ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6233/2011 от 12.01.2012 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-6233/2011

19

января

2012г.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 19.01.2012. Резолютивная часть объявлена 12.01.2012.

Арбитражный суд в составе судьи О.В. Швец

При ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Воропаевой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление закрытого акционерного общества «Аметис» (ОГРН 1042800015422, ИНН 2801096097)

к

открытому акционерному обществу «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» (ОГРН 5087746235836, ИНН 7715719854)

о понуждении безвозмездно устранить недостатки в выполненной работе

Третье лицо: Государственное автономное учреждение Амурской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

протокол вел: секретарь судебного заседания Е.Б.Воропаева

при участии в заседании:

от истца: Каширина И.В., доверенность от 20.05.2011 № 12/11;

от ответчика: не явились;

от третьего лица: не явились

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось закрытое акционерное общество «Аметис» с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» о понуждении безвозмездно устранить недостатки в выполненных проектных работах по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактан, дигидрокверцетин и готового лекарственного средства на их основе», путем доработки проекта с учетом замечаний, указанных в письме (исх. № 554) от 22.07.2011 ГАУ «Амургосэкспертиза» в срок до 01 декабря 2011 года.

Заявленные требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору на выполнение проектных работ по реконструкции объекта № 4827 от 22.11.2010.

Ответчик исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, в письменном отзыве на иск пояснил, что согласен внести следующие изменения в проект в рамках договора №4827 от 22.11.2010:

1.1.Задание на проектирование будет дополнено идентификационными признаками проектируемого объекта в соответствии с п. 11 ст.4 Федерального закона от 30.12.2009 №3844-Ф3 «Технический регламент по безопасности зданий».

1.2.Подраздел «Технологические решения» будет дополнен сведениями о мероприятиях по противодействию террористическим актам (Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 №73).

1.3.Раздел «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» будет разработан Филиалом ОАО «НИКИМТ - Атомстрой» ТПИИ ВНИПИЭТ после получения от ЗАО «Аметис» следующих документов:

- исходных данных, выданных ГУ МЧС России по Амурской области;

- отчета по инженерно-геологическим изысканиям;

- ситуационного плана размещения объекта строительства с указанием размещения пожарного депо, обслуживающего объект;

- сведений о прекращении или перемещении в другое место деятельности объекта в военное время;

- сведений по системам оповещения и управления гражданской обороны объекта;

- сведений по системе оповещения о ЧС объекта;

- сведений о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на объекте;

- сведений о наличии и размещении на территории объекта защитных сооружений ГО;

- перечня опасных производств, размещенных на предприятии, с указанием опасных веществ (пожароопасных и взрывоопасных) и их количества (общее количество и количество в наибольшей единичной емкости) для каждого производства;

- сведений о численности и размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии на объекте строительства.

1.4. Раздел «Схема планировочной организации земельного участка» будет разработан Филиалом ОАО «НИКИМТ - Атомстрой» ТПИИ ВНИПИЭТ после получения от ЗАО Аметис» следующих документов:

- градостроительного план земельного участка (ГПЗУ);

- топографической съемки территории предприятия (не старее 3-х лет в масштабе 1:500);

- ситуационного плана размещения объекта строительства с указанием размещения пожарного депо, обслуживающего объект.

Срок выполнения вышеперечисленных разделов проектной документации - 30 календарных дней со дня получения исходных данных от ЗАО «Аметис».

Возражал по существу предъявленных исковых требований частично по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны предприятий. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией предприятий.

На основании СанПиН 2.2.1/2.2.2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 №74 для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проект обоснования размера санитарно-защитной зоны в состав проектной документации не входит. Также проект обоснования СЗЗ ЗАО «Аметис» не связан с договором №4827 от 22.11.2010 на выполнение проектных работ по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактан, дигидрокверцетин и готового лекарственного средства на их основе».

Указал, что это не единственный цех, расположенный на территории ЗАО «Аметис», а проект СЗЗ должен быть разработан на все предприятие. Кроме того, ни договором, ни Техническим заданием, ни в процессе проектирования Заказчик (ЗАО «Аметис) не ставил перед проектным институтом (Филиал ОАО «НИКИМТ - Атомстрой» ТПИИ ВНИПИЭТ) вопрос о разработке проекта СЗЗ.

Истец представил возражения на отзыв ответчика, которые приобщены судом к материалам дела, подержал позицию, изложенную в иске и в возражениях. Считает, что ответчик обязан безвозмездно устранить недостатки в проектных работах по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактан, дигидрокверцетин и готового лекарственного средства на их основе», путем доработки проекта с учетом замечаний ГАУ «Амургосэкспертиза».

Третье лицо - государственное автономное учреждение Амурской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» представило письменный отзыв на иск, пояснило, что 19.07.2011 в ГАУ «Амургосэкспертиза» поступило заявление ЗАО «Аметис» о проведении государственной экспертизы проектной документации по объекту «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактана, дигидрокверцетина и готового лекарственного средства на их основе». 22.07.2011 ГАУ «Амургосэкспертиза» был дан ответ ЗАО «Аметист» об отказе в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, с указанием причин отказа.

В ходе судебного заседания истец неоднократно уточнял требования.

В судебном заседании 12.01.2011 представитель уточнил исковые требования. Просил обязать ответчика устранить замечания ГАУ «Амургосэкспертиза» отраженные в письме от 22.07.2011 № 554 и выполнить определенные п.1.3,1.4 договора № 4827 обязательства, а именно: разработать в полном объеме, в соответствии с требованиями «Положения по составу и содержанию проектной документации», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 № 74) раздел «Схема планировочной организации земельного участка», а также выполнить все сопутствующее разработке данного раздела требования по проектированию Санитарно-защитной зоны;

- разработать проект санитарно- защитной зоны; разработать и представить раздел «Мероприятия по ГО и ЧС»;

- дополнить идентификационными признаками здание на проектирование;

- включить в состав пояснительной записки градостроительный план;

- подраздел «Технологические решения» дополнить сведениями о мероприятиях по противодействию террористически актам. Изменения в проект внести в 30-ти дневный срок со дня получения исходных данных от истца. Взыскать с ответчика понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей. Представил доказательства направления уточенных требований лицам, участвующим в деле.

В соответствии со ст.49 АПК РФ судом уточненные требования приняты к рассмотрению.

На исковых требованиях с учетом уточнения настаивал, относительно позиции ответчика выразил не согласие по основаниям, изложенным в представленных дополнительных пояснениях, которые приобщены судом к материалам дела.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Дополнительных документов не представил.

Представитель третьего лица - ГАУ «Амургосэкспертиза» в судебное заседание не явился, дополнительных документов не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доводы истца, материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд считает возможным исковые требования удовлетворить на основании следующего.

22.11.2011 открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» «исполнитель», с одной стороны, и закрытое акционерное общество «Аметис»» «заказчик», с другой стороны, заключили договор № 4827, согласно пункта 1.1 которого Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение проектных работ по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактан, дигидрокверцетин и готового лекарственного средства на их основе».

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что при выполнении работы исполнитель руководствуется Заданием на проектирование (приложение № 1).

Согласно Приложения (пункт 1.8 – «Состав проекта») проект должен быть разработан в составе: «Проектная документация» и «Рабочая документация». До начала проектирования разработать и согласовать Задание на проектирование. Проектную документацию разработать в объеме, достаточном для реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.

Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов выполнить в соответствии с Градостроительным кодексом, ГОСТ Р 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и действующими нормативными техническими требованиями, в т.ч. Перечнем национальных стандартов и сводов правил по обеспечению пожарной безопасности (Приказ ФА по техническому регулированию и метрологии от 30.04.2009 № 1573).

Выполнение и оформление проектной и рабочей документации должно проводиться в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и другими действующими государственными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), а также государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и иными действующими правовыми и нормативно-техническими требованиями.

В составе проектной документации разработать следующие специальные разделы:

- Перечень мероприятий по охране окружающей среды;

- Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно пункту 1.4 указанного договора, проектные работы будут считаться выполненными в полном объеме после прохождения государственной экспертизы и получения заключения, содержащего выводы о соответствии документации требованиям технических регламентов.

В случае получения по результатам государственной экспертизы отрицательного заключения внесение изменений в проектную документацию и оплата повторной государственной экспертизы будет осуществляться за счет Исполнителя (пункт 6.5 Договора).

Согласно пункту 6.6 в случае необходимости внесения изменений и устранения замечаний в проектной документации, все изменения и устранения должны быть осуществлены в срок не более 30 календарных дней.

Срок выполнения работ определен пунктом 3.1 договора и календарным планом, являющимся неотъемлемой частью договора (приложение № 2) и составляет 4 месяца с момента заключения договора. Сроки могут корректироваться по письменному соглашению сторон (пункт 3.2).

27.06.2011 ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» направил в адрес ЗАО «Аметис» проектную документацию, выполненную по договору № 4827 от 22.11.2010 по накладной № 243/162 от 08.06.2011. Согласно входящего № 188-07/11 указанное отправление получено ЗАО «Аметис» 07.07.2011.

После получения проектной документации ЗАО «Аметис» обратилось с заявлением в государственное автономное учреждение Амурской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» о проведении государственной экспертизы проектной документации по объекту «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактана, дигидрокверцетина и готового лекарственного средства на их основе».

22.07.2011 за исх. № 554 ГАУ «Амургосэкспертиза» был дан ответ ЗАО «Аметист» об отказе в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу. В обоснование причин отказа было указано следующее:

Инженерные изыскания (подпункт е) п. 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, часть 1 ст.47 ГрК РФ):

1.Не представлен отчет по инженерно-геологическим изысканиям.

2. Не представлен отчет по инженерно-геодезическим изысканиям.

3. Не представлен отчет по инженерно-экологическим изысканиям.

4.Не представлен отчет по техническому обследованию реконструируемого здания (Замечание исключено в связи с предоставлением документов заявителем).

Проектная документация

5.Не представлен раздел «Схема планировочной организации земельного участка» (раздел является обязательным, п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. №87, далее «Положение 87»).

Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение 87).

6.Не представлен раздел «Мероприятия по ГО и ЧС» (п. 12 «Положения 87», п.14. ст.48 ГрК РФ, с учетом отнесения объекта к опасным производственным объектам).

7.Задание на проектирование следует дополнить идентификационными признаками проектируемого объекта (п.11 ст.4 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

8.В составе пояснительной записки отсутствует градостроительный план (подп. «б» п. 10 «Положения 87»).

9.Отсутствует проект санитарно-защитной зоны объекта (пп.3.1, 3.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция, далее «СанПиН», размер которой должен быть установлен в порядке, утвержденном разделом IV «СанПин», в соответствии с санитарной классификацией реконструируемого объекта, п.24, раздел 7.1.1 «СанПин»).

10. Подраздел «Технологические решения» следует дополнить сведениями о мероприятиях по противодействию террористическим актам (постановление Правительства РФ от 15.02.2011 №73).

26.07.2011 ЗАО «Аметис» обратилось к открытому акционерному обществу «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» с требованием об устранении указанных в отказе замечаний.

В ответ на указанное письмо 11.08.2011 исходящим № 3-02/1234 ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» предложило:

- разделы проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» и «Мероприятия по ГО ЧС» разработать по дополнительному соглашению с ТПИИ ВНИПИЭТ, при условии выдачи заказчиком исходных данных;

- задание на проектирование доработать в рабочем порядке совместно с ТПИИ ВНИПИЭТ и утвердить в установленном порядке;

- для проведения работ по инженерным изысканиям и по проекту санитарно-защитной зоны заключить договоры с местными изыскательскими и проектными организациями, имеющими соответствующие допуски к данным видам работ, т. к. в соответствии с «Руководством по инженерным изысканиям для строительства», п. 1.15 (1.6) инженерные изыскания для строительства должны проводиться территориальными изыскательскими и специализированными изыскательскими и проектно изыскательскими организациями.

Претензией от 31.08.2011 исх. № 175-08/11 ЗАО «Аметис» обратилось к ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» с просьбой об устранении недостатков в выполненной работе путем доработки проекта с учетом замечаний, указанных в письме ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» за исх. № 554 от 22.07.2011 в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии.

Из ответа на претензию от 20.09.2011 исх. № 3-02/1426 направленного ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» ЗАО «Аметис» следует, что в связи с несвоевременным поступлением от заказчика информации по техническому обследованию реконструируемого здания ему было предложено перенести сроки завершения работ. Дополнительное соглашение оставлено заказчиком без оформления.

Кроме того, ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» указал, что переданная заказчику проектная документация разработана в полном соответствии с заданием на проектирование и условиями договора №4827 от 22.11.2010, направлена заказчику 27.06.2011 двумя посылками (получены 07.07.2011); 08.08.2011 (получена 19.08.2011). Предоставление недостающего объема документации для прохождения государственной экспертизы является правом/обязанностью заказчика. Считает, что требование заказчика устранить замечания входного контроля ГАУ «Амургосэкспертиза» от 22.07.2011 №554 выходит за рамки договора №4827 от 22.11.2010.

Письмом от 19.10.2011 исх. № 3-02/1592 «О доработке проектной документации» ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» обратилось с просьбой к ЗАО «Аметис» о предоставлении необходимых исходных данных, указав, что срок выполнения указанных в письме разделов проектной документации – 30 календарных дней со дня получения исходных данных.

Письмом от 17.10.2011 исх. № 214-10/11 ЗАО «Аметис» сообщило о мероприятиях проводимых им по устранению замечаний ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», о том, что проект СЗЗ должен быть разработан ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой», о готовности оказать в этом содействие.

В связи с тем, что ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» добровольно не устранил недостатки в выполненной работе путем доработки проекта истец обратился в суд с настоящим иском.

Исходя из существа обязательств и отношений сторон, суд приходит к выводу, что между сторонами сложились правоотношения по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, регулируемые Главой 4 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Статьей 758 ГК РФ определено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Согласно части 2 статьи 759 ГК РФ подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Подрядчик в соответствии с частью 1 статьи 760 ГК РФ обязан:

выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Сторонами договора от 22.11.2010 установлено, что проектные работы считаются выполненными в полном объеме, только после прохождения разработанной документации государственной экспертизы и получения заключения, содержащего выводы о соответствии документации требованиям технических регламентов, (п. 1.4. Договора).

Заданием на проектирование в числе прочего определено следующее:

- состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов должны быть выполнены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, ГОСТ Р 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, и действующими нормативными техническими требованиями, в т.ч. Перечнем национальных стандартов и сводов правил по обеспечению пожарной безопасности (Приказ ФА по техническому регулированию и метрологии от 30.04.2009 г. № 1573);

- выполнение и оформление проектной и рабочей документации должно проводиться в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и другими действующими государственными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), а также государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и иными действующими правовыми и нормативно-техническими требованиями.

Проектная документация по объекту «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактана, дигидрокверцетина и готового лекарственного средства на их основе» была изготовлена ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии – Атомстрой» и в объеме, полученном от исполнителя по накладной № 243/162 от 08.06.2011 была представлена для получения экспертного заключения в государственное автономное учреждение Амурской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Как установлено судом, отсутствие в составе документов, представленных истцом экспертной организации схемы планировочной организации земельного участка», проекта санитарно-защитной зоны (далее - Проект СЗЗ), раздела «Мероприятия по ГО и ЧС», отсутствие идентификационных признаков проектируемого объекта, отсутствие в составе пояснительной записки градостроительного плана и отсутствие в подразделе «технические решения» сведений о мероприятиях по противодействию террористическим актам послужило основанием для отказа в проведении государственной экспертизы указанной проектной документации.

Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из содержания указанной статьи следует, что требование ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в части предоставления Проекта СЗЗ, как иной документации, предусмотренной федеральными законами обоснованно, т.к. Проект реконструкции объекта, который разрабатывается ответчиком, разрабатывается для промышленного объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с пунктом 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями), регулирующей санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений определено, что: при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила».

В соответствии с указанным федеральным законом в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Таким образом, санитарно-защитная зона устанавливается на основе расчетов рассеивания.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья, а так же оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания (пункт 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений (п.3. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554).

Из изложенного следует, что разработка и выполнение проектной документации на реконструируемые промышленные объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственными санитарно-эпидемиологическими правилами, а также требованиями, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 утверждено положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно пункту 9 части II указанного Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

Согласно подпункту «б» пункта 12 Положения раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать: в текстовой части обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 25 указанного Положения раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать: в графической части в том числе: ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек.

Таким образом, обоснование границ санитарно-защитных зон, установленное п.12 Положения, не возможно определить (обосновать) без разработки проекта санитарно-защитной зоны. Кроме того, суд считает, что в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны не представляется возможным нанести конкретные границы санитарно-защитной зоны (графическая часть проекта).

Следовательно, при разработке проекта реконструкции объекта «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактан, дигидрокверцетин и готового лекарственного средства на их основе» границы санитарно защитной зоны обязательно должны быть обоснованы проектом санитарно - защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха.

Пунктом 7 Положения определено, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

К данным разделам относятся:

Раздел 6 «Проект организации строительства»;

Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»;

Раздел 5 «Проект организации строительства» (на линейные объекты);

Раздел 9 «Смета на строительство»

Данные разделы разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком.

Как видно из содержания пункта 7 Положения о составе разделов проектной документации, Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» не относится к разделам, объем разработки которых и включение либо не включение в проектную документацию определяется заказчиком, следовательно, данный раздел является обязательным разделом проектной документации и содержание данного раздела должно соответствовать требованиям определенным «Положением о составе разделов проектной документации», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 87.

В соответствии с п. 2.1 СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 3.14 СанПиН реконструкция, техническое перевооружение промышленных объектов и производств проводится при наличии проекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами.

Согласно п. 3.11 СанПиН проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Абзацем вторым пункта 3.1 СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной.

Подпунктом 24 пункта 7.1.1 раздела VII СанПиН к химическим объектам и производствам отнесено производство синтетических химико-фармацевтических и лекарственных препаратов - класс I с санитарно-защитной зоной 1000 м.

Кроме того, истцом заявлены и иные требования по устранению недостатков в технической документации.

Так, одним из оснований отказа согласования проектной документации явилось непредставление в ее составе раздела «Мероприятия ГО и ЧС».

Тогда как, в соответствии с п. 14 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в своем письме указало, что задание на проектирование следует дополнить идентификационными признаками проектируемого объекта.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

1) назначение;

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам;

5) пожарная и взрывопожарная опасность;

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности.

В соответствии с п. 11 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;

2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Отсутствие в составе пояснительной записке градостроительного плана так же является нарушением абзаца 5 подпункта «б» пункта 10 Постановления № 87 согласно положений которого раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать в текстовой части утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства.

Кроме того, согласно письму ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» подраздел «Технологические решения» следует дополнить сведениями о мероприятиях по противодействию террористическим актам.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 № 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» утверждены изменения, которые вносятся в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Согласно п. 1 Изменений пункт 22 Положения 87 подраздел «в текстовой части» дополнен подпунктом «п.1».

В соответствии с подпунктом «п.1» подраздела «в текстовой части» пункта 22 Положения 87 подраздел «Технологические решения» раздел 5 должен содержать описание мероприятий и обоснование проектных решений, направленных на предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, - для объектов производственного назначения.

В соответствии с указанным выше, требования ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» основаны на законе, а, следовательно, и требования ЗАО «Аметис» в этой части обоснованны.

Кроме того, ответчик в своей переписке и в письменных отзывах на исковое заявление фактически признал требования истца в этой части, что в силу положений ст.70 АПК РФ освобождает истца от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи (имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства: допуске к таким видам работ) и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

В силу статьи 761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

Поскольку, условием заключенного между сторонами договора определено, что проектные работы считаются выполненными в полном объеме, только после прохождения разработанной документации государственной экспертизы и получения заключения, содержащего выводы о соответствии документации требованиям технических регламентов, (п. 1.4. Договора), разработка проекта СЗЗ, в силу ст. 761 ГК РФ исполнитель обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы.

В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств устранения недостатков в выполненной работе путем доработки проекта, равно как и ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком препятствующих указанной доработке проекта.

В связи с установленными обстоятельствами дела, основываясь на названных положениях закона и договора, суд признает обоснованными требования истца об обязании ОАО «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии-Атомстрой» устранить замечания ГАУ «Амургосэкспертиза», отраженные в письме от 22.07.2011 № 554 и выполнить определенные п.1.3, 1.4 договора № 4827 от 22.11.2010 на выполнение проектных работ по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубствнции арабиногалактан, дигидрокверктин и готового лекарственного средства на их основе» обязательства, а именно:

Разработать в полном объеме, в соответствии с требованиями «Положения по составу и содержанию проектной документации», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» раздел 12 «Схема планировочной организации земельного участка», а также выполнить все сопутствующие разработке данного раздела требования по проектированию Санитарно-защитной зоны; разработать проект санитарно-защитной зоны.

- разработать и представить раздел «Мероприятия по ГО и ЧС»;

- дополнить идентификационными признаками задание на проектирование;

- включить в состав пояснительной записки градостроительный план;

- подраздел «технические решения» дополнить сведениями о мероприятиях по противодействию террористическим актам.

Изменения в проект внести в 30-ти дневный срок со дня получения исходных данных от истца.

Доводы ответчика о том, что у ЗАО «Аметис» уже есть утвержденный проект Санитарно-защитной зоны и на его основании получено Экспертное заключение от 27.02.2008 и достаточно внести изменения в утвержденный проект Санитарно-защитной зоны (согласно проектным решениям «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактан, дигидрокверцетин и готового лекарственного средства на их основе. Реконструкция») обратившись в организацию, которая разрабатывала вышеуказанный проект, для его корректировки и утверждения, суд отклоняет ввиду нижеследующего. Пересмотр проектов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов, в случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, меняющих уровень воздействия на окружающую среду, корректировка проекта СЗЗ должна быть произведена в составе разрабатываемой проектной документации по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубстанции арабиногалактана, дигидрокверцетина и готового лекарственного средства на их основе», т.к. исходные данные для расчета границ СЗЗ связанные с воздействием нового производства организованные вентиляционные выбросы (трубы, дефлекторы и т.д.), неорганизованные выбросы (неплотности оборудования, выбросы, шум и вибрация от планируемого оборудования, участки проведения погрузочно-разгрузочных работ, автотранспорт предприятия и др.) могут быть получены только при разработке проектной документации по реконструкции объекта.

Государственная пошлина по исковому заявлению составляет 4000 рублей.

Истцом при подаче иска была уплачена госпошлина в сумме 4000 рублей платежным поручением № 1740 от 30.09.2010, расходы по уплате которой в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии-Атомстрой» (ОГРН 5087746235836, ИНН 7715719854) устранить замечания ГАУ «Амургосэкспертиза», отраженные в письме от 22.07.2011 № 554 и выполнить определенные п.1.3, 1.4 договора № 4827 от 22.11.2010 на выполнение проектных работ по реконструкции объекта «Цех по производству фармсубствнции арабиногалактан, дигидрокверктин и готового лекарственного средства на их основе» обязательства, а именно:

Разработать в полном объеме, в соответствии с требованиями «Положения по составу и содержанию проектной документации», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» раздел 12 «Схема планировочной организации земельного участка», а также выполнить все сопутствующие разработке данного раздела требования по проектированию Санитарно-защитной зоны; разработать проект санитарно-защитной зоны.

- разработать и представить раздел «Мероприятия по ГО и ЧС»;

- дополнить идентификационными признаками задание на проектирование;

- включить в состав пояснительной записки градостроительный план;

- подраздел «технические решения» дополнить сведениями о мероприятиях по противодействию террористическим актам.

Изменения в проект внести в 30-ти дневный срок со дня получения исходных данных от истца.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии-Атомстрой» (ОГРН 5087746235836, ИНН 7715719854) в пользу закрытого акционерного общества «Аметис» (ОГРН 1042800015422, ИНН 2801096097) расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.В. Швец