Именем Российской Федерации | |||||||||||||
<...> | |||||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||||
Арбитражный суд Амурской области | |||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6137/07-5/460 | |||||||||||
“ | “ | августа | |||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | М.А. Басос | ||||||||||||
При участии помощника судьи | - | ||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании заявление | Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области | ||||||||||||
к | Индивидуальному предпринимателю ФИО1 | ||||||||||||
о привлечении к административной ответственности | |||||||||||||
Протокол вел: Басос М.А., судья | |||||||||||||
При участии в заседании: от заявителя: ФИО2, доверенность от 15.11.2006; от ответчика: не явился | |||||||||||||
установил: | |||||||||||||
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявление обосновано тем, что в ходе проведения проверки ИП ФИО1 соблюдения лицензионных требований и условий были установлены нарушения, о чем был составлен протокол об административном правонарушении.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции за каждое правонарушение.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Копию определения арбитражного суда от 08.08.2007 получил лично.
В соответствии с ч.3 ст.156, ст.205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав доводы заявителя, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован Администрацией г.Зея 10.07.2003 № 511 за основным государственным регистрационным номером 304281511200074, ИНН <***>. Предприниматель имеет лицензию от 27.05.2004 № АСС 28 401736 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В соответствии с п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Проверкой соблюдения условий лицензирования, проведенной Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Амурской области, установлено, что 19 июля 2007 года в 19 часов 45 минут на 1 километре автомобильной дороги Зея –ФИО3 ФИО1 допустил осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярному межмуниципальному автобусному маршруту общего пользования № 595 «Зея – Сосновый Бор - Тыгда» на автобусе Санг-Янг-Истана государственный номер <***> с нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно, осуществлял перевозку пассажиров без согласованного с администрацией Амурской области графика (расписания) движения; с использованием в перевозке общего пользования автобуса, не имеющего «одобрения типа транспортного средства» и не соответствующего данному виду перевозок; не обеспечил водителей схемой маршрута с указанием опасных участков; не обеспечил внешнее и внутреннее оборудование и оформление автобуса (в салоне автобусов отсутствовали таблица стоимости проезда и табличка с фамилией водителя, на автобусе отсутствовали передний указатель следования и номер маршрута, боковой указатель маршрута следования и задний указатель номера маршрута).
ИП ФИО1 19 июля 2007 года в 20 часов 20 минут на 1 километре автомобильной дороги Зея –Тыгда допустил осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярному городскому маршруту № 595 «Зея – Сосновый Бор - Тыгда» на автобусе Санг-Янг-Истана государственный номер <***> с вышеуказанными нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2007 № 161.
Действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт совершения правонарушения подтвержден актом проверки от 19.07.2007 № 76, сообщением ГАИ о нарушении условий лицензирования № 65 от 19.07.2007 и иными материалами дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с ч. 1 ст.16 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ст.15 закона установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 5.2.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказам Министерства РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от видов перевозок. Данной нормой предусмотрена обязанность владельца транспортного средства выбирать автобус в зависимости от видов перевозок указанных в лицензии.
На основании пункта 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, организации и предприниматели обязаны обеспечить использование для перевозки транспортных средств, соответствующих виду перевозки.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обеспечивают соблюдение ГОСТ 25478-91 (ныне - ГОСТ Р 51709-2001), других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.
Порядок сертификации механических транспортных средств установлен постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19.
В силу раздела 1 указанного порядка «одобрение типа транспортного средства» представляет собой процедуру, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития и торговли РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 определено, что паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные после 01.07.1993 и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или иного документа, удостоверяющего соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, определяемого законодательством Российской Федерации, либо при наличии Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям. В строке паспорта «17. Одобрение типа ТС» указываются номер, под которым сведения об одобрении включены в Государственный реестр, дата выдачи одобрения и наименование органа по сертификации, оформившего указанный документ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Амурской области от 22.12.2004 N 394-ОЗ «Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области» предусмотрено, что обслуживание регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов общего пользования осуществляется серийными автобусами отечественного и зарубежного производства, соответствующими виду перевозок, имеющими "одобрения типа транспортного средства", с правосторонним расположением дверей для пассажиров. Привлечение автобусов к обслуживанию регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов в части наличия «одобрения типа транспортного средства» применяется с 1 июля 2005 года.
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Таким образом, обязательность сертификации транспортного средства и получение «одобрения типа транспортного средства» предусмотрена законодательством в связи необходимостью установления соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок и обеспечения безопасности перевозок.
В соответствии с п.55 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).
Согласование расписаний движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах с органами местного самоуправления предусмотрено п.5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 № 176.
В соответствии со ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно п.3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями расписаний движения.
Согласно п.п. 5.2.4, 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости. Владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения.
В соответствии с п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Пунктами 5.7.2, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
В соответствии с п.15,16 Приложения № 21 Приказа от 31 декабря 1981 № 200, утвержденного приказом министерство автомобильного транспорта РСФСР «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» внешнее оформление автобуса включает: передний указатель следования и номер маршрута; боковой указатель маршрута следования; задний указатель номера маршрута; табличку или надпись "Выход"; передний и задний наружные инвентарные номера автобуса. Передний указатель маршрута следования помещается в застекленной нише над ветровым стеклом автобуса. На указателе даются наименования начального и конечного пунктов маршрута и присвоенный этому маршруту номер. Номер маршрута располагается в середине между наименованием пунктов маршрута. Боковой указатель маршрута следования устанавливается: на автобусах с одной дверью - с левой стороны двери; на двух- и трехдверных автобусах - справа от последней двери; на четырехдверных автобусах - с левой стороны второй двери и правой стороны четвертой двери. На боковом указателе маршрута следования указываются номер и наименование начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов. Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса. Табличка или надпись "Выход" укрепляется (наносится) внутри над дверью автобуса. Передний инвентарный номер автобусов наносится на передней стенке кузова справа у нижней кромки лобового стекла, задний - на задней стенке кузова слева по ходу автобуса у нижней кромки стекла.
Внутреннее оформление автобусов включает: табличку с фамилиями водителя и кондуктора; таблички с указанием номеров мест на сиденьях; таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов; таблицу стоимости проезда; правила пользования автобусом; надпись или табличку о порядке оплаты проезда в бескондукторном автобусе; внутренний инвентарный номер автобуса. Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки - на лобовой стенке салона автобуса.
В нарушение указанных норм ИП ФИО1 не обеспечил внешнее и внутреннее оборудование и оформление автобуса (в салоне автобусов отсутствовали таблица стоимости проезда и табличка с фамилией водителя, на автобусе отсутствовали передний указатель следования и номер маршрута, боковой указатель маршрута следования и задний указатель номера маршрута).
Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя.
Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на предпринимателей - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вывод административного органа о том, что предпринимателем допущено 2 нарушения, ответственность за совершение которых должна определяться по их совокупности, является ошибочным. Фактически имело место административное правонарушение, допущенное предпринимателем, выразившееся в том, что 19.07.2007 предпринимателем были выпущены автобусы, принадлежащие ему, с нарушениями условий лицензирования, в связи с чем, предприниматель подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за допущенное им одно административное правонарушение.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, доказанности факта совершенных предпринимателем правонарушения и считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и применить штраф в минимальном размере 3 000 рублей, при этом суд учитывает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства привлечение предпринимателя к ответственности впервые.
Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <...>, зарегистрированного Администрацией г.Зея 10.07.2003, основной государственный регистрационный номер 304281511200074, ИНН <***>, проживающего по адресу: <...>, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 наказание по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его получения в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г.Хабаровск) и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через арбитражный суд Амурской области.
Судья М.А. Басос