ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6232/2021 от 11.10.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-6232/2021

октября 2021 года

изготовление решения в полном объеме

резолютивная часть

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.А. Чертыкова,

при ведении протокола с использованием  средств аудиозаписи секретарем судебного заседания И.С. Керимовой

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Муковнина Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304282721200012, ИНН 281600044270) – главы КФХ «Полевое» к Министерству сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009071, ИНН 2801123689) о признании незаконным решения,

Третьи лица:

- Администрация Ивановского района,

- Администрация Белогорского муниципального округа

при участии в заседании:

от заявителя: представитель Дронова Е.В., по доверенности от 27.09.2021 (3г), удостоверение адвоката; представитель Перехожева Ю.А., по доверенности от 07.08.2019  № 28АА 1073044 (5л), диплом о наличии высшего юридического образования 102724 0397388, паспорт;

от ответчика: представитель Орлова К.Н., по доверенности от 22.12.2020 № 06/5733 (1г), диплом о наличии высшего юридического образования 103924 3067629, служебное удостоверение; представитель Степаненко И.Н., по доверенности от 22.12.2020 № 06/5733 (1г), диплом о наличии высшего юридического образования ВСГ 4450936, служебное удостоверение;

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.

установил,

в арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Муковнин Дмитрий Александрович глава КФХ «Полевое» (далее – заявитель, предприниматель, глава КФХ) с заявлением к Министерству сельского хозяйства Амурской области (далее – ответчик, министерство) о признании незаконным решения об отказе в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии за не достижение результата предоставления субсидии, выраженное в выставлении требования от 25.02.2021 № 14/881, о признании незаконным требования от 25.02.2021 № 14/881.

Третьи лица в судебное заседание 28.09.2021 не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом.

От третьего лица – Администрации Белогорского муниципального округа в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От третьего лица – Администрации Ивановского района в суд поступил отзыв на заявление, согласно которому считает необходимым удовлетворить заявленные требования.

От Министерства сельского хозяйства АО в суд поступил отзыв на заявление, согласно которому просило суд в удовлетворении требований отказать. Также направили в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в ином судебного заседании.

Представитель заявителя ходатайствовал об объявлении перерыва в судебном заседании, указав на необходимость ознакомления с позицией сторон по существу заявленных требований.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, объявил перерыв в судебном заседании до 05.10.2021 до 09 час. 10 мин.

После перерыва судебное заседание возобновлено 05.10.2021 в 09 час. 10 мин.

Третьи лица в судебное заседание 05.10.2021 не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом.

От третьего лица – Администрации Ивановского района в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заявителя ходатайствовал об уточнении заявленных требований, просил суд признать незаконным решение об отказе в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии за не достижение результата предоставления субсидии, выраженное в решении Комиссии по рассмотрении документов, предоставляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии от 17.02.2021, оформленное в виде выписки из протокола № 6. Признать незаконным требование № 14/881 от 25.02.2021 о возврате субсидии в сумме 5 841 419 руб.

Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению по правилам статьи 49 АПК РФ.

Судом, в связи с необходимостью ознакомления с уточненными требованиями, в судебном заседании объявлен перерыв до 11.10.2021 до 09 час. 00 мин.

После перерыва судебное заседание возобновлено 11.10.2021 в 09 час. 00 мин.

Третьи лица в судебное заседание 11.10.2021 не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом.

Представитель заявителя на уточненных требованиях настаивал, поддерживал доводы, отраженные в заявлении.

Представитель ответчика требования не признавал, возражал против их удовлетворения.

Исследовав доводы лиц, участвующих в деле и представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Полевое» индивидуальный предприниматель Муковнин Дмитрий Александрович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за номером 304282721200012 с основным видом деятельности выращивание зерновых культур.

26.08.2020 между Министерством сельского хозяйства Амурской области и ИП Муковниным Д.А. заключено соглашение № 10-2020-03894 о предоставлении из федерального бюджета субсидии индивидуальному предпринимателю – производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно данному соглашению предпринимателю в 2020 году получил субсидию в целях возмещения затрат, в размере 15 429 000 рублей, с исполнением планового показателя 5,143 тыс. тонн.

09.02.2021 заявитель обратился в Министерство с заявлением об освобождении от применения мер ответственности, за невыполнение показателя в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

09.02.2021 (входящий штамп) заявление поступило в Министерство и передано ответственному лицу для подготовки предложений (Кибиреву К.В.).

Начальником управления растениеводства и земледелия Кибиревым К.В. составлена служебная записка о необходимости назначении заседания комиссии по рассмотрению документов ИП муковнина Д.А. в связи с недостижением им значения показателя результативности за 2020 год.

17.02.2021 выпиской из протокола №6 комиссия по рассмотрению документов, предоставляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии, рассмотрела документы ИП Главы КФХ Муковнина Д.А. решила отказать в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии за недостижение результата субсидии «Объем реализованных и (или) отгруженных на собственную переработку масличных культур».

25.02.2021 ответчик письмом №14/880 сообщил Главе КФХ Муковнину Д.А. об отказе в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии за недостижение результата предоставления субсидии, в связи с несоответствием предоставленных документов требованиям подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Порядка, утвержденного приказом  министерства сельского хозяйства Амурской области №55 от 18.03.2020.

25.02.2021 Министерством выставлено требование №14/881 о возврате субсидии в областной бюджет в сумме 5 841 419,40 рублей, в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего требования.

Заявитель, не согласившись с указанными решением и требованием обратился в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В отзыве на заявление ответчик указал на пропуск предпринимателем срока на обжалование решения.

Заявитель возражал против указанного довода ответчика, указал на то, что срок на обжалование не пропущен.

Суд, изучив указанный довод ответчика, пришел к следующему выводу.

 Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).

Как установлено судом, решение об отказе предпринимателю в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии за не достижение результата предоставления субсидии было оформлено протоколом № 6 от 17.02.2021.

Основания отказа также были отражены в уведомлении от 25.02.2021 № 14/880.

При этом, как следует из материалов дела, в адрес предпринимателя Министерством было направлено лишь требование о возврате субсидии в областной бюджет от 25.02.2021 № 14/881.

Доказательств того, что уведомление от 25.02.2021, а также выписка из протокола от 17.02.2021 № 6 были приложены к указанному требованию и направлены в адрес предпринимателя, материалы дела не содержат. Опись вложений к указанному письму у суда отсутствует.

Статьей 117 АПК РФ определено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации; арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными, и если не истек предельно допустимый срок для восстановления.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Признание причин пропуска срока уважительными является правом суда. При этом уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены к уважительным причинам пропуска срока на подачу заявлений такого рода, законодателем не определен, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В данной связи, учитывая, что мотивы отказа предпринимателю в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии были отражены в протоколе от 17.02.2021, а также в уведомлении, а должные доказательства направления указанных документов в адрес заявителя в материалах дела отсутствуют, принимая во внимание, что указанные выше обстоятельства документально оспорены не были, а также учитывая недопустимость установления правовых и фактических преград для доступа к правосудию, суд приходит к выводу о необходимости восстановления процессуального срока предпринимателю для обращения с указанным заявлением в суд.

Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник относительно законности отказа ответчика в освобождении заявителя от возврата части выплаченной субсидии за невыполнение  результата предоставления субсидии в рамках государственной поддержки производства масличных культур, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 25.06.2020 №415, в связи с гибелью урожая в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Правила предоставления субсидии на государственную поддержку стимулирования увеличения производства масличных культур утверждены Постановлением Правительства Амурской области от 25.06.2020 № 415.

Согласно пункту 1.3 статьи 1 указанных Правил, субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством сельского хозяйства Амурской области сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур и (или) их реализацию, осуществляющим свою деятельность на территории Амурской области (далее - заявители), в рамках реализации регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», входящего в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт», на возмещение части затрат на производство масличных культур в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные настоящими Правилами.

Порядок отбора заявителей для предоставления субсидии определен статьей 2 Правил.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 Правил предоставление субсидии производится на основании соглашения заключенного между министерством и получателем.

Как установлено судом, 26.08.2020 между ИП Главой КФХ Муковниным Д.А. и министерством сельского хозяйства Амурской области было заключено соглашение №10-2020-03894, согласно которому предприниматель получил субсидию в целях возмещения части затрат, связанных с  производством масличных культур в размере 15 429 000 рублей.

В соответствии с пунктом 4.1.4.1 Соглашения  №10-2020-03894 министерство обязуется устанавливать показатели результативности в приложении к настоящему Соглашению, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Приложением № 2 к Соглашению необходимый показатель производства масличных культур составляет 5,143 тысяч тонн. Срок достижения показателя 01.01.2021.

В соответствии с пунктом 4.3.3.1 Соглашения Получатель обязуется предоставлять Предоставителю отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 15 рабочего дня, следующего за отчетным годом.

Аналогичные требования определены пунктом 4.1 Правил, где получатель в срок до 12 января года, следующего за годом получения субсидии, представляет в министерство отчет о достижении результата предоставления субсидии и показателя результативности по форме, установленной в Соглашении.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что 09.02.2021 заявитель  направил в адрес Министерства обращение о невыполнении им показателей результативности в рамках соглашения № 10-2020-03894. Невыполнение необходимого показателя допущено вследствие факторов непреодолимой силы: переувлажнения почвы и в результате гибели урожая.

К обращению заявителем были приложены: акты о результатах обследования объектов растениеводства Ивановского и Белогорского районов, сведения Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Дальневосточного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о количестве выпавших осадков, оценки опасных агрометерологических явлений, отчетность по форме 2- фермер (КФХ) сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур, фототаблицы состояния почвенных покровов полей с указанием кадастровых номеров земельных участков.  

Абзацем 2 статьи 5.2 Правил установлено, что в случае недостижения получателем результата предоставления субсидии и значения показателя результативности, установленного в Соглашении, получатель обязан осуществить возврат субсидии (V(возврат)) в областной бюджет в объеме, рассчитанном по следующей формуле: V(возврат) = C x k, где: С – размер субсидии, предоставленной получателю, коэффициент возврата субсидии.

Основанием для освобождения получателя от применения меры ответственности в случае недостижения им результата предоставления субсидии и значения показателя результативности, установленного в Соглашении, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (пункт 5.2 Правил).

Заявитель, руководствуясь требованиями настоящих Правил, представил  документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии и значения показателя результативности.

При этом, иного перечня документов подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии и значения показателя результативности в Правилах предоставления субсидии на государственную поддержку стимулирования увеличения производства масличных культур, утв.  Постановлением Правительства Амурской области от 25.06.2020 N 415, не содержится.

Изучив, представленный в материалы дела отзыв ответчика, суд не может согласиться с доводом о недостаточности направленных Муковниным Д.А. документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии в виду следующих обстоятельст.

Приказом Министерства сельского хозяйства Амурской области №55 от 18.03.2020 утвержден порядок и сроки рассмотрения документов, предоставляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии.

Как следует из раздела 2 настоящего Порядка наступление опасных природных явлений, таких как наводнение, подтопление, паводок, переувлажнение почвы, град, засуха почвенная, оползень, ураганный ветер, лавина, сель на территории соответствующих муниципальных образований Амурской области, подтверждается следующими документами: справкой о наступлении опасного природного явления, выданной получателю Федеральным государственным бюджетным учреждением «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и введением на территории муниципального образования Амурской области режима чрезвычайной ситуации (при возникновении) в году предоставления субсидии.

Разделом 3 Порядка предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности использования субсидий, предоставленных министерством, в году, в котором получена субсидия, получатель субсидии не позднее даты, установленной в Соглашении, представляет в министерство в произвольной форме письменное объяснение, заверенное печатью получателя субсидии (при ее наличии) и подписанное лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени получателя субсидии в соответствии с его учредительными документами, либо иным уполномоченным лицом, имеющим право действовать от имени получателя субсидии на основании доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия уполномоченного лица на подписание документов, с приложением следующих документов: копия документа, устанавливающего введение на территории муниципального образования режима чрезвычайной ситуации, вызванной опасными природными явлениями, указанными в пункте 2.1 раздела 2 настоящего Порядка (при возникновении); акт обследования объектов растениеводства и (или) другие подтверждающие документы.

Предприниматель обращение о не достижении показателей результативности использования субсидии направил в регулирующий орган в установленный Порядком срок.

Как следует из выписки из протокола от 17.02.2021, министерство, отказывая в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии, ссылается на приказ № 55 от 18.03.2020.

Указанный приказ является нормативным актом органа государственной власти, поскольку является официальным документом, принятым в определенной форме правотворческим органом в пределах его полномочий, действие которого распространяется на неопределенный круг лиц, направленный на установление, изменений и отмену правовых норм.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен перечень необходимой информации о деятельности органов государственной власти, размещаемой в сети «Интернет», включающий информацию о нормотворческой деятельности нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. а ч. 1 Закона).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа государственной власти.

Однако, как установлено судом, данный документ на официальном сайте министерства сельского хозяйства Амурской области https://agro.amurobl.ru/ Приказ № 55 от 18.03.2020 в размещенных нормативных актах отсутствует (включая сведения архива сайта).

Данный факт ответчиком оспорен не был.

Приказом Министерства сельского хозяйства Амурской области от 11 мая 2021 года № 147 были утверждены Порядок и сроки рассмотрения документов, представляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии и значения показателя результативности, указанный Приказ № 147 опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства Амурской области.

Ранее действовавший Приказ № 55 от 18.03.2020 на сайте Министерства сельского хозяйства Амурской области отсутствует, доказательств его опубликования в установленном законом порядке, не имеется.

Таким образом, ответчиком не представлено надлежащих доказательств факта размещения приказа №55 от 18.03.2020 на момент с 01.01.2021 по 17.02.2021 на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Амурской области, что позволяет сделать вывод об отсутствии возможности у индивидуального предпринимателя своевременно ознакомиться с данным нормативным актом и представлении всех необходимых документов для рассмотрения его заявления от 09.02.2021.

Указанным выше приказом утверждено Положение о комиссии по рассмотрению документов, представляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии.

Согласно данному Положению, в функции комиссии  по рассмотрению документов, представляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии входят: запрашивать у получателей субсидии документов и иной дополнительной информации, необходимой для принятия решения; приглашать и заслушивать на заседаниях комиссии специалистов администраций муниципальных образований по вопросам, относящимся к компетенции комиссии; привлекать экспертов и специалистов для получения консультаций по возникшим обстоятельствам непреодолимой силы.

Таким образом, у ответчика имелись полномочия запросить дополнительные документы у индивидуального предпринимателя, а также заслушать представителей муниципальных образований Ивановского и Белогорского районов.

Доказательств запроса необходимой информации у предпринимателя в материалы дела не представлено.

При этом как следует из отзыва администрации Ивановского района, распоряжением главы Ивановского района от 26.06.2020 №352 создана комиссия по обследованию земель сельскохозяйственного назначения Ивановского района и выявлению объема площадей, пострадавших в результате неблагоприятных погодных условий.  Данной комиссией произведено обследование объектов растениеводства, пострадавших в результате неблагоприятных (опасных) природных явлений и (или) комплекса метеорологических явлений, в том числе ИП Главы КФХ «Полевое» Муковнина Д.А.

Данный осмотр закреплен актом от 14.09.2020 №4, где отражено обследование полей с посевами сои, ячменя, кукурузы.

На запрос Министерства администрацией были направлены сведения от 07.10.2020 № 13/4003 о пострадавших посевах сельскохозяйственных культур попавших под воздействие неблагоприятных погодных условий в 2020 году на территории Ивановского района с приложением перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей и площади гибели посевов сельскохозяйственных культур, в том числе КФХ «Полевое».

Администрация Ивановского района в отзыве также указала, что по запросу Министерства, посредством электронной почты, был направлен акт осмотра объектов растениеводства.

Доказательств того, что между Министерством сельского хозяйства Амурской области и администрациями муниципальных образований Амурской области имелись какие-либо разногласия относительно сложившегося порядка документооборота представлено не было.

Также следует учесть, что материалами дела подтверждается, что распоряжением главы муниципального образования Белогорского района № 142-р от 18.08.2020 «О введении режима чрезвычайная ситуация на территории Пригородного, Возжаевского, Томичевского, Озерянского, Новинского сельсоветов» введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация», определены границы зон чрезвычайной ситуации.

Распоряжением главы муниципального образования Белогорского района № 244-р от 21.08.2020 «О внесении изменений в распоряжение от 18.08.2020 № 241-р» в связи с опасным гидрометеорологическим явлением «очень сильный дождь» на территории Белогорского района, наименование распоряжения изложено в следующей редакции: «О введении режима чрезвычайная ситуация на территории Белогорского района».

Распоряжением главы муниципального образования Белогорского района № 250-р от 26.08.2020 «О внесении изменений в распоряжение от 18.08.2020 № 241-р» в преамбулу распоряжения № 241-р внесены дополнения о введении режима чрезвычайная ситуация в связи с опасным гидрометеорологическим явлением «очень сильный дождь» на территории Белогорского района и опасным гидрологическим явлением «высокий уровень воды в р. Томь» на территории Белогорского района.

Распоряжением главы муниципального образования Белогорского района № 258-р от 07.09.2020 «О внесении изменений в распоряжение от 18.08.2020 № 241-р» в преамбулу распоряжения № 241-р внесены дополнения о введении режима чрезвычайная ситуация в связи с опасным гидрометеорологическим явлением «очень сильный дождь» на территории Белогорского района и опасным гидрологическим явлением «высокий уровень воды в р. Томь» на территории Белогорского района и прошедшими дождями 03.-04.09.2020 на территории Белогорского района.

Суд, учитывая изложенное, приходит к выводу, что факт наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата предоставления субсидии ИП Муковнину Д.А., подтвержден представленными в материалы дела актами обследованиям объектов растениеводства, перечнем сельскохозяйственных товаропроизводителей и площади гибели посевов.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Министерством не представлено надлежащих доказательств законности принятия обжалуемого решения об отказе в освобождении от обязанности по возврату средств субсидии за не достижение результата предоставления субсидии в отношении ИП Главы КФХ Муковнина Д.А. от 17.02.2021.

Ответчиком не принято мер по запросу дополнительных документов у заявителя. Более того, запрашиваемые документы были представлены в распоряжение ответчика администрацией Ивановского района Амурской области.

Суд отмечает, что действиями ответчика создана ситуация при  которой реальный сельскохозяйственный товаропроизводитель не может быть освобожден от карательных обязанностей при одновременном подтверждении наступления всех юридически значимых обстоятельств, что не соответствует принципам Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» о доступной целевой и адресной государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Заявитель был лишен возможности представить все имеющиеся в его распоряжении документы, которые подтверждают наступление обстоятельств непреодолимой силы (паводка, града) повлекшие гибель урожая.

При названных обстоятельствах оспариваемое решение министерства не соответствует положениям Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», нарушает права предприятия на получение компенсации, вследствие чего подлежит признанию недействительным в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, оспариваемые заявителем решение и как производное - требование, выданное на основании решения, являются необоснованными. На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Государственная пошлина по делу, в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 руб.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 600 рублей (платежное поручение № 665 от 09.08.2021).

Учитывая удовлетворение судом заявленных требований, на основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя, а излишне уплаченная госпошлина в размере 300 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования индивидуального предпринимателя Муковнина Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304282721200012, ИНН 281600044270) – главы КФХ «Полевое» удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства сельского хозяйства Амурской области (ИНН 2801123689, ОГРН 1072801009071) от 17.02.2021 об отказе в освобождении индивидуального предпринимателя – Муковнина Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304282721200012, ИНН 281600044270) – главы КФХ «Полевое» от обязанности по возврату средств субсидии за не достижение результата предоставления субсидии.

Признать незаконным требование Министерства сельского хозяйства Амурской области (ИНН 2801123689, ОГРН 1072801009071), направленное в адрес индивидуального предпринимателя Муковнина Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304282721200012, ИНН 281600044270) – главы КФХ «Полевое» о возврате субсидии в областной бюджет от 25.02.2021 № 14/881 в сумме 5 841 419 рублей.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Амурской области (ИНН 2801123689, ОГРН 1072801009071) в пользу индивидуального предпринимателя Муковнина Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304282721200012, ИНН 281600044270) – главы КФХ «Полевое» уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Муковнину Дмитрию Александровичу (ОГРНИП 304282721200012, ИНН 281600044270) – главе КФХ «Полевое» из федерального бюджета, излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 09.08.2021 в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                          Н.А. Чертыков