ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5574/13 от 03.09.2013 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-5574/2013

03 сентября 2013 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи А.А. Стовбуна,

Протокол вел секретарь судебного заседания Р.В. Галичанина,

рассмотрев в судебном заседании заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Прод Лайн» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании: не явились.

установил:

Судом открыто судебное заседание после завершения предварительного заседания, поскольку лица, участвующие в деле, не возразили против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после завершения предварительного заседания.

Арбитражным судом Хабаровского края отказано в обеспечении проведения сеанса видеоконференцсвязи в связи с отсутствием технической возможности.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу, заявитель) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Прод Лайн» о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

Требования обоснованы нарушением условий хранения алкогольной продукции по месту осуществления лицензионной деятельности – <...> литер А10- нарушение подп. 3 п. 2 и п. 4 Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н (далее -Технические условия), а именно- не соблюдения установленного расстояния между стеллажами с продукцией и источниками отопления, не соблюдение параметров влажности в складском помещении.

Ответчик пояснил, что допущенные нарушения устранены.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Прод Лайн» (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Амурской области 25.07.2008 по адресу: <...>. ООО «Прод Лайн» осуществляет свою деятельность на основании лицензии А 600704 от 09.11.2011 на право осуществления закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Срок действия данной лицензии установлен до 09.11.2016. Адрес хранения: <...>, литер А10 помещение 21 площадью 144,7 кв. м.

С 23.07.2013 по 26.07.2013; с 29.07.2013 по 30.07.2013 на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 03.07.2013 № 240 «О проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Прод Лайн» была проведена плановая выездная проверка по месту осуществления лицензионного вида деятельности организации.

В ходе проверки установлено, что организация осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции с нарушением п.п. 2.3 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта. алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н.

Заявителем выявлены следующие нарушения:

В нарушение подпункта 3 пункта 2 Технических условии, складское помещение № 21 оборудовано металлическим стеллажом с хранящейся на нем алкогольной продукцией, расположенным на расстоянии менее 1 м (0.8 м) от батарей системы отопления.

В нарушение пункта 4 Технических условий, с 24.07.2013 по 26.07.2013 в складском помещении № 21 организация осуществляла хранение алкогольной продукции с нарушением влажностного режима хранения указанной продукции (более 85 % относительной влажности), при допустимом режиме хранения алкогольной продукции при относительной влажности воздуха не выше 85%.

30.07.2013 главным специалистом - экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу в отношении ООО «Прод Лайн» с участием представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 627-10/2012 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП России.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает требования МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 14.17 КоАП России установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закона № 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 2 Закона № 128-ФЗ установлено, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу п. 1 ст. 11 и п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию. В частности, лицензии выдаются на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Согласно п. 16 ст. 2 указанного Закона, под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

В соответствии с пп. 2.3 п. 2 ст. 11 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти.

Согласно статьи 5 Федерального закона № 171-ФЗ утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в данном случае в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н утверждены «Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару».

Данными Техническим условиями 59н установлены требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе требования к складским помещениям.

Продукция должна хранится в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые соответствуют требованиям, установленным Техническими условиями 59н.

Технические условия 59н, являются лицензионными и обязательны к соблюдению Обществом. Таким образом, нарушение Технических условий 59н, является нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с лицензией Общества, условия осуществления лицензионного вида деятельности - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Обществом не соблюдались установленные требования.

Общество осуществляло деятельность при нарушении: пп. 2.3 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ, подпункта 3 пункта 2 и пункта 4 Технических условий: не соблюдено установленное расстояние между стеллажами с продукцией и источниками отопления (фактически- 1 м., должно быть не более 0,8 м.), не соблюдение параметров влажности в складском помещении (должна быть не более 85 %, фактически- по показаниям гигрометра психометрического ВИТ-1 № С4386 от 89 % до 95 %), нарушения зафиксированы в акте проверки № у7-а99/10 от 30.07.2013.

У организации имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона № 171-ФЗ, Технических условий, однако Общество не предприняло всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности.

Организация, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Соблюдение указанных ограничений должно быть обеспечено лицом, осуществляющим оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми возможными средствами.

Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом, установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «Прод Лайн» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП России.

При таких обстоятельствах ООО «Прод Лайн» следует привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Санкция в виде конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, судом не применяется, так как указанное наказание может быть применено только в отношении предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, судом не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о том, что промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией обладает достаточно высокой степенью общественной опасности, в связи, с чем малозначительность не может быть применена.

При таких обстоятельствах судом оснований для признания правонарушения малозначительным у суда не имеется.

Факт устранения нарушений ответчиком не влияет на квалификацию вменяемого последнему деяния.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

общество с ограниченной ответственностью «Прод Лайн» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Амурской области 25.07.2008 по адресу: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17. КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, г. Благовещенск, ИНН/КПП: <***>/272101001; БИК: 041012001; сч. № 40101810000000010003;Получатель: УФК по Амурской области (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу); КБК: 160 116 080 000 160 001 40; ОКАТО: 10401000000; назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой апелляционный арбитражный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья А.А. Стовбун