ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5795/13 от 17.09.2013 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-5795/2013

17 сентября 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи А.А. Стовбуна

При участии секретаря судебного заседания Р.В. Галичаниной

рассмотрев в судебном заседании заявление «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (открытого акционерного общества) (ОГРН 1022800000079, ИНН 2801023444)

к

Центральному Банку Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности и представления

при участии в заседании: от заявителя: Лавренюк Р.В. – дов. № 03-2655 от 24.12.2012

от ответчика: Калиниченко Т.В.. – дов. от 17.12.2010, Врагова Н.К. – дов. от 17.12.2010

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратился «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (открытое акционерное общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Амурской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 10-13-Ю/0013 от 08.08.2013, которым оно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Кроме того, обжаловал представление от 08.08.2013 № 10-13-Ю/0013/3130 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Заявитель считает, что необоснованно привлечен к административной ответственности за указанное правонарушение, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как, заявителю вменено в вину не предоставление сведений о представителе продавца, не являющегося клиентом банка, тогда как нормы статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации, Закон N 115-ФЗ), возлагают на банк обязанности предоставлять сведения о совершении операции с денежными средствами или имуществом клиентами банка. Лицо, совершившее операцию с имуществом (договор купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15.12.2012)- Бородатый Е.В., от имени которого действовал Бородатый В.Ф., не являлся клиентом банка, в связи с чем информация о нем при направлении сообщения № 22667 не была заполнена.

Ответчик с требованиями не согласен, считает оспариваемые постановление и представление законными и обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:

«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (открытое акционерное общество) (ОГРН 1022800000079, ИНН 2801023444) зарегистрирован Центральным Банком Российской Федерации 14.02.1992 за № 1810, по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225.

В соответствии с п. 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Должностным лицом Главного управления Центрального Банка Российской Федерации 26.07.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 10-13-Ю/0013/1020, в котором зафиксирован факт неисполнения законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Постановлением заместителя начальника Главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 08.08.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 10-13-Ю/0013 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 50 000 рублей.

Кроме того, административным органом вынесено представление от 08.08.2013 № 10-13-Ю/0013/3130 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с данными постановлением и представлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Часть 4 названной статьи устанавливает правило, согласно которому по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно пункту 2.1 Положения Банка России № 321-П и в соответствии с Договором о передаче - приеме отчетов (информации, сообщений) в виде электронного сообщения (ОЭС), снабженных кодом аутентификации, от 10 мая 2011 года № 20-7-1 «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ, в виде ОЭС через ГУ Банка России по Амурской области (адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Святителя Иннокентия, 17).

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации, Закон N 115-ФЗ) порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Центральный банк Российской Федерации на основании статьи 7 Закона N 115-ФЗ разработал и утвердил Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 29.08.2008 N 321-П (далее по тексту - Положение N 321-П).

В силу статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ, данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 5 Закона о противодействии легализации к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.

П.1 ст. 6 1. Закона о противодействии легализации установлено:

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

В пункте 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации обозначено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;

2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в том числе по установлению в отношении них сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;

3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;

4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

5) предоставлять в уполномоченный орган по его письменному запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, дополнительную информацию об операциях клиентов, объем, характер и порядок предоставления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации - также предоставлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом письменных запросов определяется Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Обязанность, возложенная на кредитную организацию нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 6, подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Положением Банка России № 321-П, не содержит каких-либо исключений и требует, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены достоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащим образом, в установленном порядке и в установленный срок.

Как следует из оспариваемого постановления, в вину заявителю вменены следующие факты:

25 декабря 2012 года «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) гпри документальном фиксировании и представлении в уполномоченный орган сведений по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, и соответствующей коду вида операции 8001 «Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю» (сообщение № 22667) нарушил порядок, установленный пунктами 2.5 (строки 98, 100, 102, 103, 105, 107-109, 111, 113, 115-117, 119-121, 124-126 и 134 Приложения 4) и 2.7 Положения Банка России № 321-П, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и пунктом 12.5 Правил внутреннего контроля.

Договор купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года заключен между клиентом «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) Федяровым Александром Борисовичем (счет № 40817810400750008683) (Покупатель) и Бородатым Владиславом Федоровичем, действующим от имени и в интересах Бородатого Евгения Владиславовича по доверенности от 02.11.2012 за реестровым номером № 23АА2139351 (Продавец), на сумму 4000000 рублей. Право собственности по указанному договору зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) 19 декабря 2012 года. Указанная сделка с недвижимым имуществом согласно статье 3 и пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ подлежит обязательному контролю, и сведения по ней в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ должны быть документально зафиксированы и представлены кредитной организацией в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения сделки. Договор купли-продажи квартиры №0075/0298029 от 15 декабря 2012 года представлен в кредитную организацию 24 декабря 2012 года, о чем на договоре учинена отметка о дате его получения кредитной организацией. При документальном фиксировании и представлении «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) в уполномоченный орган 25 декабря 2012 года сведений об указанной сделке (сообщение № 22677), соответствующей коду вида операции 8001 «Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю»:

в поле «TU1» (тип участника операции) указано «0» (операция осуществляется без участия представителя плательщика по операции с денежными средствами или иным имуществом), фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15-декабря 2012 года - «2» (физическое лицо);

в поле «NAMEU1» (для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии последнего) полностью в указанном порядке) указано «О», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года -«Бородатый Владислав Федорович»;

в поле «KODCR1» (код места жительства) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года-«64300»;

в поле «KODCN1» (гражданство) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года -«64300»;

в полях «AMR_S1» и «ADRESS_S1» (код субъекта Российской Федерации по ОКАТО) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года - «98»;

в полях «AMR_G1» и «ADRESS_G1» (населенный пункт (город, ПГТ, сельский населенный пункт и т.п.) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года - «Якутск»;

в полях «AMR_U1» и «ADRESS_U1» (наименование улицы) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «Ойунского»;

в полях «AMR_D1» и «ADRESS_D1» (номер дома (номер владения)) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «41»;

в полях «AMR_01» и «ADRESS_Оl» (номер офиса (номер квартиры)) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «67»;

в поле «KD1» (код вида документа, удостоверяющего личность) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «21»;

в поле «SD1» (серия документа, удостоверяющего личность) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года - «98 03»;

в поле «VD11» (номер документа, удостоверяющего личность) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «769869»;

в поле «VD12» (наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющего личность физического лица) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года -«2-м ОВД гор. Якутска Республики Саха (Якутия)»;

- в поле «VD13» (дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «25.03.2004»;

в поле «GR1» (дата рождения в соответствии с документом, удостоверяющим личность) указано «0», фактически, согласно преамбуле Договора купли-продажи квартиры № 0075/0298029 от 15 декабря 2012 года- «15.08.1958».

В соответствии с абзацем 10 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ выполнение кредитными организациями требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган относится к осуществлению внутреннего контроля. В целях исполнения требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом Положением Банка России № 321-П установлен порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений об операциях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ. Согласно пункту 2.5 Положения Банка России № 321-П, описание структуры файла ОЭС представлено в Приложениях 3 и 4 к указанному Положению. В соответствии с Приложением 4 к Положению Банка России № 321-П, для отражения в ОЭС сведений о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени лица, совершающего операцию, или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в частности о типе участника операции предусмотрено поле «ТТЛ» (строка 98 Приложения 4), о фамилии, имени, отчестве физического лица предусмотрено поле «NAMEU1» (строка 100 Приложения 4); об адресе места жительства или местонахождения физического лица, в частности о коде места жительства предусмотрено поле «KODCR1» (строка 102 Приложения 4), о гражданстве предусмотрено поле «KODCN1» (строка 103 Приложения 4), о коде субъекта Российской Федерации по ОКАТО предусмотрены поля «AMR_S1» и «ADRESS_S1» (строки 105 и 11З Приложения 4), о населенном пункте (город, ПГТ, сельский населенный пункт и т.п.) предусмотрены поля «AMR_G1» и «ADRESS_G1» (строки 107 и 115 Приложения- 4), о наименовании улицы предусмотрены поля «AMR_U1» и «ADRESS_U1» (строки 108 и 116 Приложения 4), о номере дома (номере владения) предусмотрены поля «AMR_D1» и «ADRESS_D1» (строки 109 и 117 приложения 4); о номере офиса (номере квартиры) «AMR_O1» и «ADRESS_O1» (строки 111 и 119 Приложения 4); о коде вида документа, удостоверяющего личность физического лица предусмотрено поле «KD1» (строка 120 Приложения 4), о серии документа, удостоверяющего личность физического лица предусмотрено поле «SD1» (строка 121 Приложения 4), о номере документа, удостоверяющего личность физического лица предусмотрено поле «VD11» (строка 124 Приложения 4), о наименовании органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность физического лица предусмотрено поле «VD12» (строка 125 Приложения 4), о дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица предусмотрено поле «VD13» (строка 126 Приложения 4), о дате рождения физического лица, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, предусмотрено поле «GR1» (строка 134 Приложение 4). Согласно пункту 2.7 Положения Банка России № 321-П ответственность за содержание данных, включаемых в ОЭС, несет кредитная организация - владелец ключа КА, которым снабжено ОЭС. Нарушив в сообщении № 22667 (20 эпизодов), направленном 25 декабря 2012 года в уполномоченный орган, порядок заполнения ОЭС, установленный пунктами 2.5 (строки 98, 100, 102, 103, 105, 107-109, 111, 113, 115-117, 119-121, 124-126 и 134 Приложения 4) и 2.7 Положения Банка России № 321-П, по отражению сведений о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени лица, совершающего операцию, или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) не исполнил требования законодательства по осуществлению внутреннего контроля, что повлекло представление в уполномоченный орган ненадлежащих сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Обязанность, возложенная на кредитную организацию нормами пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ и Положением Банка России № 321-П, не содержит каких-либо исключений и требует, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены надлежащие сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в установленном порядке и в установленный срок.

У «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) имелась возможность для соблюдения установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (31 мая 2011 года Председателем правления «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) утверждены Правила внутреннего контроля «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в пункте 12.5 которых установлено, что «описание структуры ОЭС представлено в Приложениях 4 и 5 к положению Банка России № 321-П»; Приказом от 01 ноября 2006 года № 15/1 назначен сотрудник, ответственный за реализацию в банке Правил внутреннего контроля, на период отсутствия которого (с 10 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года) Приказом от 06 декабря 2012 года № 001203-П назначался сотрудник его замещающий; кредитная организация при представлении в уполномоченный орган сообщения № 22667 от 25 декабря 2012 года располагала документами (информацией), содержащими сведения, необходимыми для представления в уполномоченный орган надлежащей информации в соответствии с Положением Банка России № 321-П), но банком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Неисполнение «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) законодательства по осуществлению внутреннего контроля, не повлекшее непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (нарушены пункты 2.5 (строки 98, 100, 102, 103, 105, 107-109, 111, 113, 115-117, 119-121, 124-126 и 134 Приложения 4) и 2.7 Положения Банка России № 321-П, пункт 12.5 Правил внутреннего контроля) верно квалифицированы по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Объективные обстоятельства, которые не позволили «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) исполнить обязанности, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, не установлены.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) установлены не были.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признано повторное совершает аналогичного административного правонарушения, в связи с чем банк был привлечен к административной ответственности постановлениями № 10-13-Ю/0035/3110 и 10-13-Ю/0036/3110.

При таких обстоятельствах суд считает доказанной вину заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения и установленным наличие события административного правонарушения.

При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении судом проверены. Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Суд считает невозможным применение к спорным отношениям положения статьи 2.9 КоАП.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, как следует из судебных актов по делу № А04-2772/2013, заявитель в 2013 году уже бы привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, суд, установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, освободил его от ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния.

Поскольку заявитель уже был освобожден от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения и повторно в течение года совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрено иной частью ст. 15.27 КоАП РФ, суд не считает возможным освободить заявителя от административной ответственности с применением положений ст. 2.9. КоАП РФ.

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.2013 № 10-13/Ю/0013 следует отказать.

Оспариваемое представление вынесено в пределах полномочий, предоставленных административному органу ст. 29.13 КоАП РФ. Поскольку оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется, не имеется и оснований для отмены оспариваемого представления.

Заявления данной категории государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.

Судья А.А. Стовбун