Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6430/2021 | |||||||||
ноября 2021 года | |||||||||||
резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2021 г., | |||||||||||
арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича, | |||||||||||
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурдиным В.В., | |||||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального учреждения «Городское управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления в части | |||||||||||
при участии в заседании: от заявителя: ФИО1 по дов. от 02.08.2021, паспорт, ФИО2, паспорт, по дов. от 11.01.2021 от ответчика: ФИО3 по дов. №23-19-12/ от 11.01.2021, сл. уд., | |||||||||||
установил: | |||||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилась в Арбитражный суд Амурской области обратилось МУ «Городское управление капитального строительства» (далее – заявитель, учреждение) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 5 представления от 07.07.2021 № 23-13-59/23-5112 (с учетом принятых судом уточнений).
По мнению заявителя, работы по благоустройству дворовых территорий выполняются в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной собственниками многоквартирных жилых домов, территории которых подлежат благоустройству. Перечень работ определяется проектом, утвержден собственниками и не может быть изменен Учреждением. То есть, если в проекте не предусмотрены работы по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации, установке скамеек и урн, данные работы не могут быть включены в контракт.
Таким образом, нарушение, отраженное в пункте 1 представления, выразившееся, по мнению УФК в том, что Учреждением не обеспечено благоустройство дворовых территорий по адресам в городе Благовещенске: ул. Пионерская, 151, уд. 50 лет Октября, 150 ул. Пионерская, 153, ул. ФИО4, 142. уд. ФИО4, 142/2. ул. ФИО7, 7, ул. ФИО7, 9. 11/1, ул. ФИО7. 11, ул. Строителей, 79/1, ул. Строителей, 79/3, ул. ФИО5, 6, 6А, ул. ФИО5, 7, уд. ФИО5, 9. ул. Лазо, 58, ул. Зейекая, 49, ул. Институтская, 13/1, ул. Шевченко. 17, ул. Амурская. 34, ул. Ленина, 72. исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий, является ошибочным и не соответствует действительности (по п.1 представления).
С учетом предмета заключенного контракта, представленные главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства в 2020 году и выделенные получателю бюджетных средств МУ «ГУКС», что подтверждается бюджетной сметой на 2020 год, в размере 24 546 877,88 рублей, израсходованы только в рамках заключенного контракта, и на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; .11/1) (по п.2 представления).
Заявитель, ссылаясь на заключение с подрядчиком дополнительных соглашений к контракту от 14.05.2020 № 0158/2020, полагает, что сумма недоначисленной МУ «ГУКС» пени (неустойки) за просрочку исполнения ООО «СТРОЙУЮТ» обязательств по контракту составляет 1 265,10 рублей (4 913,13 рублей - 3 648,03 рублей). В связи с этим расчет УФК пени (неустойки) за нарушение ООО «СТРОЙУЮТ» сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 в сумме 2 369,34 рублей, является не верным.
По мнению заявителя, при расчете неустойки проверяющий орган не учел того, что дополнительными соглашениями №№ 1, 2, 3 к контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 его стороны исключили часть обязательств подрядчика, которые были предусмотрены при заключении контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 (по п.5 представления).
Ответчик в отзыве указал на законность оспариваемых пунктов, нарушение заявителем нормативных актов в части необеспечения благоустройства дворовых территорий по адресам в <...> лет Октября, 150, ул. Пионерская, 153, ул. ФИО4, 142, ул. ФИО4, 142/2, ул. ФИО7, 7, ул. ФИО7, 9, 11/1, ул. ФИО7, 11, ул. Строителей, 79/1, ул. Строителей, 79/3, ул. ФИО5, 6, 6А, ул. ФИО5, 7, ул. ФИО5, 9, ул. Лазо, 58, ул. Зейская, 49, ул. Институтская, 13/1, ул. Шевченко, 17, ул. Амурская, 34, ул. Ленина, 72, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий; нецелевого использования средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), выразившегося в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2, который не является дворовой территорией.
Кроме того, проверкой установлено, что при предусмотренном в контракте сроке выполнения работ - 15.10.2020, работы выполнялись в ноябре и декабре 2020 года, что подтверждается приемкой МУ «ГУКС» у ООО «Стройуют» работ согласно: акту выполненных работ по форме № КС-2 от 23.11.2020 № 8, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 23.11.2020 № 8 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 7) на сумму 660 277,75 рублей; акту выполненных работ по форме № КС-2 от 14.12.2020 № 9, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 14.12.2020 № 9 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 7) на сумму 1 035 544,54 рублей; акту выполненных работ по форме № КС-2 от 14.12.2020 № 10, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 14.12.2020 № 10 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 9, 11/1 на сумму 1 624 708,21 рублей; акту выполненных работ по форме № КС-2 от 14.12.2020 № 11, справке стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 14.12.2020 № 11 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 11) на сумму 2 724,93 рублей.
Проверкой также установлено, что принятые МУ «ГУКС по вышеуказанным актам работы, выполнялись ООО «Стройуют» в соответствии с дополнительными соглашениями от 23.11.2020 № 2, от 14.12.2020 № 11. к муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020, которые были заключены позже установленного пунктом 1.2. контракта срока окончания выполнения работ - 15.10.2020.
В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях с учетом письменных дополнений. Подробно доводы сторон изложены в письменных пояснениях участников процесса.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Управлением Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК) в соответствии с приказом Управления от 22.03.2021 № 113 (в
редакции приказов от 09.04.2021 № 156, от 29.04.2021 № 194) в МУ «ГУКС»
проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».
По результатам проведенной проверки в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации управлением составлен акт проверки от 13.05.2021, которым, в частности зафиксированы следующие нарушения.
1. Учреждением не обеспечено благоустройство дворовых территорий по адресам в <...> лет Октября, 150 ул. Пионерская, 153, ул. ФИО4, 142, ул. ФИО4, 142/2, ул. ФИО7, 7, ул. ФИО7, 9, 11/1, ул. ФИО7, 11, ул. Строителей. 79/1, ул. Строителей, 79/3, ул. ФИО5, 6, 6А, ул. ФИО5. 7, ул. ФИО5, 9. ул. Лазо, 58, ул. Зейская, 49, ул. Институтская, 13/1, ул. Шевченко, 17, ул. Амурская. 34, ул. Ленина, 72, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий.
2. Учреждением допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул.ФИО7, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11. 11/1, площадью в размере 509,0145 м и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 332 012,75 рублей, в том числе средства, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей.
5. Учреждением произведен неверный расчет пени (неустойки) за нарушение ООО «СТРОИУЮТ» сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 в сумме 2 369,34 рублей (6 017,37 рублей- 3 648,03 рублей).
По итогам проверки в адрес МУ «ГУКС» вынесено представление от 07.07.2021 № 23-13-59/23-5112.
Согласно пункту 1 представления МУ «ГУКС» в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7, подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, пункта 7.4 Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды», являющегося Приложением № 14 к государственной программе Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452, раздела 2 государственной региональной программы Амурской области «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 31.08.2017 №416, пункта 4 раздела 3 муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018 - 2024 годы», утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска от 23.10.2017 № 3773, не обеспечено благоустройство дворовых территорий по адресам в <...> лет Октября, 150, ул. Пионерская, 153, ул. ФИО4, 142, ул. ФИО4, 142/2, ул. ФИО7, 7, ул. ФИО7, 9, 11/1, ул. ФИО7, 11, ул. Строителей. 79/1, ул. Строителей, 79/3, ул. ФИО5, 6, 6А, ул. ФИО5, 7, ул. ФИО5, 9. ул. Лазо, 58, ул. Зейская, 49, ул. Институтская, 13/1, ул. Шевченко, 17, ул. Амурская, 34, ул. Ленина, 72, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий. МУ «ГУКС» представлено требование принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком до 15.09.2021.
Согласно пункту 3 представления МУ «ГУКС» в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, статьи 162, Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, пункта 3 Порядка и условий предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды», являющегося Приложением № 14 к государственной программе Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452, пункта 1.1 муниципального контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1), допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1 332 012,75 рублей, в том числе средства, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1214 529,23 рублей. МУ «ГУКС» представлено требование устранить нарушение в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, обеспечив возврат средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей, в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющимися Приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком исполнения до 15.09.2021.
Согласно пункту 5 представления МУ «ГУКС» в нарушение пункта 1 статьи 72, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 34, части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 7.2.6, 10.3.5, 10.3.6 муниципального контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>/1), произведен неверный расчет пени (неустойки) за нарушение ООО «СТРОИУЮТ» сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 в сумме 2 369,34 рублей (6 017,37 рублей -3 648,03 рублей). МУ «ГУКС» представлено требование устранить нарушение, выразившееся в неверном расчете пени (неустойки) за нарушение ООО «СТРОИУЮТ» сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком исполнения до 15.09.2021.
Не согласившись с представлением в части пунктов 1, 2, 5, заявитель оспорил его в суде (с учетом уточнений).
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования заявителя неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и не опровергнуто заявителем, в ходе проверки соответствия предусмотренных и выполненных работ по благоустройству дворовых территорий города Благовещенска в рамках муниципальных контрактов, заключенных в 2020 году минимальному перечню работ по благоустройству, предусмотренному нормативными правовыми актами, установлены случаи включения и выполнения не всех видов работ, предусмотренных минимальным перечнем работ по благоустройству, а именно: по ул. Пионерская, 151 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. 50 лет Октября, 150, ул. Пионерская, 153 - не предусмотрено выполнение работ по оборудованию (ремонту) ливневой канализации, обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. ФИО4, 142 - не предусмотрено выполнение работ по установке скамеек, урн; по ул. ФИО4, 142/2 - не предусмотрено выполнение работ по оборудованию ливневой канализации, обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. ФИО7, 7 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. ФИО7, 9, 11/1 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. ФИО7, 11 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации; по ул. Строителей, 79/1 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, установке скамеек, урн; по ул. Строителей, 79/3 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации, установке скамеек, урн; по ул. ФИО5, 6, 6А - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. ФИО5, 7 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации, установке скамеек, урн; по ул. ФИО5, 9 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации, установке скамеек, урн; по ул. Лазо, 58, ул. Зейская, 49 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий; по ул. Институтская, 13/1 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации, установке скамеек, урн; по ул. Шевченко, 17 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, установке скамеек, урн; по ул. Амурская, 34 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, оборудованию ливневой канализации; по ул. Ленина, 72 - не предусмотрено выполнение работ по обеспечению освещения дворовых территорий, установке скамеек, урн, оборудованию ливневой канализации.
Информация на соответствие предусмотренных и выполненных работ по благоустройству дворовых территорий города Благовещенска в рамках заключенных муниципальных контрактов в 2020 году минимальному перечню работ по благоустройству приведена в Приложении № 4 к акту проверки.
Доводы заявителя о том, что перечисленные выше работы не могли быть включены в контракт, поскольку выполняются в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной собственниками многоквартирных жилых домов, территории которых подлежат благоустройству судом не принимаются в силу следующего.
Согласно абзацу четвертому подпункта «а» пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее - Правила Госпрограммы № 1710) одним из обязательств субъекта Российской Федерации, включаемых в содержание соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, является обеспечение благоустройства дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (далее - минимальный перечень работ по благоустройству), а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Правил Госпрограммы № 1710 Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать, в том числе минимальный перечень работ по благоустройству.
Согласно подпункту «б» пункта 9 Правил Госпрограммы № 1710 государственная программа должна предусматривать, в том числе минимальный перечень работ по благоустройству.
В соответствии с пунктом 5.1. Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды», являющегося Приложением № 14 к государственной программе Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452 (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) (далее - Порядок Программы № 452) под минимальным перечнем видов работ по благоустройству дворовых территорий понимаются: а) ремонт дворовых проездов; б)обеспечение освещения дворовых территорий; в)установка скамеек, урн; г)иные виды работ, в том числе оборудование (ремонт) ливневой канализации, оборудование (ремонт) тротуаров.
Согласно подпункту «а» пункту 11 Правил Госпрограммы № 1710 муниципальная программа должна предусматривать адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом расходные обязательства Амурской области по предоставлению субсидии из областного бюджета в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются только при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно абзацу третьему подпункта «а» пункта 7.4. Порядка Программы № 452 условиями предоставления и расходования субсидий является, в том числе наличие утвержденной муниципальной программы, включающей минимальный перечень работ по благоустройству с приложением визуализированного перечня образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории в соответствии с пунктом 5.1 Порядка Программы № 452.
Как следует из пункта «4» раздела 3 муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018 - 2024 годы», утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска от 23.10.2017 № 3773 (далее - Муниципальная программы № 3773) визуализированный перечень образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории, сформированный исходя из минимального перечня работ по благоустройству, представлен в приложении № 1 к Муниципальной программе № 3773.
Минимальный перечень работ по благоустройству утвержден Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального и областного бюджетов и включает следующие виды работ: ремонт дворовых проездов; обеспечение освещения дворовых территорий; установка скамеек, урн; иные виды работ, в т.ч. оборудование (ремонт) ливневой канализации, оборудование (ремонт) тротуаров.
Таким образом, положениями указанных нормативных правовых актов предусмотрена обязанность по обеспечению благоустройства дворовых территорий исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий, а также то, что одним из условий предоставления и расходования субсидий является наличие утвержденных программ, включающих минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий.
Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий, предусмотренный Правилами Госпрограммы № 1710, Порядком Программы № 452 и Муниципальной программой № 3773 предусматривает работы, которые МУ «ГУКС» в работы по благоустройству дворовых территорий не включило.
Следовательно, указанное выше нарушение установлено ответчиком обоснованно.
В отношении нарушения, отраженного в пункте 2 представления судом установлено следующее.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0123300008220000158-0 от 29.04.2020 между МУ «ГУКС» и Обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙУЮТ» (далее -ООО «Стройуют») заключен муниципальный контракт от 14.05.2020 № 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>/1) на сумму 22 456 282,00 рублей (далее -муниципальный контракт от 14.05.2020 № 0158/2020, Контракт).
Согласно предмету Контракта Подрядчик обязуется в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018-2024 годы» собственными или привлеченными силами за счет собственных или привлеченных средств с использованием своих машин, механизмов и оборудования выполнить работы по благоустройству (далее - работы) дворовых территорий <...>/1) (далее - Объект), в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), строительными нормами и правилами, а также своевременно устранять недостатки, выполнять свои обязательства в течение гарантийного срока, выполнять иные неразрывно связанные с Объектом работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (пункт 1.1).
В ходе исполнения муниципального контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 между МУ «ГУКС» и ООО «Стройуют», на основании пункта 16.1 Контракта заключены дополнительные соглашения: дополнительное соглашение № 1 к муниципальному контракту № 0158/2020 от 24.07.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение № 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 22 341 400, 00 рублей, НДС не предусмотрен; дополнительное соглашение № 2 муниципальному контракту № 0158/2020 от 23.11.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение № 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 22 032 717, 16 рублей, НДС не предусмотрен; дополнительное соглашение № 3 к муниципальному контракту № 0158/2020 от 14.12.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение № 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 24 546 877,88 рублей, НДС не предусмотрен.
Учреждением в 2020 году подрядчику ООО «Стройуют» произведена оплата за выполненные работы на сумму 24 546 877,88 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета на сумму 22 381 843,25 рублей.
В ходе проверки была изучена исполнительная документация по объекту «Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>) к муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020. Исполнительная документация содержит исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ, протоколы испытаний используемых материалов, паспорта качества используемых материалов, акты освидетельствования ответственных конструкций, паспорта на используемые изделия.
В ходе проверки выборочно проведено документарное сличение выполненных работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1) по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 на принадлежность этих работ к благоустройству именно дворовых территорий.
В соответствии с пунктом 3 Правил Госпрограммы № 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
К проверке представлены: проект на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 9, 11, 11/1 г. Благовещенск Амурская область, разработанный ООО «Амургражданпроект» в 2017 году, стадия: рабочий проект, заказчик: ООО «Евросервис» «Д/У № 12», ООО «Жил-Комфорт-2» (далее - проект благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1), муниципальный контракт от 14.05.2020 № 0158/2020 с изменениями, исполнительная документация (исполнительные схемы) по объекту «Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1» (далее - исполнительные схемы), локальные сметы № 1, № 2, составленные на основании Технического задания к дополнительному соглашению от 14.12.2020 № 3 к муниципальному контракту № 0158/2020, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) по муниципальному контракту №0158/2020.
Схемы земельных участков территорий с указанием размеров и границ, а также размещением объектов благоустройства по вышеуказанным адресам к проверке не представлены.
Как следует из акта проверки, согласно устным пояснениям главного инженера ФИО2 схемы земельных участков благоустраиваемых дворовых территорий в МУ «ГУКС» и отсутствуют и управлением ЖКХ г. Благовещенска в рамках проведения работ по благоустройству дворовых территорий в МУ «ГУКС» не представляются.
В ходе проверки Управлением был сделан запрос от 27.04.2021 № 23-13-59/23-3247 мэру города Благовещенска ФИО6 о представлении в срок не позднее 29.04.2021 заверенных надлежащим образом копий паспортов благоустройства дворовых территорий многоквартирных жилых домов с приложенными схемами земельных участков территорий с указанием размеров и границ, размещением объектов благоустройства по следующим адресам: <...>/1.
В указанный срок документы по запросу не были представлены.
По состоянию на дату окончания проверки - 05.05.2021, а также на момент вынесения представления, ответ на запрос не получен.
Вместе с этим, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, МУ «ГУКС» в Техническом задании на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1 (Приложение № 1 к муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2020 № 3) были предусмотрены работы по благоустройству проезда ул. ФИО7, 9, 11/1.
Согласно исполнительным схемам в ходе проведения работ по благоустройству дворовых территорий с использованием средств субсидии, источником финансового обеспечения которых являлись, в том числе, средства федерального бюджета, были проведены работы по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, непредусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально.
Расчет стоимости работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 произведены в ведомости пересчета, приложение № 8 к акту проверки и составил в общей сумме 1 332 012,75 рублей.
Вышеуказанные работы сданы подрядчиком ООО «Стройуют», приняты и оплачены МУ «ГУКС» по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 23.09.2020 № 6, от 14.12.2020 № 10 (ул. ФИО7, 9, 11/1).
Правила Госпрограммы № 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно - федеральный проект, муниципальная программа, государственная программа, субсидии из федерального бюджета).
Согласно пункту 2 Правил Госпрограммы № 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях: а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства; б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МУ «ГУКС» подрядчику ООО «Стройуют» произведена оплата работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, по платежным поручениям от 24.09.2020 № 1068 на сумму 400 637,87 рублей, от 18.12.2020 № 1721 на сумму 1 527 225,72 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей.
Таким образом, МУ «ГУКС» допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, непредусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1 332 012,75 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей.
Несмотря на определения суда, заявитель документальных доказательств отнесения (включения) проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1 в придомовую (дворовую) территорию многоквартирных жилых домов не представил.
Судом также принято во внимание, что согласно представленной заявителем публичной кадастровой карте жилого района, в котором расположены МКД по адресу: <...>; 11/1, спорный проезд по ул. ФИО7, 9, 11/1 в дворовую территорию МКД по адресу: <...> не входит и относится к землям, принадлежащим муниципалитету.
Следовательно, представленная заявителем публичная кадастровая фактически подтверждает выводы проверяющего органа о принятии учреждением работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1, непредусмотренных проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО7, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально.
С учетом изложенного судом отклонены доводы заявителя о том, что без выполнения работ по благоустройству проезда по ул. ФИО7, 9, 11/1 и врезке в ливневую канализацию сетей по ул. ФИО7, 7, 9, отсутствовала возможность завершения благоустройства, предусмотренного проектами дворовых территорий ул. ФИО7, 7, 9. 11, 11/1, и достижения заданных Государственной программой результатов.
Указанные доводы, сами по себе, не свидетельствуют о незаконности 2 представления, поскольку учреждение имело возможность учесть перечисленные выше обстоятельства, как до, так и при заключении контракта с ООО «Стройуют».
Доводы заявителя о том, что при расчете неустойки проверяющий орган не учел того, что дополнительными соглашениями №№ 1, 2, 3 к контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 его стороны исключили часть обязательств подрядчика, которые были предусмотрены при заключении контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 (по п.5 представления) судом признаны ошибочными на основании следующего.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто заявителем, что ООО «Стройуют» была допущена просрочка исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020.
Пунктом 7.2.6 муниципального контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 предусмотрена обязанность МУ «ГУКС» применять к подрядчику меры ответственности, предусмотренные законодательством и Контрактом, в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения обязательств.
Пунктом 10.3.5 муниципального контракта от 14.05.2020 № 0158/2020 предусмотрена ответственность Подрядчика, в виде пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Данные условия Контракта согласуются с нормами статей 34, 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
МУ «ГУКС» велась претензионная работа за просрочку исполнения обязательств по Контракту, в адрес ООО «Стройуют» была направлена претензия от 17.12.2020 исх.№ 4020 на сумму 26 283,35 рублей (размещена в ЕИС 17.12.2020).
ООО «Стройуют» в письме от 24.12.2020 № б/н, не согласилось с выставленной суммой неустойки, так как часть работ к 15.10.2020 уже были выполнены и приняты Заказчиком. МУ «ГУКС» доводы Подрядчика были приняты, неустойка пересчитана, новая сумма неустойки за 60 дней просрочки составила 3 648,03 рублей (письмо от 25.12.2020 исх.№ 4142).
Информация о новой сумме неустойки не размещалась в ЕИС, так как новая претензия была выставлена уже за пределами действия Контракта.
Согласно представленному к проверке платежному поручению от 30.12.2020 № 176, ООО «Стройуют» оплачена неустойка по Контракту в сумме 3 648,03 рублей.
Проверкой выявлено, что при предусмотренном в Контракте сроке выполнения работ - 15.10.2020, работы выполнялись в ноябре и декабре 2020 года, что подтверждается приемкой МУ «ГУКС» у ООО «Стройуют» работ согласно: акту выполненных работ по форме № КС-2 от 23.11.2020 № 8, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 23.11.2020 № 8 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 7) на-сумму 660 277,75 рублей; акту выполненных работ по форме № КС-2 от 14.12.2020 № 9, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 14.12.2020 № 9 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 7) на сумму 1 035 544,54 рублей; акту выполненных работ по форме № КС-2 от 14.12.2020 № 10, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 14.12.2020 № 10 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 9, 11/1) на сумму 1 624 708,21 рублей; акту выполненных работ по форме № КС-2 от 14.12.2020 № 11, справке о стоимости выполненных работ по форме № КС-3 от 14.12.2020 № 11 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО7, 11) на сумму 2 724,93 рублей.
Проверкой также выявлено, что принятые МУ «ГУКС» по вышеуказанным актам работы, выполнялись ООО «Стройуют» в соответствии с дополнительными соглашениями от 23.11.2020 № 2, от 14.12.2020 № 3 к муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020, которые были заключены позже установленного пунктом 1.2. Контракта срока окончания выполнения работ -15.10.2020.
Судом установлено, что в целях подтверждения правильности расчета пени (неустойки), предъявленной МУ «ГУКС» в сумме 3 648,03 рублей, УФК произведен контрольный пересчет, согласно которому сумма пени (неустойки), необходимая к предъявлению ООО «Стройуют», составила 6 017,37 рублей: 1 117 777,55*38*1/300*4,25% = 6 017,37 рублей, исходя из следующих данных: 1117 777,55 рублей - сумма неисполненного объема работ по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 по состоянию на 15.10.2020 и до заключения дополнительного соглашения № 2 к муниципальному контракту № 0158/2020 от 23.11.2020, т.е. сумма задолженности, исходя из следующего: 22 341 400,00 рублей (цена Контракта по состоянию на 15.10.2020 и до заключения дополнительного соглашения № 2 муниципальному контракту № 0158/2020 от 23.11.2020) - 21 223 622,45 рублей (объем выполненных и принятых работ по Контракту по состоянию на 15.10.2020); 38 дней - период просрочки (с 16.10.2020 по 22.11.2020); 4,25% - учетная ставка Банка России, действующая на 22.11.2020.
Уточненная сумма недоначисленной Учреждением пени (неустойки) за просрочку исполнения ООО «СТРОЙУЮТ» обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020, составила 2 369,34 рублей (6 017,37 рублей - 3 648,03 рублей).
На дату просрочки исполнения обязательства и до даты заключения дополнительного соглашения от 23.11.2020 № 2 к Контракту (при том, что указанное соглашение было заключено по окончании срока выполнения работ по Контракту), в период с 16.10.2020 по 22.11.2020, цена Контракта составляла 22 341 400,00 рублей.
Следовательно, расчет пени (неустойки) правомерно производен ответчиком, исходя из цены Контракта 22 341 400,00 рублей.
При этом, следуя алгоритму расчета, используемого МУ «ГУКС», для расчета неустойки (пени) за период с 24.11.2020 по 14.12.2020 необходимо было использовать цену контракта в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2020 №3 (24 546 877,88 рублей). Однако МУ ГУКС для расчета взята цена Контракта в редакции дополнительного соглашения от 23.11.2020 № 2 (22 032 717,16 рублей), такая же, как и для периода просрочки с 16.10.2020 по 23.11.2020.
При этом Управлением размер неустойки (пени) после 23.11.2020 не рассчитывался, поскольку принятые МУ «ГУКС» работы, выполнялись в соответствии с дополнительными соглашениями от 23.11.2020 № 2, от 14.12.2020 № 3, которые были заключены позже установленного пунктом 1.2. Контракта срока окончания выполнения работ, а именно – 15.10.2021.
В рассматриваемом случае судом учтено следующее.
Из разъяснений, изложенных в 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, следует, что в силу п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).
Следовательно, по общему правилу, изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время и не освобождает стороны от ответственности за нарушение обязательств, возникших до такого изменения.
Как указывалось выше, дополнительные соглашения, на которые ссылается заявитель, были заключены позже установленного пунктом 1.2. контракта срока окончания выполнения работ и не содержали условий об изменении срока выполнения работ и об освобождения подрядчика от ответственности за несвоевременное исполнение работ по контракту, исходя из его цены.
Как видно из материалов дела, 15.10.2021 работы, предусмотренные контрактом подрядчиком выполнены не были, в связи с чем расчет пени (неустойки) подлежал исчислению, исходя из цены контракта 22 341 400,00 рублей за период с 16.10.2020 по 22.11.2020.
Таким образом, довод МУ «ГУКС» о неверном расчете ответчиком неустойки не обоснован.
В связи с этим суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 49, 96, 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил в удовлетворении заявления отказать.
Отменить после вступления в законную силу решения суда обеспечительные меры, принятые на основании определения от 30.08.2021.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).
Судья П.А. Чумаков