Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-5128/2013
20 сентября 2013 года
изготовление решения в полном объеме
«
19
»
сентября
2013 г.
резолютивная часть
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Курмачева Дениса Валерьевича
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.В.Базылевой
рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
Третьи лица: Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (ОГРН <***>, ИНН <***>); ФИО1
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 09.01.2013, паспорт;
от ответчика: ФИО3, по доверенности от 26.06.2013, удостоверение;
от Сбербанка: ФИО4, по доверенности от 24.06.2013, паспорт.
ФИО1, паспорт.
установил:
Муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предписания по устранению выявленных нарушений № 23-01-17/1238 от 24.06.2013, выданное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее – ответчик, Управление) в отношении Муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск».
Заявитель в судебном заседании на требованиях, изложенных в заявлении, настаивает.
Представители ответчика возражали против заявленных требований. Пояснили, что в ходе проверки, выявлено неправомерное перечисление средств федерального бюджета на банковский счет ФИО1, предоставленных в качестве социальной выплаты, как участнику подпрограммы, в результате приобретения им жилого помещения, расположенного в с. Васильевка Белогорского района, общая площадь которого в расчете на каждого члена молодой семьи не соответствует учетной норме общей площади установленной муниципальным органом (акт проверки от 13.06.2013). Приобретено жилое помещение общей площадью 50 квадратных метров (из расчета 12.5 квадратных метров на 1 человека), следовало приобрести общей площадью не менее 60 квадратных метров (из расчета 15 квадратных метров на 1 человека). Просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель ОАО «Сбербанк России» требования также не признал, пояснил, что полномочия Банка в данном процессе строго ограничены условиями Подпрограммы и Соглашения. Обязанности по контролю за площадью приобретаемого жилого помещения в рамках Подпрограммы и Соглашения у Банка нет. Просит в требованиях отказать.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области издан приказ № 123 от 20.05.2013 о проведении плановой проверки в Муниципальном казенном учреждении «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск» правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, за 2012 год.
В ходе проверки с 27.05.2013 по 13.06.2013, Управлением выявлено неправомерное перечисление средств федерального бюджета на банковский счет ФИО1, предоставленных в качестве социальной выплаты, как участнику подпрограммы, в результате приобретения им жилого помещения, расположенного в с. Васильевка Белогорского района, общая площадь которого в расчете на каждого члена молодой семьи не соответствует учетной норме общей площади установленной муниципальным органом. Приобретено жилое помещение общей площадью 50 квадратных метров (из расчета 12.5 квадратных метров на 1 человека), следовало приобрести общей площадью не менее 60 квадратных метров (из расчета 15 квадратных метров на 1 человека).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.06.2013. Учреждению выдано от 24.06.2013 23-01-17/1238, согласно которому председателю Учреждения необходимо в срок не позднее 30 дней с даты получения предписания принять меры по устранению нарушения в установленном законом порядке.
Не согласившись с предписанием от 24.06.2013 23-01-17/1238, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области с вышеуказанным заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства и доводы сторон, суд считает требование заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24.06.2013 23-01-17/1238 является ненормативным правовым актом: издано в документальной форме с указанием необходимых реквизитов (наименование должностного лица, дата, подпись), выражает властное предписание индивидуального характера (содержит выводы о незаконном использовании средств федерального бюджета, о нарушении бюджетного законодательства, требование, обязывающее принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и информировании о результатах рассмотрения предписания), предполагает в случае его неисполнения применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации). Названное предписание обязывает совершить определенные действия, связанные с осуществляемой Учреждением деятельностью, то есть, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Таким образом, указанный ненормативный правовой акт может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 157, 268, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89 н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, оспариваемое представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24.06.2013 23-01-17/1238 вынесено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 32consultantplus://offline/ref=007BB8B294AE32E90F4F0E479E0105112AE31375A645B5FEBE540FA99238545E2C06EFCE243286C155E2982EUBB Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила), общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Постановлением Администрации Белогорского района Амурской области от 28.12.2010 № 488 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» норма предоставления общей площади жилого помещения жилья по поселениям, входящим в состав муниципального образования Белогорского района Амурской области, для всех категорий граждан, проживающих в сельских поселениях района, в размере:
33 квадратных метра - для одиноко проживающих граждан;
42 квадратных метра - для семьи, состоящей из 2 человек;
18 квадратных метров на каждого члена семьи - для семей, состоящих из трех и более человек.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств (пункт 29 Правил).
Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 г., направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов (пункт 38 Правил).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк (пункт 39 Правил).
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива (пункт 42 Правил).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств).
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статьей 34 Кодекса, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В данном случае несоответствие приобретенного жилого помещения, расположенного в с. Васильевка Белогорского района, общая площадь которого в расчете на каждого члена молодой семьи не соответствует учетной норме общей площади установленной муниципальным органом, являлось основанием, в соответствии с п. 39 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не перечисления средств социальной выплаты.
Таким образом, Учреждение, перечисляя средства социальной выплаты молодой семье на квартиру площадью 50 кв.м., в то время как норма предоставления на семью из трех и более – 18 кв.м. на каждого члена семьи, а не 12, 5 кв.м., тем самым ущемляет законные права граждан, участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области является соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку предписывает соблюдать действующие нормативные акты.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконным предписания по устранению выявленных нарушений № 23-01-17/1238 от 24.06.2013, выданного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области в отношении Муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск», заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).
Судья Д.В. Курмачев