ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-405/19 от 12.03.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ    

г. Благовещенск

Дело  №

А04-405/2019

19 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2019 года. Полный текст решения изготовлен 19 марта 2019 года.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.И. Котляревского,

при ведении протокола судебного заседания секретарём А.С. Ховалыг,

рассмотрев в судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения,

третье лицо: Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в заседании: от заявителя: ФИО1 по доверенности №7647 от 27.01.2017, паспорт,

от ответчика: ФИО2 по доверенности №007655 от 18.06.2018, удостоверение, ФИО3 по доверенности №02/5-12/006531 от 16.05.2018, удостоверение,

третье лицо: ФИО3 по доверенности №07-19/480 от 15.03.2018, удостоверение

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» (далее – заявитель, общество) с требованием признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Амурской области № 9927 от 30.08.2018 об отказе в привлечении  к ответственности  за совершение  налогового правонарушения  в части решения о неправомерном применении пониженной ставки налога на имущество в отношении «Генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальной» в количестве 4 штук и доначисления соответствующего налога в отношении указанных объектов за 2017 год в сумме 4 194 244 рублей.

В обосновании требований общество указало, что указанные обществом генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальные как льготируемые функционально входят в Перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организация имеет льготный налоговый режим, в связи с чем, у заявителя есть основания для применения льготы, предусмотренной положениями статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как отмечает заявитель, в момент принятия Постановления №504 системные реформы в энергетической отрасли еще не были реализованы и энергетические активы не были разделены между субъектами отрасли по видам деятельности на генерацию, передачу и сбыт электроэнергии. Использующие льготу субъекты энергетики сочетали все указанные три вида деятельности. Обстоятельство разделения на законодательном уровне бизнеса по видам деятельности никак не повлияло на физические процессы и технологию производства и передачи электроэнергии генерирующими компаниями и, следовательно, не было и не может быть в настоящее время препятствием для реализации права на льготу теми компания, которые занимаются генерацией электроэнергии, но имеют на балансе оборудование, участвующее в передаче электроэнергии. Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Постановление № 504 не ограничивают круг хозяйствующих субъектов, имеющих право на льготу, исключительно сетевыми компаниями. Данная льгота была предоставлена в отношении всех без исключения компаний, на балансе которых находится упомянутое в Перечне имущество.

Кроме того, спорное оборудование относятся к объектам, неразрывно связанным с процессом передачи электроэнергии и подлежит льготному налогообложению по причине того, что может принимать участие в выполнении функции компенсации дефицита реактивной мощности при условии работы в генераторном режиме, т.е. регулировать процесс передачи электроэнергии. Изменение реактивной мощности генерирующего оборудования электростанций необходимой для регулирования напряжения в электрической сети в соответствии с заданными параметрами и может осуществляться посредством изменения режима работы системы возбуждения, включающей в себя обмотку ротора, щеточный аппарат, токопроводы, и прочее генерирующее оборудование электростанций в процессе генерации энергии. При этом спорное оборудование Бурейской ГЭС становится необходимым для обеспечения системной надежности энергосистемы, в т.ч. электрических сетей. Выход значения напряжения электрической сети за пределы наибольшего рабочего напряжения (установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года №937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») или критического напряжения (минимального значение напряжения, снижение напряжения ниже которого недопустимо по условиям обеспечения устойчивости энергосистем, синхронной работы генерирующего оборудования электрических станций, устойчивой работы электроприемников потребителей электрической энергии (ГОСТ Р 57114-2016 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электроэнергетические системы. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике и оперативно-технологическое управление. Термины и определения» утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2016 года №1302-ст)) недопустимо.

Также, кроме регулирования реактивной мощности, обеспечение системной надежности электрических сетей осуществляется посредством изменения активной мощности генерирующего оборудования электростанций. Указанная функция необходима для регулирования частоты электрического тока и поддержания перетоков активной мощности в контролируемых сечениях электрической сети. Контролируемое сечение - это совокупность линий электропередачи и других элементов электрической сети, определяемых диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, переток активной мощности по которым контролируется и/или регулируется в целях обеспечения устойчивости энергосистемы и допустимых режимов работы линий электропередачи и оборудования (ГОСТ Р 57114-2016). Исходя из вышеизложенного, генератор является не только оборудованием, предназначенным для производства электрической энергии, но и оборудованием, задействованным в процессе ее передачи по ЛЭП.

Таким образом, генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальные непосредственно относятся к сооружениям (оборудованию), являющемуся неотъемлемой частью линий электропередач и, соответственно, Заявитель в совокупности с другими признаками, указанными в настоящем заявлении, имел право на льготное налогообложение спорных объектов.

ПАО «РусГидро» обращает внимание на то, что раздел Перечня №504 «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» содержит код ОКОФ 14 3114270 «Компенсаторы реактивной мощности вращающиеся, синхронные», в примечании к которому перечислены: компенсаторы реактивной мощности вращающиеся, синхронные для регулировки уровня напряжения в электрической сети и поддержания баланса реактивной мощности; устройства системы возбуждения, генераторы постоянного и переменного тока, автоматические регуляторы возбуждения, коммутационная аппаратура, измерительные приборы, средства защиты оборудования от повреждений, устройства охлаждения и смазки, вспомогательное оборудование: электродвигатели, распределительные устройства, щиты.

Учитывая, что Примечание к коду ОКОФ 14 3114270, приведенному в Постановлении № 504, включает в себя генераторы постоянного и переменного тока, к которым технологически относится генератор вертикальный синхронный, налоговый орган не правомерно отказал в применении пониженной ставки к генераторам синхронным к гидравлической турбине вертикальной (код ОКОФ 14 3114220) по причине того, что наименование объекта основных средств и данный код ОКОФ не указаны в Перечне № 504, а также указанные объекты основных средств не относятся к линиям энергопередачи.

Кроме этого, из положений п. 11 ст. 381 ПК РФ и Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 г. №504 следует, что льготой может воспользоваться любая организация, независимо от ее организационно-правовой формы и видов деятельности. осуществляемых данной организацией и целей использования имущества.

Таким образом, общество на законном основании уплатило налог на рассматриваемые объекты в размере, предусмотренном ч. 3 ст.380 НК РФ, т.е. посчитало данные объекты льготируемыми.

Межрайонная ИФНС России №2 по Амурской области с заявленными требованиями не согласилась, в отзыве указала, что в Перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ №504, отсутствуют объекты имущества с ОКОФ 14 3114220, то есть генераторы, в отношении которых общество применило пониженную ставку налогообложения, не могут являться и не являются имуществом, относящимся к линиям электропередач или их составной частью и, соответственно, к ним не могут быть применены положения п. 3 ст. 380 НК РФ.

Довод заявителя о том, что генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной технологически относится к генератору постоянного и переменного тока и соответственно относится к объектам линий энергопередачи предусмотренным Перечнем № 504, опровергается заключением технической экспертизы б/н от 20.12.2016г. «По результатам проведения экспертизы основных средств ПАО «РусГидро» на предмет их отнесения к линиям энергопередачи», проведенной в рамках выездной налоговой проверки ПАО «РусГидро».

По результатам проведенной экспертизы сделан вывод, что спорные объекты основных средств ПАО «РусГидро» не входят в состав линий энергопередачи, не участвуют в процессах передачи электрической и тепловой энергии по сетям электрическим и сетям тепловым магистральным. Все спорные объекты основных средств входят в состав объектов (технологических комплексов) генерации (производства) электрической и тепловой энергии заданного качества и количества для последующей передачи с необходимым учетом по сетям электрическим и тепловым потребителям.

В ходе экспертизы в частности установлено, что все спорные объекты основных средств филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» являются оборудованием, обеспечивающим выработку и преобразование электроэнергии и, соответственно, не входят в состав линий энергопередачи, не участвуют в процессах передачи электрической энергии по сетям электрическим.

Таким образом, к спорным основным средствам филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» не может быть применена пониженная ставка налога на имущество в соответствии с п.3 статьи 380 НК РФ.

Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области с требованиями заявителя не согласилось, поддержало позицию налоговой инспекции.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Обществом 30.03.2018 представлена налоговая декларация по налогу на имущество за 2017 год.

В период с 30.03.2018 по 30.06.2018 Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество за 2017 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 16.07.2018 № 25128.

По результатам рассмотрения материалов проверки 30.08.2018 вынесено решение № 9927 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с решением ПАО «РусГидро» было предложено уплатить недоимку по налогу на имущество 4 194 244 рублей.

ПАО «РусГидро» обжаловало вынесенное решение в апелляционном порядке. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области от 23.10.2018 № 15-07/2/305 апелляционная жалоба ПАО «РусГидро» оставлена без удовлетворения.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

ПАО «РусГидро» в лице филиала «Бурейская ГЭС» в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на имущество организаций.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В силу п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могли превышать в 2017 году (проверяемом периоде) - 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью и соответствующих этим объектам кодов ОКОФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее - Перечень № 504).

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX ХХХХ000 - класс, XX ХХХХ0ХХ - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.

Таким образом, в соответствии с Перечнем № 504 подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом перечне имущества).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне № 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, который не зависит от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне № 504 по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

В налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год налогоплательщиком применена пониженная ставка в соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ, в том числе, отношении следующих объектов:

-генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 81, код ОКОФ 143114220;

-генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 2, код ОКОФ 143114220;

-генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 3, код ОКОФ 143114220;

-генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП № 4, код ОКОФ 143114220.

Данный код ОКОФ в Перечне № 504 не приведен и не входит в интервал указанных в нем имущественных объектов, относящихся к подклассам кодов ОКОФ.

Учитывая, что Перечень № 504 является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, налоговые ставки, утвержденные п. 3 ст. 380 НК РФ, применяются исключительно по объектам основных средств, наименование и коды по ОКОФ которых содержатся в Перечне № 504.

Таким образом, согласно Перечню № 504, пониженная ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества «генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной» не предусмотрена.

В обжалуемом Решении Инспекцией сделан вывод о неправомерном применении налоговой ставки, установленной п. 3 ст. 380 НК РФ, в отношении спорных объектов, в связи с тем, что данные объекты являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности филиала ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС», и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня № 504.

Факт совершения вышеуказанного нарушения подтверждается результатами технической экспертизы, проведенной, в том числе в отношении спорных объектов, на основании ст. 95 НК РФ по итогам выездной налоговой проверки ПАО «РусГидро» в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля на основании Постановления Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4 о назначении технической экспертизы от 24.10.2016 № 2.

Согласно заключению экспертов от 20.12.2016 б/н, составленному по результатам проведения экспертизы основных средств ПАО «РусГидро» на предмет их отнесения к линиям электропередачи объекты Бурейской ГЭС - генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальной, СВ 1313/265-48 УХП №№ 2, 3, 4, 81 с кодами ОКОФ 143114220 не входят в состав линий электропередачи, не участвуют в процессах электропередачи электрической и тепловой энергии по сетям электрическим и сетям тепловым магистральным. Спорные объекты основных средств входят в состав объектов (технологических комплексов) генерации (производства) электрической и тепловой энергии заданного качества и количества для последующей передачи с необходимым учетом по сетям электрическим и тепловым потребителям. Основной функцией гидрогенератора является выработка электроэнергии.

Из заключения экспертов от 20.12.2016 б/н следует, что выводы экспертов основаны на первичной документации. В целях формирования обоснованных выводов, служащих основанием для дачи ответов на поставленные вопросы, экспертами в процессе исследования проведен полный комплекс процедур по изучению, оценке и анализу информации, содержащихся в представленных материалах, нормативных документах, публикациях в специализированных изданиях и других источниках.

Следовательно, поскольку техническая экспертиза проводилась независимыми экспертами, исходя из специальных познаний в данной области, то отсутствуют основания для сомнений в результатах экспертизы.

Заявитель не ходатайствовал о проведении экспертизы по делу, в отношении заявленных ответчиком и 3 лицом возражений со ссылкой на проведенную экспертизу письменную позицию не представил.

Часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Кроме того, обстоятельства применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций ПАО «РусГидро» были предметом рассмотрения по делу № А40-248663/2017.

В решении суда и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 г. по указанному делу, в частности, указаны следующие обстоятельства.

Обществом в 2012 году применялась льгота по налогу на имущество организаций, а в 2013-2014 годах пониженная ставка в отношении следующих объектов основных средств, которые налогоплательщик относил к линиям энергопередачи либо сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью: генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальной, здания автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП), системы автоматизированного управления гидроагрегата, устройство противоаварийной автоматики энергоузла, комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора, системы возбуждения гидрогенератора тиристорные, система контроля и управления ТП.

При рассмотрении настоящего спора, Судом обоснованно установлено, что функциональным назначением, а также фактическим использованием спорного имущества ПАО "РусГидро" является выработка энергии, а не ее передача.

По вопросу использования спорных объектов, по которым заявлена льгота и пониженная ставка при исчислении налога на имущество организаций, судом первой инстанции установлено следующее.

Основным видом деятельности ПАО "РусГидро" является производство и реализация электрической энергии (код ОКВЭД 40.10.11 в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст), данное обстоятельство налогоплательщик не оспаривает.

Согласно Основным направлениям реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" предусмотрено обособление различных видов деятельности в энергетической сфере: генерации (производства энергии), оказания услуг по передаче энергии, сбыта энергии, оперативно-диспетчерского управления, а также определено понятие "производство энергии (генерация) и "передача электрической энергии (мощности)".

Производство энергии (генерация) - коммерческая деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы по производству и продаже (поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям. Передача электрической энергии (мощности) - оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи.

Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, в целях выполнения воли законодателя о разграничении монопольных и конкурентных видов деятельности в энергетике, генерация выделилась в отдельное юридическое лицо (ПАО "РусГидро").

Судом первой инстанции обоснованно было принято во внимание то обстоятельство, что конструктивная связь объектов генерации с линиями энергопередачи не влияет на их функциональную способность вырабатывать энергию, поскольку при отключении от линий энергопередачи или замене их на другие, способность генерации вырабатывать энергию не будет утрачена.

Таким образом, Судом сделан обоснованный вывод, что спорные основные средства не могут одновременно являться неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и неотъемлемой технологической частью объектов генерации, поскольку это приведет к правовой неопределенности статуса объектов недвижимости.

При этом, все элементы имущества ПАО "РусГидро" имеют определенный правовой режим и специфическое правовое регулирование, которое определяет спорные объекты основных средств, как элементы производственно - технологического комплекса, предназначенные для выработки электроэнергии, что в свою очередь, соответствует их разрешенному виду использования в соответствии с видом деятельности самого налогоплательщика.

Таким образом, анализ действующего законодательства в сфере электроэнергетики показывает, что все спорное оборудование участвует в генерации энергии и в ее поддержании, а также в регулировании необходимых параметров.

Основной вид деятельности ПАО "РусГидро" - выработка электрической энергии. Все спорные объекты основных средств Заявителя, вопреки позиции ПАО "РусГидро", входят в состав энергетических производственно - технологических комплексов в силу действующего законодательства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1999 г. N 122-ФЗ, Правилами ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, а также Приказом Госстроя РФ от 17.11.2000 N 261 "Об утверждении Методических указаний по составлению технической документации энергетических производственно-технологических комплексов ГЭС и ТЭС (гидроэлектростанций и тепловых электрических станций) для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество", к энергетическим производственно-технологическим комплексам (в дальнейшем - ЭПТК) относятся: гидроэлектростанции (ГЭС); приливные электростанции; гидроаккумулирующие электростанции; государственные районные электростанции (ГРЭС); тепловые электростанции (ТЭС, ГТЭС); теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

В соответствии с Приказом Госстроя РФ от 17.11.2000 N 261 "Об утверждении Методических указаний по составлению технической документации энергетических производственно-технологических комплексов ГЭС и ТЭС (гидроэлектростанций и тепловых электрических станций) для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество", энергетические производственно - технологические комплексы ГЭС и ТЭС являются основной частью имущественного комплекса и означают сложную вещь, состоящую из зданий и сооружений (разнородных вещей), функционально и технологически связанных, образующих единое целое и предназначенных для производства (выработки) электрической энергии за счет использования механической энергии воды или в результате преобразования тепловой энергии, выделяющейся при сжигании органического топлива.

В силу ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). В соответствии со статьей 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

В данном деле является очевидным тот факт, что все спорные объекты располагаются на электростанциях и являются их неотъемлемой технологической частью.

Кроме того, судом установлено, что спорные объекты основных средств не поименованы в Перечне, коды ОКОФ, соответствующие данным объектам, в Перечне отсутствуют, тогда как одним из оснований для применения льготы является наличие объекта в Перечне N 504.

Необходимо отметить, что имеются судебные акты, в которых сделан вывод, что "ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения". По мнению судов, применение только кодов ОКОФ для идентификации оборудования, зданий и сооружений в части их отнесения к разделу Перечня N 504 "Линии энергопередачи" приводит к тому, что оборудование электростанций, обеспечивающее выработку электрической и тепловой энергии, потребителей электрической и тепловой энергии, ошибочно может быть отнесено к имуществу, входящему в состав линий энергопередачи, то есть в состав электрических сетей и сетей тепловых магистральных".

Приведенное толкование условий льготного налогообложения соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от 14.06.2017 N 308-КГ17-6698, от 28.02.2017 N 302-КГ16-21381 и от 23.12.2016 N 309-КГ16-17717.

Следовательно, помимо вопроса правильности определения налогоплательщиком кода ОКОФ, при исследовании вопроса обоснованности применения налоговой льготы и пониженной налоговой ставки при исчислении налога на имущество, Судом исследована техническая документация по спорным объектам, на основании которой определено их функциональное назначение.

Таким образом, судом исследован вопрос обоснованности применения льготы и пониженной ставки с учетом функционального назначения спорных объектов, возможности отнесения их к Перечню N 504 по результатам рассмотрения технической экспертизы.

Учитывая вышеизложенное, является необоснованным довод налогоплательщика, о том, что решение суда первой инстанции вынесено с неправильным применением норм материального права.

Так, судом установлено, что, генераторы, генераторы синхронные к гидравлической турбине - предназначены для работы в качестве источника электрической энергии в составе ГЭС с приводом от гидравлической турбины; относятся к группе электротехнического оборудования, обычно устанавливаются в электромашинных цехах; основными элементами являются статор, ротор, подшипники качения, коробки выводов, контактные кольца, траверсы, система вентиляции, система токопровода, система торможения, возбудитель генератора.

Например, согласно представленным филиалом ПАО "РусГидро" - "Бурейская ГЭС" техническим паспортам, гидрогенератор типа СВ 1313/265-48 УХЛ4 предназначен для сопряжения с гидравлической турбиной и установки на Бурейской ГЭС;

Функция генератора синхронного к гидравлической турбине вертикальный - выработка электроэнергии.

Генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальный и генератор постоянного тока, как функционально, так и по месту нахождения относятся к оборудованию, участвующему в производстве и преобразовании электроэнергии, а не ее передаче.

Указанные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию на основании статьи 69 АПК РФ.

При этом суд учитывает положения статьи 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» согласно которой налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

ПАО «РусГидро» участвовало при рассмотрении указанного дела. Факт участия в качестве стороны по делу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с учетом того, что налоговые органы являются единой централизованной системой, позволяет применить положения статьи 69 АПК РФ.

Также суд учитывает положения статьи 16 АПК РФ об обязательности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, вступивших в законную силу судебных актов.

Таким образом, учитывая, что спорные объекты основных средств не имеют непосредственного отношения к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, вывод Инспекции о необоснованности применения филиалом ПАО «РусГидро» - «Бурейская ГЭС» пониженной ставки по налогу на имущество является правомерным.

На основании изложенного оспариваемое решение следует признать законным и обоснованным, в соответствии со статьёй 201 АПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 3 000 рублей.

В удовлетворении требований отказано, следовательно, на основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                           В.И. Котляревский