Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-5519/2016 | ||||||
июля 2016 года | изготовление решения в полном объеме | |||||||
« | 04 | » | июля | резолютивная часть | ||||
Арбитражный суд в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны, | ||||||||
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания О.Л. Мишиной, | ||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление министерства экономического развития Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ДВМ-Благовещенск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, | ||||||||
при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, ведущего консультанта отдела машиностроительного комплекса, по доверенности от 06.06.2016 № 2463-12, предъявлен паспорт; ФИО2, ведущего консультанта отдела юридических вопросов и кадровой работы, по доверенности от 25.03.2016 № 1249-01, предъявлен паспорт; от общества – защитника О.В. Худолеевой, по доверенности от 29.06.2016, предъявлен паспорт; | ||||||||
установил: | ||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство экономического развития Амурской области (далее - заявитель, министерство) с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ДВМ-Благовещенск» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Требования министерства обоснованы нарушением обществом лицензионных требований и условий при приеме лома черных и цветных металлов. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Определением от 09.06.2016 назначено предварительное судебное заседание. Кроме того, в названном определении одновременно разъяснены положения части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность суда перейти к рассмотрению дела в первой инстанции по существу непосредственно после завершения предварительного судебного заседания при условии надлежащего извещения об этом лица, участвующего в деле и отсутствии возражений с его стороны. Лица, участвующие в деле, до начала заседания возражений относительно перехода к рассмотрению дела в первой инстанции непосредственно после завершения предварительного судебного не выразили.
Суд с согласия сторон в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.
Представители министерства на требованиях настаивали. Пояснили, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ответчика события и состава вменяемого административного правонарушения. Событие правонарушения выразилось в неправильном оформлении ответчиком приемосдаточных актов лома цветных и черных металлов. Процессуальные права и гарантии при составлении постановления лицу, привлекаемому к ответственности, соблюдены. Основания для освобождения от ответственности в связи с малозначительностью допущенного нарушения отсутствуют.
Защитник общества требования министерства не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Факт нарушений не оспаривала. Пояснила, что нарушения в оформлении приемосдаточных актов лома цветных и черных металлов не носят системного и существенного характера, обществом устранены, просила применить положения о малозначительности и общество от административной ответственности освободить.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «ДВМ-Благовещенск» зарегистрировано 22.11.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: г. Благовещенск Амурской области, ул. Студенческая, дом 17.
Обществу министерством выдана лицензия от 01.07.2013 № 027-99-0012 на право осуществления заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, лицензия действует бессрочно.
На основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2016 год, приказа от 07.04.2016 № 15-ад министерством в период с 20.04.2016 по 20.05.2016 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов по адресам, отраженным в лицензии. Уведомление о проверке получено 11.04.2016 по месту государственной регистрации общества управляющим директором.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
1. Лицензиатом по адресам (<...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:16:012971:0001); <...>; г. Тында, юго-восточная промзона, с кадастровым номером 28:06:012001:0031); пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:030358:0081); Бурейский район, пгт. Талакан-2 (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:11:010228:117); <...>) допущено нарушение подпункта «б» пункта 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, пункта 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, а именно в приемосдаточных актах, составленных при приеме лома и отходов цветных металлов, отсутствует строка «Подпись лица ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность».
2. Лицензиатом по адресам (Амурская область, пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:030358:0081); <...>) допущено нарушение подпункта «б» пункта 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, пункта 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, пункта 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, а именно в приемосдаточных актах, составленных при приеме лома и отходов черных и цветных металлов графа «Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов (цветных металлов)» не заполняется.
3. Лицензиатом по адресам (Амурская область, пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером. 28:04:030358:0081); <...>) допущено нарушение подпункта «б» пункта 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, пункта 7 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, а именно в заявлениях от лиц, сдающих лом и отходы цветных металлов графа «Основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов» не заполняется.
4. Лицензиатом по адресам (Амурская область, пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:030358:0081,) пгт. Талакан-2 (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:11:010228:117), <...>, <...>, <...>) допущено нарушение подпункта «б» пункта 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287, пунктов 7, 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, пунктов 7, 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, а именно установлены случаи приема лома и отходов черных и цветных металлов по водительским удостоверениям, что подтверждаются записями в приемосдаточных актах.
По результатам проверки в присутствии представителя общества составлен акт проверки от 20.05.2016 № 1, в котором нашли отражение выявленные нарушения. Акт подписан представителем общества без возражений.
Общество извещено о необходимости явки своего представителя (защитника) 31.05.2016 в 10 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается соответствующим уведомлением.
31.05.2016 в присутствии управляющего директора общества должностным лицом министерства составлен протокол об административном правонарушении, действия ответчика квалифицированы по части 3 стаьи 14.1 КоАП РФ. Представитель общества с протоколом ознакомлен, ему разъяснены права и гарантии, предусмотренные КоАП РФ, копия протокола вручена представителю, о чем имеются соответствующие подписи.
В объяснениях к протоколу от 31.05.2016 управляющий директор общества указал, что нарушения существенного характера не носят, неблагоприятные последствия отсутствуют, учет ведется, соответствующие должностные лица в штате общества имеются, им периодически разъясняются требования действующего законодательства в области оборота лома черных и цветных металлов.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и письменные доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частями 5, 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании подпункта 34 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, в силу подпункта «б» пункта 5 которого лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности является наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
В соответствии с пунктом 7 Правил обращения с ломом черных металлов прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.
В силу пункта 7 Правил обращения с ломом цветных металлов прием лома и отходов цветных металлов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность упомянутого лица, место нахождения (проживания), сведения о сдаваемых ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание), основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов, дата и подпись заявителя. После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении запись с отметкой о приеме, указанием номера приемосдаточного акта, который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов и ставит свою подпись. Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.
Согласно пункту 10 Правил обращения с ломом черных металлов, пункту 11 Правил обращения с ломом цветных металлов прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению № 1. Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
Форма обоих актов предусматривает в себе обязательное заполнение граф «Основания возникновения права собственности у сдатчика лома», «Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц)», «Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность».
Материалами дела подтверждается факт ненадлежащего заполнения ответчиком приемосдаточных актов лома цветных и черных металлов.
1. Лицензиатом по адресам (<...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:16:012971:0001); <...>; г. Тында, юго-восточная промзона, с кадастровым номером 28:06:012001:0031); пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:030358:0081); Бурейский район, пгт. Талакан-2 (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:11:010228:117); <...>) в приемосдаточных актах, составленных при приеме лома и отходов цветных металлов, не указана (отсутствует) строка «Подпись лица ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность».
2. Лицензиатом по адресам (Амурская область, пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:030358:0081); <...>) в приемосдаточных актах, составленных при приеме лома и отходов черных и цветных металлов, графа «Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов (цветных металлов)» не заполняется.
3. Лицензиатом по адресам (Амурская область, пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером. 28:04:030358:0081); <...>) в заявлениях от лиц, сдающих лом и отходы цветных металлов, графа «Основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов» не заполняется.
4. Лицензиатом по адресам (Амурская область, пгт. Прогресс, в 680 метрах на восток от пересечения улиц Бурейская и Сортировочная (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:030358:0081,) пгт. Талакан-2 (в границах земельного участка с кадастровым номером 28:11:010228:117), <...>, <...>, <...>) принимался лом и отходы черных и цветных металлов по водительским удостоверениям, что подтверждается записями в приемосдаточных актах.
Факт правонарушения подтверждается соответствующими актами и заявлениями, актом проверки от 20.05.2016 № 1, протоколом об административном правонарушении от 31.05.2016.
Данные обстоятельства свидетельствуют о доказанности в действиях (бездействии) общества события вмененного ему административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Из материалов дела не усматривается, что соблюдение обществом норм и правил в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов в данном случае было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо в течение длительного времени не могло ни предвидеть, ни предотвратить. Доказательств наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
В действиях общества министерством доказан состав правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку Министерство экономического развития Амурской области является лицензирующим органом, постольку, исходя из положений части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, заявитель имеет полномочия на составление протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, факт нарушения лицензионных требований при обороте лома и отходов черных и цветных металлов выявлен министерством 20.05.2016 и отражен в соответствующем акте проверки. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности по рассматриваемому нарушению истекает 20.08.2016.
На момент рассмотрения спора срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые препятствовали бы всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, и возможность устранения которых отсутствует, судом не установлено.
Оценив материалы дела в их совокупности, исходя из существа и характера допущенного нарушения, руководствуясь внутренним убеждением, суд приходит к выводу о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствии признака исключительности, в связи с чем допущенное нарушение не может быть признано малозначительным.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания для юридических лиц как в виде предупреждения, так и в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждением признается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность, прокурором суду не представлено. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, судом принимается совершение правонарушения впервые, устранение нарушений, имущественное и материальное положение ответчика.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает, что предупреждение, как мера наказания, обеспечит достижение задач административного производства.
Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
общество с ограниченной ответственностью «ДВМ-Благовещенск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: г. Благовещенск Амурской области, ул. Студенческая, дом 17) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и возложить на него ответственность в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (город Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.Д. Пожарская