Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-3538/2020 | |||||||||
июля 2020 года | |||||||||||
резолютивная часть решения объявлена 28.07.2020, | |||||||||||
арбитражный суд в составе судьи: Чумакова Павла Анатольевича, при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновой Н.С., | |||||||||||
арбитражный суд в составе судьи: Чумакова Павла Анатольевича, при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновой Н.С., | |||||||||||
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи заявление акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Тынды (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановлений третье лицо: ООО «Торговый дом «СТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) | |||||||||||
при участии в заседании: от истца - ФИО1 по дов. от 27.07.2020, паспорт, ФИО2 по дов. от 01.02.2019, паспорт, от ответчика (посредством ВКС): ФИО3 по дов. от 24.12.2019, сл. уд. от третьего лица: не явилось, извещено, | |||||||||||
установил: | |||||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось АО «Коммунальные системы БАМа» (далее - заявитель, общество) с заявлением об обязании администрации города Тынды: внести изменение в п. 1 постановления Администрации города Тынды № 3406 от 27.12.2016, сняв статус гарантирующей организации акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» для централизованной системы водоотведения; отменить постановление администрации города Тынды № 2138 от 08.10.2019 «Об установлении режима повышенной готовности на объектах жизнеобеспечения города Тынды»; отменить постановление администрации города Тынды № 1774 от 19.08.2019 «Об установлении режима повышенной готовности на объектах жизнеобеспечения города Тынды», передав объекты в эксплуатацию ООО «Торговый дом «СТ».
В обоснование требований заявитель указывает на то, что в собственности АО «КСБ» имеется только один из объектов централизованной системы водоотведения города Тынды - очистные сооружения, сети канализации на балансе у общества отсутствуют. При этом объекты, переданные в эксплуатацию обществу постановлением № 2138 от 08.10.2019 «Об установлении режима повышенной готовности на объектах жизнеобеспечения города Тынды», являются собственностью ООО «Торговый дом «СТ».
Ответчик указал на пропуск срока на обжалование постановлений, автоматическое прекращения действия постановления № 2138 от 08.10.2019, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований в заявленном виде.
ООО «Торговый дом «СТ» позицию ответчика поддержало.
В судебное заседание 28.07.2020 заявитель представил письменное уточнение требование с учетом устных дополнений просил признать незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившиеся в неисполнении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории г. Тынды, в связи с продажей систем канализации г. Тынды и началом эксплуатации данных сетей новым собственником. В качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать администрацию города Тынды определить новую гарантирующую организацию для централизованной системы водоотведения на территории г. Тынды – нового собственника канализационных сетей. Обязать Администрацию города Тынды снять статус гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории г. Тынды с АО «КСБ» в связи с отсутствием у последней сетей канализации.
Судом на основании ст. 49 АПК РФ приняты к рассмотрению уточненные требования.
Представитель ответчика против уточненных заявленных требований возражал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Судом на основании ст. 158 АПК РФ в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства отказано, поскольку суд не обязывал явкой в судебное заседание представителя ООО «Торговый дом «СТ», ранее ООО «Торговый дом «СТ» представило отзыв, дополнительных документов у данного лица суд не запрашивал.
С учетом изложенного удовлетворение ходатайства об отложении повлекло бы необоснованное затягивание судебного процесса.
В судебном заседании судом исследовано Постановление Администрации г. Тынды № 1147 от 22.06.2020 с приложенной схемой водоотведения, опубликованное в сети Интернет.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях участников процесса.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ООО «Торговый дом «СТ» в порядке, предусмотренном ч. 3 ст.156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации города Тынды от 26.05.2015 № 1228 утверждена Схема водоснабжения и водоотведения города Тынды. Структура централизованной системы водоотведения представлена в п. 32 (стр. 50). Эксплуатирующей организацией системы водоотведения г. Тында назначено АО «КСБ» (стр. 42).
Распоряжением администрации городского поселения «Город Тында» № 3406 от 27.12.2016 для централизованной системы водоснабжения и водоотведения определена гарантирующая организация - АО «КСБ».
При этом объекты водоснабжения и водоотведения эксплуатировались АО «КСБ» на основании заключенных договоров аренды между обществом и арбитражными управляющими МУП г. Тынды «Водозабор-2», МУП г. Тынды «Комплекс очистных сооружений».
19 августа 2019 г. администрацией города Тынды было принято постановление № 1774 об установлении режима повышенной готовности на объектах жизнеобеспечения города Тынды, являющихся муниципальной собственностью и оставшихся без эксплуатирующей организации, до момента заключения концессионного соглашения.
Тарифы на водоотведение установлены для потребителей АО «КСБ» (г. Тында) на 2016-2018 годы приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.11.2016 № 143-пр/в; на 2019 год - приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 28.11.2018 № 126-пр/в; на 2020 год - приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 23.12.2019 № 179-пр/в.
Основанием для заявления тарифа на водоотведение для АО «КСБ» являлись документы, подтверждающие право собственности и иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности по водоотведению, а именно: очистные сооружения (на праве собственности); канализационные сети, канализационные насосные станции (на праве договоров аренды, на праве установленного режима повышенной готовности на объектах, оставшихся без эксплуатирующей организации, утвержденных постановлениями администрации города Тынды от 19.08.2019 № 1774, от 08.10.2019 № 2138).
14.08.2019 ООО «Торговый дом «СТ» приобрело по договору купли-продажи у МУП «Комплекс очистных сооружений» г. Тында часть канализационных сетей системы водоотведения города Тынды для использования имущества в соответствии с его целевым назначением. Целевым назначением канализационных сетей является транспортировка сточных вод. Общая протяженность канализационных сетей, приобретенных по договору, составляет 22 583 м(п 1.1. договора).
30 апреля 2020 года ООО «Торговый дом «СТ» направило в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области по ценам и тарифам заявление об установлении тарифа на транспортировку сточных вод.
Письмом № 1159 от 21 апреля 2020 года общество обращалось в адрес администрации города Тынды с просьбой об отмене постановления № 2138 от 08.10.2019 «Об установлении режима повышенной готовности на объектах жизнеобеспечения города Тынды», в связи с тем, что объекты, переданные данным постановлением в эксплуатацию обществу были зарегистрированы за ООО «Торговый дом «СТ», а также о внесении изменений в п. 1 Постановления № 3406 администрации г. Тынды от 27.12.2016 г., сняв статус гарантирующей организации в сфере водоотведения с АО «КСБ» и наделив таким статусом ООО «Торговый дом«СТ», в соответствии со ст. 6, ст. 12 ФЗ - 416 «О водоснабжении водоотведении». Это и аналогичные письма (исх. № 2630 от 08.10.2019, № 2774 от 25.10.2019) оставлены администрацией города Тынды без ответа.
Посчитав незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории г. Тынды, в связи с продажей систем канализации г. Тынды и началом эксплуатации данных сетей новым собственником, заявитель обратился в суд (с учетом принятых судом уточнений).
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел уточненные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из содержания заявления общества, дополнений и уточнений к нему, заявитель полагает, что исполнение обществом предусмотренных законом обязанностей по водоотведению не представляется возможным в силу отсутствия у него на каком-либо праве канализационных сетей, при этом к сетям, протяженностью 22 583 м принадлежащим ООО «Торговый дом «СТ», подключено наибольшее количество абонентов. В связи с этим, по мнению заявителя, именно ООО «Торговый дом «СТ» отвечает всем признакам гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории г. Тынды.
Однако заявителем не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 данного Закона гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона о водоснабжении и водоотведении), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 данной статьи).
При этом в силу положений пунктов 2, 6, 15 статьи 2 и статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, то есть весь технологический цикл, включающий прием, транспортировку и очистку сточных вод.
Неосуществление юридическим лицом всего технологического процесса водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод), не исключает указанное лицо из числа организаций, осуществляющих водоотведение, в случае, если указанным лицом эксплуатируется один из объектов централизованной системы водоотведения, в том числе комплекс очистных сооружений, канализационная насосная станция ГКНС, а также площадки намораживания.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Тынды от 26.05.2015 № 1228 утверждена схема водоснабжения и водоотведения города Тынды. Структура централизованной системы водоотведения представлена в п. 32 (стр. 50).
Эксплуатирующей организацией системы водоотведения г. Тында назначено АО «КСБ» (стр. 42).
Согласно постановлению администрации города Тынды от 22.06.2020 № 1174 Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Тында Амурской области на перспективу до 2029 года, утвержденной постановлением администрации города Тынды от 06.07.2015 № 2938 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования города Тында» по состоянию на 2020 год организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в г.Тында является АО «КСБ».
На обслуживание у предприятия находятся сети водоснабжения общей протяженностью в городе Тынде 111,4 км, в т.ч. в собственности предприятия АО «Коммунальные системы БАМа»- 50,642 км (на основании договора купли-продажи от 16.04.2019); на основании постановления администрации города Тынды № 1774 от 19.08.2019 - 5,957 км; бесхозяйные сети водоснабжения - 54,8 км.
Водоотведение города Тында осуществляется по сетям напорной и самотечной канализации с сооружениями биологической очистки: общая протяженность трубопроводов канализации составляет 51,8 км, из них напорных – 11,47 км; 22,583 км в собственности ООО «Торговый Дом «СТ», 1,497 км в хозяйственном ведении МУП «Очистные сооружения–2», 18,013 км муниципальные сети, оставшиеся бесхозяйные. Общее количество канализационных насосных станций, расположенных по всему городу – 8, из них 5 - находятся в хоз. ведении МУП «Очистные сооружения–2», 3 – муниципальные.
Очисткой канализационных сточных вод г. Тында занимается предприятие АО «Коммунальные системы БАМа». Целью деятельности данного предприятия является обеспечение очистки хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод на очистных сооружениях и выпуск очищенных стоков на площадки намораживания в пойме реки Тында. В составе комплексных очистных сооружений функционируют основные и вспомогательные цеха, обеспечивающие эксплуатацию канализационного хозяйства.
В собственности предприятия, на основании договора купли-продажи от 29.12.2018, находится: комплекс очистных сооружений - КОС, главная канализационная насосная станция ГКНС, а также площадки намораживания.
Судом установлено и не опровергнуто заявителем, ООО «Торговый Дом «СТ» фактически является узко специализированной транзитной организацией и не осуществляет обработку воды, поскольку у данного общества отсутствует на каком-либо праве или ином законном основании сооружения или установки комплекса очистных сооружений, в связи с чем не может обеспечить прием и очистку сточных вод, и как следствие - обеспечить надежное и бесперебойное водоотведение очищенных сточных вод.
Наряду с этим, применительно к изложенным выше нормам и установленным судом обстоятельствам, заявителем не доказано, что именно ООО «Торговый Дом «СТ» является собственником или пользователем 100% или большей части канализационных сетей, входящих в централизованную канализационную сеть г. Тынды, к которой подключено большинство абонентов.
С учетом изложенного, а также актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Тында Амурской области у ответчика не имеется правовых оснований для наделения ООО «Торговый дом «СТ» статуса гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения.
При таких обстоятельствах, само по себе приобретение третьим лицом части канализационных сетей г. Тынды, без соответствующих вспомогательных и очистных сооружений, к которым подсоединено большинство абонентов г. Тынды, основанием для снятия статуса гарантирующей организации в сфере водоотведения с АО «КСБ» не является.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ заявителем не приведено каких-либо надлежащих доказательств нарушения оспариваемым бездействием прав общества.
В рассматриваемом случае, общество, осуществляя водоснабжение г. Тынды и эксплуатируя очистные сооружения, действует в собственном экономическом интересе, имеет право на заключение соответствующих договоров и не лишается возможности отстаивать свои права всеми законными способами, применительно к ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, заявителем не доказано, что оспариваемое бездействие не соответствует закону и нарушает его права.
В связи с этим отсутствует совокупность условий, предусмотренная ст. 201 НК РФ.
При подаче заявления обществом была уплачена государственная пошлина в размере 9000 рублей (платежные поручения от 06.05.2020 № 3021, от 29.05.2020 № 3630). В силу правил ст.ст. 106, 110 АПК РФ понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 3000 рублей относятся на заявителя. Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 6000 рублей подлежит возврату, поскольку с учетом уточнений требований, судом рассмотрено одно самостоятельное требование, подлежащее оплате государственной пошлиной.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил в удовлетворения заявления отказать.
Возвратить акционерному обществу «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).
Судья П.А. Чумаков