ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4458/19 от 22.07.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ    

г. Благовещенск

дело  №

А04-4458/2019

22 июля 2019 года

резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2019 г.,

арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Куприяновой Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление инспекции государственного строительного надзора Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к закрытому акционерному обществу «Пассажирский порт «Амурассо» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании: от заявителя: ФИО1 по дов. от 13.05.2019, паспорт,

от ответчика: ФИО2 по дов. от 27.09.2018, паспорт,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилась инспекции государственного строительного надзора Амурской области (далее - заявитель, инспекция) с заявлением о привлечении к административной ответственности ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» (далее – ответчик, общество) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Требования обоснованы тем, что обществом в установленный срок не исполнены все требования законного предписания инспекции от 10.10.2018 № 41.

 Ответчик в обоснование возражений сослался на отсутствие финансирования строительства в связи со смертью заказчика, отсутствие действующего разрешения на строительство, отсутствие вины в совершении правонарушения.

Суд с согласия представителей сторон в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях.

Подробно доводы сторон изложены в письменных пояснениях участников процесса.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

04.06.2013 ФИО3 и ЗАО «Пассажирский порт Амурассо» заключили договор подряда на строительство объекта – многофункционального здания, расположенного по адресу: <...> со сроком окончания выполнения работ – 3 квартал 2014 года.

Дополнительным соглашением от 01.09.2014 стороны продлили срок действия договора подряда на строительство объекта с 01.09.2014 по 31.12.2017.

12.09.2014 администрацией города Благовещенска ФИО3 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – многофункционального здания, общей площадью 3 186,5 кв.м., расположенного по адресу: <...>. Срок действия разрешения – до 03.10.2014. 

27.07.2015 инспекцией государственного строительного надзора Амурской области проведена проверка при строительстве объекта капитального строительства.

По результатам проведенной проверки составлен акт №132 от 27.07.2015, в котором выявлены следующие недостатки:

1. Нарушение ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в части осуществления строительства в соответствии с проектной документацией (допущены отступления от проекта шифр 792-13.-01-АС):

1.1 - л.38 – л,41- фактически выполненная планировка этажей не соответствует проекту: отсутствуют предусмотренные проектом кирпичные перегородки (кроме перегородок санузлов), при этом полностью выполнено оштукатуривание стен и стяжки полов;

1.2 - л.28 - согласно проекту по периметру помещений между стяжкой полов, выполненных по теплозвукоизоляционному слою, и стенами предусмотрен зазор 20мм, заполненный прокладкой из «вилатерм». Фактически стяжки вплотную примыкают к стенам;                             

2. Нарушение п.В 4.3 ГОСТ 30971-2002 «Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам», л. 23, 21 проекта шифр 792-13-01-АС:

- расстояние между крепежными элементами оконных блоков превышает допустимое (700мм) и достигает 1000 мм.; расстояние от внутреннего угла коробки оконного блока до крепежного элемента местами составляет 90мм., при норме 150-180мм; местами имеются неплотности и пустоты в центральном слое швов;

Повсеместно под оконными сливами отсутствуют шумогасящие прокладки и костыли.

3. Нарушения ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 РД от 26.12.2006 №11-04-2006, п.6 РД от   26.12.2006 №11-02-2006: проверке не предоставлена следующая документация:                       

а) - АОСР на утепление, изоляцию и стяжки полов;

б) - АОСР на устройство монолитного пандуса, крылец и входа в подвал;

в) - АОСР на пароизоляцию и утепление перекрытия на отм. +16,17 (чердачного);

г) - АОСР на устройство наружных сетей: теплотрасса (с реконструкцией существующих ТК), водопровод и канализация (часть в футляре);

д) - документация на установку оконных блоков;

е) - документация на устройство витражей;

4. Нарушение требований РД-11-02-2006 от 26.12.2006 - ведение исполнительной документации по выполненным работам имеет ряд недоработок;

4.1  - АОСР  на армирование  монолитных конструкций     (л.24,  25,  33, 48,  49) не подписаны ГИПом.

В связи с выявленными нарушениями, обществу выдано предписание № 150 от 27.07.2015 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 05.11.2015.

Срок исполнения предписания неоднократно продлялся по ходатайствам ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо». С учетом последнего продления срок исполнения предписания №150 от 27.07.2015 определен до 01.10.2018.

10.12.2018 инспекцией государственного строительного надзора Амурской области на основании приказа инспекции Госстройнадзора области №352 от 29.11.2018 была проведена выездная проверка в отношении «ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» с целью установить исполнение предписания №150 от 27.07.2015.

По результатам проверки составлен акт №160 от 10.12.2018, в котором отражены выявленные нарушения по неисполнению предписания №150 от 27.07.2015.

18.12.2018 в отношении ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» составлен протокол №157 об административном правонарушении  в области строительства о наличии в действиях (бездействии) общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 22.01.2019 по делу № А04-10546/2018 ЗАО «Амурассо» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 50 000 рублей.

В связи с неисполнением предписания № 150 от 27.07.2015 обществу выдано предписание № 41 от 10.12.2018 об устранении перечисленных выше нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 01.06.2019.

20.06.2019 в отношении ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» с участием представителя общества составлен протокол № 33 об административном правонарушении  в области строительства о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с заявлением в Арбитражный суд Амурской области о привлечении ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, при установлении наличия в действиях юридического лица  административного правонарушения, подлежат: наличие самого события административного правонарушения; сведения о лице, совершившим противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность юридического лица в совершении административного правонарушения; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, если таковые имеются; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела,  причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно  пункту 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективную сторону административного правонарушения образует бездействие в виде невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов.

Субъектами указанного административного правонарушения выступают должностные лица и юридические лица.

Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде взыскания штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФустановлено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 упомянутой статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии с  частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Применительно к указанным выше нормам, инспекция Госстройнадзора области, как уполномочный орган исполнительной власти, вынесла в отношении ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» предписание № 41 от 10.12.2018 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 01.06.2019.

Законность указанного предписания ответчиком по делу не оспорена.

Как следует из вступившего в законную силу решения суда по делу № А04-10546/2018, обществу неоднократно продлевался срок исполнения предписания от 27.07.2015 №150.

В связи с чем, у суда отсутствуют основания полагать, что  предписание № 41 от 10.12.2018 не являлось исполнимым, в том числе по срокам, установленным в нем.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Из материалов дела не усматривается, что соблюдение обществом требований градостроительного законодательства в данном случае было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые названное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить.

Доказательства, свидетельствующие о принятии ответчиком всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при осуществлении строительной деятельности в материалах дела отсутствуют. Обществом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области строительства. В силу чего, суд пришел к выводу о том, что обществом при наличии возможности, не предпринято всех зависящих от него мер для недопущения правонарушения.

Доводы об отсутствии финансирования строительства в связи со смертью заказчика, принятии наследства наследополучателями, отсутствии действующего разрешения на строительство к таким доказательствам не относятся. В рассматриваемом случае, общество ведет коммерческую деятельность в собственном экономическом интересе и обязано самостоятельно нести риски наступления неблагоприятных последствий, в том числе, связанных с отсутствием финансирования от заказчика и отсутствием действующего разрешения на строительство.

Доказательств консервации объекта строительства в установленном законом порядке, принятия мер по исполнению законного предписания инспекции, в том числе за счет собственных средств ответчиком не представлено.    

Таким образом, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу, а также нарушений прав ответчика, допущено не было.

На момент принятия настоящего решения срок давности привлечения к административной ответственности по такой категории дел, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

С учетом обстоятельств дела суд не усматривает правовых оснований для признания правонарушения малозначительным и применения наказания в виде предупреждения, либо снижения штрафа на 50% от размера санкции, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ суд решил привлечь закрытое акционерное общество «Пассажирский порт «Амурассо» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 06.06.2008, по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП России в виде штрафа в размере 50 000 руб. 

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: счёт УФК по Амурской области (инспекция Госстройнадзора области) № 40101810000000010003 в ГРЦК ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск, ИНН <***>, КПП 280101001, БИК 041012001, ОКТМО 10701000, КБК 117 116 90040 04 0000 140.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                               П.А. Чумаков