Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-5240/2016
17 января 2017 года
изготовление решения в полном объеме
10 января 2017 года
объявлена резолютивная часть решения
Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Казанцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ТД ДальТехЦентр» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
Администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о
признании действий незаконным,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 23.05.2016, сроком на один год;
от ответчика: ФИО2, по доверенности № 01-10/4904 от 15.07.2016, сроком на один год;
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «ТД ДальТехЦентр» (далее – заявитель, ООО «ТД ДальТехЦентр») с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Благовещенска (далее – ответчик, администрация), выраженных в принятии решения № 224/19 от 29.02.2016, которым ООО «ТД ДальТехЦентр» отказано в предоставлении муниципальной услуги «Получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207 в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей)». ООО «ТД ДальТехЦентр» просит обязать Администрацию города Благовещенска рассмотреть заявление о «Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207 в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей)» с учетом обсуждения данного вопроса на публичных слушаниях и принять решение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (уточненные требования, принятые к рассмотрении в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Заявленные требования обоснованы тем, что ООО «ТД ДальТехЦентр» владеет на праве собственности земельным участков с кадастровым номером 28:01:100002:207. Обществом на стадии предпроектной проработки земельного участка и возможного размещения на нем будущих объектов капитального строительства было выявлено что конфигурация, и иные характеристики земельного участка не благоприятны, в том числе с точки зрения экономической целесообразности для размещения объектов капитального строительства в рамках установленного градостроительного регламента (в части соблюдения предельной этажности объектов строительства, в количестве 16 этажей).
14.12.2015 ООО «ТД ДальТехЦентр» обратилось в Администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - «Предоставления разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом» (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей).
Письмом Администрации города Благовещенска № 224/19 от 29.02.2016 отказано ООО «ТД ДальТехЦентр» в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, со ссылкой на пункт 6 части 2.8 Административного регламента администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702 (далее – Административный регламент).
28.01.2016 ООО «ТД ДальТехЦентр» обратилось в Администрацию города Благовещенска с заявлением об урегулировании спора, связанного с отказом в предоставлением запрашиваемой муниципальной услуги в досудебном порядке и отмене принятого решения № 224/19, в котором просило проверить пункт 6 части 2.8 Административного регламента на соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Правилам землепользования и застройки г. Благовещенска.
Администрации города Благовещенска сообщением № 262/19 от 11.03.2016 отказала в рассмотрении заявления об отмене оспариваемого решения № 224/19 от 29.02.2016, в связи с тем, что отмена принятого решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрена Административным регламентом; о соответствии пункта 6 части 2.8 Административного регламента положениям статьи 40 ГрК РФ.
Письмами № КС-5 от 08.04.2016 и № 03-19/3015 от 12.05.2016 обществу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Получения разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства», предложена корректировка проекта планировки территории в части увеличения этажности объектов капитального строительства в проекте планировки территории квартала П-2 города Благовещенска.
По мнению заявителя, действия Администрации города Благовещенска, выраженные в отказе ООО «ТД ДальТехЦентр» предоставления в соответствии со статьей 40 ГрК РФ муниципальной услуги «Получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207 в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей)» и об отказе в урегулировании данного спора в досудебном порядке, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на общество обязанности, связанные с корректировкой проекта планировки территории в квартале П-2 города Благовещенска; ограничивают общество в пользовании своим земельным участком, в том числе с точки экономической целесообразности; не соответствуют закону, в том числе статье 40 ГрК РФ.
В дополнении к заявлению указано, что основанием для обращения ООО «ТД ДальТехЦентр» в Администрацию города Благовещенска для получения разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства явилось то, что на стадии предпроектной проработки земельного участка и возможного размещения на нем будущих объектов капитального строительства, с учетом допустимых мест размещения многоквартирных жилых домов, с соблюдением площади проектируемых многоквартирных жилых домов указанной в задании на проектирование, проектным институтом в письме от 23.11.2015 указанно на то, что рельеф земельного участка с кадастровым номером 28:01:100002:207 не благоприятны для размещения объектов капитального строительства с учетом пределов установленных градостроительным регламентом, так как при размещении многоквартирных жилых домов с соблюдения предельной этажности объектов строительства (количество этажей - 16) будет нарушен баланс территории, что повлияет на невозможность соблюдения санитарных норм и правил, также будет затруднительно выдержать соблюдение противопожарных норм и правил.
В целях сбалансированного соблюдения санитарных, противопожарных норм и правил, в том числе с точки зрения экономической целесообразности, проектным институтом было предложено разместить в варианте: три многоквартирных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения объединенных единым стилобатом, в параметрах строительства многоквартирных жилых домов по этажности в параметрах - два дома (количество этажей 22); один дом (количество этажей 23), что позволит существенно увеличить территорию для организации благоустройства (устройства придомовых площадок; увеличения количество парковочных мест для жильцов проектируемых домов).
Также на обращение ООО «ТД ДальТехЦентр» Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «НОПРИЗ» было сообщено, что допускается отклонения от предельных параметров разрешенного строительства по этажности независимо от наличия проекта планировки территории.
Заявитель пояснил, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, пунктом 23 указанного перечня предусмотрена процедура - Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации). Реестром описаний процедур, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не предусмотрены основания отказа в Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, аналогичные которые предусмотрены подпунктом 6 части 2.8. Административного регламента.
Определением суда от 17.08.2016 производство по делу № А04-5240/2016 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Благовещенского городского суда Амурской области, которым закончится рассмотрение заявления ООО «ТД ДальТехЦентр» о признании недействующим, как несоответствующего статье 40 ГрК РФ, пункта 6 части 2.8 Административного регламента Администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702.
Определением суда от 13.12.2016 производство по делу возобновлено, в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
Заявитель в судебном заседании поддержал уточненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, указал, что действия Администрации города Благовещенска не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, указал, что отказ Администрации города Благовещенска в предоставлении ООО «ТД ДальТехЦентр» муниципальной услуги «Получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207 в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей)», является законным и обоснованным.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «ТД ДальТехЦентр» на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, общей площадью 31134 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Амурская область, г. Благовещенск, с. Плодопитомник, с кадастровым номером 28:01:100002:207, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.03.2013 сделана запись регистрации № 28-28-01/004/2013-948).
ООО «ТД ДальТехЦентр» обратилось в Администрацию города Благовещенска с заявлением от 19.06.2014 (вход. № 5383з) об утверждении разработанного проекта планировки территории в градостроительном квартале П-2, предполагающим размещение многоквартирных жилых домов (этажностью 16 этажей) со встроенными объектами общественного назначения.
По результатам проведения 15.09.2014 публичных слушаний, отрицательного мнения по представленному ООО «ТД ДальТехЦентр» проекту планировки, участниками публичных слушаний высказано не было.
На основании постановления Администрации города Благовещенска № 4799 от 18.09.2013, протокола публичных слушаний от 11.09.2014, заключения организационного комитета от 15.09.2014, постановлением Администрации города Благовещенска № 477 от 12.02.2015 утвержден проект планировки территории в градостроительном квартале П-2 в районе села Плодопитомник муниципального образования города Благовещенска.
Земельный участок с кадастровым номером 28:01:100002:207 расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации города Благовещенска № 477 от 12.02.2015 утвержден указанный проект планировки территории.
ООО «ТД ДальТехЦентр» обратилось в Администрацию города Благовещенска, управление архитектуры и строительства, комиссию по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска с заявлением от 14.12.2015 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части увеличения максимального количества этажей, выше 16 этажей, с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22 этажей для двух многоквартирных домов и до 23 этажей для одного дома.
Решением комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, оформленным письмом от 29.02.2016 № 224/19, отказано ООО «ТД ДальТехЦентр» в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.8. Административного регламента, в связи с несоответствием испрашиваемого отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства утвержденной документации по планировке территории, в границы которой входит земельный участок и объект капитального строительства.
ООО «ТД ДальТехЦентр» обратилось в Администрацию города Благовещенска с заявлением от 28.01.2016 об отмене решения комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, оформленного письмом от 29.02.2016 № 224/19, и проверке подпункта 6 пункта 2.8 Административного регламента на соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Администрация города Благовещенска письмом от 11.03.2016 № 262/19 отказала в рассмотрении заявления ООО «ТД ДальТехЦентр» об отмене решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, оформленного письмом от 29.02.2016 № 242/19, указав, что отмена принятого решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрена Административным регламентом, а также на соответствие подпункта 6 пункта 2.8 Административного регламента положениям статьи 40 ГрК РФ.
На основании заявления ООО «ТД ДальТехЦентр» постановлением Администрации города Благовещенска № 933 от 31.03.2016 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 28:01:100002:207 площадью 31134 кв.м., расположенного в квартале П-2 села Плодопитомник города Благовещенска, в территориальной зоне центра обслуживания, деловой и коммерческой активности жилого района многоэтажной застройки (Ц-2) - для размещения многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения. По классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, соответствует виду - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код - 2.6).
Администрация города Благовещенска письмом от 08.04.2016 № КС-5 со ссылкой на часть 12 статьи 7 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска сообщило ООО «ТД ДальТехЦентр», что изменение параметров развития территории, в том числе в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства возможно через внесение изменений в раннее утвержденный проект планировки в градостроительном квартале П-2 в районе села Плодопитомник.
Письмом от 12.05.2016 № 03-19/3015 администрация указала на отсутствие оснований для повторного рассмотрения комиссией по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска заявления ООО «ТД ДальТехЦентр» о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207.
Считая действия Администрации города Благовещенска, выраженные в отказе ООО «ТД ДальТехЦентр» в предоставлении муниципальной услуги «Получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207 в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей)» и об отказе в урегулировании данного спора в досудебном порядке, нарушающими законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Определением Арбитражного суда Амурской области производство по делу № А04-5240/2016 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Благовещенского городского суда Амурской области, которым закончится рассмотрение заявления ООО «ТД ДальТехЦентр» к Администрации города Благовещенска о признании недействующим, как несоответствующим статье 40 ГрК РФ, пункта 6 части 2.8 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 25.08.2016 по делу № 28а-8238/16, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 24.11.2016 № 33АПа-7384/16, в удовлетворении требований ООО «ТД ДальТехЦентр» к Администрации города Благовещенска о признании подпункта 6 пункта 2.8 Административного регламента Администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», утвержденного Постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе статье 40 ГрК РФ, отказано.
При рассмотрении дела № 28а-8238/16 судом установлено, что постановление Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702, которым утвержден Административный регламент, принято органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями, с соблюдением формой и видом, в которых орган местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Суд указал, что из анализа статьи 40 ГрК РФ следует, что она не содержит оснований для отказа в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а предусматривает лишь возможность предоставления такого разрешения, Федеральным законом от 30.12.2015 № 459-ФЗ в нее был внесен прямой запрет на совершение определенных действий. Процедура рассмотрения уполномоченным органом заявлений о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и принятия соответствующего решения статьей 40 ГрК РФ не урегулирована.
Установив приоритет осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, законодатель подтвердил исключительно нормативный характер градостроительной деятельности, основополагающими документами которой среди множества других установлена документация по планировке территории.
Проектом планировки территории является градостроительный документ, разработанный для определенной территории населенного пункта, устанавливающий детальное размещение объектов капитального строительства и их параметры, а также зоны размещения объектов, их параметры и характеристики, строительство которых может быть размещено. В дальнейшем развитие конкретных кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры и строительство на их территории должно осуществляться только в соответствии с проектом планировки территории.
При наличии множества предусмотренных законом и иными актами документов документация по планировке территории является основополагающей, необходимой и обязательной.
Суд не усмотрел противоречий между подпунктом 6 пункта 2.8 Административного регламента и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».
Судом отклонены ссылки заявителя на письмо Минстроя России от 02.02.2015 № 2233-НА/06, как носящее рекомендательный характер, и письмо Ассоциации саморегулируемых организаций Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций», основанных на членство лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» от 20.04.2016, указав, что данное письмо является лишь мнением указанной ассоциаций и не носит обязательного характера.
С учетом приведенных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что подпункт 6 пункта 2.8 Административного регламента Администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», утвержденного Постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702, не противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконным решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на ряде принципов, в том числе на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).
Законом Амурской области от 14.03.2005 № 447-ОЗ «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ» муниципальное образование город Благовещенск наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Частью 3 статьи 8 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 № 38/09 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска (утратили силу с 28.10.2016, в связи с принятием Благовещенской городской Думой решения от 27.10.2016 № 26/100).
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Предельные (размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ).
Из положений главы 5 ГрК РФ следует, что проект планировки относится к документам по планировке территории.
Проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки), а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов, проектов межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений, а также выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков (пункт 15 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150).
Таким образом, проект планировки территории является градостроительным документом, разработанным для определенной территории населенного пункта, устанавливающим детальное размещение объектов капитального строительства и их параметры, а также зоны размещения объектов, их параметры и характеристики, строительство которых может быть размещено.
В пункте 12 статьи 7 Правил, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 № 38/09 предусмотрено, что в случае если документацией по планировке территории, утвержденной в установленном порядке, предусмотрены параметры разрешенного строительства, отличные от параметров, установленных Правилами для соответствующей территориальной зоны, строительство, реконструкция объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах территории, на которую разработана данная документация, осуществляются в соответствии с параметрами, утвержденными в документации.
С учетом изложенного, законодательством о градостроительной деятельности и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами установлен необходимость и обязательность проекта планировки территории, имеющего приоритет над иной градостроительной документацией и устанавливающего детальные параметры застройки и характеристики планируемых объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что на основании представленного ООО «ТД ДальТехЦентр» проекта планировки территории и заявления общества, постановлением Администрации города Благовещенска № 477 от 12.02.2015 утвержден проект планировки территории в градостроительном квартале П-2 в районе села Плодопитомник муниципального образования города Благовещенска, предусматривающий размещение многоквартирных жилых домов этажностью 16 этажей, со встроенными объектами общественного назначения.
ООО «ТД ДальТехЦентр» указывает, что после утверждения проекта планировки было выявлено, что конфигурация, и иные характеристики земельного участка не благоприятны, в том числе с точки зрения экономической целесообразности для размещения объектов капитального строительства в рамках установленного градостроительного регламента (в части соблюдения предельной этажности объектов строительства, в количестве 16 этажей), в связи с чем общество обратилось в Администрацию города Благовещенска, управление архитектуры и строительства, комиссию по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части увеличения максимального количества этажей до 22 этажей для двух многоквартирных домов и до 23 этажей для одного многоквартирного дома.
Частью 1 статьи 40 ГрК РФ установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 ГрК РФ в редакции от 13.07.2015).
Статьей 40 ГрК РФ процедура рассмотрения заявления о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и принятия соответствующего решения, не установлены.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (пункт 15 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702 утвержден Административный регламент Администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства».
Решение об отказе ООО «ТД ДальТехЦентр» в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства», оформленное письмом от 29.02.2016 № 224/19, принято комиссией по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, на основании подпункта 6 пункта 2.8. Административного регламента.
Письмами от 11.03.2016 № 262/19, от 08.04.2016 № КС-5, от 12.05.2016 № 03-19/3015 Администрацией города Благовещенска отказано ООО «ТД ДальТехЦентр» в пересмотре решения Комиссии от 29.02.2016 № 224/19.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Правил, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 № 38/09, форма заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров объекта, перечень прилагаемых к нему документов, а также порядок рассмотрения данных заявлений устанавливаются нормативным правовым актом администрации города Благовещенска.
Постановлением Администрации города Благовещенска от 12.05.2014 № 2019 утверждено Положение о комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска (далее – Положение), согласно пункту 1.2. которого Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом и осуществляет свою работу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Амурской области, Уставом муниципального образования города Благовещенска, Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 7.1. указанного Положения лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или/и объекта капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подает в администрацию города на имя председателя Комиссии заявление на предоставление разрешения по утвержденной форме.
Согласно пункту 7.3. Положения Комиссия рассматривает заявление, прилагаемые к нему документы и материалы по обоснованию и принимает решение о подготовке документов для назначения публичных слушаний, либо отказывает в рассмотрении заявления по основаниям, указанным в пункте 4.3 Положения о Комиссии.
На основании изложенного, комиссия по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на территории муниципального образования города Благовещенска, и принятию решения об отказе в рассмотрении заявления.
В силу подпункта 9 пункта 4.3. Положения по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска комиссия вправе отказать в рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае несоответствия испрашиваемого разрешения утвержденной документации по планировке территории, в границы которой входят земельный участок и/или объект капитального строительств.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2.8 Административного регламента Комиссия вправе отказать в рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и/или объекта капитального строительства. Отказ в предоставлении муниципальной услуги в форме письма за подписью председателя Комиссии (при отсутствии председателя Комиссии - за подписью заместителя председателя Комиссии) принимается в случае несоответствия испрашиваемого отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, утвержденной документации по планировке территории (при ее наличии), в границы которой входят земельный участок и объект капитального строительства.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 25.08.2016 по делу № 28а-8238/16, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 24.11.2016 № 33АПа-7384/16, положения подпункта 6 пункта 2.8 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации города Благовещенска от 26.02.2013 № 702, признаны не противоречащими требованиям федерального законодательства, в том числе статьи 40 ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом несоответствия отклонений от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (предельной этажности) и утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска № 477 от 12.02.2015 документации по планировке территории, в границы которой входят земельный участок с кадастровым номером 28:01:100002:207, суд пришел к выводу о том, что действия Администрации города Благовещенска, выраженные в отказе ООО «ТД ДальТехЦентр» в предоставлении муниципальной услуги «Получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:100002:207 в части отклонения от предельной этажности установленного градостроительным регламентом (с увеличением этажности объектов капитального строительства до 22х, 23х этажей)», являются законными и обоснованными, а следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При подаче заявления в арбитражный суд ООО «ТД ДальТехЦентр» по платежному поручению № 80 от 27.05.2016 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ТД ДальТехЦентр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Д.С. Аныш