ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4721/08 от 03.09.2008 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

г. Благовещенск, ул. Ленина, 163

http://amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-4721/08-16/194

03

сентября

2008 г.

Дата объявления решения

09

сентября

2008 г.

Дата принятия (изготовления) решения

Арбитражный суд в составе

С.А. Антоновой

Рассмотрев в судебном заседании заявление

ЗАО «Туранлес»

  к

Министерству природных ресурсов Амурской области

  О признании незаконными действий

3-и лица: Управление Федерального казначейства по Амурской области; ФГУ «Норский лесхоз»; Межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области, УФНС по Амурской области; Министерство финансов Амурской области.

Протокол вел секретарь судебного заседания Е.Н. Филиппова

при участии в заседании:

от заявителя: Козлов А.Г., доверенность № 1/7 от 07.01.2008, паспорт

от ответчика: Клещ Е.А., доверенность № 2 от 18.04.2008, паспорт

Межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области Якимов А.А., доверенность № 04-23/29 от 22.10.07, удостоверение

УФНС: Слободян Н.В, доверенность № 07-27/10 от 24.04.08, удостоверение

Не явились: ФГУ «Норский лесхоз»- Увед.23895; Министерство финансов Амурской области - Увед.(получено представителем лично); УФК по Амурской области - Увед. 23894 от 13.08.2008.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено в полном объеме 09.09.2008. Резолютивная часть оглашена 03.09.2008.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось закрытое акционерное общество «Туранлес» с заявлением к Министерству природных ресурсов Амурской области опризнании незаконными действий по вопросу невозврата излишне оплаченных арендатором лесного фонда платежей в сумме 445 842 руб. 55 коп. по сверхминимальным ставкам за пользование лесным фондом в областной бюджет за 2004 год; просит обязать ответчика возместить ЗАО «Туранлес» (обеспечить возврат) излишне уплаченных платежей с начислением на данную сумму процентов, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на день возмещения излишне уплаченных сумм.

В обоснование требований указал, что при проведении сверок с Норским лесхозом по арендным платежам за 2004-2005 годы выявлена переплата на 01.01.2005 в сумме 445 842 руб. 55 коп. по сверхминимальным ставкам за аренду лесного фонда в областной бюджет за 2004 год.

Администратором указанных платежей в настоящее время является Министерство природных ресурсов Амурской области. Однако, последнее отказало в возврате спорной суммы.

Определением от 23.07.2008 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Амурской области; ФГУ «Норский лесхоз»; Межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области.

Определением от 11.08.2008 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены УФНС по Амурской области; Министерство финансов Амурской области.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования, просит признать незаконными действия Министерства природных ресурсов Амурской области, выразившиеся в письме от 09.04.2008 № 33/38; требование об обязании ответчика возвратить излишне уплаченные платежи заявлено как способ восстановления нарушенного права.

Судом уточнения приняты в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя на уточненных требованиях настаивает, ссылается на письмо Минфина Российской Федерации от 21.07.2005 № 02-05-03/2221, которым разъяснено, что возврат (зачет) платежей, а также администрирование задолженности, относящихся к периоду исполнения функций администрирования (до 01.01.2005 исполнение функций начисления и контроля) по доходному источнику иным органом государственной власти, осуществляются вновь утвержденным в качестве администратора органом государственной власти.

В отношении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, пояснил, что от данных требований отказывается, о чем сделал отметку в ходатайстве об уточнении требований.

Представитель Министерства природных ресурсов Амурской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал. Считает, что правомочен возвращать платежи, только поступившие после 01.01.2005. В обоснование своих доводов ссылается на письма Федерального агентства лесного хозяйства, в которых указано, что решения о возврате (зачете) из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей за пользование лесным фондом, относящихся к периодам до 01.01.2005, должны принимать налоговые органы, поскольку только с указанной даты эти платежи приобрели статус неналоговых. Кроме этого, у ответчика отсутствует процедура возврата таких платежей.

Представитель ответчика также считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок на оспаривание, предусмотренный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в удовлетворении требований надлежит отказать.

Представитель заявителя пояснил, что ответ Министерства природных ресурсов по Амурской области от 09.04.2008 был получен обществом 17.04.2008, о чем свидетельствует почтовый штамп. Заявление было направлено в суд 03.07.2008, что подтверждается почтовой квитанцией. Кроме того, по доводу заявителя, указанный срок не носит пресекательный характер, в связи с чем, просит суд его восстановить, как пропущенный по уважительной причине.

Представитель УФК по Амурской области подтвердил, что платежи ЗАО «Туранлес» проведены по КБК 2010622 «Арендная плата за пользование лесным фондом, в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню» по территории Селемджинского района и распределены в размере 100% в областной бюджет. Дальнейшее распределение указанных денежных средств УФК не прослеживается. Считает, что администратором спорных поступлений является Министерство природных ресурсов Амурской области.

Межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области в отзыве на заявление поясняет, что п. 3 приказа ФНС Российской Федерации от 26.02.2008 № ММ-3-1/74@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации служба за территориальными органами Федеральной налоговой службы (УФНС по Амурской области) отнесены: Лесные подати в части минимальных ставок (КБК 182 1 09 03091 01 0000 110); платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005); Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005) (КБК 182 1 09 03092 01 0000 11).

В соответствии с законом Амурской области «Об областном бюджете на 2008 год» администратором поступлений лесных податей является Министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства.

Представитель УФНС по Амурской области в судебном заседании и в отзыве на заявление доводы Межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области поддержал.

ФГУ «Норский лесхоз», Министерство финансов Амурской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия своих представителей в судебном заседании не обеспечили, отзывов на заявления не представили.

Выслушав представителей сторон и третьих лиц и, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Туранлес» зарегистрировано муниципалитетом Селемджинского района 25.12.1998 за № 387, поставлен на налоговый учет Межрайонной инспекцией МНС России №9 по Амурской области 17.07.2006 за основным государственным регистрационным номером 1022801006623, ИНН 2825002404 с местом нахождения по адресу Амурская область, г. Тында, ул. Мохортова, 10, оф. 420

Согласно Уставу основными видами деятельности общества являются заготовка и комплексная переработка древесины; производство пиломатериалов, деревянных строительных конструкций и др.

01.10.2001 между Норским лесхозом (Арендодатель) и ЗАО «Туранлес» (Арендатор) по результатам лесного конкурса в соответствии с постановлением главы администрации Амурской области от 26.09.2001 № 620 заключен договор аренды земельных участков лесного фонда Янсайского лесничества Норского лесхоза Селемджинского района площадью 18729 га (кадастровый № 28:22:012400:0002) и площадью 870 га (кадастровый № 28:22:011600:0002) с целью заготовки древесины на срок 5 лет – до 01.10.2006..

П. 2 договора стороны определили размер арендной платы. При этом расчет произведен в «Базовом расчете» - приложение 3 к договору.

Согласно положениям базового расчета арендные платежи разбиты по бюджетам и лесхозу: земельный налог – местный бюджет 5% минимальных ставок; федеральный бюджет 40% от чистых минимальных ставок; областной бюджет 60% от чистых минимальных ставок; Норский лесхоз.

05.01.2004 к названному договору подписано соглашение, которым, в частности, базовый расчет арендной платы изложен в новой редакции, при этом общая сумма арендной платы снизилась.

11.08.2004 между сторонами заключено соглашение к договору, в котором базовый расчет арендной платы также изложен в новой редакции.

Письмом от 21.10.2005 Норский лесхоз сообщил заявителю, что за 2004 год им оплачено в областной бюджет 559 535 руб. 77 коп., переплата составляет 445 842 руб. 55 коп.

В письме ЗАО «Туранлес» предлагалось обратиться в Межрайонную ИФНС России № 5 по Амурской области для подтверждения переплаты и её зачета в счет арендных платежей в части превышающие минимальные ставки платы за древесину за 2005 год.

23.05.2005 ЗАО «Туранлес» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 5 по Амурской области с заявлением о внесении соответствующих изменений в баланс расчетов.

Ответом от 15.11.2005 № 06-18/13414 Межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области сообщило, что указанные платежи в инспекцию не поступали, так как администратором доходов от использования лесного фонда по КБК 2010621-2010624 являлось Управление по природным ресурсам.

09.12.2005 ЗАО «Туранлес» обратилось в УФК по Амурской области с обращением о получении разъяснений и подтверждений по оплате за древесину по сверхминимальным ставкам в областной бюджет за 2004 год по договору аренды от 01.10.2001.

УФК по Амурской области ответом от 16.12.2005 сообщило, что указанные платежи распределены в размере 100% в областной бюджет, администратором поступлений данного вида расходов в 2005 году является Федеральное агентство лесного хозяйства.

17.01.2006 ЗАО «Туранлес» обратилось в агентство лесного хозяйства по Амурской области с просьбой дать распоряжение ФГУ «Норский лесхоз» о зачете переплаты в счет платежей по договору аренды от 01.10.2001 за 2006 год либо подготовить документы по возврату суммы переплаты на расчетный счет заявителя.

Письмом от 28.02.2006 № 02-03/400 направило в адрес ЗАО «Туранлес» ответ Финансового департамента администрации Амурской области от 20.02.2006 № 04-а-05/20. В указанном письме в адрес агентства лесного хозяйства по Амурской области сообщалось, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) платежей может быть осуществлен им как администратором после передачи сальдовых остатков из налоговых органов, так как изменился с 01.01.2005 статус платежей с налоговых на неналоговые. При этом Финдепартамент ссылался на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 22.09.2005 № АА-05-54/5346 согласно которому вопрос администрирования доходного источника при передаче полномочий по администрированию не урегулирован с ФНС России. В настоящий момент правовых оснований осуществлять полномочия налоговых органов по взысканию недоимок по налогам, начислению пеней, реструктуризации задолженности Россельхоз и его территориальные органы не могут.

Письмом от 20.03.2008 ЗАО «Туранлес» обратилось в Министерство имущественных отношений и природных ресурсов Амурской области с просьбой подготовить документы по возврату суммы переплаты на расчетный счет заявителя.

Ответом от 09.04.2008 № 33/38 Министерство отказало в возврате (зачете) излишне уплаченных платежей, указав, что правомочно принимать такие решения только в части сумм, относящихся к периодам с 01.01.2005. В ответе Министерство сослалось на приказ Россельхоза от 16.01.2008 № 8.

Не согласившись с действиями Министерства имущественных отношений и природных ресурсов Амурской области, выразившимися в отказе возвратить излишне уплаченные платежи, ЗАО «Туранлес», полагая, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В связи с изложенным, указанный срок является процессуальным, следовательно, не пресекательным.

Как следует из материалов дела, ответ Министерства природных ресурсов поступил в адрес ответчика 17.04.2008, настоящее заявление было направлено в суд 03.07.2008, что следует из почтовой квитанции, в которой указано, что письмо направлено в адрес Арбитражного суда, г. Благовещенск.

Суд считает, что в целях восстановления права заявителя на судебную защиту пропущенный по уважительной причине срок подлежит восстановлению.со дня, когда гражданину, организации стало известно о наршунии их пр

Пунктами 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предметом доказывания по настоящему делу является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие (соответствие) оспариваемого действия Министерства имущественных отношений и природных ресурсов Амурской области закону или иному нормативному правовому акту и наличие (отсутствие) факта нарушения данным решением прав и законных интересов ЗАО «Туранлес».

Оценив в совокупности, как этого требует ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Министерство природных ресурсов Амурской области зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 07.04.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082801003350.

В соответствии ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти осуществляется в соответствии с принципами единства системы государственной власти и самостоятельного осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий

Согласно статьям 63, 103 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов относятся к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Приказом Минфина Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н (ред. от 10.06.2008) утверждены указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которыми разъяснено, что Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Администратор доходов бюджета обладает, в том числе, следующими бюджетными полномочиями:

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за главными администраторами доходов бюджета осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти Российской Федерации, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и приложением 8 к настоящим Указаниям.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляют источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за главными администраторами доходов бюджета - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации и приложением 8 к настоящим Указаниям (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации (созданными ими бюджетными учреждениями), а также вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируемым органами местного самоуправления муниципальных образований и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации с применением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящими Указаниями и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приложением № 2 к Закону Амурской области от 29.11.2007 N 426-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» предусмотрено, что 100 процентов платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, зачисляется в бюджет Амурской области. При этом главным администратором указанных поступлений является Министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области (код 911 11204021020000120).

Положение о Министерстве природных ресурсов Амурской области утверждено постановлением Губернатора Амурской области от 04.04.2008 № 149 (в ред. постановлений губернатора Амурской области от 11.06.2008 N 260, от 07.07.2008 N 280).

Согласно указанному Положению Министерство природных ресурсов Амурской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, реализующим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование и государственный контроль и координацию деятельности в сфере недропользования (за исключением вопросов, связанных с добычей полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным), природопользования, горнодобывающей промышленности, охраны и использования водных объектов, охраны атмосферного воздуха, окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и осуществления государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в сфере лесных отношений, в том числе лесного хозяйства, и лесной промышленности на территории Амурской области, по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.

Министерство является правопреемником полномочий и функций в сфере лесных отношений, в том числе лесного хозяйства, недропользования (за исключением вопросов, связанных с добычей полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным), природопользования, охраны и использования водных объектов (в пределах предоставленных полномочий), охраны атмосферного воздуха, окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и осуществления государственной экологической экспертизы министерства имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства области, в сфере лесной промышленности - министерства промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи области.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленных сферах деятельности осуществляет бюджетные полномочия и функции главного распорядителя средств областного бюджета для реализации возложенных на министерство функций и полномочий (п. 3.5.); исполняет бюджетные полномочия и функции администратора источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета в пределах компетенции министерства, администратора поступлений в бюджет (п. 3.6.).

Таким образом, за Министерством природных ресурсов закреплены функции главного администратора поступлений в бюджет Амурской области арендной платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221 "Об администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" указано, Возврат излишне уплаченных сумм неналоговых платежей осуществляется территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденным Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 года N 116н, на основании распоряжения о возврате и платежного поручения администратора поступлений в бюджет (его территориального органа), чьи полномочия устанавливаются согласно нижеследующему.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта Российской Федерации.

Возврат платежей, относящихся к периоду исполнения функций администрирования (до 01.01.2005 исполнения функций начисления и контроля) по доходному источнику иным органом государственной власти, осуществляется вновь утвержденным в качестве администратора органом государственной власти.

На основании приведенных нормативных актов Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден "Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам; при этом в платежных документах указываются дата и номер решения администратора о возврате поступления.

Таким образом, обязанность возвратить излишне уплаченные до 01.01.2005 арендные платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальный размер арендной платы, лежит на Министерстве природных ресурсов Амурской области.

Довод ответчика о том, что возврат спорных платежей должен быть произведен налоговым органом, судом отклоняется в виду следующего.

Понятие налога, сбора дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1). Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункт 2).

Обязанность общества вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды, следовательно, по своему содержанию является гражданско-правовой обязанностью. Арендные правоотношения не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим, предусмотренный статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды. К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 31 Лесного кодекса Российской Федерации аренда участков лесного фонда регулируется названным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Арендная плата согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации является платой за пользование имуществом. Названная норма соотносится со статьей 103 Лесного кодекса РФ, где арендная плата относится к одному из видов платежей за пользование лесным фондом. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (статья 105 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и согласно пункту 26 Положения об аренде при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Таким образом, отношения по аренде участков лесного фонда являются гражданско-правовыми и регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде участков лесного фонда. Указанные правила определяют минимальный размер арендной платы, а в части, его превышающей, размер арендной платы согласовывается сторонами.

Арендная плата по такому договору не может быть признана налогом или сбором в смысле статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации регулируют правоотношения по возврату или зачету излишне уплаченных сумм налогов и сборов, а не арендной платы за пользование лесным фондом.

Ссылка ответчика на письма Федерального Агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) судом отклоняется, поскольку несогласованность действий государственных органов в области исполнения бюджетного законодательства не должна приводить к нарушению прав лиц, уплативших излишние денежные средства в бюджет.

Размер заявленных к возврату платежей ответчиком в судебном заседании не оспаривался, доказательств его несоответствия ответчик не представил.

На основании вышеизложенного действия Министерства природных ресурсов Амурской области по отказу в возврате излишне уплаченных закрытым акционерным обществом «Туранлес» платежей по сверхминимальным ставкам за аренду лесного фонда в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, что предусмотрено пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежит признать незаконными, не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону Амурской области «Об областном бюджете на 2008 год» и обязать произвести возврат излишне уплаченных закрытым акционерным обществом «Туранлес» платежей по сверхминимальным ставкам за аренду лесного фонда в сумме 445 842 руб. 55 коп.

В части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами заявитель от требований отказался.

Суд в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает отказ от требований в указанной части, поскольку он не противоречит законодательству и не нарушает права третьих лиц.

В связи с изложенным, на основании ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в данной части подлежит прекращению.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконным, организацией государственная пошлина оплачивается в размере 2000 рублей.

Заявителем была уплачена госпошлина в размере 2 000 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины по делу в сумме 2 000 руб. относится на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 150, 167-170, 180, 201 Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования удовлетворить.

Признать действия Министерства природных ресурсов Амурской области по отказу в возврате излишне уплаченных закрытым акционерным обществом «Туранлес» платежей по сверхминимальным ставкам за аренду лесного фонда по договору от 01.10.2001 № 6 в сумме 445 842 руб. 55 коп., выраженные в решении от 09.04.2008 № 33/38, незаконными, как не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону Амурской области «Об областном бюджете на 2008 год».

Обязать Министерство природных ресурсов Амурской области произвести возврат излишне уплаченных закрытым акционерным обществом «Туранлес» платежей по сверхминимальным ставкам за аренду лесного фонда в сумме 445 842 руб. 55 коп.

В части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами производство по делу прекратить.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Амурской области в пользу закрытого акционерного общества «Туранлес» расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья С.А. Антонова