ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4866/09 от 06.08.2009 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04- 4866/2009

6

августа

2009 г.

Арбитражный суд в составе судьи О.Г. Голубь

арбитражных заседателей -

при участии секретаря судебного заседания А.В. Калаевой

рассмотрев в судебном заседании заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области

к

индивидуальному предпринимателю Карымову Сергею Сергеевичу

о привлечении к административной ответственности

3-и лица:

протокол вел: секретарь судебного заседания А.В. Калаева

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Н.Г. Македон по доверенности от 12.03.2009 года;

индивидуальный предприниматель не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

Резолютивная часть решения оглашена 06.08.2009 г., изготовление решения в полном объеме отложено в соответствии с предписаниями ст. 176 АПК РФ до 06.08.2009 г.

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Карымова Сергея Сергеевича (далее – предприниматель, Карымов С.С.) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление обосновано тем, что предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по регулярному городскому маршруту с нарушениями лицензионных требований и условий, о чем 16.07.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении № 110.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал в полном объеме, просил привлечь предпринимателя к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. Указал, что правонарушение подтверждается актом проверки и протоколом об административном правонарушении. Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен, процесс соблюден. Смягчающие и отягчающие обстоятельства не установлены. Представил доказательства уведомления ответчика о времени и месте судебного разбирательства от 27.07.2009 года.

Предприниматель в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении согласен, вину признает. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие предпринимателя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доводы заявителя и материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Карымов Сергей Сергеевич, 12.09.1962 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18.05.2004 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, основной государственный регистрационный номер 304280113900211.

Предприниматель имеет лицензию от 14.01.2005 г. № АСС 28 010181 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, срок действия лицензии с 14.01.2005 г. по 14.01.2010 г.

Для осуществления данной деятельности предпринимателем используется автобус с государственным номером АВ700.

16.07.2009 г. административным органом на основании приказа от 08.07.2009 г. № 149-лиц/Ц проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя. Основанием для проведения проверки послужили указания начальника Управления.

По результатам проверки установлены следующие факты нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий:

- не обеспечение водителя Комкова А.В. 18.06.2009 г. схемой маршрута с указанием опасных участков;

- не обеспечение контроля за соблюдением водителями маршрута
 движения № 19т;

- не обеспечение надлежащего оформления путевых листов;

- не обеспечение надлежащего наружного и внутреннего оформ­ления автобуса ГАЗ-322132 гос.номер АВ700 28RUS;

- не обеспечение соблюдения периодичности проведения повторного инструктажа с водителями;

- не проведение вводного инструктажа, первичного ин­структажа на рабочем месте с водителями Жаровым Д.В. и Комковым А.В.

Результаты проверки зафиксированы актом от 16.07.2009 г. № 149.

16.07.2009 г. должностным лицом УГАДН по Амурской области по вышеуказанным фактам нарушений в отношении предпринимателя составлен протокол № 110 об административном правонарушении, действия предпринимателя квалифицированы по ч.3. ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол содержит запись, учиненную предпринимателем, о том, что он с протоколом согласен.

Административный орган обратился в арбитражный суд области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Карымова Сергея Сергеевича к административной ответственности.

Оценив изложенные обстоятельства, заслушав стороны, суд считает, что требования заявителя подлежит удовлетворению.

Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Условия осуществления деятельности, предусмотренной лицензией – выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдение экологических норм.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основании подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

1. Перевозка пассажиров автобусами по регулярному городскому мар­шруту может осуществляться только при наличии утвержденной и согласованной схемы маршрута с указанием опасных участков.

Данная обязанность установлена статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктом 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2, пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 года № 27.

Согласно пункту 5.2.3 Положения от 08.01.1997 года № 2 предприниматель обязан обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

В соответствии с пунктом 5.7.4 Положения от 9 марта 1995 года № 27,каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

Материалами дела подтверждается факт того, что индивидуальный предприниматель Карымов Сергей Сергеевич не обеспечил водителя Комкова А.В. 18.06.2009 г. схемой маршрута с указанием опасных участков. Факт нарушения подтверждается актом проверки и личной подписью предпринимателя о согласии с выявленным нарушением в указанном документе. Данный факт предпринимателем не оспаривается.

2. Обязанность владельцев автобусов организовывать контроль за соблюдением водителями маршрута движения предусмотрена п. 5.2.5 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».

В нарушение указанной нормы действующего законодательства, предпринимателем не обеспечен контроль за соблюдением водителем маршрута движения, а именно 18.06.2009 г. водителем Комковым А.В. не соблюден маршрут движения № 19т, так вместо движения по ул.Театральная - ул.Амурская, двигался по ул.Театральная - ул.Красноармейская - ул.Кузнечная - ул.Горького). Данный факт предпринимателем не оспаривается.

3. Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предусмотрена обязанность предпринимателя осуществлять ведение путевой документации, в соответствии с данным Приказом обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Как следует из п. 3 утвержденных указанным приказом Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

В соответствии с п. 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, сведения о транспортном средстве включают в том числе: тип транспортного средства и модель транспортного средства; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Согласно п.п. 13, 14 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. Указанные сведения проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если он совмещает обязанности водителя.

При исследовании имеющихся в материалах дела путевых листов (с учетом положений акта проверки от 16.07.2009 года), судом установлено, что индивидуальным предпринимателем не обеспечен контроль за надлежащим оформлением путевых листов, а именно в путевом листе от 18.06.2009 г. № 154 показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки не были заверены штампом или подписями
 предпринимателя или уполномоченного им лица, а заверены только
 по возвращении на постоянную стоянку с проставлением подписи с указанием фамилии и инициалов. Данный факт предпринимателем не оспаривается.

4. Правиламиперевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года № 112, установлен порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Пунктом 29 указанных Правил установлено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

Согласно пунктам с 30 по 40 Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

Высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории «M3», - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.

Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.

В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «M2», над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход".

Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «M2», над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью «Выход» или наносится надпись «Выход».

Вместо указателей, предусмотренных подпунктами «д» - «з» пункта 37 настоящих Правил, допускается использование соответствующих символических изображений (пиктограмм).

Помимо информации, указанной в пункте 37 настоящих Правил, внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Как установлено из материалов дела, предпринимателем не обеспечено надлежащее наружное и внутреннее оформ­ление автобуса ГАЗ-322132 гос.номер АВ700 28RUS. Так 18.06.2009 г. на транспортном средстве отсутствовали указатель маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла с указанием наименования начального и конечного пункта маршрута, на правой стороне кузова по ходу транспорт­ного средства отсутствовал указатель полного или краткого наименования перевозчика; внутри салона отсутствовали таблички с указанием наимено­вания, адресом и номером телефона перевозчика, наименованием, адресом и контактными телефонами контролирующих органов, указатели мест расположения огнетушителей, мест для пассажиров с детьми и инвалидов, правила пользования аварийным выходом, правила пользования транс­портным средством. Данный факт предпринимателем так же не оспаривается.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 года № 28, предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, которые, впрочем, почти ничем не отличаются от правил проведения инструктажа всех других работников, а так же в них установлена периодичность проведения инструктажей с водителями.

Пунктом 10.5. Правил установлено, что работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.

Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, указанных в п. 10.8 настоящих Правил (пункт 10.10.Правил).

В нарушение указанной нормы действующего законодательства, предпринимателем Карымовым не обеспечено соблюдение периодичности проведения повторного инструктажа с водителями, а именно, согласно записям в журнале регистрации ин­структажа повторный инструктаж с водителем Грудининым В.А. проведен 15.04.2009 г., а предыдущий 30.11.2008 г., таким образом, между инструктажами прошло бо­лее 3 месяцев.

Согласно пункту 10.7 Правил, вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов).

Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

В соответствие с пунктом 10.8 указанных Правил, первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов.

При проведении проверки установлены факты несвоевременного проведения Карымовым вводного и первичного ин­структажа с водителями Жариковым Д.В. и Комковым А.В.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение предпринимателем Карымовым предписаний вышеназванных нормативных актов. Факты допущенных нарушений подтверждаются актом проверки, представленными в материалы дела документами, отражены в протоколе об административном правонарушении № 110, а так же признаны предпринимателем.

Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) принимает признание требований ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Пунктом 3 статьи 70 АПК РФ предусмотрено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Исходя из установленных судом обстоятельств, материалов дела, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем допущено осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а, следовательно, совершено правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Санкцией ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что совершение предусмотренного данной нормой деяния влечет наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Карымов С.С., являясь предпринимателем, подлежит ответственности как должностное лицо в силу статьи 2.4 КоАП РФ.

Вопросы по определению вида и размера наказания отнесены к исключительной компетенции судьи, органа либо должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в рамках санкций, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за конкретные правонарушения.

Отягчающих ответственность обстоятельств заявителем не представлено, судом не установлено.

В качестве обстоятельства, смягчающего ответственность предпринимателя, суд учитывает признание вины в содеянном.

При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, полномочия административного органа на составление протокола судом проверены, процедура соблюдена.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить предпринимателю Карымову наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 180, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать индивидуального предпринимателя Карымова Сергея Сергеевича, 12.09.1962 года рождения, уроженца с.Лозовое Тамбовского района Амурской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 18.05.2004 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, основной государственный регистрационный номер 304280113900211, адрес местожительства: - г.Благовещенск Амурской области, ул.Амурская, 32, кв. 18, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.Г. Голубь