Арбитражный суд Амурской области
675023, г.Благовещенск, ул.Ленина, д.163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Благовещенск
Дело №
А04-3311/2010
“
03
“
сентября
2010 г.
– объявление резолютивной части решения
“
06
“
сентября
2010 г.
– изготовление решения в полном объеме
Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление инспекции Государственного строительного надзора Амурской области
к
открытому акционерному обществу «Буреягэсстрой»
о привлечении к административной ответственности
протокол вела Е.А. Воеводенко, помощник судьи;
при участии в заседании:
от заявителя – А.И. Картушенко, ведущий специалист-эксперт по доверенности от 25.11.2008 года № 01/702, паспорт <...>; ФИО1, консультант отдела по надзору за строительством по доверенности от 01.09.2010 года № 01-702, паспорт 10 02 397079;
от ответчика – ФИО2, заместитель генерального директора по доверенности от 30.10.2009 года, паспорт 10 282978;
установил:
Инспекция Государственного строительного надзора Амурской области (далее по тексту – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Буреягэсстрой» (далее – ответчик, ОАО «Буреягэсстрой») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление обосновано тем, что ответчиком не выполнено в установленный срок предписание Инспекции от 25.06.2010 года № 200, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Определением суда от 19.08.2010 года отложено судебное разбирательство.
Заявитель, в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении и пояснении. Указал, что Инспекция обладает правом направления предписания о проведении независимых испытаний укладываемого бетона на гидротехническом сооружении с номинированной морозостойкостью F-300 и выше. Повторное предписание № 200 ответчиком в установленный срок не исполнено. Предписание о проведении независимой экспертизы вынесено на основании РД-11-04-2006. Консультант отдела по надзору за строительством объектов в г.Благовещенске ФИО1 назначен ответственным за осуществление государственного строительного надзора при строительстве спорного объекта приказом инспекции от 19.11.2008 года № 72. Поскольку в предписании № 200 указан срок исполнения 15.07.2010 года, двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек. Отбор проб осуществлялся по предписанию № 67. В предписании № 200 указано на проведение испытаний уже отобранного щебня в соответствии с предписанием № 67.
Ответчик в судебное заседание представил письменный отзыв и пояснения, с требованиями заявителя не согласился. Считает, что заявителем пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, который составляет три месяца по делам об административном правонарушении и исчисляется с 12.04.2010 года - срока исполнения предписания Инспекции от 29.03.2010 года № 67. Предписание и протокол составлены не уполномоченным лицом. Указывает, что предписание от 25.06.2010 года № 200 составлено ненадлежащим лицом – консультантом ФИО1, не являющимся должностным лицом органа государственного строительного надзора. Кроме того, ответчик указывает, что на ОАО «Буреягэсстрой» возложена не предусмотренная действующим законодательством обязанность по проведению исследования применяемых строительных материалов (щебня) независимой лабораторией.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО «Буреягэсстрой» зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022800872951, ИНН <***>.
Как следует из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом от 22.10.2008 года № 7, заключенным между Муниципальным учреждением «Городское управление капитального строительства» и ОАО «Буреягэсстрой», последнему поручено выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте «Берегоукрепление и реконструкция набережной р.Амур в г.Благовещенске», расположенного по строительному адресу: Амурская область, г.Благовещенск, берег р.Амур.
В феврале 2010 года Инспекцией была проведена проверка объекта капитального строительства «Берегоукрепление и реконструкция набережной р.Амур в г.Благовещенске» на участке ул.Нагорная - пер.Св.Иннокентия. В результате проверки было установлено нарушение в том числе, требований ГОСТа 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые» проверке не представлены документы, подтверждающие марку по морозостойкости крупного заполнителя – щебня (местонахождение Елизово). 26.02.2010 года ОАО «Буреягэсстрой» было выдано предписание № 32, которым в срок до 01.04.2010 года указано представить в том числе, документы, подтверждающие марку щебня по морозостойкости F200.
В марте 2010 года Инспекцией проведена проверка капитального строительства «Берегоукрепление и реконструкция набережной р.Амур в г.Благовещенске» на участке ул.Нагорная - пер.Св.Иннокентия. В результате проверки было установлено нарушение требований пункта 1.22 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» проверке не представлены лабораторные испытания щебня на морозостойкость 2010 года (представлен протокол № 09-193А испытания щебня, отобранного и предоставленного ООО «Гравилон», дата испытаний 23.10.2008 – 16.03.2009). 29.03.2010 года ОАО «Буреягэсстрой» было выдано предписание № 67, которым в срок до 12.04.2010 года указано в соответствии с пунктом 22 РД-11-04-2006 пригласить специалиста инспекции Госстройнадзора области для присутствия при отборе проб щебня на бетонном заводе для последующего испытания в независимой лаборатории; предоставить результаты испытаний в инспекцию Госстройнадзора области.
В июне 2010 года Инспекцией проведена проверка капитального строительства «Берегоукрепление и реконструкция набережной р.Амур в г.Благовещенске» на участке ул.Нагорная - пер.Св.Иннокентия. В результате проверки было установлено нарушение требований пункта 1.22 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» не исполнено предписание № 67, не представлены результаты лабораторного испытания независимой лаборатории щебня на морозостойкость 2010 года, отобранного с участием представителя инспекции Госстройнадзора области.
25.06.2010 года ОАО «Буреягэсстрой» было выдано предписание № 200, которым в срок до 15.07.2010 года указано предоставить результаты испытания независимой лаборатории щебня на морозостойкость 2010 года, отобранного с участием представителя инспекции Госстройнадзора области.
В результате проверки исполнения предписания установлено, что в нарушение пункта 1.2 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» предписание № 200 Инспекции не исполнено, не представилены результаты лабораторного испытания независимой лаборатории щебня на морозостойкость 2010 года, отобранного с участием представителя инспекции Госстройнадзора области. По результатам проверки составлен акт от 16.07.2010 года.
Уведомлением от 19.07.2010 года № 03-03/588 ОАО «Буреягэсстрой» извещено о составлении 22.07.2010 года в 10-00 часов протокола об административном правонарушении.
По факту нарушения в отсутствие законного представителя составлен протокол об административном правонарушении от 22.07.2010 года № 36, действия общества квалифицированы по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
За невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка, в том числе, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют полномочия, в том числе, требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления образцов (проб) применяемых строительных материалов; требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено; составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений; составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании стороны пришли к обоюдному согласию, что объект строительства «Берегоукрепление и реконструкция набережной р.Амур в г.Благовещенске» является гидротехническим сооружением 3 класса, при строительстве которого применялся бетон с щебнем.
В силу пунктов 3.3, 3.5, 3.9 ГОСТа 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые» для бетона гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в зоне переменного уровня воды, наличие в крупном заполнителе глины в виде отдельных комков не допускается. Для бетона гидротехнических сооружений, к которому предъявляют требования по морозостойкости, кавитационной стойкости, следует использовать щебень из изверженных пород марки не ниже 1000. Применение щебня из гравия или гравия марки по дробимости не ниже 1000 допускается после проведения специальных исследований с учетом условий работы конструкций по требованиям пункта 1.6.2 Стандарта. Морозостойкость щебня и гравия для бетона гидротехнических сооружений должна быть не ниже F300 при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ниже -20гр.С; F200 при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца от -10 до -20гр.С
В качестве крупных заполнителей для тяжелых бетонов используют щебень и гравий из плотных пород. В случае необходимости применения заполнителей с показателями качества требований стандарта, предварительно должно быть проведено их исследование в бетонах в специализированных центрах для подтверждения возможности и техническо-экономической целесообразности получения бетонов с нормируемыми показателями качества (пункт 1.6.2 Стандарта).
Таким образом, при укладке бетона на объекте строительства «Берегоукрепление и реконструкция набережной р.Амур в г.Благовещенске» как гидротехнического сооружения, наличие результатов исследований щебня используемого в бетоне, является обязательным условием.
В данном случае суд считает, что у административного органа отсутствовали основания требовать представления результатов испытаний независимой лаборатории.
Согласно акту от 12.03.2010 года об устранении замечаний по предписанию № 32, ОАО «Буреягэсстрой» представлен протокол № 09-193А испытания щебня из изверженных пород, отобранного и представленного заказчиком ООО «Гравилон», дата испытаний 23.10.2008-16.03.2009 года.
Суду не представлено доказательств того, кем, когда и какой щебень использовался при приготовлении и укладке бетона на объекте строительства, когда осуществлялась укладка бетона с использованием щебня карьеров «Еленский» и п.Талакан, какими организациями осуществлялось изготовление бетона. Соответственно, указание представителя ФИО1 о том, что протокол № 23-34 его не удовлетворил, поскольку щебень был отобран и предоставлен на испытание ООО «Гравелон» производителем и поставщиком щебня, а адата испытаний ранее даты проведения проверки, как факт непредставления запрошенных по предписанию документов, судом не принимается.
Более того, протоколом № 23-34 испытания щебня на морозостойкость ООО НТЦ «Доринжстройконтроль» ИЦ подтверждается представление на испытание щебня Карьера «Еленский» организации-поставщика ЗАО «УКБХ» по акту отбора проб от 17.05.2010 года № 2, дата испытания – 19.05.-07.06.2010 года. Протоколом № 15-22 испытания щебня на морозостойкость ООО НТЦ «Доринжстройконтроль» ИЦ подтверждается представление на испытание щебня Карьера п.Талакан организации-поставщика ЗАО «УКБХ» по акту отбора проб от 07.04.2010 года № 1, дата испытания – 14.04-12.05.2010 года. Надлежащие причины, по которым данные доказательства не подтверждают проведение исследований щебня в соответствии с ГОСТом 26633-91, представителями административного органа не представлены, в материалах дела отсутствуют. Также суд учитывает, что в материалы дела представлены акты об устранении замечаний от 12.03.2010 года и от 28.07.2010 года.
Требования Инспекции о проведении исследования щебня независимой лабораторией представители административного органа аргументировали со ссылкой на пункты 20-23 РД-11-04-2006, что также указано в предписании № 67 и в пояснениях.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006), утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 года № 1129 (далее - РД-11-04-2006).
Пунктом 3 РД-11-04-2006 установлено, что проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в следующих случаях:
а) наступления сроков завершения работ, которые подлежат проверке в соответствии с программой проведения проверок;
б) получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
в) получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
г) получения обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора;
д) получения сведений о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащих проверке, из иных источников.
Суду не представлено документальных доказательств наличия перечисленных оснований.
При проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора осуществляет следующие действия: рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий) (пункта «а» пункта 11 РД-11-04-2006).
Должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка проверяет следующие документы, в том числе: акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (пункт 12 РД-11-04-2006).
Пунктом 20 РД-11-04-2006 предусмотрено, что проверки могут быть сопряжены с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий). Такие испытания проводятся органом государственного строительного надзора через лиц, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к указанным лицам, с применением средств измерений, прошедших в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию.
В силу пункта 22 РД-11-04-2006 лабораторные и иные испытания назначаются должностным лицом органа государственного строительного надзора в зависимости от предмета и результата проверки, при этом определяется их объем, состав и характер. Перед началом проведения экспертизы, обследования, лабораторного и иного испытания, но не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения, застройщик или заказчик уведомляется должностным лицом органа государственного строительного надзора о проведении такой экспертизы, обследования, лабораторного и иного испытания посредством телефонной, факсимильной или электронной связи. В уведомлении указываются сведения о дате проведения экспертизы, обследования, лабораторного и иного испытания, их объема, состава и характера, иные сведения, необходимые для их проведения. Уведомление вручается уполномоченному представителю заказчика или застройщика на основании соответствующего документа о представительстве. В случае отказа от получения на руки (подписания) уведомления представителем застройщика или заказчика документ направляется по факсу или по почте заказным письмом с уведомлением.
Экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания проводятся в присутствии застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, должностного лица органа государственного строительного надзора. Застройщик или заказчик обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний (пункт 23 РД-11-04-2006).
Результаты проведенных экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний оформляются документом, в котором должно содержаться подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате его проведения выводы в зависимости от объема, состава и характера проведенной экспертизы, обследования, лабораторного и иного испытания. К указанному документу прилагаются копии документов, составленные в процессе проведения экспертизы, обследования, лабораторных и иных испытаний. Один экземпляр документа, отражающего результаты проведенных экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, остается в деле органа государственного строительного надзора (пункт 24 РД-11-04-2006).
Выданное предписание № 200 не содержит необходимую для проведения исследований информацию, изложенную в пункте 22 РД-11-04-2006. Административный орган при выдаче предписания не обозначил испытания в зависимости от предмета и результата проверки, при этом не определил их объем, состав и характер. Не определил соответствующее требованиям лицо, через которого подлежит проведение испытание. При таких обстоятельствах суд считает, что хозяйствующий субъект не имел возможности в установленный срок представить надлежащие результаты лабораторных испытаний независимой лаборатории.
При таких обстоятельствах в действиях ОАО «Буреягэсстрой» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, что согласно части 1 статьи 24.5 КоАП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, в удовлетворении заявления о привлечении ОАО «Буреягэсстрой» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ следует отказать.
Довод ответчика о том, что предписание и протокол составлены не уполномоченным лицом, судом отклонен, поскольку противоречит положениям Постановления Администрации Амурской области от 22.03.2003 года № 210, должностного регламента консультанта, приказу от 08.05.2007 года № 9 о назначении ответственного для осуществления государственного строительного надзора.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления о привлечении открытого акционерного общества «Буреягэсстрой» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья И.А. Москаленко