Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-4285/2020 | ||||||
июля 2020 года | изготовлено решение в полном объеме | |||||||
июня 2020 года | оглашена резолютивная часть | |||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи А.Н. Иванова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.С. Поповой, рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности | ||||||||
при участии в заседании: от заявителя - ФИО2 по доверенности от 25.06.2020, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт, от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился, извещен, | ||||||||
установил: | ||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (далее – заявитель, Министерство, административный орган) с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Требования обоснованы тем, что предприниматель осуществляет оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии в торговой объекте.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, указал, что алкогольная продукция, изъятая в рамках административного дела, передана на ответственное хранение АО «Росспиртпром».
Предприниматель явку в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим способом.
Суд в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предварительное судебное заседание завершил, открыл судебное заседание в первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения Амурская область, Мазановский район, с. Красноярово, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Амурской области 27.02.2020, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес места жительства <...>.
В министерство 18.03.2020 поступило сообщение на телефон «горячей линии» от жителя города Благовещенска в соответствии с которым по адресу: <...>, располагается магазин, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции без лицензии.
Определением от 18.03.2020 министерство возбудило дело об административном правонарушении и определило провести административное расследование в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по месту осуществления деятельности в торговом объекте - магазине «Добряк» по адресу: <...>.
Определение направлено индивидуальному предпринимателю заказным письмом по адресу регистрации: 676543, <...>, с почтовым идентификатором 67502345006891, которое получено предпринимателем 23.03.2020, о чем имеется соответствующая запись в уведомлении о вручении почтового отправления.
В порядке статьи 27.8 КоАП РФ 18.03.2020 в присутствии продавца магазина «Добряк» должностными лицами министерства проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, о чем составлен протокол. В качестве способа фиксации вещественных доказательств, применялась фото-видеосъёмка на видеокамеру SONY DCR-SX44E, заводской номер: 1246968, состоящем на балансе Минэкономразвития и внешних связей АО инв. № Б400000438 на карту памяти SanDisk, а также на телефон Samsung Galaxy А20, модель SM-F205FN, серийный номер RZ8M74S639R
В ходе осмотра магазина «Добряк», расположенного по адресу: <...> в прикассовой зоне под прилавком должностными лицами министерства была обнаружена алкогольная продукция, а именно:
-Водка «Нефть», объем 0,7 л., крепость 40%, произведено в Австрии, дата розлива отсутствует в количестве 12 (двенадцати) жестяных банок. На всех единицах алкогольной продукции имеется наклейка с надписью: «Не является акцизной маркой и федеральной специальной маркой». При визуальном осмотре наклеек, установлено, что ФСМ изготовлена не производством ФГУП «Госзнак». Следовательно, алкогольная продукция является без маркировки;
-Коньяк без наименования, объем 0,5 л., крепость отсутствует, производитель и дата розлива отсутствуют в количестве 10 (десяти) ПЭТ-бутылок.
Также в подсобном (складском) помещении торгового объекта обнаружено хранение немаркированной алкогольной продукции, а именно:
-Водка «Нефть», объем 0,7 л., крепость 40%, произведено в Австрии, дата розлива отсутствует в количестве 18 (восемнадцати) жестяных банок. На всех единицах алкогольной продукции имеется наклейка с надписью: «Не является акцизной маркой и федеральной специальной маркой».
-Водка «FinskayaSilver», объем 0,5 л., крепость 40%, производитель: ООО «Дубрава», дата розлива отсутствует в количестве 1 (одной) бутылки, заполненной на 1/5 емкости бутылки. Имеется наклейка с надписью: «Не является акцизной маркой и федеральной специальной маркой».
При визуальном осмотре наклеек, установлено, что ФСМ изготовлена не производством ФГУП «Госзнак». Следовательно, алкогольная продукция является без маркировки.
Указанная алкогольная продукция в общем количестве 41 единицы, изъята из оборота и находится на хранении в АО «Росспиртпром» (передано по акту приема-передачи продукции и (или) предметов № У7-3238/09 от 20.04.2020).
Изъятие из оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции зафиксировано протоколом изъятия от 18.03.2020. Протокол составлен в присутствии представителя предпринимателя продавца магазина «Добряк» ФИО3, с применением видеозаписи.
Извещением от 27.03.2020 предприниматель информирован о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 26.05.2020 в 15 час. 00 мин. по адресу: <...>, подъезд № 4, 2 этаж, кабинет 211, извещение получено предпринимателем 01.04.2020.
26.05.2020 должностным лицом министерства в отсутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, действия ИП ФИО1 квалифицированы по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Копия протокола направлена по почте и была получена лично предпринимателем 01.06.2020.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением для принятия судебного акта по существу.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, при установлении наличия в действиях юридического лица административного правонарушения, подлежат: наличие самого события административного правонарушения; сведения о лице, совершившим противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность юридического лица в совершении административного правонарушения; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, если таковые имеются; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, причины и условия совершения административного правонарушения.
Административный орган обратился с требованиями о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, которой установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Статья 2.4 КоАП РФ индивидуальных предпринимателей относит к должностным лицам, поскольку они выполняют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции при осуществлении предпринимательской деятельности.
Объектом посягательства по вышеназванной норме выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования алкогольного рынка.
Объективная сторона правонарушения заключается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами предусмотренных частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ деяний могут выступать юридические лица и должностные лица (индивидуальные предприниматели).
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Правонарушение носит формальный характер.
Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (пункт 1 статьи 10.2, абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 и пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47, в том случае, если индивидуальный предприниматель, в нарушении пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных, в пункте 2 статьи 18 Федерального закона, он может быть привлечен к административной ответственности, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии по части 3 статьи 14.17 КоАП (с учетом правовой позиции, изложенной в п.2 обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017).
Хранящаяся алкогольная продукция имела наклейки с надписью «Не является акцизной маркой и федеральной специальной маркой», находящейся на месте Федеральной специальной марки и акцизной марки, по сути федеральной специальной маркой и акцизной маркой не является.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федераций алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, поставку, розничную продажу, в соответствии с законодательством российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ).
Статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещён.
Исследовав представленные административным органом в материалы дела доказательства, суд пришел к заключению о том, что осуществление оборота (хранения) алкогольной продукции без соответствующей лицензии индивидуальным предпринимателем в магазине «Добряк», подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 26.05.2020;
- протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18.03.2020;
- протоколом изъятия от 18.03.2020;
- фактическим наличием алкогольной продукции в торговом объекте.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя события, вменяемого предпринимателю, административного правонарушения, суд находит доказанным.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правонарушение совершено предпринимателем с умышленной формой вины, поскольку ему должны были быть известны требования законодательства, регулирующего отношения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции до начала осуществления соответствующей деятельности, однако необходимых действий им предпринято не было, что свидетельствует о безразличном отношении к требованиям публичного порядка.
Местом совершения административного правонарушения является, место осуществления деятельности предпринимателя в магазине «Добряк».
Таким образом, в действиях предпринимателя содержатся все четыре элемента состава, вменяемого ему административного правонарушения: объект посягательства; объективная сторона; вина в форме прямого умысла и сам субъект правонарушения, следовательно, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ - оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии в рассматриваемом случае имеет место быть.
В ходе производства по делу административным органом процессуальных нарушений, а также нарушений прав привлекаемого лица допущено не было. У административного органа имелись основания для составления протокола об административном правонарушении в отсутствии предпринимателя, поскольку имелись соответствующие сведения о его уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол по делу об административном правонарушении по форме и содержанию соответствует требованиям статей 28.2 КоАП РФ, полномочия сотрудника министерства на его составление судом проверены, процедура соблюдена.
На основании пункта 64 статьи 28.3, КоАП РФ, пункта 2.13, подпунктов 21, 22 пункта 3.1.2 положения о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 05.10.2018 № 236 Министерство на территории Амурской области осуществляет государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе проводить соответствующие проверки и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Обстоятельств, позволяющих признать рассматриваемое правонарушение малозначительным, и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено, как как и обстоятельств смягчающих административную ответственность.
Как разъяснено в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не могут быть применены, исходя из взаимосвязанного толкования требований части 2 статьи 3.4 КоАП РФ и абзаца 2 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ в связи с тем, что незаконным оборотом алкогольной продукции может быть причинен существенный вред нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан, экономическим интересам Российской Федерации. к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения норм и правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот алкогольной продукции без лицензии, представляет угрозу безопасности жизни, здоровья, нравственности покупателей, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к своим обязанностям по соблюдению законодательства об обороте и реализации алкогольной продукции, нарушает баланс частных, общественных и публичных интересов.
Порядок производства по делу об административном правонарушении соблюден, при этом процессуальные гарантии предпринимателя как лица, привлекаемого к ответственности, не нарушены.
Годичный срок давности привлечения к ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для нарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ко дню рассмотрения настоящего дела не истек.
Совершенное предпринимателем правонарушение посягает на общественные отношения в области безопасности оборота алкогольной продукции и не способствует защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным интересам выражается в обороте алкогольной продукции лицом, не имеющим соответствующей лицензии, а также в пренебрежительном отношении предпринимателя к ограничениям, установленным действующим законодательством в отношении государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения не имеют свойства исключительности, то есть выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности и не относятся к категории тех обстоятельств, которые заявитель при всей степени заботливости, осмотрительности и надлежащего поведения, не мог ни предвидеть, ни предотвратить (форс-мажорные обстоятельства).
На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Оценивая размер подлежащего наложению на предпринимателя административного штрафа, суд исходит из следующего.
Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа для предпринимателей в размере от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей.
Вместе с тем в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что по правилам части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, суд назначает административный штраф в пределах минимальной санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с учетом части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 250 000 рублей.
На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолютивной части решения должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. Изъятая в магазине «Добряк» фальсифицированная алкогольная продукция (без акцизных марок) находится в незаконном обороте и конфискации не подлежит, согласно пункту 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ подлежит уничтожению.
Взимание государственной пошлины при рассмотрении дел в порядке главы 25 АПК РФ не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ суд
решил:
ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения Амурская область, Мазановский район, с. Красноярово, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Амурской области 27.02.2020, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес места жительства Амурская область, , <...> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу), ИНН <***>, КПП 272101001, расчетный счет <***>, банк получателя платежа Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, ОКТМО 08701000, КБК 160 1 16 01141 01 0017 140.
Алкогольную продукцию, изъятую в соответствии с протоколом осмотра от 18.03.2020 и переданную на ответственное хранение АО «Росспиртпром» по акту приема-передачи от 20.04.2020 № У7-3238/09 в количестве 41 единицы продукции направить на уничтожение в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья А.Н. Иванов