Арбитражный суд Амурской области | |||||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ | |||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6444/2012 | |||||||
“ | 23 | “ | ноября | 2012 г. | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2012 года. Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Поповой Л.С. | |||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Белогорска (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||||||||
к | о признании недействительным отказа в выдаче схемы расположения земельного участка | ||||||||
о | 3 лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области ((ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||
при участии в судебном заседании до и после перерыв: от заявителя: ФИО2 по доверенности от 27.09.2012, паспорт; от ответчика: ФИО3 по доверенности от 10.01.2012, удостоверение; от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом | |||||||||
установил: | |||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель) с заявлением о признании недействительным отказа Администрации города Белогорска (исх.№01-01/3414 от 06.08.2012) в выдаче схемы расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>.
В качестве восстановления нарушенного права просил обязать администрацию города Белогорска продолжить работу по заявлению № 8787 от 29.05.2012, утвердить и выдать схему расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> соблюдением требований действующего законодательства.
В обоснование требований заявитель указал, что предприниматель на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ обратился в администрацию города Белогорска с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, для осуществления кадастрового учета земельного участка под частью здания выходящей на 80 см. за пределы земельного участка с кадастровым номером 28:02:000089:12, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Администрация города Белогорска, рассмотрев данное заявление, отказала в выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка, указав, что земельный участок 28:02:000089:12 поставлен на кадастровый учет и является сформированным, а нормами земельного законодательства не предусмотрена возможность выдачи схемы расположения земельного участка под частью объекта недвижимости.
По мнению заявителя, данный отказ не соответствует нормам Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок под частью здания не стоит на кадастровом учете. Кроме того, ИП ФИО1 полагает, что земельный участок 28:02:000089:12 должен иметь иные границы, так как в соответствии с правилами землепользования и застройки города Белогорск минимальная площадь земельных участков в зонах Д1-015 га, а в зоне Ж2 – 0,06 га, минимальные отступы от границ земельных участков до стен зданий должны быть не менее 6 м.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении требований по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что администрация отказала в выдаче схемы расположения земельного участка в связи с тем, что он уже сформирован и прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 28:02:000089:12. Нормы действующего земельного законодательства не предусматривают выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте под частью объекта недвижимости.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области в письменном отзыве заявило о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, а также указало следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 28:02:000089:12 является ранее учтенным, поскольку сведения в отношении указанного объекта недвижимости были внесены в ГКН в период до принятия и вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ (далее - Закон о ГКН).
К заявлению о постановке на кадастровый учет было приложено описание земельных участков, являющееся основным и необходимым документом, в соответствие с которым в ГКН вносятся сведения о местоположении координат поворотных точек границ земельных участков, а также иные существенные индивидуальные признаки земельного участка. Описание земельных участков вплоть до 01.07.2010г. являлось основным документом по установлению границ на местности, приравниваемым по юридической силе к межевому плану.
Местоположение земельного участка было согласовано со смежными землепользователями.
Кроме того, в составе межевого плана содержался чертеж границ земельного участка (проект границ), площадью 1219,76 кв.м., утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
25.07.2011 представителем администрации г. Белогорска было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части внесения изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка.
На основании Постановления администрации г. Белогорска №1161 от 18.07.2011г., а также технического паспорта объекта недвижимости вид разрешенного использования земельного участка - нежилое помещение был изменен на вид разрешенного использования - «предназначенный для размещения производственных и административных зданий».
В соответствие со ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений могут являться, в том числе, и части земельных участков. Вместе с тем, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области полагает, что к порядку формирования таких частей не применимы правила формирования вновь образуемых земельных участков, в части получения схемы, выдаваемой органом местного самоуправления, поскольку в данном случае речь идет не о формировании отдельного нового объекта, никогда не существовавшего ранее, а о формировании части из уже существующего земельного участка.
В целях формирования земельного участка, необходимого для использования и обслуживания объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, филиал полагает, должна была быть выбрана процедура раздела существующего земельного участка с целью дальнейшего оформления прав в отношении земельного участка, расположенного под объектом недвижимости.
В случае удовлетворения заявленных требований администрацией г. Белогорска будет утверждена и выдана заявителю схема расположения нового земельного участка, являющаяся основанием для выполнения кадастровых работ. Порядок образования земельных участков регулируется гл. 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в случае, если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с предоставлением для целей, предусмотренных ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков осуществляется с учетом требований указанных статей, в том числе обязательным условием образования земельных участков в данном случае является наличие утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка. В соответствии с действующим законодательством схема расположения земельного участка является основанием для проведения кадастровых работ по определению местоположения границ образуемого земельного участка.
Поскольку на территории, в отношении которой согласно заявленным требованиям должна быть выдана заявителю схема расположения земельного участка, расположен иной объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 28:02:000089:12, при постановке на кадастровый учет может возникнуть пересечение сведений о границах земельных участков: ранее учтенного 28:02:000089:12 и формируемого участка, в отношении которого будет подано заявление. Указанное обстоятельство является недопустимым и служит основанием для принятия решения о приостановлении в осуществлении кадастрового учета.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв до 22.11.2012 до 10 часов 00 минут. Вынесено протокольное определение. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области. После перерыва 22.11.2012 судебное заседание продолжено.
После перерыва заявитель настаивал на удовлетворении требований, указав, что в последствии земельный участок под частью здания будет выкуплен и объединен с земельным участком 28:02:000089:12. Полагает, что доказать кадастровую ошибку не представляется возможным. Кроме того, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2003 году администрацией города Белогорск, а не предпринимателем.
Ответчик возражал против удовлетворения требований. По мнению администрации города Белогорск, выдача схемы в отношении земельного участка, кадастровый учет которого осуществлен, а также выдача схемы земельного участка под частью объекта недвижимости действующим законодательством не предусмотрена. Полагает, что в данном случае может идти речь либо о геодезической, либо о кадастровой ошибке при проведении работ по межеванию и кадастровому учету земельного участка.
При этом в письменном отзыве, а также на вопрос суда представитель ответчика подтвердил, что угол административного здания, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ИП ФИО1 на праве собственности находится за границей земельного участка, предоставленного заявителю в собственность (28:02:000089:12) и располагается на земельном участке, находящимся в государственной собственности.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
26.07.2012ИП ФИО1 обратился в администрацию города Белогорска с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> для осуществления кадастрового учета земельного участка. К указанному заявлению предприниматель приложил копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости и земельный участок с кадастровым номером 28:02:000089:12, а также технический паспорт и схему выступа здания на земельный участок в М 1:400.
06.08.2012 администрация города Белогорск в письме №01-01/3414 указала, что земельный участок с кадастровым номером 28:02:000089:12 сформирован и прошел государственный кадастровый учет. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположение границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
На основании вышеизложенного администрация города Белогорск не имеет законных оснований сформировать земельный участок в другой конфигурации в данном кадастровом квартале, поскольку он ограничен уже установленными границами смежных земельных участков и землями общего пользования.
За исправлением кадастровой ошибки ответчик рекомендовал предпринимателю обратиться к кадастровому инженеру, который в свое время выполнял кадастровые работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 28:02:000089:12.
Полагая, что администрацией города Белогорск необоснованно отказано в выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка, заявитель обратился в суд за защитой своих прав и интересов.
Оценив доказательства и доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 264 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 5 названной нормы для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Исходя из норм земельного законодательства, предоставление земельного участка осуществляется только в отношении того участка, границы которого определены в установленном законом порядке. Поэтому до его предоставления необходимо сформировать земельный участок. При этом утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов такого формирования, которое осуществляется с учетом зонирования, условий использования соответствующей территории, корректировки границ и площади в отношении испрашиваемого земельного участка.
Судом установлено, что согласно постановлению администрации города Белогорск от 14.10.2011 №1602 ИП ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 28:02:000089:12, площадью 1219,76 кв.м., находящийся по адресу: <...>, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за предпринимателем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2011.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 28:02:000089:12 данный кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 17.04.2003, участок имеет площадь 1219,76 кв.м., разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, и местоположение: <...>.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости – нежилое здание, площадью 962,3 кв.м., принадлежащий ИП ФИО1 на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права).
Согласно протоколу определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 28:02:000089:12 при наложении координат углов поворотных точек земельного участка учтенных в кадастровой палате на топографическую съемку видно, что граница земельного участка от точки 1 до точки 2 пересекает часть капитального здания, которое находится в собственности ИП ФИО1
Администрацией города Белогорск не оспаривается тот факт, что часть здания, принадлежащего ИП ФИО1 на праве собственности выходит за границы предоставленного ему земельного участка с кадастровым номером 28:02:000089:12. При этом земельный участок, занятый частью объекта недвижимости и выходящий за границы земельного участка 28:02:000089:12 не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, в аренду или в собственность кому - либо не предоставлен. Ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не предоставлено доказательств обратного.
На основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего кодекса, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, на момент предоставления ИП ФИО1 земельного участка 28:02:000089:12 ответчиком нарушены нормы ст. 33 и 36 Земельного кодекса РФ, в части определения местоположения границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования и расположения на нем объекта недвижимости.
Земельным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрена норма, регулирующая вопросы предоставления на праве собственности либо аренды земельного участка под частью объекта недвижимости.
Таким образом, на лицо ситуация, при которой собственник объекта недвижимости, не может оформить права на земельный участок, занятый частью этого объекта недвижимости, поскольку возможность, основания и порядок приобретения земельного участка под частью объекта недвижимости не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами.
Суд полагает, что отсутствие в Земельном кодексе Российской Федерации нормы, прямо позволяющей приобрести земельный участок под частью недвижимого имущества, в отсутствие запрета на такую возможность, не может парализовать само это право, равно как не может возлагать дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ позволяет арбитражным судам в случаях, когда спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует соответствующий обычай делового оборота, применять к таким отношениям - если это не противоречит их существу - нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм, рассматривать дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права). Это подтверждено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ со ссылкой на часть 6 статьи 13 АПК РФ (пункт 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 96).
В постановлениях Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П, от 17.05.2011 N 8-П указано, что "пробелы в праве возникают не только в случаях признания Конституционным Судом Российской Федерации нормативных актов противоречащими Конституции Российской Федерации. Их наличие для судебной практики не редкость, при этом отсутствие закона, регулирующего конкретные общественные отношения, не освобождает суды от вынесения решений о защите нарушенных прав соответствующих субъектов судопроизводства. Разрешение дела в таких случаях требует не ожидания восполнения пробела в правовом регулировании законодателем, а лишь дополнительных действий суда по применению права на основе аналогии закона, субсидиарного применения норм или аналогии права.
Восполнение пробелов в законодательном регулировании общественных отношений, как и правоприменение в целом требуют от судов учета нормативного единства российского права, в системе которого Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Основополагающим для судов при преодолении коллизий в нормативном регулировании и восполнении пробелов в праве должна быть защита прав и свобод человека и гражданина, которые как высшая ценность действуют непосредственно, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей публичной власти и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации)".
Именно указанные начала принимаются во внимание судом при разрешении настоящего спора - отсутствие запрета на приобретение земельного участка, занятого частью недвижимого имущества не может является основанием для отказа в его предоставлении.
Таким образом, отказ администрации города Белогорск в выдаче ИП ФИО1 схемы расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> выходящему за пределы земельного участка 28:02:000089:12, изложенный в письме от 06.08.2012 №01-01/3414 не соответствует ст. 36 Земельного кодекса РФ, нарушает права и интересы заявителя.
Довод ответчика и третьего лица о том, что земельный участок 28:02:000089:12 сформирован, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, выдача схемы в отношении земельного участка не представляется возможной, судом отклоняется, поскольку предпринимателем было подано заявление не о предоставлении новой схемы расположения земельного участка 28:02:000089:12, а о выдачи схемы расположения земельного участка, на котором расположена часть объекта недвижимости, принадлежащего ИП ФИО1 и выходящего за пределы участка 28:02:000089:12. Следовательно, предприниматель заявил о выдачи схемы расположения нового, иного земельного участка, не сформированного и свободного от прав третьих лиц.
Кроме того, необоснованным является утверждение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области о том, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок (выходящий за пределы земельного участка 28:02:000089:12) пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 28:02:000089:3 и 28:02:000089:59, так как согласно протоколу определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 28:02:000089:12 от 20.09.2012, произведенному путем топографической съемки испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка, не сформированного и не поставленного на кадастровый учет.
В ходе сопоставления данных кадастровой карты квартала 28:02:000089 и схемы расположения земельного участка 28:02:000089:12, изготовленной ООО «Меридиан» (протокол определения местоположения границ земельного участка от 20.09.2012) земельный участок, выходящий за пределы земельного участка 28:02:000089:12 и находящийся под частью объекта недвижимости не граничит с земельными участками 28:02:000089:3 и 28:02:000089:59, а расположен в границах земельного участка, примыкающего к ул.Никольское шоссе и не имеющего кадастрового номера.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что в данном случае не применимы нормы ст. 36 Земельного кодекса РФ, поскольку заявителю необходимо обратится с соответствующим заявлением об исправлении геодезической или кадастровой ошибки судом также отклоняются, в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре недвижимости) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; кадастровая ошибка в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При исправлении кадастровой ошибки в порядке, предусмотренном для учета изменений объекта недвижимости, заявитель, имеющий соответствующие полномочия в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона обращается в орган кадастрового учета с заявлением, к которому должны быть приложены, документы, предусмотренные статьей 22 Закона о кадастре недвижимости. Если кадастровая ошибка имеет место быть в сведениях о местоположении земельного участка к заявлению должен быть приложен межевой план, в состав которого в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 (далее - Требование), должно быть включено заключение кадастрового инженера.
Так, согласно подпункту 1 пункта 12 Требований, заключение кадастрового инженера включается в состав межевого плана, в том числе в случаях когда, в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков.
При этом, в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений (пункт 70 Требований).
Из содержания приведенных норм Закона N 221-ФЗ и Требований к подготовке межевого плана следует, что принятие органом кадастрового учета решения об устранении кадастровой ошибки с квалификацией соответствующих сведений как ошибочных, возможно лишь на основании подготовленных кадастровым инженером документов, подтверждающих наличие ошибки. То есть только при условии установления достоверного факта наличия такой кадастровой ошибки.
Доказательств того, что имеет место наличие кадастровой ошибки, то есть воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибке в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости ответчиком и третьим лицом суду не представлено.
Кроме того, согласно разъяснений по вопросам исправления ошибок (технических, кадастровых, а также несоответствий в местоположении границ участков), изложенных в письме Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" (далее - письмо Минэкономразвития от 27.03.2009), воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшем работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет которого был осуществлен до 01.03.2008) является ошибкой в местоположении границы ранее учтенного земельного участка и может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона о кадастре.
В целях исправления указанной ошибки необходимо представить в орган кадастрового учета межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительные сведения, необходимые для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.
В состав межевого плана включается: заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка.
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в т.ч., дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы).
Согласно письму Минэкономразвития от 27.03.2009 в случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка будет изменена его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка или его представителем.
Частью 1 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Соответственно, заявителю, для того, чтобы установить и исправить возможную кадастровую ошибку, следует совершить юридически значимые действия по направлению заявления в орган кадастрового учета, составлению межевого плана и согласования местоположения границ земельного участка с собственниками смежных участков, то есть выполнить дополнительные мероприятия.
Суд полагает, что Гражданским кодексом РФ с учетом гарантий, закрепленных статьей 46 Конституции Российской Федерации, установлен общий принцип осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав "своей волей и в своем интересе" (статья 1), который находит свое воплощение в юридически признанной свободе усмотрения граждан и юридических лиц в осуществлении принадлежащих им гражданских прав (пункт 1 статьи 9).
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:02:000089:12 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.04.2003 администрацией города Белогорска, а не заявителем. Таким образом у ИП ФИО1 отсутствует обязанность по направлению в орган кадастрового учета заявления об исправлении кадастровой ошибки. Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявитель указал о нежелании осуществлять процедуру выявления, установления и исправлении ошибки, а также согласования местоположения земельного участка со смежными землепользователями. По мнению заявителя, он не сможет доказать наличие кадастровой ошибки.
Таким образом, с учетом норм ст. 12 Гражданского кодекса РФ заявитель воспользовался правом выбора способа защиты нарушенных прав.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя о признании недействительным отказа администрации города Белогорска (исх. №01-01/3414 от 06.08.2012) в выдаче схемы расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, закон возложил на суды обязанность указать в судебном акте способ восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, чье требование удовлетворено судом.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать администрацию города Белогорска выдать схему расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> в соответствии с действующим законодательством.
При выборе способа восстановления нарушенного права, арбитражный суд учитывает, что заявитель, в том числе указывает на несоответствие площади земельного участка 28:02:000089:12 нормам Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», утвержденных решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 29.05.2009 №05/67, отсутствие размеров и границ испрашиваемого земельного участка. Суд полагает необходимым обязать администрацию города Белогорск повторно рассмотреть заявление ИП ФИО1 от 26.07.2012 в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ. При рассмотрении заявления необходимо дать оценку доводам заявителя о несоответствии площади земельного участка нормам Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», с учетом того обстоятельства, что предоставление земельного участка предпринимателю в собственность было осуществлено после введения в действие Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск».
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
ИП ФИО1 при подаче заявления оплачена государственная пошлина в размере 200 руб. по чеку-ордеру от 26.08.2012.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил:
Признать недействительным как не соответствующим Земельному кодексу РФ отказ администрации города Белогорска исх. № 01-01/3414 от 06.08.2012 в выдаче схемы расположения земельного участка под частью объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>.
Обязать администрацию города Белогорск (ОГРН <***>, ИНН <***>) повторно рассмотреть заявление ИП ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 26.07.2012 в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.
Взыскать с администрации города Белогорска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ИП ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский