ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5418/07 от 24.10.2007 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

              Арбитражный суд Амурской области

г.Благовещенск, ул.Ленина, 163

г. Благовещенск

Дело  №

А04-5418/07-5/336

октября

Арбитражный суд в составе судьи

М.А. Басос

                                                                                                                                 (Фамилия И.О. судьи)

При участии помощника судьи

 ---------

Рассмотрев в судебном заседании  заявление, исковое заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Визит-Амур»

 (наименование  заявителя)

к

Администрации г.Благовещенска Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска

Обществу с ограниченной ответственностью «Сервер»

                                     (наименование ответчика)

об оспаривании ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственных органов и иных органов

Третьи лица: Левицкая Ольга Селиверстовна, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Инспекция государственного строительного надзора Амурской области

протокол вел:  судья М.А. Басос

(Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании: от  заявителя: Мушенко С.М., доверенность от 24.07.2007 № 13, Кокшеев А.Н., доверенность от 24.07.2007 № 14; от Администрации г.Благовещенска: Арефьева Е.Г., доверенность от 14.08.2007 № 01-10/3530; от ООО «Сервер»: Бывшев А.В. доверенность от 05.04.2007; от Левицкой О.С.: Кокшеев А.Н., доверенность от 19.07.2007; от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: не явились; от Инспекции Госстройнадзора Амурской области: не явились.

установил:

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2007, в соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ решение в полном объеме изготовлено 24.10.2007.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Визит-Амур» с заявлением к Администрации г.Благовещенска Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска, Обществу с ограниченной ответственностью «Сервер» о признании недействительным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09, признании незаконными действий ООО «Сервер» по исполнению решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09.

Представители заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали, пояснили, что заявитель является арендатором здания, которое было демонтировано на основании оспариваемого решения и действий, чем нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Требования заявителя обоснованы тем, что оспариваемое решение является незаконным и не соответствует требованиям ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. п.24, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003, поскольку разрушенное здание не находилось в аварийном состоянии, никакой угрозы возникновения и развития чрезвычайной ситуации, а также самой чрезвычайной ситуации не было.Незаконность действий ООО «Сервер» по исполнению оспариваемого решения комиссии выразилась в том, что в соответствии с положениями ст.4, п.п «е» п.2 ст.11, ст.14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.14, 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, данное общество не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не имеет полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведению работ и мероприятий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и не имело право исполнять незаконное   решение   комиссии   в   виде   рекомендации   по   демонтажу здания.

В части требований, заявленных к ООО «Сервер», представители заявителя дополнительно пояснили, что, общество, производя снос спорного здания, исполняло правовой акт - решение Комиссии, а не совершило данные действия по своей инициативе и в своих интересах, то есть действовало в сфере публичных правоотношений. Комиссия, приняв решение о демонтаже ответчиком ООО «Сервер» спорного здания в порядке оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в режиме повышенной готовности, фактически и юридически наделила ООО «Сервер» своими властными полномочиями в сфере административных и публичных правоотношений, а ООО «Сервер» фактически осуществило своими средствами эти оперативные меры. При этом действиями ООО «Сервер» затронуты права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности. Таким образом, истец вправе оспаривать законность действий данного общества в порядке судопроизводства, предусмотренного главой 24 АПК РФ.

Представитель Администрации г.Благовещенска в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями. В обоснование своей позиции указал, что Постановлением мэра города Благовещенска от 15.07.2007 № 2035 на территориигорода Благовещенска с 15.07.2007 был установлен режим повышенной готовности. По информации Амурского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с 15 июля ожидаются сильные дожди с грозами и усиление ветра более 20 м/сек. Согласно Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режиме повышенной готовности органы управления и силы единой системы принимают оперативные меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. 18 июля 2007 года в управление по ГО и ЧС поступила жалоба от Гальцева Э.В. о разрушении здания, расположенного по ул. Краснофлотская, № 113 и принятии мер по факту угрозы здоровью и жизни граждан. На место происшествия была выслана оперативная группа Управления по ГО и ЧС. В результате обследования установлено, что здание по ул.Краснофлотская, 113, 1912 года постройки давно не эксплуатируется, находится в аварийном состоянии и при порывах ветра высока вероятность разрушения, что может повлечь серьезную угрозу жизни и здоровью людей. По словам прохожих, здание постоянно закрыто. В результате обсуждения, Комиссия пришла к выводу, что в целях недопущения повторения стихийного бедствия 11 июня 2007 года, в результате которого были повреждено ряд зданий и сооружений необходимо решить вопрос о принятии оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения. Решением от 18.07.2007 № 09 Комиссия рекомендовала генеральному директору ООО «Сервер» провести демонтаж аварийного здания, расположенного в квартале 52 города Благовещенска по ул.Краснофлотская, 113. ООО «Сервер» привлечено Комиссией по ранее заключенному договору. Таким образом, решение Комиссии действующему законодательству не противоречит и принято в соответствии с ее полномочиями. По мнению администрации, доводы заявителя о нарушении его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности несостоятельны, поскольку заявитель не является собственником имущества.

Представитель ООО «Сервер» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указал, что общество действовало на основании договора от 14.02.2005 о взаимодействии администрации г.Благовещенска и ООО «Сервер». Считает, что действия общества являются законными и обоснованными. Дополнительно указал, что общество является коммерческой организацией и не является субъектом, обладающим властными полномочиями, действия которого могут быть обжалованы в порядке ст.198 АПК РФ. Действиями Администрации г.Благовещенска и ООО «Сервер» права и интересы ООО «Визит-Амур» не нарушены, надлежащим истцом по настоящему делу может быть только собственник имущества, то есть Левицкая О.С.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Левицкой О.С., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Третьи лица, привлеченные к участию в деле, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Инспекция государственного строительного надзора Амурской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

В судебное заседание 02.10.2007 представитель ООО «Сервер» представил заявление о фальсификации доказательства  и заявил ходатайство о назначении экспертизы на предмет установления соответствия возраста акта приема-передачи нежилого помещения от 13.07.2007 между Левицкой Ольгой Селиверстовной и ООО «Визит-Амур» дате его подписания, то есть 13.07.2007, просил поручить проведение экспертизы ГУ Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы Минюста России.

В соответствии со ст.161 АПК РФ суд разъяснил сторонам уголовно-правовые последствия заявления о фальсификации доказательства, а именно статьи 303, 306 Уголовного кодекса РФ.

Представитель заявителя возражал против исключения из числа доказательств акта приема-передачи нежилого помещения от 13.07.2007 как приложения № 1 к договору аренды нежилого помещения от 13.07.2007, о чем заявил письменно.

Суд перешел к проверке обоснованности заявления о фальсификации доказательства, поскольку лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.

Представитель заявителя возражал против проведения экспертизы по делу, считает, что такую экспертизу провести невозможно.

Представитель Администрации  против проведения экспертизы не возражал.

Представитель Инспекции Гостройнадзора против проведения экспертизы не возражал.

Представитель Левицкой О.С. представил заявление Левицкой О.С., в котором она подтвердила, что договор аренды принадлежащего ей нежилого помещения, расположенного по ул.Краснофлотская, 113 был заключен с ООО «Визит-Амур» именно 13.07.2007 и именно в этот день был подписан как сам договор аренды, так и акт приема-передачи в качестве приложения к договору.

Представитель ООО «Сервер» заявил ходатайство об отложении дела с целью представления доказательств в подтверждение доводов по ходатайству о проведении экспертизы.

Определением от 03.10.2007 суд отложил рассмотрение дела до 18.10.2007 в 10 час. 00 мин.

В судебное заседание 18.10.2007 представитель ООО «Сервер» представил отказ от заявления о фальсификации доказательства, в котором указал, что согласно разъяснений полученных от специалистов ГУ Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы Минюста России при наличии целого ряда условий возможно определение срока давности изготовления (возраста) документа со степенью вероятности плюс минус два месяца относительно даты, указанной в документе. Просил не рассматривать заявление о фальсификации доказательства.

Представитель заявителя не возражал против отказа от заявления о фальсификации доказательства.

Представитель Администрации г.Благовещенска не возражал против отказа от заявления о фальсификации доказательства.

Представитель Левицкой О.С. не возражал против отказа от заявления о фальсификации доказательства.

В соответствии со ст.159, 161 АПК РФ суд считает возможным не рассматривать заявление о фальсификации доказательства и не производить проверку его обоснованности, в том числе посредством проведения экспертизы, поскольку  лицо, его заявившее отказалось от поддержания данного заявления.

Исследовав материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Визит-Амур» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 17.11.2006 за основным государственным регистрационным номером 1062801080836.

Между ООО «Визит-Амур» (Арендатор) и гражданкой Левицкой О.С. (Арендодатель) 13.07.2007 заключен договор аренды, согласно которому обществу предоставлено в арендунежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: г.Благовещенск ул. Краснофлотская, 113. Срок аренды сторонами определен с 13.07.2007  по 10.07.2008.

Арендодателю Левицкой О.С. данное здание принадлежит на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.10.2006 № 28 АА 111086. Земельный участок под зданием принадлежит арендодателю Левицкой О.С. на праве аренды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2005 № 01/008/2005-1115.

Постановлением Мэра города Благовещенска от 15.07.2007 № 2035 «Об установлении режима повышенной готовности на территории города Благовещенска» на территории города Благовещенска с 15.07.2007 установлен режим повышенной готовности. Постановление издано на основании телеграммы Амурского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в целях предупреждения  возникновения чрезвычайной ситуации и снижения ее последствий.

Постановлением Мэра города Благовещенска от 30.07.2007 № 2212 режим повышенной готовности на территории города Благовещенска отменен с 23.07.2007.   

В Администрацию г.Благовещенска от гражданина Гальцева Э.В. 18.07.2007 поступило заявление, в котором он просил принять меры к владельцу здания казино «Петр-1», расположенного по адресу: г.Благовещенск ул. Краснофлотская, 113 по следующему факту: 16.07.2007 он гулял с ребенком в районе этого здания, проходя мимо рядом с ним упал кусок кирпичной кладки, просил принять меры, так как он часто гуляет там с детьми и состояние этого здания может угрожать здоровью и жизни.

Комиссией в составе должностных лиц Департамента архитектуры и строительства, инспекции Гостройнадзора Администрации Амурской области и Администрации г.Благовещенска 18.07.2007 на основании жалобы Гальцева Э.В. и звонков граждан, проведен осмотр здания, расположенного по адресу: г.Благовещенск ул. Краснофлотская, 113, по результатам которого составлен протокол от 18.07.2007. В протоколе зафиксировано решение комиссии о том, что эксплуатация здания по ул.Краснофлотская, 113, недопустима, имеющиеся деформации имеют необратимый характер и при случайном стихийном воздействии могут привести к разрушениям и несут угрозу жизни и здоровью людей. Указанный протокол направлен Мэру города Благовещенска.

На основании протокола осмотра от 18.07.2007 в этот же день состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска по результатам которого комиссия решила:

1. Генеральному директору ООО «Сервер» провести 19.07.2007 демонтаж аварийного здания, расположенного по адресу: г.Благовещенск ул.Краснофлотская, 113.

2. Начальнику УВД города обеспечить охрану общественного порядка и пресечение проникновения лиц на территорию, прилегающую к зданию, во время проведения работ по его демонтажу.

3. Начальнику управления по делам ГО И ЧС города обеспечить предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации при проведении работ по демонтажу здания.

Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска принято решение от 18.07.2007 № 09, которым рекомендовано:

1.Генеральному директору ООО «Сервер» провести демонтаж аварийного здания, расположенного в квартале № 52 города Благовещенска по адресу: г.Благовещенск ул.Краснофлотская, 113.

2. Начальнику УВД по городу Благовещенску обеспечить охрану общественного порядка и пресечение проникновения лиц на территорию, прилегающую к аварийному зданию, расположенному по адресу: г.Благовещенск ул.Краснофлотская, 113.

3.Начальнику управления по делам ГО И ЧС города обеспечить предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации при проведении работ по демонтажу здания.

  Контроль за исполнением решения возложен на заместителя Мэра г.Благовещенска, решение подписано председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска, Мэром города Благовещенска.

  Отношения между Администрацией города Благовещенска и ООО «Сервер» урегулированы договором от 14.02.2005, в соответствии с которым Администрация города Благовещенска (Заказчик) привлекает силы и средства (автотранспортные, грузоподъемные механизмы) ООО «Сервер» (Исполнителя) для ведения спасательных работ в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

  Согласно акту о выполнении работ от 20.07.2007, являющемуся приложением к решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007, в соответствии с данным решением предписание о сносе здания, расположенного в квартале № 52 города Благовещенска по адресу: г.Благовещенск ул.Краснофлотская, 113, ООО «Сервер» выполнено, стоимость работ составила 61 283 рублей.

Не согласившись с решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09 и действиями ООО «Сервер» по исполнению данного решения, ООО «Визит-Амур» обратилось в арбитражный суд.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из преамбулы Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и   территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003, постановлением Мэра города Благовещенска от 15.07.2007 № 2035.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и   территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ устанавливает понятия «чрезвычайной ситуации», «предупреждение чрезвычайной ситуации», «зона чрезвычайной ситуации».

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пункте 29 установлено, что решениями руководителей органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций может устанавливаться режим повышенной готовности.

Как следует из материалов дела,  Постановлением Мэра города Благовещенска от 15.07.2007 № 2035 «Об установлении режима повышенной готовности на территории города Благовещенска» на территории города Благовещенска с 15.07.2007 установлен режим повышенной готовности. Постановление издано на основании телеграммы Амурского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, согласно которой в период с 15 по 18 июля 2007 года  в большинстве районов области ожидаются сильные дожди, местами сильные ливни, 16 июля усиление южного, 17 и 18 июля усиление северного, северо-восточного ветра при грозе до 18-23 м/сек. В преамбуле постановления указано, что на территории городского округа возможны: аварии на коммунальных и энергетических сетях, падение деревьев, срыв перекрытий на домах, увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, сбои в работе электротранспорта, получение ушибов и травм населением. Указанное постановление издано в целях предупреждения  возникновения чрезвычайной ситуации и снижения ее последствий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановлением Мэра города Благовещенска от 15.07.2007 № 2035 «Об установлении режима повышенной готовности на территории города Благовещенска» ряду организаций рекомендовано обеспечить своевременное отключение воздушных линий электропередач, силы и средства для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций иметь в постоянной готовности, быть в готовности к выделению по команде оперативного дежурного управления по делам ГО И ЧС г.Благовещенска сил и средств по сигналу «Стихия» согласно ранее заключенных договоров.

Постановлением Мэра города Благовещенска от 30.07.2007 № 2212 режим повышенной готовности на территории города Благовещенска отменен с 23.07.2007.  

Таким образом, в период с 15.07.2007 по 23.07.2007 на территории города Благовещенска был установлен режим повышенной готовности в связи с предположением возникновения чрезвычайной ситуации в виде опасных природных явлений либо стихийного бедствия.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, основными мероприятиями, которые могли быть проведены в режиме повышенной готовности являлись усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая система, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления является координационным органом единой системы, действующей на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования).

Как определено вышеуказанным Положением, образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются органами местного самоуправления.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы;

обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями органов местного самоуправления.

Постановлением Мэра города Благовещенска от 03.02.2005 № 269 утверждено Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Администрации города Благовещенска.

Постановлением Мэра города Благовещенска от 03.11.2006 № 3482 утвержден состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска.

В соответствии с Положением от 03.02.2005 № 269 Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий администрации города, учреждений, предприятий и организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности на территории города.

Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет сле­дующие функции:

рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуа­ций и вносит в установленном порядке в Администрацию г. Благовещенска Амур­ской области соответствующие предложения;

разрабатывает предложения по совершенствованию муниципальных право­вых актов, и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории города, ор­ганизует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликви­дацию чрезвычайных ситуаций, и обеспечение пожарной безопасности;

участвует в разработке и реализации областных целевых программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;

разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования БГЗ АОТП РСЧС;

организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития БГЗ АОТП РСЧС;

разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций на тер­ритории города, а также восстановлению и строительству жилыхдомов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и ин­женерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также проведению операций гуманитарного реагирова­ния;

организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для администрации города, организаций, предприятий и учреждений по вопросам защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

рассматривает проекты материалов для ежегодных государственных докла­дов о состоянии защиты населения и территорий г. Благовещенска от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера;

организует руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного уровня;

организует эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей, их размещение и возвращение соответственно в места постоянного проживания либо хранения;

организует взаимодействие с комиссиями по чрезвычайным ситуациям горо­дов, районов Амурской области, с военным командованием и общественными объ­единениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а в случае необходимости принимает реше­ния о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров;

руководит подготовкой населения, должностных лиц органов управления подразделений БГЗ АОТП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:

запрашивать от администрации города, организаций, предприятий и учреждений, необходимые материалы и информацию;

заслушивать на своих заседаниях представителей администрации города предприятий, учреждений и общественных объединений;

привлекать для участия в своей работе представителей администрации города, предприятий, учреждений и общественных объединений;

создавать рабочие группы, подкомиссии, в том числе постоянно действующие, из числа членов Комиссии, ученых, специалистов администрации города ипредставителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Ко­миссии, определять полномочия и порядок работы этих групп подкомиссий;

вносить в установленном порядке в Администрацию города предложения по вопросам, требующим решения мэра города;

принимать решения, обязательные для выполнения администрации города, организациям, предприятиям и учреждениям расположенными на территории го­рода;

контролировать деятельность администрации города, предприятий, органи­заций и учреждений по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций и пожарной безопасности;

привлекать в установленном порядке силы и средства, входящие в БГЗ АОТП РСЧС, к выполнению спасательных, аварийно-восстановительных работ и тушению пожаров;

устанавливать при необходимости в зонах чрезвычайных ситуаций особый режим работы предприятий, учреждений и организаций, а также порядок въезда и выезда граждан, и правил их поведения;

приостанавливать на территории города функционирование объектов, вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности, в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций;

вносить представления по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в невыполнении или недобросовестном выполнении федерального областного законодательства и муниципальных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуа­ций и пожаров, непринятии мер по защите жизни и здоровья людей;

использовать в приоритетном порядке при организации и проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций для связи и передачи информации государственные и ведомственные каналы и средства связи по согласованию с соответст­вующими организациями;

привлекать в установленном порядке, при угрозе возникновения или возник­новении чрезвычайных ситуаций, силы и средства, транспорт и материально-технические средства независимо от их принадлежности для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из анализа, определенных законодательством и Положением, прав и функций Комиссии, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенсканаделена правами и полномочиями по координации действий органов местного самоуправления, государственных органов и организаций в целях предотвращения наступления определенной чрезвычайной ситуации либо ликвидации ее последствий.

Комиссия при введении положения повышенной готовности к чрезвычайной ситуации должна прежде всего проводить мероприятия по ее предотвращению и скоординировать для этого все свои силы и средства.

Комиссия играет роль координационного органа, который должен отреагировать на чрезвычайную ситуацию путем проведения подготовительных к ней мероприятий, которые должны быть необходимы для ее предотвращения.

Оспариваемым решением комиссия фактически произвела снос (демонтаж) здания в целях предотвращения его разрушения.

Однако, снос здания по ул.Краснофлотская, 113, нельзя признать тем единственным необходимым мероприятием, направленным на предотвращение чрезвычайной ситуации, которая могла бы возникнуть на территории города Благовещенска вследствие стихийного бедствия и привести к разрушению этого здания.

Суд считает, что, принимая решение о сносе (демонтаже) здания Комиссия вышла за пределы своих полномочий, определенных  Постановлением Мэра города Благовещенска от 03.02.2005 № 269.

Принятие такого решения противоречит тем задачам, которые определены для Комиссии  Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, как для координационного органа.

Право Комиссии принимать решения о сносе зданий в целях предотвращения чрезвычайной ситуации не предусмотрено ни приведенными Положениями, ни   Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ.

Суд считает, что ответчик не доказал факт существования реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации в виде обрушения здания.

Как следует из материалов дела, Комиссией в составе должностных лиц Департамента архитектуры и строительства, инспекции Гостройнадзора Администрации Амурской области и Администрации г.Благовещенска 18.07.2007 на основании жалобы Гальцева Э.В. и звонков граждан, проведен осмотр здания, расположенного по адресу: г.Благовещенск ул. Краснофлотская, 113, по результатам которого составлен протокол от 18.07.2007.

В протоколе отражены следующие выводы:

1. Кирпичное 1-этажное здание постройки 1912 года. Здание давно не эксплуатируется, по словам прохожих постоянно закрыто.

2. На стенах здания видны многочисленные вертикальные трещины с раскрытием по вертикали. Комиссия установила, что в стенах, кроме уже имеющихся (старых трещин), появилось много новых (возможно от воздействия стихии, прошедшей в городе в июне т.г.). Налицо наличие признаков существенного износа и нарастающих деформаций. Здание находится в аварийном состоянии и при порывах ветра высока вероятность разрушения (срыв) кровли, отход по вертикали и падение части стен.

3. Здание открыто со стороны набережной (место массового отдыха горожан) для свободного доступа и в случае разрушения несет серьезную угрозу жизни и здоровью людей.

4. По информации Амурского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с 15 июля ожидаются сильные дожди с грозами и усиление ветра более 20 м/сек. Высока вероятность повторения стихийного бедствия 11 июня, в результате которого повреждены ряд зданий и сооружений.    

В протоколе зафиксировано решение комиссии о том, что эксплуатация здания по ул.Краснофлотская, 113, недопустима, имеющиеся деформации имеют необратимый характер и при случайном стихийном воздействии могут привести к разрушениям и несут угрозу жизни и здоровью людей.

В судебном заседании 26.09.2007 в качестве свидетелей допрошены Бочкарев Владимир Евгеньевич, Прохоров Виктор Алексеевич, участвующие в осмотре здания по ул.Краснофлотской, 113, 18.07.2007.

Свидетели предупреждены об уголовной  ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний.

У свидетелей отобрана подписка.

Свидетель Бочкарев Владимир Евгеньевич пояснил, что принимал участие в осмотре  здания  по улице Краснофлотской 113, которое находилось в аварийном состоянии, на здании имелись  трещины более 1 мм., выпадение кирпичей, отслоение рядов кладки, что представляло угрозу безопасности окружающим. Пояснил, что  собственник должен был  принять соответствующие  меры, самостоятельно  оградить данное здание для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации. Здание не эксплуатируется, что определил по внешнему виду. Трещины имелись на западном фасаде здания.

Свидетель Прохоров Виктор Алексеевич заместитель начальника департамента архитектуры и строительства Администрации области, пояснил, что его вызвал начальник департамента, и сказал, что есть необходимость произвести осмотр здания. Выехали на место, произвели визуальный осмотр, выводы зафиксировали в протоколе. Осмотр проводился 18.07.2007 до обеда. При осмотре было установлено, что имеются трещины на стенах и в фундаменте, выкрашивание раствора, здание находится в ветхом, недопустимом состоянии. Здание не эксплуатировалось.

Между тем, указанные выводы комиссии, отраженные в протоколе от 18.07.2007, и показания свидетелей, опровергаются представленными в материалы дела фотографиями и заключением по определению рыночной стоимости объекта недвижимости от 11.07.2007, выданным Левицкой О.С. ООО «Амурская недвижимость», в котором отражена рыночная стоимость здания в сумме 12 920 000 рублей, указано «Здание одноэтажное, выполнено из кирпича и деревянных конструкций. Год постройки 1912. К зданию подведены центральные сети электроснабжения, водоснабжения, канализации, местное теплоснабжение. В оцениваемом здании производится капитальный ремонт с заменой коммуникаций». Приложением к заключению являются фотографии, исходя из которых видно, что в здании производится ремонт, в том числе замена коммуникаций. Общий вид здания не позволяет сделать вывод о том, что оно находится в аварийном, ветхом, деформированном состоянии.

Согласно п.3 Положения о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя РФ от 06.12.1994 № 17-48, под аварией понимается обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части.

В понятие аварии входят также обрушения и повреждения зданий и сооружений, произошедшие в результате природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка и т.д.), интенсивность которых не превышала расчетных значений.

Поскольку спорное здание не имело обрушений, повреждений, как в целом, так и отдельных конструктивных элементов, превышения предельно допустимых деформаций, у комиссии не было оснований считать, что усиление ветра приведет к его разрушению и причинению вреда жизни и здоровью населения.

Выводы комиссии, сделанные при осмотре здания о недопустимости   эксплуатации здания по ул.Краснофлотская, 113, необратимом характере деформаций не подтверждаются какими-либо доказательствами, в том числе соответствующими расчетами, заключениями специалистов о признании здания аварийным и иными документами.

Таким образом, у Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Благовещенска отсутствовали какие-либо законные основания для принятия решения от 18.07.2007 № 09 о сносе (демонтаже) здания.

Судом принимается во внимание, что порядок признания нежилых помещений аварийными, непригодными и подлежащими сносу в настоящее время на законодательном уровне не определен.

Как следует из материалов дела, здание расположенное по адресу: г.Благовещенск ул. Краснофлотская, 113, принадлежит на праве собственности физическому лицу, гражданке Левицкой О.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.10.2006 № 28 АА 111086.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Доказательств наличия судебного решения о сносе здания, признании его аварийным и подлежащим сносу суду не представлено.

Вышеуказанная конституционная гарантия, адресованная прежде всего собственникам, во всяком случае не может толковаться как отрицающая государственную защиту других признанных имущественных прав граждан и юридических лиц и умаляющая в какой-либо мере возможности такой защиты для них.

 В соответствии со ст.650 Гражданского кодекса РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Общество с ограниченной ответственностью «Визит-Амур», обратившееся в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09, является арендатором здания, снос (демонтаж) которого был произведен на основании указанного решения.

Главой 20 Гражданского кодекса РФ регламентирована защита права собственности и других вещных прав.

В соответствии со ст.305 ГК РФ права собственника по защите собственности, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Суд считает, что оспариваемым решением от 18.07.2007 № 09, нарушены права и законные интересы ООО «Визит-Амур» в сфере предпринимательской деятельности, как арендатора здания, в данном случае он, как и собственник, вправе обратиться в суд за их защитой.

По вышеизложенным основаниям, судом не принимаются доводы Администрации города Благовещенска, приводимые в обоснование возражений по заявленным требованиям.

Требования, заявленные к Администрации г.Благовещенска Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска, подлежат удовлетворению.

Решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09 надлежит признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ООО «Визит-Амур» заявлено также требование к ООО «Сервер» о признании незаконными его действий по исполнению решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09.

Однако, из обстоятельств дела усматривается, что отношения возникшие между Администрацией города Благовещенска и ООО «Сервер», не носят публичного характера, поскольку стороны отношений выступают в них как равноправные хозяйствующие субъекты.

Отношения между Администрацией города Благовещенска и ООО «Сервер» урегулированы договором о взаимодействии от 14.02.2005, в соответствии с которым Администрация города Благовещенска (Заказчик) привлекает силы и средства (автотранспортные, грузоподъемные механизмы) ООО «Сервер» (Исполнителя) для ведения спасательных работ в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Возникшие между сторонами отношения являются гражданско-правовыми отношениями.

Учитывая изложенное, судом не принимаются доводы заявителя о том, что ООО «Сервер» действовало в сфере публичных правоотношений, а Комиссия, приняв решение о демонтаже спорного здания, фактически и юридически наделила ООО «Сервер» своими властными полномочиями

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет правила рассмотрения дел об оспаривании, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, учитывая особенности, которые обусловлены применением правил административного судопроизводства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов и признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вопреки закону возлагают на них какие-либо обязанности, создают другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее законодательство не предусматривает такого способа защиты прав, как признание незаконными действий лица, не обладающим административно-распорядительным качеством.

Отсутствие властно-распорядительной функции у ООО «Сервер», не предусматривает возможности обжалования действий этого общества в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пп.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая изложенное, в части требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервер» о признании незаконными его действий по исполнению решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09 производство по делу надлежит прекратить.

Платежным поручением от 23.07.2007 № 6604937 заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 4 000 рублей.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконным,  организацией государственная пошлина оплачивается в размере 2000 рублей.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления» возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ.

Уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с Администрации г.Благовещенска Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска, как стороны по делу, в связи с удовлетворением требований в указанной части.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, уплаченная заявителем платежным поручением от 23.07.2007 № 6604937 подлежит возврату в связи с прекращением производства по делу в части требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервер».

Руководствуясь ст.110, пп.1 ч.1 ст.150, ст.167-171, 180, 201 АПК РФ, суд

                                                 Р  Е  Ш  И Л:

Требования, заявленные к Администрации г.Благовещенска Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска, удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09.

В части требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервер» о признании незаконными действий по исполнению решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска от 18.07.2007 № 09 производство по делу прекратить.

Взыскать с Администрации г.Благовещенска Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Визит-Амур» государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Визит-Амур» из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежным поручением от 23.07.2007 № 6604937, в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                             М.А. Басос