Арбитражный суд Амурской области
675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163,
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48,
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-5184/2010
“
25
“
января
2011г.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 25.01.2011. Резолютивная часть объявлена 18.01.2011.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Косаревой О.П.
при участии секретаря судебного заседания Пиценко А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление администрации Зейского района Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
администрации Хвойненского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о
взыскании 42 549 руб. 12 коп.
третьи лица: финансовое управление администрации Зейского района
протокол вел: секретарь судебного заседания Пиценко А.Г.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, паспорт, по доверенности №886 от 01.04.2010;
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: ФИО2, паспорт, распоряжение №349-К от 19.09.2008;
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация Зейского района Амурской области с исковым заявлением к администрации Хвойненского сельсовета о взыскании задолженности по соглашению на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета от 31.12.2010 в размере 39 750 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 799 руб. 12 коп. за период с 26.12.2009 по 17.11.2010.
Свои требования истец обосновывает тем, что между администрацией Зейского района Амурской области (далее администрация района) и администрацией Хвойненского сельсовет (далее администрация района) было заключено соглашение на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета от 31.12.2008, в соответствии с которым администрация сельсовета передала администрации района осуществление полномочий в части организации бюджетного процесса сельсовета по формированию и исполнению бюджета сельсовета.
На осуществление передаваемых полномочий бюджету района из бюджета сельсовета предоставляются субвенции, которые перечисляются ежемесячно, в срок до 25 числа текущего месяца, равными долями в размере 13 250 руб. Годовой объем субвенций составляет 159 000 руб.
Администрация Зейского района Амурской области свои обязательства в соответствии с соглашением от 31.12.2008 выполнила, однако ответчиком оплата в полном объеме не произведена, задолженность составила 39 750 руб.
За просрочку исполнения обязательств администрацией Зейского района на основании ст. 395 ГК РФ начислены проценты за период с 26.12.2009 по 17.11.2010 в размере 2 799 руб. 12 коп.
По ходатайству истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено финансовое управление Зейского района (далее управление).
Представитель ответчика в предварительном судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указал, что расходы администрации Зейского района на содержание отдела по формированию и исполнению бюджетов сельских поселений полностью компенсированы за счет переходящего остатка неиспользованных субвенций прошлых лет, что подтверждается анализом отчетов о целевом использовании субвенций начальника отдела по формированию и исполнению бюджетов сельских поселений ФИО3
Ответчиком в предварительном судебном заседании было заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, начальника отдела формирования и исполнения бюджетов сельских поселений финансового управления администрации Зейского района – ФИО3.
Судом данное ходатайство отклонено в виду того, что в настоящее время ФИО3 в отделе формирования и исполнения бюджетов сельских поселений финансового управления администрации Зейского района не работает; устные пояснения ФИО3 по возражению ответчика о наличии переходящего остатка неиспользованных субвенций прошлых лет не могут быть судом приняты во внимание в силу статьи 68 АПК РФ, поскольку указанные возражения ответчика должны быть подтверждены документально.
В судебном заседании 18.01.2011 представитель истца настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
31.12.2009 между администрацией района и администрацией сельсовета было заключено соглашение на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета (далее Соглашение).
Согласно условиям данного соглашения администрация сельсовета передает администрации района осуществление полномочий в части организации бюджетного процесса сельсовета по формированию и исполнению бюджета сельсовета. На осуществление передаваемых полномочий бюджету района из бюджета сельсовета предоставляются субвенции. Субвенции перечисляются из бюджета сельсовета в бюджет района ежемесячно, в срок до 25 числа текущего месяца равными долями в размере 13 250 руб. Годовой объем субвенции составляет 159 000 руб. Остаток суммы субвенции, неиспользованной в отчетном финансовом году, направляется органом, уполномоченным на передачу полномочий, в текущем финансовом году на те же цели. Соглашение заключено сроком с 01.01.2009 по 31.12.2009.
31.12.2008 между администрацией сельсовета и финансовым управлением администрации Зейского района было заключено соглашение на организацию финансовым управлением администрации Зейского района процесса формирования и исполнения бюджета Хвойненского сельсовета. По условиям данного соглашения управление осуществляет функции по организации бюджетного процесса во взаимодействии с администрацией сельсовета как с администратором поступлений в бюджет сельсовета и как с главным распорядителем средств бюджета сельсовета.
Управление в процессе организации бюджетного процесса сельсовета принимает на себя функции организации составления проекта бюджета сельсовета в соответствии с бюджетной классификацией и требованиями Бюджетного Кодекса РФ, организации установления расходных обязательств сельсовета в соответствии с порядком ведения реестра расходных обязательств сельсовета, организации составления и ведения сводной бюджетной росписи сельсовета, организации составления отчетности об исполнении бюджета сельсовета, ведения муниципальной долговой книги и др.
Согласно постановлению главы Зейского района Амурской области №543 от 31.12.2008 финансовое управление администрации Зейского района является органом, уполномоченным на осуществление функций финансовых органов поселения Хвойненского сельсовета и на распоряжение средствами районного бюджета на финансовое обеспечение полномочий финансовых органов поселений Зейского района.
31.12.2008 исполняющим обязанности начальника финансового управления администрации Зейского района приказом №54-ОД утверждены Положение об отделе формирования и исполнения бюджетов сельских поселений финансового управления администрации Зейского района и Порядок исполнения полномочий по формированию и исполнению бюджетов поселений.
Согласно Положению об отделе формирования и исполнения бюджетов сельских поселений указанный отдел решает вопросы, относящиеся к финансам бюджетов сельских поселений, входящих в состав района, по организации формирования и исполнению бюджетов сельсоветов Зейского района в целом.
Согласно решению Хвойненского сельского Совета народных депутатов №32 от 29.12.2008 в расходы бюджета сельсовета вошли расходы по межбюджетным трансфертам в размере 159 000 руб.
Суд считает, что исковые требования о взыскании с администрации сельсовета суммы задолженности по субвенциям в размере 39 750 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с Соглашением на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета от 31.12.2008 администрация исполнила взятые на себя обязательства, осуществила полномочия в части организации бюджетного процесса сельсовета по формированию и исполнению бюджета сельсовета: при финансовом управлении был создан отдел формирования и исполнения бюджетов сельских поселений финансового управления администрации Зейского района, который непосредственно занимался вопросами, относящимися к финансам бюджетов сельских поселений, в том числе Хвойненского сельсовета, организацией формирования и исполнения бюджета Хвойненского сельсовета в 2009 году.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Судом установлено, что в соответствии с представленным актом сверки взаимных расчетов между управлением и администрацией сельсовета за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по перечислению межбюджетных трансфертов на обеспечение переданных полномочий из бюджета сельсовета в бюджет Зейского района задолженность администрации сельсовета перед администраций Зейского района по состоянию на 01.01.2009 составила 90 818 руб.
Платежным поручением №19 от 28.01.2009 администрация сельсовета перечислила финансовому управлению администрации района в погашение кредиторской задолженности по субвенциям за 2008 год 90 818 руб.
Платежными поручениями №236 от 11.03.2009, №951 от 15.05.2009, №402 от 08.07.2009, №255 от 17.09.2009 в погашение задолженности по субвенциям за 2009 год администрацией сельсовета финансовому управлению администрации Зейского района перечислила 119 250 руб.
Таким образом, задолженность администрации сельсовета перед администрацией района по субвенциям за 2009 год составила 39 750 руб. (159 000 руб. – 119 250 руб. = 39 750 руб.).
Между тем ответчик считает, что задолженность по субвенциям за 2009 год отсутствует, поскольку остаток неиспользованных субвенций прошлых лет на 01.01.2010 составил 785 500 руб., что подтверждается отчетом начальника отдела по формированию и исполнению бюджетов сельских поселений ФИО3
Суд считает данное возражение необоснованным. Согласно представленному истцом расчету суммы перерасхода на исполнение полномочий по организацию бюджетного процесса сельских поселений Зейского района за период 2006 – 2009 г.г. за период с 2006 по 2009 год сумма фактических расходов финансового управление на исполнение полномочий составила 13 109,9 тыс. руб., фактически от сельских поселений поступило 12 140,9 тыс. руб., сумма недофинансирования составила 969 тыс. руб.
Согласно представленной истцом справке о состоянии расчетов по межбюджетным трансфертам на исполнение полномочий кредиторская задолженность Хвойненского сельсовета по состоянию на 12.01.2010 составила 39 750 руб.
Представленный отчет начальника отдела по формированию и исполнению бюджетов сельских поселений ФИО3 не является надлежащим доказательством по делу, поскольку ФИО3 не является уполномоченным лицом на проведение проверки целевого использований субвенций.
В соответствии с пунктами 8, 9 Порядка использования субвенций, предусмотренных в бюджете сельсовета на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета в случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет сельсовета, остаток неиспользованных субвенций в отчетном году направляется на исполнение переданных полномочий в текущем году; контроль целевого использования субвенций возлагается на главного распорядителя, администрацию Зейского района, финансовое управление Зейского района.
Между тем, исходя из пояснений представителя третьего лица, ответчик в финансовое управление с заявлением о проверке целевого использования субвенций на исполнение полномочий, выделенных администрацией Хвойненского сельсовета, не обращался.
По мнению суда, заслуживают внимания пояснения представителя финансового управления, согласно которым в представленном ответчиком отчете об использовании субвенций за подписью ФИО3 не учтено, что в соответствии с Соглашением на организацию финансовым управлением
администрации Зейского района процесса формирования и исполнения бюджета Хвойненского сельсовета от 31.12.2008 на финансовое управление при исполнении функций по организации бюджетного процесса сельсовета возлагается обязанность по обеспечению технической возможности осуществления бюджетного процесса по информационному обмену с МИ ФНС и с УФК (п.2.8),а также по обеспечению хранения бухгалтерских документов (п.2.7) и другие. Специалисты, обеспечивающие исполнение вышеуказанных функций в отделе формирования и исполнения бюджетов поселений, отсутствовали. В связи с этим расходы на содержание программиста, водителя и других специалистов, обеспечивающих деятельность управления, отнесены пропорционально численности муниципальных служащих: в штате
финуправления в 2009г. числилось 19 муниципальных служащих, из них 7 в отделе формирования и исполнения бюджетов сельских поселений (расходы : 19 х 7). Также в представленном ответчиком отчете не учтено, что расходы на обновление программного обеспечения производились путем софинансирования не только за счет средств областного, районного, но и средств бюджетов сельсоветов.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельство, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Оценивая в совокупности представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд считает, что ответчик не доказал факта неисполнения или ненадлежащего исполнения со стороны истца своих обязательств по Соглашению от 31.12.2008, на также нецелевого использования субвенций, выделенных на осуществлений полномочий администрации сельсовета (в части).
Учитывая положения статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, п.2.2 соглашения на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета, суд считает требования истца о взыскании суммы задолженности по субвенции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 799 руб. 12 коп. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При этом суд учитывает, что между сторонами возникли межбюджетные отношения, регулируемые нормами Бюджетного кодекса РФ, а не гражданско-правовые, регулируемые Гражданским кодексом РФ. В связи с этим положения статьи 395 ГК РФ, на которых истец основывает свои требования в размере 2 788 руб. 12 коп., в данном случае не подлежит применению.
Судом также установлено, что условия Соглашения от 31.12.2008, которые регулируют спорные правоотношения сторон, не предусматривают ответственность администрации сельсовета за просрочку в уплате субвенции.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования о взыскании задолженности по субвенции в размере 39 750 являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в остальной части в удовлетворении иска следует отказать.
Как истец, так и ответчик освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем вопрос о взыскании госпошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
Взыскать с администрации Хвойненского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу администрации Зейского района Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность по соглашению на осуществление администрацией Зейского района части полномочий по решению вопросов местного значения Хвойненского сельсовета от 31.12.2008 в размере 39 750 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.П. Косарева