ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-439/07 от 22.03.2007 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Амурской области

г. Благовещенск

Дело  №

А04-439/07-1/33

22

марта

2007 года

Арбитражный суд в составе судьи

В.Д. Пожарской

                                                                                                                                 (Фамилия И.О. судьи)

Арбитражных заседателей

При участии помощника судьи

 И.А. Москаленко

Рассмотрев в судебном заседании  заявление

ИП Перепелицы Людмилы Родионовны

                                                                                                                                                                                                         (наименование заявителя)

к

Межрайонной инспекции ФНС РФ № 3 по Амурской области;

ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Белогорске

                                     (наименование ответчика)

об

оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц

Протокол вел: помощник судьи И.А. Москаленко

 (Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании:

от заявителя: Л.Р. Перепелица;

от ответчика ФНС: М.В. Белоногов;

от ответчика ПФР: С.А. Мельник;

установил:

Индивидуальный предприниматель Перепелица Людмила Родионовна (далее – заявитель, ИП Перепелица) обратилась в арбитражный суд Амурской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Амурской области (далее – ответчик, налоговый орган) и к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Белогорске (далее – ответчик, Пенсионный фонд) о возврате излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии в сумме 12 150 рублей.

Заявление обосновано тем, что ИП Перепелица ошибочно перечислила в Налоговый орган страховые взносы в виде фиксированного платежа в сумме 12 150 рублей, Пенсионным фондом и Налоговым органом было отказано в зачете ошибочно перечисленных взносов. 

Заявитель в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконными действия Налогового органа, выраженные в письме от 21.12.2006 года исх.№ 06-21/11650 об отказе в возврате (зачете) 12 150 рублей ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на выплату страховой части трудовой пенсии, и обязать Налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения действий по возврату излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 12 150 рублей. В остальной части от поддержания требований отказался. Представил трехсторонний акт сверки.

Отказ судом принят. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Ответчик, Налоговый орган с требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве. Возражения обосновывает тем, что правовых оснований для проведения возврата Налоговой инспекцией ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ в действующем законодательстве не имеется, с учетом разъяснения  Конституционного суда РФ изложенных в определениях от 05.02.2004 года № 28-О и от 04.03.2004 года № 49-О, страховые взносы не являются налогом, в соответствии с Федеральным законом РФ № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда, зачет и возврат денежных средств не может быть произведен в порядке статьи 78, 79 НК РФ, законодательством РФ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, в удовлетворении требований заявителю просил отказать.

Ответчик Пенсионный фонд, в судебном заседании требования заявителя не признал. Указал, что по состоянию на 03.03.2007 года ИП Перепелица излишне уплатила страховые взносы в виде фиксированного платежа в сумме 12 832 рубля, в том числе на страховую часть трудовой пенсии 12 150 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии 582 рублей. Согласно протоколу к ведомости уплаты страховых взносов от 16.01.2007 года ИП Перепелица как страхователь недоимки по страховым взносам не имеет. Письмом от 08.12.2006 года предпринимателю было отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов по причине отсутствия полномочий на возврат страховых взносов. Считает, что возврат страховых взносов обязан произвести Налоговый орган.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Перепелица Людмила Родионовна 09.03.1954 года рождения зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304280419800035, ИНН 280400413859. Зарегистрирована в Пенсионном фонде в качестве страхователя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В соответствии со статьей 28 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.

Постановлением Правительства РФ  от 11.03.2003 года № 148 «Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа» установлено, что фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

ИП Перепелица  квитанциями от 15.07.2006 года на сумму 4050 рублей, от 15.06.2006 года на сумму 4050 рублей, от 15.07.2006 года на сумму 4050 уплатила на расчетный счет 4010181000000001003 в Налоговый орган страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии, КБК 18210202030061000160.

Данное обстоятельство лицами участвующие в деле не оспаривается, подтверждается актом сверки между ИП Перепелица, Налоговым органом и Пенсионным фондом.

ИП Перепелица 05.12.2006 года обратилась в Пенсионный фонд и Налоговый орган с заявлениями о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов.

Пенсионный фонд письмом от 08.12.2006 года указал ИП Перепелице, что в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О бюджетной классификации в РФ» администратором поступлений в бюджеты РФ определена налоговая служба.

19.12.2006 года заявитель по делу обратилась с заявление о возврате излишне уплаченных взносов в Налоговый орган.

Письмом от 21.12.2006 года Налоговый орган отказал в возврате страховых взносов, указав, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) и порядок его проведения. Правовых оснований для проведения возврата переплаты страховых взносов в действующем законодательстве РФ не имеется.

Не согласившись с указанными действиями, ИП Перепелица обратилась в арбитражный суд Амурской области.

Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в части в связи со следующим.

Согласно абзацам 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, законодательства РФ о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в РФ", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренной настоящей статьей.

Пунктом 13 статьи 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007 года) установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.

Сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные до 01.01.2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 79 НК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 27.07.2006 года № 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до указанной даты (пункт 9 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ). 

Исходя из смысла пункта 1 раздела 2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ администраторами поступлений в бюджет являются государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных, (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Доводы ответчика, изложены в отзыве, признаны судом не состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства РФ.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 16.12.2004 года № 116н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 года № 115-ФЗ и приложению 11 к Приказу Минфина России от 21.12.2005 года № 152н. Согласно указанным приложениям, администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Поскольку в нормах Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ применимы положения НК РФ, в частности, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени".

Вышеуказанный Порядок устанавливает единые правила проведения учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему РФ.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетной системы РФ – основанное на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государств бюджетных фондов.  

Согласно пункту 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством РФ по налогам и сборам и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, налоговые органы должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к ПФР.

Также в совместном письме Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 28.07.2005 года № 02-14-10а/2275/42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы РФ, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.

В связи с тем, что по платежам страховых взносов в Пенсионный фонд России администратором является Федеральная налоговая служба России, решение о зачете и возврате излишне и ошибочно уплаченных платежей обязаны производить налоговые органы.

Таким образом, заявление ИП Перепелицы о возврате излишне уплаченных страховых взносов подлежит рассмотрению и исполнению Налоговым органом.

Органы ПФР вправе осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ).

Кроме того, в судебном заседании установлено, что недоимки по страховым взносам и пени у ИП Перепелицы нет. Данное обстоятельство также подтверждается актом сверки.

Вышеуказанное свидетельствует о несоответствии требованиям действующего законодательства РФ оспариваемых действий Налогового органа.

Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Так же заявитель просит обязать Налоговый орган устранить допущенные нарушения путем совершения действий по возврату 12 150 рублей.

Частью 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд считает необходимым обязать ответчика совершить действия направленные на устранение нарушений.

Так как заявитель в судебном заседании отказался от требований к Пенсионному фонду, а данный отказ от иска не противоречил закону и не нарушал прав других лиц, в связи, с чем был принят арбитражным судом.

Пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

В части требований к Пенсионному фонду производство по делу подлежит прекращению.

Уплаченная заявителем сумма государственной пошлины в размере 100 рублей по квитанции от 18.01.2007 года подлежит возврату.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями  167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 3 по Амурской области, выраженные в письме от 21.12.2006 № 06-21/11650 об отказе в возврате 12 150 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на выплату страховой части трудовой пенсии, как несоответствующих Налоговому кодексу Российской Федерации;

В части требований к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белогорске Амурской области» производство по делу прекратить;

Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину, уплаченную по квитанции № 0051 от 18.01.2007 в сумме 100 рублей.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 3 по Амурской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных 12 150 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Амурской области в течение месяца со дня его принятия либо в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                         В.Д. Пожарская