ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-3452/13 от 24.09.2013 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-3452/2013

01 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2013.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи С.А. Антоновой,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Я.И. Усманджановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании подготовить и подписать проекты дополнительных соглашений к договорам,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность нотариальная от 20.08.2013 № 28АА0449430, паспорт, ФИО2, доверенность нотариальная от 17.01.2012 № Д-02/2012,

от ответчика: ФИО3, доверенность нотариальная от 26.12.2011 № 28АА0232673, паспорт,

специалист: ФИО4, удостоверение, документы об образовании, повышении квалификации.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - ФГУП "РТРС") с исковым требованием к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ТУ Росимущества в Амурской области) о возложении обязанности по подготовке и подписании проектов дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 02.12.2011 № 353, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333 в части установления размера арендной платы, а именно:

1. Обязать ТУ Росимущества в Амурской области подготовить и подписать проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 339 от 25.01.2011, в котором изложить пункт 3.1 Договора и Приложение к Договору не согласованные сторонами, считать договор заключенным на следующих условиях с 05.08.2012:

Пункт 3.1. «Размер арендной платы за Участок составляет 2 527,84 руб. в год, в том числе в месяц 210,65 руб.

Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.

Приложение к Договору № 339 от 25.01.2011 «Расчет арендной платы» в части выполненной в табличном виде, а также первый абзац ниже таблицы расчета:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:04:030325:1

32266072,00

2527,84

Всего

2527,84

Всего подлежит к оплате в год: 2527,84 руб.

2. Обязать ТУ Росимущества в Амурской области подготовить и подписать проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 334 от 17.08.2010 изложить пункт 3.1 Договора и Приложение к Договору не согласованные сторонами, считать договор заключенным на следующих условиях с 05.08.2012:

Пункт 3.1. «Размер арендной платы за Участок составляет 1337 руб. в год, в том числе в месяц 111,41 руб.

Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.

Приложение к договору № 334 от 17.08.2010 «Расчет арендной платы» в части выполненной в табличном виде, а также первый абзац ниже таблицы расчета:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:05:010645:324

15626092,00

1337,00

Всего

1337,00

Всего подлежит к оплате в год: 1337,00 руб.

3. Обязать ТУ Росимущества в Амурской области подготовить и подписать проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 353 от 02.12.2011. Изложить пункт 3.1. Договора и Приложение к Договору не согласованные сторонами, считать договор заключенным на следующих условиях с 05.08.2012:

Пункт 3.1. «Размер арендной платы за Участок составляет 25 177,18 руб. в год, в том числе в месяц 2098,10 руб.

Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.

Приложение к договору № 353 от 02.12.2011 «Расчет арендной платы» в части выполненной в табличном виде, а также первый абзац ниже таблицы расчета:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:02:000669:2

304446057,00

25177,18

Всего

25177,18

Всего подлежит к оплате в год: 25177,18 руб.

4. Обязать ТУ Росимущества в Амурской области подготовить и подписать проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 341 от 31.01.2011 изложить пункт 3.1. Договора и Приложение к Договору не согласованные сторонами, считать договор заключенным на следующих условиях с 05.08.2012:

Пункт 3.1. «Размер арендной платы за Участок составляет 722,82 руб. в год, в том числе в месяц 60,23 руб.

Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора».

Приложение к договору № 341 от 31.01.2011 «Расчет арендной платы» в части выполненной в табличном виде, а также первый абзац ниже таблицы расчета:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:06:011503:68

8878295,00

722,82

Всего

722,82

Всего подлежит к оплате в год: 722,82 руб. (семьсот двадцать два руб., 82 кон.)

5. Обязать ТУ Росимущества в Амурской области подготовить и подписать проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 333 от 03.08.2010 изложить пункт 3.1. Договора и Приложение к Договору несогласованные сторонами, считать договор заключенным на следующих условиях с 05.08.2012:

Пункт 3.1. «Размер арендной платы за Участок составляет 914,11 руб. в год, в том числе в месяц 76,18 руб.

Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора».

Приложение к договору № 333 от 03.08.2010 «Расчет арендной платы» в части выполненной в табличном виде, а также первый абзац ниже таблицы расчета:

и и

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:09:020109:8

304703,00

914,11

Всего

914,11

Всего подлежит к оплате в год: 914,11 руб.

В обоснование требований ссылается на следующие обстоятельства. Приказом Министерства экономического развития РФ от 18.05.2012 № 291 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских общеобязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов» (далее Приказ № 291 от 18.05.2012) были утверждены ставки арендной платы (для земель находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских общеобязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов), в том числе и для Амурской области.

По восьми земельным участкам из тринадцати, находящимся в аренде у истца, ответчиком внесены изменения в договоры аренды. В отношении пяти оспариваемых договоров Росимущество отказалось внести изменения, мотивируя отказ тем, что под действие Приказа подпадают только те участки, в кадастровых паспортах которых, разрешенное использование буквально прописано под размещение объектов телерадиовещания. Так как в кадастровых паспортах спорных участков разрешенное использование иное, Территориальное управление не находит оснований для изменения условий, указанных договоров аренды.

Истец, считая, что в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) и в приведенном Приказе № 291 от 18.05.2012 не содержится обязательных требований об обязательном указании в кадастровом паспорте соответствующего разрешенного вида использования обратился с настоящим иском в суд.

Ответчик исковые требования не признал, в судебном заседании и в представленном отзыве указал, что все указанные договоры были заключены в рамках действия Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582. Принимаемые в порядке п. 5 Правил Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 ставки, не могут расширительно толковаться и применяться, так как представляют собой льготные по сравнению с общими Правилами условия для арендаторов. Из буквального толкования Приказа № 291 от 18.05.2012 весь земельный участок должен был предоставляться или быть занятым сетью связи, или объектами инженерной инфраструктуры, обеспечивающими эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

Между тем, сеть связи на земельных участках по спорным договорам отсутствует, доказательств того, что участки в полном объеме предоставлялись либо заняты объектами инженерной инфраструктуры, обеспечивающими эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, не представлено; на земельном участке расположены объекты недвижимости, напрямую не связанные с теле и радиовещанием: гаражи, помещения для охраны, офисы и др. Полагает возможным разделить земельные участки и устанавливать льготные арендные ставки только на земельные участки, на которых непосредственно расположен объект вещания.

Ответчик считает, что с учетом площади земельных участков в спорных договорах, целями их предоставления и объектами, расположенными на земельных участках, утвержденные Приказом № 291 от 18.05.2012 ставки к отношениям сторон по договорам не применяются.

Пояснил, что по иным договорам, в отношении которых заключены дополнительные соглашения, изменения внесены с 05.08.2012 – с момента вступления Приказа в силу. Расчет ставок, указанный истцом в иске, произведен верно.

Кроме того, представитель ответчика обратил внимание истца на некорректное заявление предмета иска.

В судебном заседании 03-06.09.2013 представитель истца ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил признать ненормативный акт Росимущества по Амурской области, а именно письмо за исходящим номером № 03/7317 от 01.11.2012 в части отказа во внесении изменений ставок арендной платы по договорам от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 02.12.2011 № 353, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 недействительным.

Судом уточнения исковых требований не было принято в силу ст. 49 АПК РФ, поскольку данные требования ранее истцом не заявлялись, являются новыми как по предмету, так и по основанию.

В судебном заседании 24.09.2013 истец ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил внести изменения также и в пункты 3.4 и 3.5 договоров аренды от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 02.12.2011 № 353, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333. В остальной части исковые требования остались без изменения.

Судом уточнения исковых требований не было принято в силу ст. 49 АПК РФ, поскольку данные требования ранее истцом не заявлялись, являются новыми как по предмету, так и по основанию.

Истец в судебном заседании пояснил, что правовым основанием исковых требований является ст. 450 ГК РФ.

В судебном заседании специалист, привлеченный в дело в порядке ст. 55? АПК РФ, дал пояснения по возникшим у представителей сторон и суда вопросам.

Оценивая требования истца, суд в порядке ст. 168 АПК РФ приходит к выводу, что в данном деле следует применять нормы Гражданского кодекса РФ об изменении договора.

Материалами дела установлено.

В силу пункта 2 подпункта «б» Указа Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»:

является оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации;

осуществляет создание, развертывание и эксплуатацию цифровых наземных сетей для обеспечения эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

обеспечивает эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также доставку сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов через спутниковые и наземные линии связи до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого между названным федеральным государственным унитарным предприятием и лицами, осуществляющими в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - вещатели);

осуществляет объединение (формирование) цифровых сигналов вещателей в единый цифровой телевизионный сигнал для эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.

Решением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.02.2002 № 3/03-2-р ФГУП «РТРС» включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Как следует из материалов дела между ТУ Росимуществом по Амурской области (арендодатель) и ФГУП «РТРС» (арендатор) были заключены следующие договоры аренды находящихся в государственной собственности земельных участков: от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 02.12.2011 № 353, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333.

1. По договору аренды № 339 земельного участка, находящегося в собственности РФ, от 25.01.2011 ФГУП «РТРС» предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым № 28:04:030325:1, общей площадью 36 112 кв.м. расположенный по адресу: Амурская область пгт. Прогресс с разрешенным использованием - под производственную базу. На участке имеются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности РФ и предоставленные РТРС на праве хозяйственного ведения: - здание цеха УКВ общей площадью 616,6 кв.м., железобетонный резервуар, объем 100 куб.м., мачта, высотой 190 м., артскважина, глубиной 300 м., водонапорная башня, высотой 5.4 м., гараж общей площадью 107 кв.м. (пункты 1.1-1.2 договора).

Срок аренды установлен в пункте 2.1 договора и составляет с 01.01.2011 по 31.12.2059.

В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы за Участок составляет 483 991,08 руб. в год, в том числе в месяц 10 332,59 руб. Размер арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

Из Приложения к Договору № 339 от 25.01.2011 «Расчет арендной платы» следует:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:04:030325:1

32266072,00

483 991,08

Всего

483 991,08

Всего подлежит к оплате в год: 483 991,08 руб.

2. По договору аренды № 334 земельного участка, находящегося в собственности РФ от 17.08.2010 ФГУП «РТРС» предоставлен в аренду земельный участок из категории земли населенных пунктов с кадастровым № 28:05:010645:324 находящийся по адресу <...> с разрешенным использованием - для технических нужд, общей площадью 19100 кв.м. На участке имеются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности РФ и предоставленные РТРС на праве хозяйственного ведения: здание РТС общей площадью 761,30 кв.м., проходная ГО общей площадью 48,8 кв.м., помещение караульной службы общей площадью 47,3 кв.м., мачта Н-171,6 м., здание подсобное служебное общей площадью 185,8 кв.м. (пункты 1.1-1.2 договора).

Срок аренды установлен в пункте 2.1 договора и составляет с 01.09.2010 по 31.08.2059.

В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы за Участок составляет 312 521,84 руб. в год, в том числе в месяц 26 043,49 руб. Размер арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

Из Приложения к договору № 334 от 17.08.2010 «Расчет арендной платы» «Расчет арендной платы» следует:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:05:010645:324

15626092,00

312 521,84

Всего

312 521,84

Всего подлежит к оплате в год: 312 521,84 руб.

3. По договору аренды № 353 земельного участка, находящегося в собственности РФ от 02.12.2011 ФГУП «РТРС» предоставлен в аренду земельный участок из земель категории земли населенных пунктов, с кадастровым номером 28:02:000669:2, общей площадью 359674 кв,м., находящийся по адресу: Амурская область г. Белогорск 5 км. с разрешенным использованием для производственных и иных целей. На участке расположены следующие объекты, находящиеся в собственности РФ и предоставленные РТРС на праве хозяйственного ведения: здание производственное общей площадью 416,5 кв.м., трансформаторная подстанция общей площадью 16,73 кв.м., дизельная, склад общей площадью 259,8 кв.м., мачта, гараж, проходная РПА общей площадью 15,3 кв.м., туннель протяженностью 26,9 пог.м., водонапорная башня высотой 11,2 пог.м., антенный павильон общей площадью 18 кв.м. (пункты 1.1-1.2 договора).

Срок аренды установлен в пункте 2.1 договора и составляет с 01.11.2011 по 31.10.2060.

В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы за Участок составляет 4 566 690,86 руб. в год, в том числе в месяц 380 557,57 руб. Размер арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

Из Приложения к договору № 353 от 02.12.2011 «Расчет арендной платы» следует:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:02:000669:2

304446057,00

4 566 690,86

Всего

4 566 690,86

Всего подлежит к оплате в год: 4 566 690,86 руб.

4. По договору аренды № 341 земельного участка, находящегося в собственности РФ от 31.01.2011 ФГУП «РТРС» предоставлен в аренду земельный участок, из земель категории - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 28:06:011503:68, общей площадью 10326 кв.м., находящийся по адресу: Амурская область г. Тында, юго-западная часть кадастрового квартала, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка с разрешенным использованием - для закрепления земельного участка. На земельном участке имеются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности РФ и предоставленные РТРС на нраве хозяйственного ведения: подъездная дорога протяженностью 170 м., мачта высотой 70,385 м., гараж станции «Орбита» общей площадью 144,6 кв.м., здание станции «Орбита» общей площадью 214,30 кв.м. (пункты 1.1-1.2 договора).

Срок аренды установлен в пункте 2.1 договора и составляет с 01.01.2011 по 31.12.2059.

В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы за Участок составляет 133 174,43 руб. в год, в том числе в месяц 11 097,87 руб. Размер арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

Из Приложения к договору № 341 от 31.01.2011 «Расчет арендной платы» следует:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:06:011503:68

8878295,00

133 174,43

Всего

133 174,43

Всего подлежит к оплате в год: 133 174,43 руб.

5. По договору аренды № 333 земельного участка, находящегося в собственности РФ от 03.08.2010 ФГУП «РТРС» предоставлен в аренду земельный участок из категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 28:09:020109:8, находящийся по адресу: Амурская область, Белогорский район, Васильевский с/с, с. Васильевка, с разрешенным использованием - под территорию радиостанции. На территории земельного участка расположен объект недвижимости техническое здание, находящееся в собственности РФ и предоставленное РТРС на праве хозяйственного ведения: техническое здание общей площадью 177,2 кв.м. (пункты 1.1-1.2 договора).

Срок аренды установлен в пункте 2.1 договора и составляет с 01.09.2010 по 31.08.2059.

В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы за Участок составляет 6 094,06 руб. в год, в том числе в месяц 507,84 руб. Размер арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

Из Приложения к договору № 333 от 03.08.2010 «Расчет арендной платы» следует:

и и

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:09:020109:8

304703,00

6 094,06

Всего

6 094,06

Всего подлежит к оплате в год: 6 094,06 руб.

Приведенные договоры от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 02.12.2011 № 353, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333 зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы в установленном законом порядке.

Полагая, что Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 в отношении земельных участков, являющихся предметом приведенных договоров установлены иные ставки, нежели чем ставки, установленные пунктами 3.1 спорных договоров и приложениями спорных договоров, истец обратился к ТУ Росимуществом по Амурской области (письмо от 30.05.2012 № 019-09-08/1824) с просьбой об изменении цены договоров.

ТУ Росимуществом по Амурской области письмом от 01.11.2012 № 03/7317 сообщило, что не находит оснований для изменения условий договоров аренды от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 02.12.2011 № 353, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333 в связи с тем, что в кадастровых паспортах на земельные участки должно быть указано соответствующее разрешенное использование, отвечающее требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291.

ФГУП «РТРС» ввиду недостижения соглашения по условиям заключенных между сторонами договоров аренды обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора судом допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств.

Лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность условий, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Истец, в качестве существенного обстоятельства ссылается на издание Минэкономразвития России Приказа № 291 от 18.05.2012.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Исходя из названного правила стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, и поэтому стороны при заключении договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы.

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения: сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

В соответствии с указанным Постановлением вынесен Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 за № 24893), которым для Амурской области ставка арендной платы за один квадратный метр установлена в размере 0,07руб.

Приказом Минэкономразвития России установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный (занятый) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, не может превышать:

0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;

0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.

По утверждению истца в отношении Белогорского земельного участка размер арендной платы не может превышать 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка, а в отношении остальных четырех участков - 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Исходя из названных положений Приказа от 18.05.2012 № 291, в круг доказывания по настоящему делу входят одновременно два обстоятельства: что земельные участки по спорным договорам предоставлены (заняты) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

Согласно ст. 91 ЗК РФ землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Подпунктом 8 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд связи, ограничиваются в обороте. При этом указанные земли ограничиваются в обороте в силу закона и дополнительно не требуется осуществлять перевод земель из одной категории в другую.

Следовательно, предоставленные истцу по договорам аренды земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.

В силу пунктов 6, 7, 24, 27, 28, 28.1, 28.2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»:

сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;

средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями;

электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;

линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;

сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи;

телеканал, радиоканал - сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов;

трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала.

Частью 1 статьи 6 приведенного Закона определено, что при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

В соответствии с под. 32 ст. 2 Федерального закона под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. При этом под электросвязью понимаются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Закон не дает прямого определения объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а, соответственно, и исчерпывающего перечня таких объектов.

Из совокупности приведенных понятий и определений суд приходит к выводу, что объекты недвижимости, как то залы передатчиков, аппаратные, технические здания, проходные, гаражи станций и др. объекты, расположенные на спорных земельных участках ФГУП «РТРС» относятся к таким объектам инженерной инфраструктуры, которые обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Приведенная позиция суда основывается также на том, что ФГУП «РТРС», согласно Указу Президента, Уставу предприятия основным видом деятельности предприятия является передача (трансляция) телевизионных и радиовещательных сигналов, телерадиовещание, создание, эксплуатация и техническое обслуживание эфирных, кабельных и спутниковых средств, систем и сетей связи, иных коммуникационных сетей.

Применяя к настоящему спору приведенные положения Закона «О связи», Земельного кодекса РФ, суд учитывает, что объекты инженерной инфраструктуры, это также строения и сооружения, предназначены для обеспечения инженерной деятельности и созданы для размещения сетей связи и кабелей связи, а не приспособлены под данные цели.

Поскольку за каждым цехом, расположенным на земельных участках, переданным истцу в аренду по спорным договорам закреплены автоматические телевизионные станции (АТВС) и цифровые телевизионные станции (ЦТВС), расположенные на значительном расстоянии друг от друга и требующие постоянного технического контроля, профилактических работ и выездов аварийно-восстановительных групп, ФГУП «РТРС» требуются транспортные средства в режиме постоянной готовности (Приказ директора Амурского филиала ФГУП «РТРС» от 06.08.2012 № 15-на «Об утверждении Положения об организации ремонтно-профилактических работ на АТВС (ЦТВС) филиала РТРС «Амурский ОРТПЦ»). Указанное предполагает наличие гаражей и подсобных помещений на спорных земельных участках, а также, учитывая приведенное и уставную деятельность ФГУП «РТРС», постоянное пребывание работников на объектах телерадиовещания.

Кроме того, объекты ФГУП «РТРС» согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» отнесены к объектам, подлежащим государственной охране, в связи с чем, ФГУП «РТРС» на основании договоров на оказание услуг по ведомственной охране объектов с ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» осуществляется круглосуточная охрана объектов истца, что также требует наличие технических условий пребывания охраны (проходные, гаражи) на земельных участках.

Материалами дела подтверждаются фактические обстоятельства того, что земельные участки по спорным договорам предоставлены (заняты) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на соответствующих частотах, в том числе:

1. По договору аренды земельного участка № 339 от 25.01.2011 (пгт. Прогресс) земельный участок входит в федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" и используется для трансляции цифрового телевидения и радиовещания и параллельно, для вещания аналогового телевидения и радиовещания.

До перехода к истцу земельного участка на праве аренды, земельный участок использовался филиалом на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования от 24.07.1992 № 132 с целевым использованием для производственной базы (предоставлен Областному радиотелевизионному передающему центру (цех УВК) станций п. «Прогресс» - правопредшественнику ФГУП «РТРС»). В дело представлен утвержденный Райчихинским городским комитетом ситуационный план земельного участка с нанесенными объектами (Тех. здание. Пожарный водоем, ТП бКв, Гараж, Башня, Скважина, Мачта) от 05.10.1992. В соответствии с паспортами БТИ объекты называются: Здание цеха УКВ, Железобетонный резервуар, Мачта, Артскважина, Водонапорная башня, Гараж. На основании данного плана, Постановлением главы администрации п.Прогресс от 24.07.1992 №132 за УВК р/ст п.Прогресс был закреплен земельный участок площадью 40112 кв.м. и дорога 7000 кв.м. В последствии Постановлением главы администрации п.Прогресс от 30.08.1995   91 был изъят земельный участок под автодорогой, вследствие чего был образован земельный участок в границах, обозначенных в кадастровом паспорте.

Доказательствами размещения передающих средств являются выданные Управлением ФС по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Амурской области Свидетельства о регистрации РЭС: серия № 28 07 № 01785 от 27.08.2009 (телевизионный передатчик «STV-35»); серия 28 07 № 02314 от 04.10.2007 (передатчик НИИИР-Сигнал); серия 28 07 № 02313 от 04.10.2007 (телевизионная станция TTV-5000); серия 28 12 № 03214 от 12.11 2012 (передатчик аналоговый телевизионного вещания А-108,11908); серия 28 07 №02315 от 04.10.2007 (передатчик НИИР-Сигнал, 002-06).

Разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 31.05.2007 № 07-006286 предоставлено право РТРС в лице филиала «Амурский ОРТПЦ» на использование радиоэлектронных средств (РЭС) телевизионного вещания в пгт. Прогресс Амурской области, на ТВ канале №12, мощность передатчика 5 кВт. В соответствии с таблицей №4 ГОСТа № 7845-92 ТВ канал № 12 соответствует частоте 222,0-230,0 М Гц. В свою очередь частота 222,0-230,0 МГц на основании ГОСТа 24375-80 соответствует понятию «Очень высокие частоты» (диапазон 30-300 МГц). В соответствии с приложением № 2/3-46 к лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ № 21299 от 10.07.2012 ОАО «Первый канал», в территорию вещания входит населенный пункт Прогресс с номером ТВК 12 и мощностью передатчика кВт5.

Разрешением на использование радиочастот от 22.04.2013 № 446-13-0157 предоставлено право РТРС на вещания цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2 на ТВ канале №50, мощность передатчика 2 кВт. В соответствии с таблицей №4ГОСТа № 7845-92 ТВ канал № 50 соответствует частоте 702,0-710,0 МГц. В свою очередь частота 702,0-710,0 МГц на основании ГОСТа 24375-80 соответствует понятию «Ультравысокие частоты» (диапазон 300-3000 МГц).

Приведенные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что данный земельный участок по договору аренды земельного участка № 339 от 25.01.2011 (пгт. Прогресс) изначально предоставлен и занят для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на «Очень высоких частотах» и «Ультравысоких частотах». Таким образом, суд считает, что данный земельный участок попадает под правовое регулирование Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, а, соответственно, под утвержденную им ставку арендной платы не выше 0,3 % от кадастровой стоимости.

2. По договору аренды земельного участка № 334 от 17.08.2010 (г. Свободный) земельный участок входит в федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" и используется для трансляции цифрового телевидения и радиовещания, и параллельно для вещания аналогового телевидения и радиовещания.

До перехода к истцу земельного участка на праве аренды, земельный участок использовался филиалом на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования от 23.07.1992 № 6 для технических нужд (предоставлен Свободненской радиостанции - правопредшественнику ФГУП «РТРС»). Постановлением главы администрации г.Свободного от 20.07.1992 № 410 был закреплен земельный участок за технической территорией телевизионного ретранслятора в г.Свободный площадью 2,3 га. Исходя из схемы территории земельного участка расположенного в г.Свободном, представленной в дело, на земельном участке расположены объекты: Мачта, Подстанция, Техническое здание, Техническое помещение, Резервуар 2 шт., Насосная, Проходная. Площадь земельного участка была уточнена при проведении землеустроительных работ. На сегодняшний день на территории земельного участка расположено: Здание РТС, Проходная ГО, Помещение караульной службы. Мачта, Здание подсобное служебное.

Доказательствами размещения передающих средств являются выданные Управлением ФС по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Амурской области Свидетельства о регистрации РЭС: серия 28 11 № 02391 от 26.08.2011 (передатчик аналоговый телевизионного вещания TTU-100, 9070); серия 28 12 № 01787 от 15.08.2012 (передатчик аналоговый телевизионного вещания Полярис ТВП 5000, 5739); серия 28 12 № 00967 от 29.05.2012 (передатчик аналоговый телевизионного вещания АТРС-5/0,5, 3136); серия 28 11 № 02391 от 26.08.2011 (передатчик аналоговый звукового радиовещания ШТОРМ-С, 0528).

Разрешением Роскомнадзора на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 18.04.2012 № 133-12-0020 предоставлено право РТРС на использование радиоэлектронных средств (РЭС) телевизионного вещания, пункт установки передатчика г. Свободный Амурская область, номер ТВ канала 4, мощность передатчика 5 кВт. В соответствии с таблицей №4 ГОСТа № 7845-92 ТВ канал № 4 соответствует частоте 84,0-92,0 МГц. В свою очередь частота 84,0-92,0 МГц на основании ГОСТа 24375-80 соответствует понятию «Очень высокие частоты» (диапазон 30-300 МГц). В соответствии с приложением № 2/3-50 к лицензии серия ТВ № 20457 от 05.04.2012 на осуществление телевизионного вещания ФГУП ВГТРК, распространяемое СМИ телеканал «Россия» (Россия-1) в территорию вещания телеканала входит населенный пункт г. Свободный Амурская область № ТВ канала 4, мощность 5 кВт.

Разрешением на использование радиочастот от 22.09.2012 № 974-12-0016 предоставлено право на вещания цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T на ТВ канале № 34, мощность передатчика 2 кВт. В соответствии с таблицей №4 ГОСТа № 7845-92 ТВ канал № 34 соответствует частоте 574.0-582.0 МГц. В свою очередь частота 574,0-582,0 МГц на основании ГОСТа 24375-80 соответствует понятию «Ультравысокие частоты» (диапазон 300-3000 МГц).

Приведенные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что данный земельный участок по договору аренды земельного участка № 334 от 17.08.2010 (г. Свободный) изначально предоставлен и занят для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на «Очень высоких частотах» и «Ультравысоких частотах». Таким образом, суд считает, что данный земельный участок попадает под правовое регулирование Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, а, соответственно, под утвержденную им ставку арендной платы не выше 0,3 % от кадастровой стоимости.

3. По договору аренды № 353 земельного участка (г. Белогорск), земельный участок в настоящее время используется для радиовещания.

До перехода к истцу земельного участка на праве аренды, земельный участок использовался филиалом на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования № 2 от 22.05.1995 для производственных целей (предоставлен Белогорской радиостанции - правопредшественнику ФГУП «РТРС»). По земельному участку расположенному в г.Белогорске 5 км. площадью 359674 кв.м. предоставлен межевой план произведенный при уточнение границы и площади участка На земельном участке расположено: Здание производственное, Трансформаторная подстанция, Дизельная, Склад, Мачта, Гараж, Проходная РПА, Туннель, Водонапорная башня, Антенный павильон.

Доказательствами размещения передающих средств являются выданные Управлением ФС по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Амурской области Свидетельства о регистрации РЭС: серия <...> от 04.05.2011 (передатчик аналоговый звукового радиовещания СРВ-30,1108).

Разрешением Роскомнадзора на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 15.12.2010 № 985-10-0001 предоставлено право РТРС на использование радиоэлектронных средств (РЭС) СВ вещания, пункт установки передатчика г. Белогорск Амурская область, частота 603 кГц или 0,603 МГц, мощность передатчика 30 кВт. Данная частота в соответствии с п. 4 (Основные параметры) ГОСТ Р 51742-2001 входит в диапазон средней частоты (0,5265-1,6065 МГц). В соответствии с приложением № 2/3-26 к лицензии серия РВ № 20518 от 12.04.2012 на осуществление радиовещания ФГУП ВГТРК, распространяемое СМИ «Маяк», в территорию вещания входит населенный пункт г. Белогорск Амурская область, частота 0,603 МГц, мощность 30 кВт.

Приведенные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что данный земельный участок по договору аренды земельного участка № 353 от 02.12.2011 (г. Белогорск) изначально предоставлен и занят для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных радиоканалов на средних частотах. Таким образом, суд считает, что данный земельный участок попадает под правовое регулирование Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, а, соответственно, под утвержденную им ставку арендной платы не выше 0,01 % от кадастровой стоимости.

4. По договору аренды № 341 от 31.01.2011 земельного участка (г. Тында) участок в настоящее время используется для радиовещания.

- До перехода к истцу земельного участка на праве аренды, земельный участок использовался филиалом на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования от 17.09.1992 б/н для закрепления земельного участка (предоставлен станции космической связи «Орбита» - правопредшественнику ФГУП «РТРС»). Постановлением мэра г.Тынды от 17.09.1992 № 811/5 за станцией космической связи «Орбита» закреплен земельный участок 0,98 га. с утвержденным планом земельного участка с нанесенными объектами (Гараж, Мачта, Техническое здание, Гостиница, Баня, Овощехранилище, Спортплощадка, Септик, Трансформаторная подстанция). В дело также представлена схема планирования территории. В настоящее время на участке расположены: Подъездная дорога. Мачта, Гараж станции «Орбита», Здание станции «Орбита». Площадь земельного участка с момента выделения его не менялась, а была уточнена в ходе проведения кадастровых работ.

Доказательствами размещения передающих средств являются выданные Управлением ФС по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Амурской области Свидетельства о регистрации РЭС: серия 28 10 № 03311 от 30.08.2010 (передатчик аналоговый телевизионного вещания TTV-100, 6314); серия 28 12 № 00375 от 09.02.2012 (передатчик аналоговый телевизионного вещания А-108, 12008); серия 28 10 № 03316 от 30.08.2012 (передатчик аналоговый телевизионного вещания TTV-100,6060).

Разрешением Роскомнадзора на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 1087-11-0159 от 07.12.2011 предоставлено право использования радиоэлектронных средств (РЭС) телевизионного вещания наименование пункта установки передатчика г. Тында Амурская область, номер ТВ канала 3, мощность передатчика 0,1 кВт. В соответствии с таб. №4 ГОСТа № 7845-92 ТВ канал № 3 соответствует частоте 76,0-84,0 МГц. В свою очередь частота 76,0-84,0 МГц на основании ГОСТа 24375-80 соответствует понятию «Очень высокие частоты» (диапазон 30-300 МГц). В соответствии с приложением № 2/2 к лицензии серия ТВ № 21194 г от 26.06.2012. на осуществление телевизионного вещания телеканала ОАО «Телекомпания «Петербург», наименование распространяемого СМИ «Петербург-5 канал» в территорию вещания входит населенный пункт г. Тында Амурская область, номер ТВ канала 3, мощность 0,1 кВт.

Разрешением на использования радиочастот от 03.06.2012 № 560-12-0094 предоставлено право на вещания цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T на территории г.Тында на ТВ канале № 29, мощность передатчика 1 кВт. В соответствии с таб. №4 ГОСТа № 7845-92 ТВ канал № 29 соответствует частоте 534,0-542,0 МГц. В свою очередь частота 534,0-542,0 МГц на основании ГОСТа 24375-80 соответствует понятию «Ультравысокие частоты» (диапазон 300-3000 МГц).

Приведенные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что данный земельный участок по договору аренды земельного участка № 341 от 31.01.2011 (г. Тында) изначально предоставлен и занят для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на «Очень высоких частотах» и «Ультравысоких частотах». Таким образом, суд считает, что данный земельный участок попадает под правовое регулирование Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, а, соответственно, под утвержденную им ставку арендной платы не выше 0,3 % от кадастровой стоимости.

5. По договору аренды № 333 от 03.08.2010 земельного участка (с. Васильевка Белогорского района) на земельном участке, помимо недвижимого объекта, размещено антенное поле, предназначенное для подавления радио и теле сигнала, в случае подавления распространения радио и телевизионного сигнала государственных программ Российской Федерации. Участок и размещенные на нем объекты обеспечивают телевизионную и радиовещательную безопасность.

До перехода к истцу земельного участка на праве аренды, земельный участок использовался филиалом на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования № 34 (предоставлен Белогорской радиостанции - правопредшественнику ФГУП «РТРС»). Постановлением Администрации Белогорского района от 22.07.1992 № 358 был закреплен земельный участок за Белогорской радиостанцией площадью 38,57га. Согласно плану землепользования, утвержденного Председателем комитета по земельной реформе Белогорского района, представленного в дело, на земельном участке указано только Техническое здание, антенно-мачтовые поля на плане не отражены. По пояснениям истца, в настоящее время из объектов недвижимости на данном участке расположено Техническое здание и так же находятся антенные поля, площадь земельного участка не изменялась с момента его выделения.

Приведенные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что данный земельный участок по договору аренды земельного участка № 333 от 03.08.2010 (с. Васильевка Белогорского района) изначально предоставлен и занят для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, а также то, что эти сети связи и объекты инженерной инфраструктуры обеспечивают подавление радио и теле сигнала, в случае подавления распространения радио и телевизионного сигнала государственных программ Российской Федерации, что обеспечивает эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных радиоканалов на других объектах. Таким образом, суд считает, что данный земельный участок попадает под правовое регулирование Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, а, соответственно, под утвержденную им ставку арендной платы не выше 0,3 % от кадастровой стоимости.

Кроме приведенных доказательств, схем, планов, истцом для подтверждения соответствия координат установки РЭС указанных в разрешении на использовании радиочастоты и фактического места установки РЭС представлены справки-заключения землеустроительной организации ООО «Мередиан» (кадастровые работы, проведенные ООО «Меридиан» по заказу ФГУП «РТРС) от 27.08.2013 № 17, 15, 18, 16, из которых следует, что географические координаты РЭС телевизионного вещания соответствуют координатам МСК-28 в которых производится государственный кадастровый учет (кадастровый паспорт земельного участка).

В представленных справках-заключениях также подтверждается расположение объектов недвижимости в границах указанных участков.

Истцом представлены фотоматериалы, подтверждающие расположение РЭС и объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках по спорным договорам.

Указом Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» установлены:

- Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов:

1. Первый канал (открытое акционерное общество "Первый канал"); 2. Телеканал "Россия" (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); 3. Телеканал "Россия-2" (Россия-2) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); 4. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество "Телекомпания НТВ"); 5. Петербург - 5 канал (открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург"); 6. Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); 7. Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); 8. Детско-юношеский телеканал "Карусель" (закрытое акционерное общество "Карусель"); 9. Телеканал "Общественное телевидение России" (автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России").

- Перечень общероссийских обязательных общедоступных радиоканалов: 1. Вести ФМ (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); 2. Маяк (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); 3. Радио России (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания").

Как уже было указано, в соответствии с подпунктом б) пункта 2 Указа Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» ФГУП «РТРС» является оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации.

В материалы дела представлены лицензии, выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, предоставляющие ФГУП «РТРС» право эфирного вещание приведенных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемый Приказ № 291 от 18.05.2012, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную на услуги ФГУП «РТРС», являющегося субъектом естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанных услуг, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности предприятия, поскольку трансляция общероссийских каналов осуществляется бесплатно, а арендные платежи влияют на хозяйственную деятельность предприятия.

На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности истцом необходимости наличия и использования имеющейся на земельных участках инженерной инфраструктуры при реализации возложенных государством на ФГУП "РТРС" функций по обеспечению эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. В связи с чем, арендная плата за использование указанных земельных участков попадает под правовое регулирование Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, а, соответственно, под утвержденную им ставку арендной платы не выше 0,3 % от кадастровой стоимости для земельных участков, предоставленных по договорам от 25.01.2011 № 339, от 17.08.2010 № 334, от 31.01.2011 № 341 и от 03.08.2010 № 333 и 0,01% для земельного участка, предоставленного по договору от 02.12.2011 № 353 (г. Белогорск).

При этом, ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что земельные участки по спорным договорам используются в каких-либо иных целях, кроме как приведенных судом выше, а также что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, кроме тех, которые обеспечивают трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию.

Иные доводы ответчика отклоняются, как противоречащие материалам дела и не подтвержденные им документально в порядке ст. 65 АПК РФ.

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

На основании того, что в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, изменение предельных ставок арендной платы, установленных Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 является основанием для внесения соответствующих изменений в уже заключенные договоры аренды, соответствующие условиям, изложенным в данном Приказе.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09.

Основываясь на изложенном, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, а спорные договоры изменению с 05.08.2012 – даты вступления Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 в законную силу.

При этом, удовлетворяя исковые требования в редакции изменений в договоры, представленные истцом, судом проверен расчет арендной платы и признан верным, а именно:

1. По договору аренды от 25.01.2011 № 339 площадь земельного участка 36112 кв.м. х 0,07 руб.= 2527 рублей 84 коп. в год. Данный размер арендной платы в год не превышает 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка (32266072 руб.х0,3% - 96 798 руб. 22 коп.).

2. По договору аренды от 17.08.2010 № 334 площадь земельного участка 19 100 кв.м. х 0,07 руб. = 1337 рублей 00 коп. в год. Данный размер арендной платы в год не превышает 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (15626092 руб. 00 коп. х 0,3 % = 46 878 руб. 27 коп.).

3. По договору аренды от 02.12.2011 № 353 площадь земельного участка 359674 кв.м. х 0,07 руб. = 25 177 рублей 18 коп. в год. Данный размер арендной платы в год не превышает 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка (304446057 х 0,01%-30 444 руб. 60 коп.).

4. По договору аренды от 31.01.2011 № 341 площадь земельного участка 10326 кв.м. х 0,07 (руб. за кв.м.) = 722 рубля 82 коп. в год. Данный размер арендной платы в год не превышает 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка (8878295 руб.ОО коп. X 0,3% = 26 634 руб. 88 коп.).

5. По договору аренды от 03.08.2010 № 333 площадь земельного участка х 0,07 (руб. за кв.м.) или 385700 х 0,07 (руб. за кв.м.) = 26 999 руб. 00 коп. Данный размер арендной платы в год превышает 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка (304703 руб. 00 коп. х 0,3 % - 914 руб. 11 коп.). В связи с чем, размер арендной платы по данному земельному участку должен быть установлен в размере, не превышающем ее годовой предел. Арендная плата за участок должна составит 914 рублей 11 коп. в год.

Суд учитывает, что ответчик против правильности указанного расчета не возражал.

В силу ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина по исковому заявлению составляет 20 000 руб.

Истцом при подаче искового заявления по платежным поручениям от 04.06.2013 № 1890 и от 27.05.2013 № 1787 уплачена государственная пошлина в размере 20 000 руб., расходы по уплате которой по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 173, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Внести с 05.08.2012 изменения в договор аренды земельного участка № 339 от 25.01.2011, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) «Арендодатель» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Арендатор» (ИНН <***>, ОГРН <***>). Изложить пункт 3.1 Договора в следующей редакции: «Размер арендной платы за Участок составляет 2 527,84 руб. в год, в том числе в месяц 210,65 руб. Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора».

Изложить Приложение к Договору № 339 от 25.01.2011 «Расчет арендной платы» в следующей редакции:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:04:030325:1

32266072,00

2527,84

Всего

2527,84

Всего подлежит к оплате в год: 2527,84 руб.».

2. Внести с 05.08.2012 изменения в договор аренды земельного участка № 334 от 17.08.2010, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) «Арендодатель» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Арендатор» (ИНН <***>, ОГРН <***>). Изложить пункт 3.1 Договора в следующей редакции: «Размер арендной платы за Участок составляет 1337 руб. в год, в том числе в месяц 111,41 руб. Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.

Изложить Приложение к Договору 334 от 17.08.2010 «Расчет арендной платы» в следующей редакции:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:05:010645:324

15626092,00

1337,00

Всего

1337,00

Всего подлежит к оплате в год: 1337,00 руб.».

3. Внести с 05.08.2012 изменения в договор аренды земельного участка № 353 от 02.12.2011, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) «Арендодатель» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Арендатор» (ИНН <***>, ОГРН <***>). Изложить пункт 3.1 Договора в следующей редакции: «Размер арендной платы за Участок составляет 25 177,18 руб. в год, в том числе в месяц 2098,10 руб. Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.

Изложить Приложение к Договору № 353 от 02.12.2011 «Расчет арендной платы» в следующей редакции:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:02:000669:2

304446057,00

25177,18

Всего

25177,18

Всего подлежит к оплате в год: 25177,18 руб.».

4. Внести с 05.08.2012 изменения в договор аренды земельного участка № 341 от 31.01.2011, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) «Арендодатель» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Арендатор» (ИНН <***>, ОГРН <***>). Изложить пункт 3.1 Договора в следующей редакции:

«Размер арендной платы за Участок составляет 722,82 руб. в год, в том числе в месяц 60,23 руб. Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора».

Изложить Приложение к Договору № 341 от 31.01.2011 «Расчет арендной платы» в следующей редакции:

№ п/п

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:06:011503:68

8878295,00

722,82

Всего

722,82

Всего подлежит к оплате в год: 722,82 руб.».

5. Внести с 05.08.2012 изменения в договор аренды земельного участка № 333 от 03.08.2010, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) «Арендодатель» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Арендатор» (ИНН <***>, ОГРН <***>). Изложить пункт 3.1 Договора в следующей редакции:

«Размер арендной платы за Участок составляет 914,11 руб. в год, в том числе в месяц 76,18 руб. Размер арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора».

Изложить Приложение к Договору № 333 от 03.08.2010 «Расчет арендной платы» в следующей редакции:

и и

Кадастровый номер земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

Размер арендной платы в год, руб. (по Приказу № 291 от 18.05.2012)

1

28:09:020109:8

304703,00

914,11

Всего

914,11

Всего подлежит к оплате в год: 914,11 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на ответчика. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 20 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья С.А. Антонова