ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5159/19 от 18.09.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ    

г. Благовещенск

Дело  №

А04-5159/2019

25 сентября 2019 года

18 сентября 2019 года

Дата оглашения резолютивной части решения

25 сентября 2019 года

Дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ховалыг Айланой Степановной,

Рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным требования

Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в заседании:

от заявителя: Ивон Е.В. по доверенности от 18.07.2019, служебное удостоверение.

от ответчика: ФИО2 по доверенности №05-28/28 от 12.11.2018,  ФИО3 по доверенности №05-28/5 от 22.01.2019, служебные удостоверения.

третье лицо: ФИО3 по доверенности №07-19/604 от 20.06.2019, служебное удостоверение.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец, предприниматель) с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области (далее – ответчик, налоговый орган) о признании недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации требования Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области от 14.02.2019 №21852.

В обосновании своих требований заявитель ссылается на нарушение налоговым органом статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), а также на отсутствие в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, строения с кадастровым номером 28:01:010135:1087.

Также истец указывает, что изначально при расчете налога налоговый орган применил понижающие коэф­фициенты, предусмотренные пунктом 8 статьи 408 НК РФ, используемые в целях снижения налоговой нагрузки в рамках переходного 4-летнего периода: 0,2 (в 2015 году - первый налоговый период) и 0,4 (в 2016 году - второй налоговый период). С вышеуказанным расчетом налогов истец был согласен и уплатил налоги в полном объеме.

Однако ответчик дополнительно начислил налог за 2015-2016 гг. по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:1087 в связи с тем, что вы­шеуказанные понижающие коэффициенты не подлежали применению. Данные действия налогового органа заявитель считает необоснованными.

По мнению заявителя, налоговым органом неверно определен статус объекта с кадастровым номером 28:01:010135:1087 как административно-деловой центр или торговый центр.

Заявитель считает, что, несмотря на то, что из ответа УФНС России по Амурской области от 18.06.2019 № 14-25/0469 в адрес истца следует, что налоговым органом в ходе рас­смотрения досудебного обращения истца произошло уменьшение ошибочно начис­ленных сумм налога по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528, ответчи­ком данный факт не учтен в отзыве на исковое заявление, то есть не признается. Кроме того, скорректированные налоговое уведомление и требование, которые являются основаниями для уплаты доначисленного налога, в адрес истца не направ­лялись.

По мнению ответчика, налоговые органы являются пользователями информации об объектах недвижимого имущества и их владельцах, получаемой от регистрирующих органов, налоговым органом не проводится самостоятельная кор­ректировка данных по объектам недвижимости, поэтому информация по объектам истца в базе данных инспекции учтена согласно сведениям регистрирующего органа, а вопросы правильности определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества к компетенции налоговых органов не относятся.

Вместе с тем согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, в том числе налоговая ба­за. На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать закон­но установленные налоги. Следовательно, в связи с отсутствием одного из элементов налогообложения, без которого исчисление суммы налога невозможно, налоговая база по налогу на имущество не могла быть доначислена на основании сведений регистрирующего ор­гана.

Включение в ЕГРН (государственный кадастр недвижимости) неактуальной кадастровой стоимости недвижимого имущества не может служить безусловным ос­нованием для изменения порядка определения налоговой базы по налогу, а также по­влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени.

Представитель  ответчика против удовлетворения требований возражал.

В письменном отзыве указал, что согласно налоговому уведомлению от 04.12.2018 № 163846 ФИО1 был доначислен налог за 2015-2016гг. в общей сумме 70954,00 руб., с учетом уплаты в размере 6531,00 руб., по сроку уплаты 07.02.2019 налог к доплате составил 64432,00 руб. Соответственно и требование № 21852 выставлено на сумму 64423,00 руб.

ФИО1 был проведен перерасчет за объект с кадастровым номером 28:01:010135:948 в сторону уменьшения на сумму 19040,00 руб.

С учетом перерасчета и имевшейся уплаты сумма налога к доплате составила 45383,00 руб. (70954,00 - 19040,00- 6531,00).

Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 14.02.2019 № 21852 подлежит исполнению в части налога на имущество физических лиц в размере 45383,00 руб.

Данная информация доведена до налогоплательщика, ФИО1, письмом от 14.03.2019 № 15-13/10822@.

В отношении перечисленных объектов с 1 января 2015 г. в силу п. 3 ст. 402 НК РФ база по налогу на имущество физических лиц рассчитывается как их кадастровая стоимость с применением налоговой ставки в размере, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не превышающем двух процентов.

В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 28:01:010135:948 применяется ставка 2%.

В отношении объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ (административно-деловых и торговых объектов, включенных субъектом РФ в соответствующий перечень), предусмотренная п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ формула, в том числе понижающие коэффициенты при расчете налога на имущество физических лиц, не применяются.

Соответственно налог на имущество физических лиц за объект с кадастровым номером 28:01:010135:948 рассчитан без применения понижающего коэффициента.

В отношении доначисленной суммы налога за 2015 год по объектам с кадастровыми номерами 28:01:010135:1087, 28:01:010233:128, 28:01:000000:4528 налоговый орган пояснил следующее.

С 01.01.2015 начала действовать новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, которая заменила Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Изменился порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц основой для расчета налога на имущество за 2015 год стала кадастровая стоимость недвижимости (ранее - инвентаризационная стоимость).

Информационные ресурсы налоговых органов, содержащие сведения об объектах недвижимого имущества и их владельцах, формируются на основании сведений, получаемых от органов, учреждений и организаций, на которые в соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации возложена обязанность представлять такую информацию, т.е. налоговые органы являются пользователями данной информации.

Без поступления соответствующих сведений от регистрирующих органов, налоговым органом не проводится самостоятельная корректировка данных по объектам недвижимости.

Информация по вышеуказанным объектам, в базе данных инспекции учтена согласно сведениям регистрирующего органа.

1)           По данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в базе данных инспекции учтена кадастровая стоимость на объект с кадастровым номером 28:01:010135:1087 с 01.01.2015 в размере 1076082.66 руб.

Налог на данный объект за 2015 год начислен верно исходя из кадастровой стоимости 1076082.66 руб.

2)           По данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в базе данных инспекции учтена кадастровая стоимость на объект с кадастровым номером 28:01:010233:128 с 01.01.2015 в размере 1668513.29 руб., на основании постановления Правительства Амурской области от 21.09.2012г. № 502 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории   Амурской   области,   с 01.01.2018 в размере 2373440.61 руб., на основании постановления Правительства Амурской области от 21.11.2016г. № 536.

Налог на данный объект за 2015 год начислен верно исходя из кадастровой стоимости 1668513.29 руб.

3) По данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в базе данных инспекции учтена кадастровая стоимость на объект с кадастровым номером 28:01:000000:4528 с 01.01.2015 в размере 6992455.81 руб., на основании постановления Правительства Амурской области от 21.09.2012г. № 502 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области, с 01.01.2017г. в размере 2958366.93 руб., на основании постановления Правительства Амурской области от 21.11.2016г. № 536.

Налог на данный объект за 2015 год начислен верно исходя из кадастровой стоимости 1076082.66 руб.

Одновременно Инспекция сообщила, что вопросы правильности определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества к компетенции налоговых органов не относятся.

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером 28:01:010135:1087 за период 2015-2016гг. включен в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Также, инспекция пояснила, что на текущий момент в Инспекцию не поступала информация об исключении вышеуказанного объекта недвижимого имущества из Перечня, определяемого в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 409 Налогового кодекса направление налоговых уведомлений об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления.

Таким образом, налоговая инспекция полагает, что имеет право исчислить налог за три календарных года, предшествующих году направления уведомления.

В связи с вышеизложенным, инспекция просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Третье лицо действия налоговой инспекции считает законными и обоснованными, просит в удовлетворении требований отказать. Дополнительно УФНС России по Амурской области указало, что налоговыми органами проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015 год по объекту с кадастровым номером 28:01:010233:128 в сумме 259 рублей, по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 в сумме 8 611 рублей.

Таким образом, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 14.02.2019 № 21852 подлежит исполнению в части налога на имущество физических лиц в размере 36 513 рублей.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области (далее - Инспекция).

В связи с получением от регистрирующего органа корректировки кадастровой стоимости принадлежащим ФИО1 объек­там недвижимости 21.11.2018 инспекцией произведено доначисление налога на имущество физических лиц в сумме 70 954 рубля.

Так, согласно налоговому уведомлению от 04.12.2018 № 163846 доначислен налог по следующим объектам недвижимого имущества, которые находятся в собственности ИП ФИО1:

1. За 2015 год - 42 632 рубля, в том числе:

по объекту с кадастровым номером 28:01:010233:128 (квартира) - 259 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 (гараж) - 8 611 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 (иные стр-я) - 12 240 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:1087 (иные стр-я) - 21 522 рубля.

2. За 2016 год сумма доначисленного налога составила 28 322 рубля, в том числе:

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 (иные стр-я) - 6 800 рублей;

- по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:1087 (иные стр-я) - 21 522 рубля.

С учетом числящейся переплаты сумма налога к уплате составила 64 423 рубля.

Инспекцией установлен срок уплаты указанной суммы до 07.02.2019.

Налоговое уведомление от 04.12.2018 № 163846 размещено в «Личном кабинете налогоплательщика» 11.12.2018.

Налогоплательщику направлено оспариваемое требование, в соответствии с которым ФИО1 предложено уплатить налог на имущество физических лиц 64 423 рубля, пени по налогу 99,86 рублей.

В ходе рассмотрения обращения ФИО1 от 25.02.2019 Инспекцией проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 в сумме 19 040 рублей (2015 год - 12 240 рублей, 2016 год - 6 800 рублей).

В ходе рассмотрения обращения от 15.05.2019 налоговыми органами также проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015 год по объекту с кадастровым номером 28:01:010233:128 в сумме 259 рублей, по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 в сумме 8 611 рублей.

15.05.2019 (исх. № 273/05) предпринимателем в УФНС России по Амурской области подана жалоба на действия налогового органа.

18.06.2019 (исх. № 14-25/0469) УФНС России по Амурской области представило в адрес ИП ФИО1 ответ, в соответствии с которым признало дона­числение налога на имущество физических лиц по строению с кадастровым номером 28:01:010135:1087 - на сумму 21 522 рублей за 2015 год и на сумму 21 522 рублей за 2016 год правомерным, а также указало, что по состоянию на 18.06.2019 у заявителя числится задолженность по налогу в сумме 36 513 руб., по пени в сумме 1 216 руб. 91 коп.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги. В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Согласно п. 1-2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога, в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 данного Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 НК РФ).

Законом Амурской области от 18.11.2014 № 440-ФЗ «Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области» единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области установлена с 01.01.2015.

Под кадастровой стоимостью, на основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результате определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ определено, что органы, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Пунктом 3 статьи 403 НК РФ определено, что в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В соответствии с п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с Решением Городской Думы г. Благовещенска от 27.11.2014 № 4/28 «О налоге на имущество физических лиц» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей ставка на 2015, 2016 год составляла 2%.

Как установлено судом, налоговым органом произведено доначисление налога за 2015, 2016 годы.

Так сумма доначисленного налога за 2015 год составила 42 632 рубля, в том числе:

по объекту с кадастровым номером 28:01:010233:128 (квартира) - 259 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 (гараж) - 8 611 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 (иные стр-я) - 12 240 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:1087 (иные стр-я) - 21 522 рубля.

За 2016 год сумма доначисленного налога составила 28 322 рубля, в том числе:

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 (иные стр-я) - 6 800 рублей;

по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:1087 (иные стр-я) - 21 522 рубля.

В ходе рассмотрения обращения ФИО1 от 25.02.2019 Инспекцией проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 в сумме 19 040 рублей (2015 год - 12 240 рублей, 2016 год - 6 800 рублей).

В ходе рассмотрения обращения от 15.05.2019 налоговыми органами также проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015 год по объекту с кадастровым номером 28:01:010233:128 в сумме 259 рублей, по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 в сумме 8 611 рублей.

Согласно статье 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2014 № 59-АПГ14-8 указано, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде судебных актов (Определение от 3 февраля 2010 г. № 165-О, Постановление от 2 июля 2013 г. № 17-П), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке.

С учетом изложенного, произведенное налоговым органом доначисление индивидуальному предпринимателю сумм налога за 2015, 2016 года по спорным объектам, исходя из уточненных сведений о кадастровой стоимости данных объектах, является правомерным.

В свою очередь, в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2019) налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода,- предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 409 НК РФ).

Таким образом, при выявлении не исчисления или неполноты исчисления налога налоговый орган вправе провести начисление (доначисление) налога и направить налогоплательщику налоговое уведомление не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании сведений об объектах недвижимого имущества, поступающих в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы являются только пользователями информации, представленной регистрирующими органами.

В соответствии со статьей 403 НК РФ в редакции до 01.01.2019 налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В редакции с 01.01.2019 налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Инспекцией проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948 в сумме 19 040 рублей (2015 год - 12 240 рублей, 2016 год - 6 800 рублей), а также за 2015 год по объекту с кадастровым номером 28:01:010233:128 в сумме 259 рублей, по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 в сумме 8 611 рублей.

Согласно сведениям, поступившим в налоговые органы от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, кадастровая стоимость принадлежащего предпринимателю объекта недвижимости с кадастровым номером 28:01:010135:1087 учтена в информационном ресурсе налоговых органов:

с 01.01.2015 по 31.12.2019 в размере 1 076 082 руб. 66 коп. (дата внесения кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости 22.01.2014, применяется для целей налогообложения с 01.01.2015);

с 01.01.2020 в размере 15 670 684 руб. 66 коп. (дата внесения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости 05.04.2019, может применяться для целей налогообложения с 01.01.2020).

Также, по причине наличия задолженности по налогу на имущество к ФИО1  последнему направлено требование об уплате № 21852 сформированное по состоянию на 14.02.2019г., которым предъявлено к уплате: недоимка по налогу в сумме 64423,00 руб., и пени в сумме 99,86 руб.

После формирования требования по результатам рассмотрения обращений и жалоб предпринимателя произведен пересчет налога на имущество за 2015-2016 гг., по результатам которого сумма недоимки составила 36 513,00 руб.

Расчет суммы задолженности налоговым органом исчислен следующим образом: 70 954 руб. (доначисленная сумма налога) вычитаем 6 531 руб. (переплата по налогу по состоянию на 01.01.2019) вычитаем 19 040 руб. (перерасчет налога за 2015-2016  годы по объекту с кадастровым номером 28:01:010135:948) вычитаем 8 870 руб. (перерасчет налога за 2015 год по объектам с кадастровыми номерами 28:01:010233:128, 28:01:000000:4528).

Таким образом, суд считает, что налоговый орган, произведя перерасчет налога, фактически признал необоснованным и не подлежащим уплате налог в размере 27 190 руб. (64423- 36513).  В данной части оспариваемое требование не может быть признано законным и обоснованным.

Учитывая факт уменьшения суммы налога, исчисленного к уплате за 2015-2016г. по сроку 07.02.2019 произведено соразмерное уменьшение пеней.

Заявитель каких-либо собственных расчетов по пени, опровергающих расчеты налогового органа, не представил.

Таким образом, по результатам уменьшения суммы налога, подлежащей уплате, требование об уплате от 14.02.2019 № 21852 подлежит исполнению в части налога на сумме 36 513,00 руб., и пеней в сумме 59,60 руб.

Указанный расчет налога и суммы пени судом проверен, признан верным, не противоречащим нормам действующего законодательства.

Ссылка заявителя на нарушение норм статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации судом признана неправомерной, поскольку указанные статьи предусмотрены главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, и определяют налог на имущество организаций, в данном случае подлежат применению положения главы 32  Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество физических лиц.

Довод предпринимателя о том, что налог на имущество физических лиц по объектам, включенным в Перечень в соответствии с Решением Городской Думы г. Благовещенска от 27.11.2014 № 4/28 «О налоге на имущество физических лиц», следует рассчитывать в ином порядке (предусмотренном пунктом 8 статьи 408 Кодекса), а, не исходя из кадастровой стоимости объекта, отклоняются, как противоречащие нормам налогового законодательства.

Так, в отношении объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ (административно-деловых и торговых объектов, включенных субъектом РФ в соответствующий перечень), предусмотренная п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ формула, в том числе понижающие коэффициенты при расчете налога на имущество физических лиц, не применяются.

Соответственно налоговым органом сделан верный вывод о том, что налог на имущество физических лиц за объект с кадастровым номером 28:01:010135:948 должен быть рассчитан без применения понижающего коэффициента.

В свою очередь в рассматриваемом споре сторонами не была подвергнута сомнению определенная компетентным органом кадастровая стоимость объектов имущества.

При несогласии с государственной оценкой кадастровой стоимости объекта сторона имеет право оспорить ее в суде. В настоящем деле результаты оценки кадастровой стоимости заявителем оспорены не были.

Довод заявителя о том, что объект с кадастровым номером 28:01:010135:1087 является теплой автостоянкой с пунктом автосервиса в связи с чем на основании пункта 8 статьи 408 НК РФ подлежит применению формула исчисления налога с учетом понижающих коэффициентов судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

В налоговом уведомлении № 163846 от 04.12.2018 объект с кадастровым номером 28:01:010135:1087 значится как – иное строение, помещение и сооружение.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 14.01.2011 № 28 АА 507886 указанный объект является нежилым помещением, общей площадью 445,1 кв.м. Назначение помещения  в кадастровом паспорте нежилое.

Указанное заявителем наименование объекта теплая автостоянка с пунктом автосервиса, указано только в техническом паспорте, однако данное назначение не подтверждается сведениями кадастра недвижимости.

Заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не подтверждено наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о спорном объекте как гараже или машино-месте.

Кроме того, суд обращает внимание на формулировку пункта 8 статьи 408 НК РФ согласно которой предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения. Согласно буквальному толкованию указанной нормы предусмотренная настоящим пунктом формула применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в объектах налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 настоящего Кодекса. Таким образом, для применения данной формулы необходимо подтвердить данными кадастра недвижимости нахождение в составе объекта налогообложения гаража или машино-места и только в отношении данных гаражей или машино-мест может быть применена формула, учитывающая понижающие коэффициенты.

Довод заявителя о не признании ответчиком ошибочно начис­ленных сумм налога по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528, судом не принимается, поскольку  в ходе рассмотрения обращения заявителя от 15.05.2019 налоговым органом проведено уменьшение ошибочно доначисленных сумм налога на имущество физических лиц за 2015 год по объекту с кадастровым номером 28:01:000000:4528 в сумме 8 611 рублей.

Довод заявителя о незаконности требования в связи с не направлением уточненного требования судом отклоняется по следующим основаниям.

Предметом спора по настоящему делу является признание недействительным требования Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области от 14.02.2019 №21852. Действия налогового органа по не направлению уточненного требования не являются предметом спора по делу, в связи с чем не подлежат оценке в рамках настоящего дела.

Основания для признания требования Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области от 14.02.2019 №21852 недействительным по причине не направления уточненного требования законом не предусмотрены.

Довод заявителя об отсутствии объекта налогообложения в утвержденном перечне является необоснованным.

Перечень объектов размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Амурской области (www.amurobl.ru) в разделе Министерство имущественных отношений Амурской области/Нормативно-правовые акты/Ведомственные НПА.

Согласно приказу министерства имущественных отношений Амурской области от 22.12.2014 № 1217-ОД «Об определении перечня», помещение с кадастровым номером 28:01:010135:1087 включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ на 2015 год.

Согласно приказу министерства имущественных отношений Амурской области от 18.12.2015 № 908-ОД «Об определении перечня», помещение с кадастровым номером 28:01:010135:1087 включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ на 2016 год.

В отношении указанного объекта налоговая база определяется как кадастровая стоимость, таким образом, объект с кадастровым номером 28:01:010135:1087 является объектом налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, суд признает обоснованными доводы заявителя о признании недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ требование Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области от 14.02.2019 № 21852 в части налога на имущество 27 910 рублей, пени по налогу на имущество 40 рублей 27 копеек. В удовлетворении остальной части заявления следует отказать по приведенным выше основаниям.

В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Исходя из материалов дела, восстановление нарушенного права заявителя возможно путем возложения на Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области обязанности по направлению уточненного требования.

Рассмотрев требование истца о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., суд установил следующее.

В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статья 110 АПК РФ).

В пункте 21 указанного Постановления Пленума разъяснено, что правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек применяется по экономическим спорам, возникающим из публичных правоотношений, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов налоговых, таможенных и иных органов, если принятие таких актов возлагает имущественную обязанность на заявителя (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Поскольку оспариваемое требование возлагает на заявителя имущественную обязанность по уплате налога и пени, судебные расходы подлежат распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В подтверждение факта несения истцом расходов на оплату услуг представителя в материалы дела представлена квитанция от 12.07.2019, а также ордер адвоката Ивон Е.В.

Суд, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, полагает разумным и обоснованным возмещение расходов на оплату услуг представителя пропорционально размеру удовлетворенного требования, в сумме 4 300 руб., которые на основании ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. В остальной части требования о взыскании расходов на оплату услуг не подлежат удовлетворению в связи с отказом в иске и подлежат отнесению на истца.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 300 рублей.

С учетом вышеизложенного в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 129 рублей исчисленные пропорционально удовлетворенным требованиям подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1.

Руководствуясь ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

Признать недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ требование Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области от 14.02.2019 № 21852 в части налога на имущество 27 910 рублей, пени по налогу на имущество 40 рублей 27 копеек. В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем направления уточненного требования.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины 129 рублей, расходы на оплату услуг представителя 4 300 рублей. В остальной части в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                            В.И. Котляревский