ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-3509/14 от 15.07.2014 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-3509/2014

18 июля 2014 года

изготовление решения в полном объеме

15 июля 2014 года

резолютивная часть

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Марины Александровны Басос,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Семеновой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «АПИН» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственному учреждению – Межмуниципальному отделу МВД РФ «Благовещенский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории города Благовещенска и Благовещенского района Амурской области) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.06.2014 № 153, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 28.03.2014 № 34/6-5308,

установил,

общество с ограниченной ответственностью «АПИН» обратилось в суд с заявлением к государственному учреждению – Межмуниципальному отделу МВД РФ «Благовещенский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории города Благовещенска и Благовещенского района Амурской области) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2014 № 18810328140510007123, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своих требований заявитель указал, что земляные работы не проводились на проезжей части, в связи с чем, их невозможно квалифицировать как «дорожные работы».

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, указал, что земляные работы, проводимые обществом, хоть и не затрагивали непосредственно проезжую часть, но непосредственно на нее выступала часть ограждения, при этом участники дорожного движения не были проинформированы о производстве дорожных работ, ввиду отсутствия соответствующих дорожных знаков. Выявленные нарушения создали непосредственную угрозу безопасности дорожного движения, повысили аварийность при движении автотранспорта.

Исследовав материалы дела, позиции лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

22.04.2014 в 15 час. 05 мин. в ходе проведения ежедневного контроля за состоянием дорожно-уличной сети города Благовещенска были выявлены нарушения правил содержания места производства земляных работ по адресу: <...> (перекресток улиц Игнатьевское шоссе-Кантемирова), в безопасном для дорожного движения состоянии, на месте производство дорожных работ отсутствовали дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы» (Зшт.), 3.24 «Ограничение скорости» (2шт.), 1.20.2 «Сужение дороги справа», 1.20.3 (1 шт.) «Сужение дороги слева», 4.2.2 «Объезд препятствия слева» (1шт.), 4.2.1 «Объезд препятствия справа» (1шт.), 8.22.1 и 8.22.2 «Препятствие» (2шт.), при обустройстве места производства земляных работ отсутствовала схема организации дорожного движения согласованная с ГУ МОМВД России «Благовещенский», отсутствовал информационный щит, отсутствовали красные (желтые) огни по периметру ограждения места производства дорожных работ.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 22.04.2014, составленным с участием двух понятых, проведена фотосъемка.

Определением от 23.04.2014 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, истребованы сведения, определение получено обществом (вх.№№ 170, 171 от 23.04.2014).

Извещением от 05.05.2014 № 34/5/1-б/н генеральному директору общества указано на необходимость явки на 07.05.2014 к 09-00 часам для участия в составлении протокола об административном правонарушении (получено вх.№ 191 от 05.05.2014).

По факту выявленных нарушений государственным инспектором ОДИ ГИБДД ГУ МОМВД России «Благовещенский» в отношении общества 07.05.2014 составлен протокол об административном правонарушении № 28 АА 000851, действия общества квалифицированы по статье 12.34 КоАП РФ. Протокол получен представителем общества по доверенности от 11.04.2014 № 8, о чем в протоколе имеется соответствующая запись.

О времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении, назначенном на 13.05.2014 на 09 часов 00 минут, общество уведомлено извещением от 12.05.2014 3 34/5/1-б/н, полученным представителем общества, также имеется штамп входящей корреспонденции от 12.05.2014 вх.№ 201.

Постановлением от 13.05.2014 № 18810328140510007123 общество привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог их состояния, соответствующего государственным стандартам, а также в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.

Субъектом правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов, обязанные содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.

Порядок производства земляных работ на территории муниципального образования город Благовещенск, утвержден постановлением Администрации города Благовещенска Амурской области от 05.02.2014 № 589 «Об утверждении Положения по производству земляных работ на территории муниципального образования город Благовещенск».

Пунктом 1.4 постановления Администрации города Благовещенска Амурской области от 05.02.2014 № 589 производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и дорог, благоустройстве территорий и иных видах деятельности, связанных с производством земляных работ, разрешается выполнять при наличии специального разрешения - ордера на выполнение земляных работ, выданного в установленном порядке управлением административно-технического контроля администрации города Благовещенска.

Согласно ордеру от 10.09.2013 № 4/77, выданному УЖКХ Администрации г.Благовещенска, заказчиком, которому разрешено производство работ по прокладке водопроводов является ООО «АПИН», следовательно, именно на ООО «АПИН» возложена обязанность по содержанию места производства работ.

Согласно пункту 1.3 постановления Администрации города Благовещенска Амурской области от 05.02.2014 № 589 под земляными работами в настоящем Положении понимаются работы, связанные со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, устройством стоянки (парковки) транспортных средств, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.

Согласно разделу 4 постановления Администрации города Благовещенска Амурской области от 05.02.2014 № 589 производство земляных работ должно осуществляться с соблюдением требований настоящего Положения, действующих строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов, правил технической эксплуатации, охраны труда, безопасности и других нормативных документов на проектирование, строительство, приемку в эксплуатацию инженерных коммуникаций при техническом надзоре заказчика, а также контроле органов в соответствии с разделом 7 настоящего Положения (пункт 4.1 постановления).

В соответствии с пунктом 4.2 постановления Администрации города Благовещенска Амурской области от 05.02.2014 № 589 до начала производства земляных работ заказчик обязан: установить дорожные знаки согласно схеме, согласованной ГИБДД; установить на рабочей площадке информационный щит с наименованием работ, с указанием заказчика, подрядчика, их телефонов и сроков производства работ; оградить место проведения земляных работ на проезжей части со всех сторон типовыми барьерами, которые устанавливают в поперечном направлении на расстоянии не менее 5 метров, а в продольном - не ближе 1 метра от кромки разрытия; оградить место проведения земляных работ, не связанных с разрытием проезжей части, типовыми барьерами на расстоянии не ближе 2 метров от места работ; выполнить продольное ограждение рабочей площадки со стороны движения транспортных средств конусами с интервалом 5 метров по направляющей линии, отстоящей от края рабочей площадки не ближе чем на 1 метр; при работах на перекрестках и тротуарах установить ограждения со всех сторон на расстоянии не ближе 1 метра от кромки разрытия; установить осветительные приборы и средства световой сигнализации для освещения и обозначения территории рабочей площадки в темное время суток; при необходимости введения временных ограничений или прекращения движения на участках дорог и улиц, по которым проходят маршруты регулярных перевозок, не позднее 5 рабочих дней до начала производства земляных работ при проведении плановых мероприятий и немедленно при проведении внеплановых мероприятий, уведомить МУ «Городская диспетчерская служба» о точном времени начала и о сроках проведения работ; обеспечить соблюдение при производстве работ требований, установленных настоящим Положением и иными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид деятельности по строительству, ремонту и реконструкции.

Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

На основании положений статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно пункту 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

Пункт 1.1 ВСН 37-84 «Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», утвержденной Минавтодором РСФСР от 05.03.1984, определяет порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, обеспечивающие безопасность как работающих на дороге, так и всех участников дорожного движения.

До начала дорожных работ организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружении, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц. составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем организации и заблаговременно согласованы с органами ГАИ (пункт 1.3 ВСН 37-84).

При выполнении дорожных работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, кабели и т.д.) схемы организации движения и ограждения мест производства работ необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями, а затем с органами ГАИ (пункт 1.5 ВСН 37-84).

В соответствии с пунктом 2.1 ВСН 37-84 при составлении схем организации движения в местах производства дорожных работ необходимо выполнение следующих требований: а) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами; б) четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут; в) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ.

Основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства и другие технические средства (см. пп. 4.1 - 4.37). Под временными дорожными знаками следует понимать те знаки, которые устанавливают только на время проведения дорожных работ (пункт 2.2. ВСН 37-84).

Согласно пунктам 5.2.27, 5.5.5 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, знак 1.25 «Дорожные работы» устанавливают перед участком дороги, в пределах которого проводятся любые виды работ. Знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 4.2.2 «Объезд препятствия слева», 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева» применяют для указания направлений объезда начала ограждений, установленных по оси проезжей части, начала разделительной полосы, приподнятых островков безопасности и направляющих островков, различного рода препятствий на проезжей части. Знаки устанавливают проезжей части в начале разделительных полос, островков и ограждений. При наличии в указанных местах тумбы с внутренним освещением знаки устанавливают на ней.

Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в том числе пояснения общества о том, что им проводились работы по подключению к системе центрального водоснабжения, фотографии, акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 22.04.2014, установил, что ООО «АПИН» проводились земляные работы на обочине, непосредственно прилегающей к проезжей части.

Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, установлено, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обществом осуществлялись именно дорожные работы, поскольку земляные работы по подключению к водоснабжению осуществлялись непосредственно на обочине дороги.

Из имеющихся в материалах дела фотографиях установлено, что ограждения места проведения земляных работ были выставлены по краю проезжей части дороги, тем самым обзор для участников дорожного движения на указанном перекрестке был ограничен, отсутствовала пешеходная часть дороги.

Исходя из требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что общество обязано было при проведении земляных работ, соблюдать установленные к таким работам требования, в том числе и в части безопасности дорожного движения, с учетом непосредственной близости проводимых работ к проезжей части дороги.

Вместе с тем, имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом от 22.04.2014, составленным в присутствии двух свидетелей, протоколом об административном правонарушении, фотографиями подтверждается факт отсутствия необходимых временных дорожных знаков, информационного щита, красных (желтых) огней по периметру ограждения места производства работ. Факт отсутствия указанных знаков и обозначений обществом не отрицается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Доказательств того, что у общества отсутствовала возможность своевременно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения, в материалы дела не представлено. Общество, осуществляя земляные работы в непосредственной близости к проезжей части, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении суд не установил. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления судом проверены.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.

В соответствии с санкцией статьи 12.34 КоАП РФ административное наказание по данной норме назначается юридическим лицам в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. Из оспариваемого постановления административного органа следует, что размер штрафа назначен обществу в соответствии с санкцией статьи 12.34 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Исходя из характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, позиции заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности назначения административного штрафа ниже размера санкции, установленной статьей 12.34 КоАП РФ. Наложение административного штрафа в данном случае отвечает целям административной ответственности и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2014 № 18810328140510007123 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АПИН» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос