ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5066/2010 от 03.03.2011 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

Е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-5066/2010

« 5 » марта 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2011 г. Полный текст решения изготовлен 5 марта 2011 г.

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании постановления недействительным

3-е лицо: ФИО2

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: от заявителя – ФИО3, по доверенности от 03.11.2010 № 28-АО 0086399, паспорт; от ответчика - не явились, извещены; от третьего лица – ФИО2, паспорт,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) с заявлением к администрации города Благовещенска о признании постановления мэра г. Благовещенска № 1122 от 19.03.2010 недействительным; обязании администрации города Благовещенска отменить постановление мэра г. Благовещенска № 1122 от 19.03.2010.

Заявление мотивировано тем, что в результате принятия оспариваемого постановления на земельном участке, примыкающем к нежилому помещению ИП ФИО1, осуществляется строительство гаражей. Расстояние от принадлежащего заявителю нежилого помещения до строящихся гаражей составляет не более 50 см., что противоречит требованиям статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и создает угрозу повреждения и уничтожения имущества, вследствие скапливания воды в результате выпадения осадков. Кроме того, в случае возникновения пожара проезд пожарной машины к очагу возгорания будет невозможен.

Определением суда от 16.12.2010 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.

В письменных уточнениях от 23.12.2010 заявитель просил признать постановление мэра г. Благовещенска от 18.12.2009 №2078 о предварительном согласовании ФИО2 места размещения двух гаражей на земельных участках в северном планировочном районе недействительным; обязать администрацию города Благовещенска отменить постановление мэра г. Благовещенска от 18.12.2009 №2078; признать постановление мэра г. Благовещенска № 1122 от 19.03.2010 недействительным; обязать администрацию города Благовещенска отменить постановление мэра г. Благовещенска № 1122 от 19.03.2010.

Судом уточнение в отношении постановления мэра г. Благовещенска от 18.12.2009 №2078 не приняты, поскольку данное требование является самостоятельным и вновь заявленным.

Ответчик принятие оспариваемого постановления обосновал наличием не обжалованного постановления от 18.12.2009 № 2078 о предварительном согласовании. При этом гражданка ФИО2, которой предоставлены земельные участки для гаражей, фактически ведет строительство не на выделенных земельных участках с кадастровыми номерами 28:01:020020:378 и 28:01:020020:379, а на иных земельных участках. Указал, что при осуществлении выбора земельных участков по заявлению ФИО2 администрацией города были учтены положения Федерального закона № 123-ФЗ. В частности пункт 13 статьи 69 данного закона, согласно которому противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами зданий, строений, сооружений и многоярусными гаражами-стоянками не нормируются. Также, по мнению ответчика, сквозной проезд на территории, которая была предоставлена третьему лицу, отсутствует, что подтверждается фрагментом ортофотосъемки и фотоматериалами.

Третье лицо - ФИО2 поддержала позицию ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя и третье лицо настаивали на ранее изложенных позициях. Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в отзывах и письменных пояснениях по существу спора.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 является предпринимателем.

Постановлением мэра города Благовещенска от 23.01.2009 № 133 ФИО1 (13/14) и обществу с ограниченной ответственностью монтажно–производственной фирме «АМПИК» (1/14) на праве общей долевой собственности был предоставлен земельный участок площадью 5621 кв.м. с кадастровым номером 28:01:020020:0289, находящийся на 2 км Новотроицкого шоссе в северном районе (местоположение по кадастровому паспорту земельного участка от 20.05.2008 № 2-01/08-4683 - земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Кольцевая - ул. Пионерская - ул. Текстильная - старое Новотроицкое шоссе (СПУ-2, г.Благовещенск).

Согласно договору купли - продажи от 12.03.2009 № 64 ИП ФИО1 приобрел 13/14 доли в праве долевой собственности на
 земельный участок с кадастровым номером 28:01:020020:0289. Право собственности на указанный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - гараж с подсобными помещениями/навес, общей площадью 5621 кв.м., зарегистрировано предпринимателем 20.05.2009.

На указанном земельном участке находятся встроенные нежилые помещения, расположенные по адресу <...> км. Новотроицкого шоссе, площадью 119,2 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2008 №28АА 261843), площадью 891 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2008 №28АА 261842), площадью 828,9 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2008 №28АА 261841).

Постановлением администрации города Благовещенска от 18.12.2009 №2078 утвержден акт о выборе земельных участков для размещения объектов от 28.10.2009 №40/4 и предварительно согласовано ФИО2 место размещения двух гаражей на земельных участках площадью 30,0 кв.м. каждый в северном планировочном районе.

19.03.2010 администрацией города Благовещенска принято постановление №1122 о предоставлении в аренду сроком на 3 года ФИО2 земельных участков площадью по 30 кв.м. (каждый) из категории зе­мель населенных пунктов, находящихся в Северном планировочном районе (местоположение по кадастровым паспортам земельных участков от 16.02.2010 № 2801/201/10-561, №2801/201/10-562 – Амурская область, г. Благовещенск, северный планировочный район, земельные участки расположенные в юго-западной части квартала), используемые для строительства гаражей, со­гласно прилагаемому плану земельных участков: участок № 1 с кадастровым номером 28:01:020020:378, участок № 2 с кадастровым номером 28:01:020020:379.

Посчитав, что постановление мэра г. Благовещенска № 1122 от 19.03.2010 принято с нарушением требований статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании его недействительным.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс, ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.

В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 стать 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Постановлением мэра г. Благовещенска от 09.06.2009 № 941, в соответствии с ЗК РФ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории города Благовещенска, утвержден Порядок о выборе земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска (далее по тексту – Порядок выбора земельных участков).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка выбора земельных участков, поступившее в администрацию г. Благовещенска заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства направляется в управление организации городского строительства Администрации для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка.

Предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке проводится на основании: информации, указанной в заявлении физического или юридического лица либо в обращении уполномоченного органа государственной власти о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения, обосновании примерного размера земельного участка, технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов (при наличии); Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска; утвержденного проекта красных линий; информации о наличии либо отсутствии проложенных инженерных сетей на территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; иной информации (пункт 2.2. Порядка выбора земельных участков).

При определении возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке по результатам предварительного рассмотрения управлением организации городского строительства вопрос о выборе земельного участка для строительства выносится на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков для строительства.

Управлением по организации городского строительства подготавливается ситуационный план земельного участка, выполненный в удобном для работы масштабе (1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000), в количестве экземпляров, равном количеству членов Комиссии, а также акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 3.1, пункт 3.2 Порядка выбора земельных участков).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка выбора земельных участков акт о выборе земельного участка подготавливается с учетом основных показателей, характеризующих земельный участок, при этом раздел "Представители других заинтересованных служб и организаций города" заполняется управлением организации городского строительства при необходимости получения дополнительных согласований в зависимости от особенностей застройки и использования соответствующей территории.

Акт о выборе земельного участка для строительства передается в Комиссию для проведения согласований с членами Комиссии, а также с организациями, учреждениями и инженерно-техническими службами, указанными в акте.

Члены Комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 3.4 Порядка выбора земельных участков).

Из смысла приведенных норм следует, что на указанном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан в заявлении, на участке, выбранном для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в выборе земельного участка.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 67 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к зданиям сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с одной стороны при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 67 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 статьи 67 настоящего Закона.

Пунктом 13 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлено, что противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами, имеющими предел огнестойкости не менее REI 150, зданий, сооружений и строений I - III степеней огнестойкости, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа (классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1), и многоярусными гаражами-стоянками с пассивным передвижением автомобилей не нормируются.

Как следует из материалов дела, Администрацией не соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства гаражей. При выборе земельных участков для строительства гаражей их расположение в нарушение положений статьи 30 ЗК РФ не было согласовано с органами государственного пожарного надзора, не был рассмотрен вопрос определения огнестойкости зданий, а также обеспечения подъезда пожарных автомобилей к зданиям.

В соответствии с информацией представленной по настоящему делу Управлением по делам ГОЧС г. Благовещенска от 28.02.2011 №184-2.2-37, расстояние от гаражей до граничащих с ними объектов установлено статьей 72 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и составляет от 10 м до 25 м в зависимости от количества гаражей и категории объекта. При соблюдении условий указанных в пункте 4 статьи 72 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ расстояние допускается уменьшать на 25%. Однако, при определении местоположения земельных участков Администрацией указанные положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ не учитывались.

Фактическое расстояние от принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого помещения до строящихся гаражей составляет не более 50 см. По сведениям ответчика, ФИО2 ведет строительство не на выделенных земельных участках, а на иных земельных участках. Вместе с этим в соответствии со схемой земельного участка самовольно занятый участок расположен на том же расстоянии от нежилого помещения заявителя, что и представленный Администрацией, в связи с чем, указанный довод ответчика судом признается не обоснованным.

В соответствии с выкопировкой из Генерального плана г. Благовещенска представленный ФИО2 земельный участок расположен на сквозном проезде территории. Предоставление земельного участка для целей строительства на проезжей части противоречит генеральному плану развития города.

Следовательно, постановление администрации г. Благовещенска от 18.12.2009 №2078 о предварительном согласовании ФИО2 места размещения двух гаражей на земельных участках в северном планировочном районе было принято с нарушением норм ЗК РФ и Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с этим у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия постановления администрации города Благовещенска от 19.03.2010 №1122 о предоставлении в аренду ФИО2 земельных участков для строительства гаражей в Северном планировочном районе.

Оспариваемое постановление нарушило права заявителя, поскольку начало строительства гаражей создало угрозу уничтожения и повреждения имущества заявителя, так как расстояние в 50 см. не позволяет осуществлять отвод воды в результате выпадения осадков. Скапливаемая вода подмывает фундамент нежилого помещения заявителя и попадая внутрь склада, приводит к порче хранящегося в нем товара. Кроме того, в случае пожара, возникший пожар не сможет быть ликвидирован по причине невозможности проезда пожарной машины к очагу возгорания.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного выше, суд счел необходимым требование заявителя удовлетворить.

Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину 2000 рублей. Требования заявителя удовлетворены, следовательно, на основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ с ответчиков в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, государственную пошлину в размере 1 800 рублей следует возвратить истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, ст. 180, ст. 201 АПК РФ, суд решил заявление удовлетворить.

Признать недействительным, не соответствующим Земельному кодексу РФ постановление мэра г. Благовещенска № 1122 от 19.03.2010 О предоставлении в аренду ФИО2 земельных участков для строительства гаражей в Северном планировочном районе.

Взыскать с администрации г. Благовещенска ОГРНЮЛ <***>, ИНН <***> в пользу ИП ФИО1 ОГРНИП <***>, ИНН <***> судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Возвратить ИП ФИО1 ОГРНИП <***>, ИНН <***> из федерального бюджета РФ излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Судья П.А. Чумаков