ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5611/2023 от 09.08.2023 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-5611/2023

09 августа 2023 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 09.08.2023.

Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2023.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хаританюк А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) к администрации города Благовещенска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным решения,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 по доверенности 28 АА № 1236135 от 28.06.2021, паспорт;

от ответчика: ФИО3 по доверенности № 01-10/9669 от 21.07.2023, сл.уд.

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Благовещенска (далее – ответчик, администрация) от 29.05.2023 № 03-19/6789, обязании повторно рассмотреть заявление № 3694з от 29.05.2023.

В обоснование указано на неправильное применение ответчиком ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, так как объект незавершенного строительства, принадлежащий заявителю, имеет назначение – жилое.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает. Указывает, что в рассматриваемом случае земельный участок находится в аренде у предпринимателя, в связи с чем следует руководствоваться ст. 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. Постановлением администрации г. Благовещенска от 14.01.2022 № 149, а именно первоначально должен быть изменен вид разрешенного использования объекта капитального строительства, а в последующем меняется вид разрешенного использования земельного участка. В настоящее время предприниматель является собственником объекта незавершенного строительства с назначением – жилое. Указывает, что предприниматель обратился в администрацию г. Благовещенска с уведомлением о реконструкции гостевого дома в индивидуальный жилой дом.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва. Со ссылкой на положения ст. 51.1 ГрК РФ полагает, что заявитель должен получить разрешение на строительство для реконструкции гостевого дома. Полагает оспариваемое решение законным. К материалам дела приобщено уведомление ИП ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 22.05.2023 в полном объеме, так как заявителем представлены листы 1 и 3 данного уведомления.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из ЕГРН от 20.12.2021 КУВИ-002/2021-169522190, земельный участок с кадастровым номером 28:01:040717:48, местоположение <...> площадью 1 726 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для строительства зданий гостиничного комплекса. Данные о правообладателе отсутствуют. Земельный участок находится в аренде у ФИО1, срок действия с 17.09.2009 по 26.07.2012 на основании договора купли-продажи от 20.11.2021.

ФИО1 является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 28:01:040717:169, местоположение <...> степень готовности 5%, основная характеристика объекта незавершенного строительства и ее проектируемое значение: площадь застройки 277.1 кв.м., проектируемое назначение – жилое (выписка из ЕГРН от 25.11.2021).

22.05.2023 представитель ФИО1 ФИО2, действуя на основании доверенности, обратилась в администрацию г. Благовещенска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (зарегистрировано № 3694з от 29.05.2023), указав следующее:

- кадастровый номер земельного участка 28:01:040717:48;

- сведения о виде разрешенного использования земельного участка: для строительства зданий гостиничного комплекса;

- сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом): ИЖС;

- цель подачи уведомления (строительство или реконструкция): реконструкция гостевого дома;

- площадь застройки 634,7 кв.м.

29.05.2023 администрацией г. Благовещенска дан ответ исх. № 03-19/6789, согласно которому в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции подается застройщиком только в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Для реконструкции (завершение строительства объекта незавершенного строительства) гостевого дома уведомительный порядок неприменим и требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию). Таким образом, у администрации нет оснований для рассмотрения уведомления ФИО1 в рамках положений ст. 51.1 ГрК РФ и направления ему уведомлений, предусмотренных п. 2 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ.

Полагая, что указанное решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя в предпринимательской сфере, ИП ФИО1 обратился в суд.

Оценив представленные по делу доказательства и установленные судом обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, в суд с требованиями о признании незаконным решения от 29.05.2023, заявитель обратился 23.06.2023, срок обращения в суд не пропущен.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (статья 2 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Пунктом 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется.

Понятие объекта индивидуального жилищного строительства закреплено законодателем в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и представляет собой отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. Постановлением Администрации города Благовещенска от 14.01.2022 N 149, объект индивидуального жилищного строительства (одноквартирный жилой дом, индивидуальный жилой дом - данные понятия в настоящих Правилах и иных муниципальных правовых актах применяются в одном значении) - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить уведомление о планируемом строительстве или реконструкции в уполномоченный орган строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса, статья 17 Закона N 340-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером 28:01:040717:169, местоположение <...> степень готовности 5%, основная характеристика объекта незавершенного строительства и ее проектируемое значение: площадь застройки 277.1 кв.м., проектируемое назначение – жилое.

Из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании 09.08.2023 следует, что в настоящее время указанный объект является гостевым домом и согласно уведомлению от 22.05.2023 (зарегистрировано № 3694з от 29.05.2023), ИП ФИО1 намерен осуществить его реконструкцию в индивидуальный жилой дом.

С учетом пояснений представителя заявителя ФИО2, суд полагает установленным обстоятельство, что принадлежащий ИП ФИО1 объект капитального строительства является гостевым домом.

Таким образом, из пояснений представителя ИП ФИО1 и уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 22.05.2023 (зарегистрировано № 3694з от 29.05.2023) следует, что заявитель намеревался не осуществить строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, а намерен произвести реконструкцию принадлежащего ему гостевого дома в индивидуальный жилой дом.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, осуществление муниципального земельного контроля, осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке, о соответствии (несоответствии) параметров построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, принятие решения о сносе самовольной постройки.

Согласно ч. 7, 10 ст. 51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Поскольку при рассмотрении уведомления ИП ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 22.05.2023 администрацией г. Благовещенска было установлено, что заявитель намерен осуществить реконструкцию не объекта индивидуального жилищного строительства, а гостевого дома, ответчик правомерно указал в оспариваемом решении об отсутствии основания для рассмотрения уведомления в рамках положений ст. 51.1 ГрК РФ и направления уведомлений, предусмотренных п. 2 ст. 7 ст. 51.1 ГрК РФ, поскольку для реконструкции гостевого дома уведомительный порядок неприменим и требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию).

Ссылки заявителя на ст. 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. Постановлением администрации г. Благовещенска от 14.01.2022 № 149 в рассматриваемом случае не имеют значения для разрешения спора, поскольку оспариваемое решение администрации г. Благовещенска не мотивировано несоответствием вида разрешенного использования земельного участка виду разрешенного использования объекта капитального строительства. Решение ответчика обосновано положениями ст. 51.1 ГрК РФ и намерением заявителя осуществить реконструкцию не объекта индивидуального жилищного строительства (садового дома), а иного объекта – гостевого дома.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в полном объеме.

На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.С. Воробьёва