Арбитражный суд Амурской области | |||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ | |||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-3621/2015 | |||||
10 июня 2015 года | |||||||
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение в полном объеме изготовлено 10.06.2015. Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2015. | |||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Г.В. Лисовской, | |||||||
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Афоничевой, | |||||||
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление | |||||||
учреждения администрации города Райчихинска Амурской области Российской Федерации | |||||||
ОГРН <***> | ИНН <***> | ||||||
к | министерству финансов Амурской области | ||||||
ОГРН <***> | ИНН <***> | ||||||
о | взыскании 514 800 руб., | ||||||
третье лицо: без участия, | |||||||
при участии в заседании: от истца: ФИО1 по доверенности от 24.01.2014 № 1-13/145, от ответчика: ФИО2 по доверенности от 20.02.2015 № 13-08/3, | |||||||
установил: | |||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось учреждение администрации города Райчихинска Амурской области Российской Федерации (далее – истец, Администрация) с исковым заявлением к министерству финансов Амурской области (далее – ответчик, министерство) о взыскании с Амурской области за счет средств казны Амурской области убытков в размере 514 800 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 19.09.2014 Райчихинским городским судом Амурской области по делу № 2-708/2014 был удовлетворен иск ФИО3 – на Администрацию была возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте города Райчихинска общей площадью не менее 28 кв. м. по договору найма специализированного помещения.
Администрация во исполнение судебного решения и на основании Постановления Главы города Райчихинска от 05.02.2015 № 127 предоставила квартиру ФИО3, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключен типовой договор найма жилого помещения.
Для определения рыночной стоимости квартиры был заключен муниципальный контракт № 205 от 25.12.2014 с Автономной некоммерческой организацией «Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея», сумма контракта 4 800 руб. (оплачено 30.12.2014 по платежному поручению № 2021). Согласно Отчету рыночная стоимость указанной квартиры составляет 510 000 руб.
Исполнив судебное решение в отношении ФИО3., Администрация направляла письмо в министерство социальной защиты Амурской области с просьбой о компенсации расходов за предоставленное жилое помещение из муниципального жилищного фонда ФИО3, по настоящее время ответа не поступило.
Таким образом, по мнению истца, все расходы, возникшие у Администрации при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат возмещению за счет субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В заседании представитель истца настаивал на требованиях по доводам искового заявления, просил удовлетворить требования в полном объеме, возражений против перехода в судебное разбирательство не заявил.
Представитель ответчика исковые требования не признал, возражений против перехода к судебному разбирательству не заявил.
Суд на основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.
Истец на иске настаивал в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что указанная квартира муниципального жилищного фонда включена в число жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно приложению № 18 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» «Распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2014 год» в 2014 году на указанные цели г. Райчихинску предусмотрены денежные средства областного бюджета в размере - 3 044,7 тыс. руб.
Субвенции областного бюджета в размере - 3 044,7 тыс. руб. на указанные цели в адрес муниципального образования города Райчихинска на момент издания постановления главы города Райчихинска от 24.06.2014 № 624 направлены в период с 01.05.2014 по 01.06.2014 в полном объеме. Кроме того, с июля 2014 года муниципальному образованию городу Райчихинску на указанные цели стали поступать субвенции из федерального бюджета.
Согласно исковому заявлению и материалам дела следует, что жилое помещение муниципального жилищного фонда города Райчихинска, предоставлено гражданину ФИО3 путем включения данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд в период, когда администрации города Райчихинска были перечислены средства субвенций на цели предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ответчик считает, что Администрация города Райчихинска имела возможность приобретения жилого помещения у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов, за счет предоставленных средств субвенции из областного бюджета в размере - 3 044,7 тыс. руб., для последующего предоставления жилого помещения ФИО3 по договору специализированного найма. Между тем, Администрацией города Райчихинска не предоставлены доказательства невозможности приобретения жилого помещения за счет средств выделенных субвенций.
В случае, если органом местного самоуправления предоставлено жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, возмещение указанных расходов осуществляется за счет средств субвенций.
Расходы муниципального образования города Райчихинска на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда возмещены за счет средств субвенций областного бюджета в размере - 3 044,7 тыс. рублей, предоставленных Администрации города Райчихинска в период предоставления указанного жилого помещения ФИО3
На основании изложенного, просил в иске отказать.
Арбитражный суд, заслушав в судебном заседании истца, ответчика, рассмотрев и исследовав доказательства по делу, установил следующее:
19.09.2014 Райчихинским городским судом Амурской области по делу № 2-708/2014 вынесено решение, согласно которому суд обязал администрацию города Райчихинска Амурской области предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте городского округа города Райчихинска, общей площадью не менее 28 квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение вступило в законную силу.
Во исполнение судебного указанного решения и на основании Постановления Главы города Райчихинска от 05.02.2015 № 127, администрация города Райчихинска предоставила квартиру № 39, расположенную по адресу: <...>, общей площадью 28, 3 кв.м. ФИО3, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
05.02.2015 заключен типовой договор найма жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 001 с ФИО3.
Для определения рыночной стоимости квартиры, предоставленной ФИО3, Администрацией города Райчихинска был заключен муниципальный контракт № 205 от 25.12.2014 с Автономной некоммерческой организацией «Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея», сумма контракта 4 800 руб. (оплачено 30.12.2014 по платежному поручению № 2021), рыночная стоимость указанной квартиры составляет 510 000 руб.
Поскольку, исполнив судебное решение в отношении ФИО3, Администрация города Райчихинска понесла собственные расходы, предоставив квартиру по договору социального найма, ей не были возмещены за счет субъекта в установленном порядке, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Изучив представленные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования, подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, согласно пункту 1 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Закона Амурской области от 30.03.2007) (далее - Закон N 472-ОЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
На основании статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 статьи 2 и частью 3 статьи 4 данного закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ.
Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки области (пункт 16 Порядка).
Органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ, у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов (пункт 17 Порядка).
Согласно пункту 19 указанного Порядка орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции.
Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, определяется с учетом оценки рыночной стоимости указанного жилья исходя из:
- стоимости одного квадратного метра общей площади предоставляемого жилого помещения, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденную органом местного самоуправления, на территории которого предоставляется жилое помещение;
- площади предоставленного жилого помещения в пределах нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, а в случае предоставления жилого помещения, превышающего по площади норму предоставления, но не более чем в 2 раза, при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с указанной нормой - исходя из фактически предоставленной площади жилого помещения.
Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости предоставленных жилых помещений муниципального жилищного фонда, сформированного за счет средств местных бюджетов, по результатам соответствующей оценки, проведенной независимым оценщиком, и документов, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 22 настоящего Порядка.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Как следует из материалов дела, органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции произведено обеспечение ФИО3, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением во внеочередном порядке, то есть Администрацией осуществлено выполнение полномочий, являющихся расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно Приложению № 8 к Запросу в министерство образования и науки Амурской области для подготовки проекта бюджета на 2014 год по муниципальному образованию город Райчихинск для расчета межбюджетных трансфертов на реализацию закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в очереди на жилье на 2014 год состоят 39 человек; сумма средств, необходимых на приобретение жилья на 2014 год – 23 748 816 руб.
Судом установлено, что согласно приложению № 18 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» «Распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2014 год» в 2014 году на указанные цели г. Райчихинску предусмотрены денежные средства областного бюджета в размере - 3 044 720 руб.
Уведомление № 2 от 18.07.2014 по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам подтверждает утверждение бюджетных ассигнований на 2014 год для муниципального образования города Райчихинска в размере 7 916 272 руб.
Доказательств о нецелевого использования Администрацией г. Райчихинска поступивших денежных средств из областного и федерального бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам, с учетом недостаточности финансирования (субвенций), учитывая потребность на 2013-2014 годы, не представлено.
В связи с недостаточным финансированием, Администрация города Райчихинска не имела возможности в полном объеме исполнить свою обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, предоставив во исполнение судебного решения жилое помещение ФИО3 по договору социального найма, Администрация города Райчихинска не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не могла отказать ФИО3 в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
В этой связи предоставление жилого помещения за счет средств муниципального образования, без возмещения расходов, повлекло для органа местного самоуправления убытки.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ возмещение потерпевшей стороне причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства).
Исходя из положений статей 16, 1069 ГК РФ, в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В подтверждение понесенных истцом убытков Администрацией представлен отчет Амурской торгово-промышленной палаты АНО "Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея" № 031-02-00076 от 25.12.2014 «Об экспертном определении рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <...>», согласно которому рыночная стоимость указанной квартиры составляет 510 000 руб.
Таким образом, Администрацией г. Райчихинска выполнена обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО3, относящейся к лицам из числа детей-сирот, на основании судебного решения, в то время как субъект Российской Федерации свою встречную обязанность не исполнил, расходы Администрации не компенсировал.
При этом, дополнительные гарантии для детей-сирот отнесены Федеральным законом N 159-ФЗ к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в связи с чем, передав полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан органу местного самоуправления, субъект Российской Федерации обязан компенсировать ему из областного бюджета в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий.
Между тем, доказательств передачи истцу финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку доказательств того, что спорная квартира приобретена муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из областного бюджета материалы дела не содержат, равно как и доказательств того, что ответчиком компенсированы понесенные Администрацией г. Райчихинска расходы, в данном случае Амурская область, является причинителем вреда, не обеспечившим достаточное финансирование переданных полномочий.
Принимая во внимание положения статей 16, 1069 ГК РФ, а также Федерального закона N 159-ФЗ, надлежащим ответчиком по данному спору является субъект Российской Федерации - Амурская область в лице министерства финансов Амурской области, которая несет ответственность за причиненный вред.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Госпошлина по делу взысканию не подлежит, поскольку стороны в силу ст. 333.37 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 167-171, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618) в пользу учреждения администрации города Райчихинска Амурской области Российской Федерации (ОГРН 1022800873413, ИНН 2806000715) убытки в размере 514 800 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Г.В. Лисовская