Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||
Именем Российской Федерации | |||||
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ | |||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-555/2019 | |||
марта 2019 года | |||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи М.В. Сутыриной, | |||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению открытого акционерного общества авиакомпания «Уральские авиалинии» (ОГРН<***>, ИНН <***>) к государственному унитарному предприятию Амурской области «Аэропорт Благовещенск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 12 600 руб., | |||||
установил: | |||||
в Арбитражный суд амурской области обратилось открытое акционерное общество авиакомпания «Уральские авиалинии» (далее - ОАО АК «Уральские авиалинии», истец) с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Амурской области «Аэропорт Благовещенск» (далее – ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», ответчик) о взыскании в порядке регресса убытков, причиненных в результате утраты багажа пассажира ФИО1 с рейса U6-299 по маршруту Москва-Екатеринбург-Благовещенск 17.09.2015, в размере 12 600 руб.
Определением суда от 01.02.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
28.02.2019 от ответчика поступил отзыв, в котором он возражал против удовлетворения исковых требований, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
01.01.2013 Между ОАО АК «Уральские авиалинии» (далее -перевозчик) и ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» (далее -аэропорт) заключен договор № 04-13 на наземное обслуживание ВС в аэропорту г. Благовещенск на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту Благовещенск.
В соответствии с данным договором п. 3.1 обслуживание ВС в аэропорту Благовещенск осуществляется, исходя из условий принятого сторонами Договора, в соответствии с требованиями Законодательства РФ, действующими приказами, положениями ФА ВТ МТ РФ и нормативными актами, регламентирующими производство полетов, авиаперевозок и эксплуатацию ВС.
В соответствии с п. 4.1, п. 4.1.2 договора аэропорт обязуется осуществлять наземное обслуживание перевозчика включающее в себя обслуживание пассажиров (включая трансферных):
- регистрация пассажиров, взвешивание и оформление багажа;
- пограничный, санитарный и таможенный контроль (на международных перевозках);
- расчет и контроль загрузки рейса, составление центровочного графика и сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации и передача документов экипажу;
- накопление и сопровождение, доставка и посадки на ВС вылетающих пассажиров;
- высадка, встреча, сопровождение и доставка прибывших пассажиров;
- погрузка, разгрузка, транспортировка и выдача багажа.
Согласно п. 7.2 договора аэропорт несет ответственность в части фактического соответствия загрузки по данным перевозочной документации.
В редакции протокола разногласий к договору от 18.03.2013 года в силу п. 7.1 аэропорт возмещает перевозчику документально подтвержденный реальный ущерб, возникший в результате неисполнения/ненадлежащего исполнения аэропортом своих обязательств по договору перед перевозчиком, в том числе повреждение/уничтожений ВС перевозчика, причинение вреда жизни и здоровью пассажирам (работникам) перевозчика.
Правоотношения сторон спора в рамках заключенного между ними договора № 04-13 на наземное обслуживание ВС в аэропорту г. Благовещенск на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту Благовещенск подпадают под регулирование главы 39 Гражданского кодекса РФ - возмездное оказание услуг.
На основании статей 779, 781 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Факт оказания аэропортом услуг по договору в спорный период не отрицался сторонами.
Судом установлено, что пассажир ФИО1 следовал рейсом U6-299 по маршруту Москва-Екатеринбург-Благовещенск 17.09.2015.
В пассажирском манифесте было зарегистрировано 1 место багажа весом 21 кг с номером багажной бирки U 6766002.
Согласно багажной ведомости рейса U6-299 по маршруту Москва - Екатеринбург -Благовещенск за 17.09.2015, оформленной аэропортом Домодедово, на борт ВС было загружено 103 места багажа, в том числе багаж пассажира ФИО1 по багажной бирке U6766002 среди 90 мест багажа, оформленных по маршруту Москва - Благовещенск. В аэропорту Кольцово г. Екатеринбурга было выгружено 103 места багажа.
Согласно багажной ведомости рейса U6-299 по маршруту Екатеринбург - Благовещенск за 17.09.2015, оформленной аэропортом Кольцово, на борт ВС было загружено 144 мест багажа и детская коляска (не зарегистрированная, как место багажа), в том числе багаж пассажира ФИО1 по багажной бирке U6766002 среди 90 мест трансферного багажа до Благовещенска, прибывшего из аэропорта Домодедово в аэропорт Кольцово и 54 места багажа, сданных к перевозке пассажирами, следующими по маршруту Екатеринбург - Благовещенск.
По прибытию в аэропорт г. Благовещенска было выгружено 144 мест багажа, о чем также имеется информация и подписи в багажной ведомости в строке «разгрузка». Соответствующий раздел ведомости об отметках о неисправностях при перевозке багажа не содержит записей.
Таким образом, зарегистрированный багаж передан в аэропорт г. Благовещенск в неизменном количестве - 144 мест багажа.
По прибытии в аэропорт Благовещенска пассажир ФИО1 не получил свой багаж и написал заявление от 17.09.2015 о невручении ему багажа с просьбой разыскать утерянный багаж и доставить ему по указанному адресу.
Факт утраты багажа зафиксирован сотрудниками ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», о чем пассажиру ФИО1 была выдана справка о неприбытии багажа от 17.09.2015.
Частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданский кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 118 Воздушного Кодекса РФ перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа.
Согласно пункту 3 статьи 119 Воздушного Кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации федеральные авиационные правила входят в состав воздушного законодательства Российской Федерации и принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Ответственность перевозчика при выполнении внутренних и международных рейсов регулируется Приказом Департамента воздушного транспорта от 06.07.1992г №ДВ-80, Варшавской Конвенцией от 12 октября 1929 года, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 82 от 28.06.2007 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - ФАП № 82).
Перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке (п. 71 ФАП № 82).
В соответствии с пунктом 6 ФАП№82 перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (далее - обслуживающая организация) являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром
27.10.2015 в адрес ОАО АК «Уральские авиалинии» поступила претензия от пассажира ФИО1 о возмещении материального ущерба в связи с утратой багажа по багажной бирке U 6766002 с рейса U6-299 за 17.09.2015 по маршруту Москва-Екатеринбург-Благовещенск.
В соответствии с протоколом № 17 от 02.02.2016 заседания претензионной комиссии авиакомпании «Уральские авиалинии» истец оплатил возмещение стоимости утерянного багажа пассажиру ФИО1 платежным поручением № 1970 от 04.02.2016 на общую сумму 12 600 руб. из расчета 600 руб. за 1 кг багажа (600х 21= 12 600).
Приказом Минтранса России от 23.06.2003 № 150 утверждены Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», согласно п. 2 которых, к аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках относится деятельность по выполнению процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров и их багажа, включающая в себя, в частности, следующие виды работ:
- регистрация билетов и оформление багажа к перевозке;
- оформление перевозочной документации на воздушную перевозку пассажиров и багажа, проведение расчета центровочного графика;
- доставка багажа к месту стоянки ВС, погрузка багажа и его швартовка на борту ВС.
В адрес ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» истцом были направлены претензии от 27.10.2016 № 1.7-8032, от 17.07.2017 № 1.7-5187 с предложением в тридцатидневный срок рассмотреть претензию и перечислить сумму понесенных убытков в размере 12 600 руб. на счет ОАО АК «Уральские авиалинии».
В удовлетворении указанного требования ответчиком было отказано письмами от 15.11.2016 № 1584, от 26.07.2017 № 17/1245.
Лицо, возместившее вред, причинённый другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п.1 ст. 1081 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Пунктом 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ закреплено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности служат: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправность), наличие убытков (вреда), причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками, вина.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты, однако избранный им способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права, и спорного правоотношения, характеру нарушения. Указанной нормой к способам защиты прав отнесен и такой способ, как возмещение убытков.
Пунктами 1.2 ст.401 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательство, или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрено иное. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности истцом наличия всех элементов для взыскания убытков: нарушение ответчиком обязательств в рамках договора (в части погрузки, разгрузки, транспортировки и выдачи багажа, ответственности за фактическое соответствие загрузки по данным перевозочной документации), причинение убытков ОАО АК "Уральские авиалинии", подтвержденный размер убытков, причинная связь между действиями аэропорта и причиненным ущербом.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ доказательств возмещения убытков полностью или в части ответчик суду не представил.
Возражая против возмещения убытков, ответчик указал на то, что ОАО АК "Уральские авиалинии" заявлены требования за пределами срока исковой давности, который в силу пункта 1 статьи 197 Гражданского кодекса РФ является сокращенным и составляет 1 год, исчисление которого начинается со дня исполнения основного обязательства.
Правоотношения сторон по настоящему делу возникли из регрессных требований после возмещения причиненного вреда в виде утраты при авиаперевозке багажа пассажира.
Согласно пункту 3 статьи 797 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017), сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ, не распространяется на требования к участникам процесса транспортировки, основанные на нормах главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявленные требования основаны на статьях 15, 1064 Гражданского кодекса РФ, следовательно, в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ к требованиям о взыскании убытков, возникшим вследствие причинения вреда имуществу (глава 59 ГК РФ), применяется общий трехлетний срок исковой давности.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании п. 3 ст. 200 Гражданского кодекса РФ по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.
В случае обращения заявителя с регрессным требованием к должнику он вправе заявить соответствующее требование в суд в пределах срока исковой давности, начавшего течь не с момента нарушения его права, а с момента исполнения им обязательства в пользу другого лица.
Из материалов дела следует, что истец оплатил возмещение ущерба пассажиру 04.02.2016, а в арбитражный суд с иском обратился 30.01.2019, то есть в пределах срока исковой давности.
Таким образом, довод ответчика о пропуске срока исковой давности отклоняется судом как необоснованный.
На основании изложенного, суд считает, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на ответчика, в связи с чем требование истца о взыскании убытков в размере 12 600 руб. обоснованно и подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб. и была оплачена истцом при подаче иска по платежному поручению от 25.01.2019 № 9201.
В связи с удовлетворением исковых требований расходы по уплате госпошлины в силу статьи 110 АПК РФ отнесены судом на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
взыскать с государственного унитарного предприятия Амурской области «Аэропорт Благовещенск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества авиакомпания «Уральские авиалинии» (ОГРН<***>, ИНН <***>) в порядке регресса убытки, причиненные в результате утраты багажа пассажира ФИО1 с рейса U6-299 по маршруту Москва-Екатеринбург-Благовещенск 17.09.2015., в размере 12 600 руб., расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.
Судья М.В. Сутырина