ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-3483/10 от 27.10.2010 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

e-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-3483/2010

13 ноября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.И. Котляревского,

при ведении протокола судебного заседания секретарем П.П. Лещинским

рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» к Управлению Федеральной миграционной службы по Амурской области, Управлению занятости населения Амурской области

о признании недействительным предписания

при участии в заседании: Заявитель: ФИО1 по доверенности от 12.05.2010г., паспорт, ФИО2 по доверенности от 01.09.2009г., паспорт (до перерыва);

Ответчик Управление занятости: ФИО3 главный специалист-эксперт по доверенности от 01.02.2010г. № 01-04/272, паспорт;

Ответчик УФМС: ФИО4 по доверенности от 12.01.2010г. № 9112, паспорт

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Востокстройинвест» (далее – заявитель, общество) с заявлением с требованиями:

- признать недействительным отказ от 19.07.2010 № 8/2088 Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области (далее – ответчик, УФМС) в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников общества;

- признать незаконными действия Управления занятости населения Амурской области (далее – ответчик, УЗ), выразившиеся в представлении в УФМС незаконного заключения от 15.07.2010 № 01-04/1955 о нецелесообразности привлечения 441 иностранных работников по заявленным обществом профессиям.

Заявитель просит в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ как способ восстановления нарушенного права обязать Управление занятости населения Амурской области выдать положительное заключение о привлечении и об использовании иностранных работников по заявлению ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» от 05.07.2010 года о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района Амурской области в количестве 441 человек, срок действия которого составляет с 14.10.2010 по 13.10.2011 года.

В обоснование заявленных требований указал, что общество осуществляет лесозаготовительные работы, имеет филиалы в Зейском и Селемджинском районах. С целью осуществления экономической деятельности обществу необходимы работники, занимающиеся лесозаготовкой и выполняющие вспомогательные работы, однако в области нет необходимого количества граждан России, способных и желающих заполнить вакантные места. Пояснил, что общество ежемесячно обращается в центр занятости Селемджинского района, но учреждение не представило необходимого количества специалистов. Указал, что привлечение иностранцев для предприятия является целесообразным. Общество неоднократно обращалось в УФМС с заявлением о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района, каждый раз УФМС отказывал обществу в связи с получением заключения Управления труда и занятости населения – наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан). Пояснил, что число работников для осуществления работы по заготовке древесины должно составлять 1235 человек. Считает, что отказ УФМС не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель считает, что заключение Управления вынесено с нарушением действующего законодательства. Указал, что госорганом запросы во все службы занятости субъекта направлены незаконно и анализ данных по всем службам занятости субъекта произведен незаконно.

Заявитель в дополнении к заявлению указал, что УЗН по Амурской области обязано было выдать Заключение от 15.07.2010 года № 01-04/1955 с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Однако данное требование госорганом не соблюдено. Считает, что УЗН по Амурской области не представило суду доказательств того, каким образом определялось количество профессий, специальностей и должностей иностранных работников, которое целесообразно было привлечь для Общества, каким образом проводился анализ данных, в результате которого вынесено Заключение от 15.07.2010 года № 01-04/1955. Пояснил, что из представленных ответчиком дополнительных документов усматривается, что граждане, состоящие на учета в ЦЗН Амурской области не согласны на трудовую деятельность в других населенных пунктах.

Ответчик – Управление занятости населения, в отзыве указал, что решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников принято по следующим основаниям: наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан) и возможности профессионального обучения безработных граждан указанным (пункт 60.3. Административного регламента). Основной принцип, на котором основана деятельность по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, является приоритетное использование национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. При принятии решения о целесообразности или нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, управлением занятости населения проводится анализ данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы в целом по субъекту Российской Федерации (Амурской области).

Ответчик УЗ пояснил, что на момент обращения ООО «Востокстройинвест» за заключением о привлечении и использовании иностранных работников численность безработных граждан в Амурской области по состоянию на 01 июля 2010 года составила 12903 человек, в том числе в Селемджинском районе - 330 человек. В течение января-июня 2010 года в органы службы занятости населения Амурской области за содействием в поиске подходящей работы обратились 23911 человек. За шесть месяцев 2010 года органами службы занятости признаны безработными 16248 человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,3% от численности трудоспособного населения, в Селемджинском районе - 3,9%. В Амурской области имеется возможность профессионального обучения безработных и ищущих работу граждан по всем вышеуказанным профессиям, специальностям. Кроме того, для замещения рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, нормативными правовыми актами предусмотрена возможность привлечения незанятых и безработных граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки. Кроме того, такие профессии как контролер-учетчик, загрузчик-выгрузчик, являются профессиями, не требующими специальных знаний и умений (неквалифицированные рабочие), т.е. получить навыки по данной профессии можно непосредственно на рабочем месте. При принятии решения о нецелесообразности привлечения иностранных работников, управление занятости исходило из принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. На момент выдачи заключения на рынке труда Амурской области имелись безработные граждане, имеющие необходимую квалификацию, а также безработные граждане, которые могли бы удовлетворить потребность заявителя в работниках, после прохождения дополнительной профессиональной подготовки или переподготовке.

Ответчик УЗ считает, что управлением занятости населения при вынесении заключения о привлечении и использовании иностранных работников действовало в строгом соответствии с действующим законодательством. ООО «Востокстройинвест» не приведено достаточных оснований, подтверждающих незаконность действий управления занятости населения Амурской области по вынесению заключения на привлечение и использование иностранных работников от 15.07.2010 № 01-04/1955.

Представитель ответчика Управления занятости заявил ходатайство о прекращении производства по делу, указал, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Ответчик Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области требования заявителя не признал. Указал, что в соответствии с действующим законодательством решение о привлечении и использовании иностранных работников принимается с учетом заключения органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации. Если служба занятости населения выдала отрицательное заключение, территориальный орган ФМС отказывает работодателю в выдаче разрешения на привлечении и использование иностранных работников, так как Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

05.07.2010г. общество обратилось с заявлением в Управление ФМС по Амурской области о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района в количестве 442 человек.

19.07.2010г. Управление ФМС по Амурской области отказало в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В обоснование отказа указано на получение заключения Управления труда и занятости населения Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 15.07.2010г. № 01-04/1955 содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования 441 иностранных работников. Основание нецелесообразности привлечения иностранных работников - наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан) и возможности профессионального обучения безработных граждан указанным профессиям.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в статье 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

Пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации.

Согласно части второй названной статьи привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Постановлением от 15.11.2006г. № 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).

В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008г. № 1/4/1/2 утверждён Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).

Согласно пункту 1.1. Положения об управлении занятости населения Амурской области, утверждённого Постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008г. № 496, Управление занятости населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере занятости населения на территории Амурской области.

В рассматриваемом случае, исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в области занятости населения Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счёт региональных ресурсов, в соответствии со статьёй 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 3.5.11 Положения об управлении занятости населения в Амурской области, пунктом 60.3 Административного регламента выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 441 иностранных граждан.

При изложенных обстоятельствах правовые основания для признания недействительным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области отсутствуют.

Основанием к отказу послужило вынесенное Управлением занятости населения Амурской области заключение от 15.07.2010г. № 01-04/1955, в котором указано о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников. Данное заключение является промежуточным документом, направленным Управлением занятости населения Амурской области в орган ФМС по его запросу.

В соответствии с пунктом 8 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели представляют в ФМС России или ее территориальный орган документы, предусмотренные пунктами 43.1-43.4 Административного регламента.

На основании заявлений, с учетом требований Административного регламента, органами ФМС России принимается решение о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников или об отказе в его выдаче.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование об оспаривании действий, выразившихся в представлении в УФМС незаконного заключения Управления занятости населения Амурской области обществом заявлено в порядке статьи 198 АПК РФ, которой установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя. Ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущий юридические последствия и нарушающий права и охраняемые законом интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Выданное Управлением занятости населения Амурской области заключение от 15.07.2010г. № 01-04/1955 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников ООО «Востокстройинвест» является промежуточным документом, не содержит обязательных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, носит информационный характер, не является окончательным, а является одним из документов, с учетом которого орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказе в его выдаче, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде. Также по указанным основаниям не могут быть самостоятельным предметом спора действия, которые выражены в направлении заключения.

Пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что производство по делу в данной части требований заявителя прекращению.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 4 000 рублей. В части требования о признании недействительным отказа в удовлетворении требований отказано, государственная пошлина 2 000 рублей подлежит отнесению на заявителя. В части требования о признании незаконными действий производство по делу прекращено, государственная пошлина 2 000 рублей подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 110, 150, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении требования о признании недействительным отказа от 19.07.2010г. № 8/2088 Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников общества отказать.

В части требования о признании незаконными действий Управления занятости населения Амурской области, выразившихся в представлении в УФМС незаконного заключения от 15.07.2010г. № 01-04/1955 о нецелесообразности привлечения 441 иностранных работников по заявленным обществом профессиям производство по делу прекратить.

Возвратить ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» излишне уплаченную по платежному поручению от 26.07.2010г. № 87 государственную пошлину 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.И. Котляревский