были представлены документы о проведении сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов.

Заявителем также представлены дополнительные документы: акт инвентаризации от 25.12.2019, акты сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года.

Ответчик со ссылкой на пункты 76-94 Приказа МВД России от 29.06.2012 N 646  указал на отсутствие необходимости уведомления общества о проведении такого вида проверки, как проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц. При этом акт проверки не был вручен руководителю общества в связи с уклонением последнего от его получения, что подтверждается рапортом от 27.12.2019 и телефонограммой от 26.12.2019.

В судебном заседании 25.05.2020 представители сторон настаивали на изложенных позициях с учетом дополнительных письменных пояснений. Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в отзывах и письменных пояснениях по существу спора.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ООО ОА «Звезда» имеет лицензию на частную охранную деятельность, выданную УМВД России по Амурской области от 24.10.2016 № 0280000013941 ЧО сроком действия 05.06.2020.

25 декабря 2019 года сотрудниками отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Благовещенску Управления Росгвардии по Амурской области проведена плановая проверка комнаты хранения оружия (КХО) ООО ОА «Звезда», расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Конная, дом 143/1.

По результатам проверки был составлен акт от 25.12.2019, которым зафиксированы следующие нарушения: 1) в Книге приёма и выдачи оружия и патронов начиная с порядкового номера 15 и далее, до порядкового номера 63, ответственным за сохранность оружия осуществлена выдача оружия без указания его вида и калибра, а так же не указано количество и тип выдаваемых патронов, что является нарушением п. 142 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288; 2) в Книге приёма и выдачи оружия и патронов начиная с порядкового номера 52 и далее, до порядкового номера 63, ответственным за сохранность оружия осуществлена выдача оружия без указания полного имени и отчества лица получающего оружие, что является нарушением п. 143 Инструкции утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288; 3) в Книге номерного учета и персонального закрепления оружия и     патронов      отсутствуют     ежеквартальные      сверки     соответствия  фактического наличия оружия и патронов учетным данным, последняя проведена 03.09.2018, что является нарушением п. 146 Инструкции утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288; 4) при смене ответственного за сохранность оружия лица в сентябре 2019 года, инвентаризация оружия и патронов, принадлежащих юридическому лицу, не проводилась, что является нарушением п. 148 (б)
Инструкции утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288.

 Согласно рапорту старшего инспектора ОЛРР по г. Благовещенску от 25.12.2019 какие-либо пояснения по факту выявленных нарушений ответственный за КХО Д.А. Жемков   после  получения  по   телефону  указания от   генерального директора Ванденвина К.П. давать отказался. Данный отказ бы зафиксирован на видеосъемку.

По результатам проверки обществу выдано предписание от 26.12.2019№ 85001-785 о необходимости устранения выявленных нарушений (пункты 1-4)до 15.01.2020.

В рапорте старшего инспектора ОЛРР по г. Благовещенску от 27.12.2019 зафиксировано, что в ходе состоявшеюся по телефону разговора в 08:45 27.12.2019 ответственный за КХО   Жемков Д.А.,  отказался  получать нарочно свою копию акта проверки и предписание на устранение   выявленных   нарушений,  сославшись на указание генерального директора Ванденвина К.П.

В этой связи акт проверки и предписание направлены заказным письмом (РПО № 67500442035899 от 27.12.2019 на имя директора ООО ОА «Звезда».                                                                          

14 января 2020 года обществом по почте был получен акт проверки от 25.12.2019 и предписание № 85001-785 от 26.12.2019 с требованиями по устранению выявленных нарушений в срок до 15.01.2020 и необходимости сообщить о принятых мерах в ОЛРР (по г. Благовещенску) Управления Росгвардии по Амурской области.

Не согласившись с предписанием от 26.12.2019, заявитель оспорил его в арбитражный суд.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В силу статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации (части 5 и 6).

Таким образом, служебное оружие постоянно должно храниться в условиях, обеспечивающих состояние защищенности объекта от противоправных посягательств и отсутствия недопустимого риска причинения вреда.

Правительство Российской Федерации реализовало свои полномочия, предусмотренные Законом об оружии, и закрепило в пункте 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 21.07.1998 N 814, положение о том, что хранение оружия и патронов к нему юридическими лицами осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 29.06.2012 N 646 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (далее - Административный регламент).

В соответствии с п.п. 5.6, 5.7 Административного регламента должностные лица подразделений МВД России и территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право проводить проверки деятельности юридического лица, занимающегося хранением или (и) торговлей оружием и основными частями огнестрельного оружия, хранением или (и) реализацией патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; при выявлении нарушений Правил оборота оружия давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.

Административный регламент в области контроля оборота оружия предусматривает, наряду проведением плановых и внеплановых проверок, проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц (подпункт 28.6).

Правовыми основаниями для проведения проверки, регулируемой подпунктом 24.2 Административного регламента в области контроля оборота оружия, являются положения Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") и Закона об оружии.

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации согласно Закону об оружии осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации. Должностные лица имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения своих контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении нарушений; принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (статья 28).

В соответствии с пунктом 81 Административного регламента в области контроля оборота оружия предметом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц, является установление соответствия количества, серий, номеров оружия, а также количества, калибра и номеров партий патронов учетным данным, указанным в лицензиях и (или) разрешениях; соблюдение физическим или юридическим лицом, в том числе лицензиатом, Правил оборота оружия и патронов, т.е. проверка фактического наличия оружия и патронов, а также осуществления его учета и хранения.

При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц должностными лицами, проверяется ряд вопросов, установленных пунктом 83, 83.1 Административного регламента и по результатам проведения проверки составляется акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, копия которого вручается руководителю юридического лица или лицензиату под расписку (п. 88 Административного регламента).

Согласно пунктам 76-94 Административного регламента требования к заблаговременному уведомлению юридического лица о проведении данного вида проверки отсутствуют.

Из материалов дела следует, что ответчик в пределах своих полномочий осуществил в отношении заявителя предусмотренную пунктом 28.6 Административного регламента в области контроля оборота оружия отдельную административную процедуру проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у юридического лица, в связи с чем положения пункта 56 Административного регламента о предварительном уведомлении проверяемого лица о проведении плановой проверки в рассматриваемом случае применению не подлежали.

Основанием для начала административной процедуры является наступление установленного в пункте 24 Административного регламента срока проведения проверки (абз. 1 п. 76 Административного регламента).

График проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета у юридических лиц размещается на официальных сайтах территориальных органов МВД России и информационных стендах в помещениях подразделений лицензионно-разрешительной работы (п. 77 Административного регламента).

В соответствии с п. 24.2 Административного регламента срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, установлен не реже 1 раза в полугодие по месту хранения и (или) использования.

Как видно из материалов дела, проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в отношении ООО ОА «Звезда» проведена в соответствии графиком проверок наличия, организации хранения, учета технического состояния оружия и патронов, утвержденного заместителем начальника ОЛРР Управления Росгвардии от 17.06.2019, что соответствует положениям п.п. 76, 77 Административного регламента в области контроля оборота оружия.

В соответствие с графиком проверок КХО ООО «АО «Звезда» подлежало проверке в декабре 2019 года.

Указанный график согласно п. 77 Административного регламента размещен на официальном сайте Управления Росгвардии по Амурской области: 28.rosgvard.ru (скриншот раздела «Планы и графики проверок»).

В настоящее время переход по ссылке «График проверок комнат хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами, организаций, занимающихся торговлей оружием и боеприпасами на 2-е полугодие 2019 года» не осуществляется в связи с технической ошибкой: «AnerroroccurredwhileloadingthePDF».

Вместе с этим изложенное обстоятельство однозначно не свидетельствует о том, что на момент размещения графика и до проведения проверки общества текст данного графика отсутствовал на сайте Управления Росгвардии по Амурской области.

Кроме того, заявителем не опровергнуты доводы ответчика о том, что 24.12.2019 старшим инспектором ОЛРР по г. Благовещенску Тарановским Н.А. в адрес должностного лица ООО ОА «Звезда» ответственного за хранение оружия Жемкова Д.А. осуществлен телефонный звонок, в ходе которого Тарановский Н.А. сообщил Жемкову Д.А. о намерении проведения проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у юридического лица.

Напротив, изложенное обстоятельство подтверждается детализацией звонков, представленной ответчиком, а также участием в проведении проверки ответственного общества за хранение оружия - Жемкова Д.А.

В свою очередь заявитель не оспаривает факт участия 25.12.2019 в проверке ответственного общества за хранение оружия. Указанный факт подтвержден материалами дела, в том числе видеозаписью, сведения о ведении которой зафиксированы рапортом старшего инспектора ОЛРР по г. Благовещенску Тарановского Н.А. от 25.12.2019.

Оценивая доводы заявителя о несвоевременном вручении акта проверки, оспариваемого предписания, судом установлено, что проверяющим органом предпринимались попытки вручения документов Жемкову Д.А.

В связи с уклонением представителей ООО ОА «Звезда» от получения акта проверки от 25.12.2019 и предписания от 26.12.2019 указанные документы направлены в адрес ООО ОА «Звезда» почтовым отправлением с уведомлением о вручении 27.12.2019 (скриншот сайта Почта России по почтовому отправлению РПО № 67500442035899). Указанные документы в связи с новогодними выходными в 2020 году были получены заявителем только 14.01.2020.

Вместе с этим с учетом характера выявленных нарушений, их устранение могло быть выражено в осуществлении последующих записей в книге приема и выдачи оружия и патронов и книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288.

При этом материалами дела подтверждается, что п. 4 оспариваемого предписания фактически исполнен ООО ОА «Звезда» 25.12.2020, о чем свидетельствует уведомление № б/н от 17.01.2020.

При вынесении решения судом также учтено, что, несмотря на наличие такой возможности, общество, полагая установленный предписанием срок недостаточным, не обращалось к ответчику с заявлением о продлении срока исполнения предписания.

Таким образом, уклоняясь от получения акта проверки, оспариваемого предписания непосредственно после окончания проверки, общество обязано самостоятельно нести соответствующие риски, в том числе, касающиеся недостаточности срока исполнения предписания.

Наряду с этим, заявителем не учтено следующее.

Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция N 288).

В соответствии с пунктом 142 Инструкции N 288, в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах дополнительно количество и номера партий изготовления.

Выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.

Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица (пункт 143 Инструкции N 288).

Пунктом 146 Инструкции N 288 предусмотрено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.

Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.

Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.

В силу  пункта 148 "б" Инструкции инвентаризации  наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности оружия и патронов проводятся при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел).

Материалами дела подтверждается и не опровергнуто заявителем, что на момент проведения проверки в нарушение перечисленных выше нормативных требований, в Книге приема и выдачи оружия и патронов ООО ОА «Звезда» записи о виде и калибре оружия, количестве выдаваемых патронов отсутствовали; в Книге приёма и выдачи оружия и патронов, начиная с порядкового номера 52 и далее, до порядкового номера 63, ответственным за сохранность оружия осуществлена выдача оружия без указания полного имени и отчества лица получающего оружие; в Книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов отсутствовали сведения о ежеквартальных сверках соответствия  фактического наличия оружия и патронов учетным данным, последняя проведена 03.09.2018; при смене ответственного за сохранность оружия лица в сентябре 2019 года, инвентаризация оружия и патронов, принадлежащих юридическому лицу, не проводилась.

Вопреки доводам заявителя о том, что пункте 143 Инструкции нет обязательного требования об указании в книге приема и выдачи оружия и патронов полного имени и отчества лица получающего оружие, Инструкцией в приложении 61 утверждена форма книги приема и выдачи оружия и патронов, согласно данной формы в книге приема и выдачи оружия указываются фамилия, имя, отчество работников организации. 

Представленные в ходе судебного процесса документы о проведенных ежеквартальных сверках в ООО ОА «Звезда» (акты, сличительные ведомости, описи номерного учета, инвентаризационные описи) сами по себе не могут являться обстоятельством, исключающим нарушение положений п. 146 Инструкции, так как согласно п. 141 Инструкции книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях. Кроме того п. 146 Инструкции прямо предусмотрено требование о необходимости внесения записей результатов сверок в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов.

Доводы заявителя о том, что инвентаризация в ООО «ОА «Звезда» при смене ответственного за сохранность оружия лица была произведена в сентябре 2019 года, что подтверждается представленными только в ходе судебного процесса документами - приказом № 6 от 02.09.2019 о проведении инвентаризации оружия и патронов, а также о том, что Жемков Д.А. не имел доступа к документам по инвентаризации и не мог представить их в ходе проверки, признаются судом несостоятельными, поскольку в силу п. 161 Инструкции документы по инвентаризации хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, и должны были быть переданы соответствующему контрольному органу (т.е. Управлению Росгвардии).

Вместе с этим в Управление Росгвардии документы инвентаризации, произведенной в сентябре 2019 года от ООО «ОА «Звезда» не направлялись.

При проведении проверки ответственный за сохранность оружия в организации - Жемков Д.А. не был лишен возможности давать пояснения по поводу выявленных нарушений, которые должны были быть внесены в акт проверки, либо учтены контрольным органом в качестве обстоятельств исключающих нарушение.

Однако соответствующих пояснений от Жемкова Д.А. проверяющему органу в ходе проверки не поступало.

Таким образом, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ заявителем не доказано, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает его права.

С учетом изложенного заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Заявителем при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей. На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил в удовлетворении заявления отказать.

Отменить после вступления в законную силу решения суда обеспечительные меры, принятые на основании определения от 22.01.2020.

 Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                     П.А. Чумаков