ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6411/20 от 22.10.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-6411/2020

28 октября 2020 года

изготовление решения в полном объеме

22 октября 2020 года

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Чертыкова Николая Андреевича

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания С.Н. Долгушиной

рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОРГНИП <***>, ИНН <***>)

к

межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными отказов

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Амурской области.

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 04.08.2020, диплом о наличии высшего юридического образования ВСВ 0554219, паспорт,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 20.01.2020 № 05-28/2, диплом о наличии высшего юридического образования ВБА 0388225, служебное удостоверение; ФИО4 по доверенности от 29.06.2020 № 05-28/10, диплом о наличии высшего юридического образования 102824 2963546, служебное удостоверение,

от третьего лица - ФИО3 по доверенности от 17.01.2020 № 07-19/8, диплом о наличии высшего юридического образования ВБА 0388225, служебное удостоверение.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Амурской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительными полностью сообщений об отказе в предоставлении субсидии № 63395 от 18.05.2020, № 1273756 от 15.06.2020 принятых Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём включения предпринимателя в реестр на получении субсидий за апрель, май 2020 года.

В обоснование заявления, предприниматель указал, что Инспекция 05.02.2004 самостоятельно присвоила предпринимателю код по ОКВЭД - 52. В последующем на основании приказа ФНС России об изменении кодов от 25.05.2016 указанный код был изменен Инспекцией на 47. По мнению заявителя, Инспекция обязана была указать не код класса, содержащий две цифры, а код вида, содержащий как минимум четыре цифры.

Судом на обсуждение сторон ставился вопрос о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области.

Представители сторон не возражали против привлечения третьего лица.

Суд, учитывая предмет спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области.

К участию в деле допущен представитель УФНС России по Амурской области ФИО3

В предварительном судебном заседании представители сторон не возражали против перехода из предварительного судебного заседания в стадию судебного разбирательства.

Судом, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание по правилам пункта 4 статьи 137 АПК РФ.

Представитель заявителя поддерживал заявленные требования, представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела.

Представитель ответчика требования не признавал, возражал против их удовлетворения, представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела.

Представитель третьего лица поддерживает позицию ответчика, возражает против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон судом установлены следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОРГНИП <***>, ИНН <***>), зарегистрирована по адресу: <...>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.06.2005 основным видом деятельности является «52 Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования».

Указанные сведения были внесены в ЕГРЮЛ на основании заявления предпринимателя от 30.01.2004.

На основании приказа ФНС России об изменении кодов от 25.05.2016 указанный код был автоматически изменен на 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».

Таким образом, по состоянию на 01.03.2020 выписка из ЕГРИП содержала сведения об основном виде деятельности предпринимателя с кодом 47. В качестве дополнительных видов деятельности были зарегистрированы «46. Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», «47.77.2. Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах».

Заявителем в налоговый орган 08.05.2020 и 11.06.2020 направлены заявления на предоставление субсидии за апрель и май 2020 года, выделяемой из федерального бюджета Российской Федерации.

В обоснования заявлений предприниматель указал, что является действующим индивидуальным предпринимателем, включенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. За пять месяцев 2020 года по сравнению с пятью месяцами 2019 года доход заявителя снизился на 45,57 %. Кроме этого, в апреле и мае 2020 года расходы заявителя превысили доходы на 215 496,81 руб. и 193 979,77 руб. соответственно. При этом, у ИП ФИО1 имеются наемные работники в количестве 7 сотрудников (в апреле 2020 года в количестве 8 сотрудников), которые, как и заявитель, нуждаются в государственной поддержке.

Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», ИП ФИО1 сообщил, что отрасль, в которой заявителем осуществляется предпринимательская деятельность, а именно отрасль с кодом 47.7 «Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах», относится к отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с чем, просил предоставить субсидию за апрель и май 2020 года.

14.05.2020 Инспекция на основании заявления предпринимателя внесла изменения в сведения об основном виде деятельности, указав «47.77.1 Торговля розничная часами в специализированных магазинах».

Инспекцией по результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений отказано ИП ФИО1 в предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года, о чем доведено до сведения заявителя на основании сообщений от 18.05.2020 № 63395 и от 15.06.2020 №1273756.

Письмом УФНС по Амурской области от 23.07.2020 №15-16/1/0433 предпринимателю было отказано в удовлетворении жалобы на сообщения от 18.05.2020 № 63395 и от 15.06.2020 №1273756.

Не согласившись с сообщениями об отказе в предоставлении субсидии, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее - Постановление № 576) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемый Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России):

- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

- получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;

- у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000,00 рублей;

- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 % количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 года.

Условием получения субсидии, предусмотренной Постановлением № 576, является направление получателем в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика -индивидуального предпринимателя, или в виде почтового отправления по установленной форме.

Согласно пункту 5 Правил (в редакции, действующей в спорный период) для получения субсидии, в частности за апрель 2020 года, получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным п. 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете индивидуального предпринимателя, указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам рассмотрения представленных заявителем заявлений о предоставлении субсидии вынесен отказ в предоставлении субсидий за апрель, май 2020 года.

Основаниями для отказа в предоставлении предпринимателю спорной субсидии за апрель и май 2020 года послужило то, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением № 434.

Следовательно, сообщения об отказе в предоставлении субсидии вынесены с соблюдением норм действующего законодательства.

Рассматривая доводы заявителя о том, что Инспекцией некорректно занесены сведения в ЕГРИП об основном виде деятельности предпринимателя, суд пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно подпункту «о» пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРИП содержатся необходимые сведения об индивидуальных предпринимателях, в том числе, коды по ОКВЭД.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

В соответствии с Перечнем общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов, а также согласование изменений к ним, утвержденным п. 3.5 Правил стандартизации (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2005 № 311-ст), вопросы разработки, ведения, применения и предоставления организациям и физическим лицам информации в отношении ОКВЭД относятся к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В представленном 30.01.2004 для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявлении по форме Р27001 ФИО1 заявлен основной вид экономической деятельности «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования», с кодом 52.

В последующем указанный код 52 автоматически был заменен на 47. Поскольку первоначально предпринимателем был указан код класса, содержащий две цифры, постольку при автоматическом изменении кодов присвоение вида кода, содержащего пять и более цифр, не мог быть присвоен.

Пунктом 1 статьи 22.2 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме № Р24001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, заявителем в соответствии с вышеуказанным положением Федерального закона № 129-ФЗ 07.05.2020 представлено в Регистрирующий орган заявление по форме № Р24001 с приложением документа, удостоверяющего личность, о внесении изменений в ЕГРИП в части смены кода основного вида экономической деятельности 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» на код 47.77.1 «Торговля розничная часами в специализированных магазинах», по результатам рассмотрения которого 14.05.2020 в ЕГРИП за ГРН 420280100108019 внесены заявленные изменения.

Однако, в соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением № 576, получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 1 марта 2020 года, основным видом экономической деятельности заявителя являлась «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» (код 47 по ОКВЭД). Указанный вид деятельности постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 не отнесен к отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, оспариваемые сообщения соответствуют нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными госпошлина в суд составляет 300 рублей.

Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

В силу ст.ст. 106, 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 300 рублей по чеку-ордеру от 17.08.2020 относятся на предпринимателя, государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежит взысканию с заявителя в пользу федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о признании недействительными/незаконными принятые межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказы о предоставлении субсидии от 18.05.2020 № 63395 и от 16.06.2020 № 1273756, отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Н.А. Чертыков