ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6449/20 от 17.01.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-6449/2020

января 2022 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи А.А. Стовбуна,

Протокол вел секретарь судебного заседания Р.В. Галичанина,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Товариществу собственников жилья «Мост» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о  взыскании 800 467,20 руб. (с учетом уточнения)

при  участии в заседании: от истца: ФИО1 – дов. от 10.01.2022 № 03/2022/1, ФИО2 – дов. от 01.12.2021 № 03/2021/2.

от ответчика: ФИО3 – дов. от 04.09.2020 № 2.

установил:

Дело рассматривается после отмены состоявшихся судебных актов судом кассационной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети» с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья «Мост» о взыскании 639 379,24 руб. – основной долг по договору теплоснабжения для целей оказания коммунальных услуг от 01.01.2018 № 380 за период с 01.02.2020 г. по 31.05.2020 г.;  161 087,96 руб. – пени, исчисленные в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» за период с 16.12.2019 по 12.01.2022. Указал, что собственники жилых помещений по адресу: г. Белогорск Амурской области, пер. Вольный, 15:

кв. кв. №№ 4, 6, 12, 17. 24, 27, 31, 35, 36, 52 не предоставили акты ввода в эксплуатацию и (или) паспорта индивидуальных приборов учета;

кв. кв. 1 ,3 ,7, 8, 11, 16, 18, 19, 20, 26, 32, 45, 46, 47, 50 ,51 53, 55, 57 индивидуальные приборы учета горячей воды заменены собственниками и не введены в эксплуатацию в установленном порядке,

кв. 42- выявлено отсутствие пломб на двух индивидуальных приборов учета горячей воды;

кв. кв. 2, 5, 9, 10, 14, 22, 23, 25, 28, 29, 30, 33, 34, 37, 38, 39, 40, 44, 49, 58, 59  не предоставили акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. из предоставленных паспортов на ИПУ следовало, что они приборы учета установлены после июня 2019 г., не предоставлены документы о вводе в эксплуатацию ранее установленных ИПУ;

кв. 41-предоставленн акт ввода в эксплуатацию ИПУ от 25.07.2019, отсутствует акт ввода в эксплуатацию в спорный период;

не обеспечен доступ с целью проверки ИПУ и соответствующих документов в кв. кв.15,54.

Полагает, что по указанным помещениям объемы горячей воды следует определять исходя из расчетных величин в связи с указанными нарушениями при использовании ИПУ. Указал о необходимости уменьшения задолженности ответчика на 115 021,90 руб.

Ответчик требования не признал, указав, что спорный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета, в соответствии с показаниями  которого произведено начисление за поставленный коммунальный ресурс. Полагает, что в данном случае подлежит применению расчетный метод определения количества потребленной энергии, так как тепловая энергия для отопления и горячего водоснабжения предоставлялась в периоды с 01.01.2018  по 30.04.2018, с 01.10.2018 30.04.2019, с 01.10.2019 по 30.04.2020, тогда как в периоды с 01.05.2018, с 01.05.2019 по 30.09.2019  истец предоставлял коммунальный ресурс только дня нужд подогрева воды, что, по мнению истца, свидетельствует о необходимости расчета объема коммунального ресурса по расчетным показателям. Представил контррасчет пени, размер которой, по мнению ответчика составил 1 740,50 руб. Кроме того, указал, что истец зачел поступившие от ответчика платежи в счет уплаты штрафных санкций и судебных расходов, не известив ответчика об указанных обстоятельствах. Заявил о неверном начислении суммы оплаты по индивидуальному потреблению, полагает, что подлежи начислению сумма 97 713,83 руб., тогда как к оплате предъявлена сумма 130 608,53 руб. (разница составляет 32 894,70 руб.), возразил против начисления суммы оплаты по содержанию общего имущества в размере 149 674,33 руб., полагая, что истцом не доказан факт потребления коммунального ресурса в заявленном объеме. Ответчик указал, что обоснованной является сумма долга 456 809,47 руб., представил заявление о зачете встречных однородных требований на сумму 533 153,58 руб. В сумму зачтенных требований 533 153,58 руб., в том числе, включена сумма 456 809,47 руб. Заявил об уменьшении неустойки по ст. 333 ГК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Как следует из материалов дела, 01.01.2018 между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) сторонами был заключен договор теплоснабжения № 380, предметом которого является: поставка (продажа) истцом ответчику тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде через присоединенные тепловые сети для целей оказания коммунальных услуги отопления и горячего водоснабжения потребителей исполнителя – собственников и пользователей помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, находящихся в управлении исполнителя; принятие и оплата исполнителем коммунального ресурса (п.2.1 договора).

Согласно п.6.4 договора порядок расчета стоимости коммунального ресурса и порядок оплаты определен в Приложении № 5 к договору теплоснабжения.

Согласно ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Оплата за тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде производится в соответствии с п. 6.4 договора.

В силу предписаний статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Истцом в спорный период была поставлена теплоэнергия, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами: от 31.10.2019 № 7023/380, от 29.02.2020 № 1188/380, от 31.03.2020 № 2498/380, от 30.04.2020 № 3452/380, от 31.05.2020 № 4327/380.

С учетом заявленных истцом уточненных требований, в том числе, принимая во внимание зачеты встречных требований, заявленных сторонами, задолженность ответчика за спорный период составила 639 379,24 руб., при этом сумма 456 809,90 руб. не оспаривается ответчиком, что следует из представленной ответчиком позиции и заявления представителя ответчика в судебных заседаниях.

Спорная сумма 182 569,34 руб. состоит из: доначисления стоимости тепловой энергии на содержание общего имущества- 149 674,33 руб., 11 202,59 руб. – доначисление индивидуального потребления за июль 2018 г., 21 692,42 руб. - доначисление индивидуального потребления за июнь 2019 г.

При этом суд отклоняет возражения ответчика в отношении взыскания указанных сумм по следующим основаниям:

В отношении доначисления 149 674,33 руб.:

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Правила № 124).

Пунктом 1 Правил № 124 установлено, что настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее -товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).

В пункте 4 Правил № 124 указано, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

В спорный период времени действовал договор, заключенный между ООО «Горэнерго» и ТСЖ «Мост» на теплоснабжение, в том числе на поставку коммунального ресурса тепловая энергия в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и тепловая энергия, используемая в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества, установлен в пункте 21 Правил № 124.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

уд = Vn + Усред + Vй + VpaC4 + VKp + VHОДН >

где:

V" - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;

усред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;

VH - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;

VpaC4 - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;

VKp - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

Vодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих

видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 06.07.2021 по делу № Ф03-1939/2021 указал, что в спорном многоквартирном доме, находящимся в управлении товарищества, имеется централизованная система отопления, отсутствует централизованная система ГВС, приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений.

Таким образом, объем тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома определяется из расчета показателя VKp, как показателя объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенного за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (Правила № 354).

Согласно пункту 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

-произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной
исполнителем, и тарифа на холодную воду;

-произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева
холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и
тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса
определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на
подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему
водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период
в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Исходя из изложенного, объем тепловой энергии определяется исходя из удельного расхода тепловой энергии, использованного на подогрев холодной воды в объеме равному объему горячей воды за расчетный период на общедомовые нужды (СОИ).

Объем тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, определяется в соответствии с пунктом 22(1) раздела IV приложения 2 к Правилам № 354 по формуле 20.2.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 28.04.2021 № 308-ЭС20-6079, определении Верховного Суда РФ от 09.12.2020 № 301-ЭС19-20213, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.06.2020 по делу №А14-13585/2018) .

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для одного жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2:

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;

при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, - по формуле 11.2, предусмотренной настоящим приложением.

Таким образом, объем горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в МКД, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение, определяется тремя способами:

по формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды;

исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды - при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды;

-по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354 - при наличии коллективного
(общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях
предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.

Данная позиция поддержана Арбитражным судом Северо-Кавказского округа от 06.03.2020г. № Ф08-11846/19 по делу №А32-19209/2019.

Многоквартирный дом по пер. Вольный 15 оснащен коллективным (общедомовым) приборам учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, следовательно, объем горячей воды на СОИ на ГВС будет определяться по формуле 11.2.

Постановлением Правительства Амурской области от 30.08.2012 № 466 для города Белогорска утверждены нормативы потребления водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме:

холодного в размере 0,0371 м3/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц;

горячего в размере 0,0371 м3/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц, таким образом,  объем горячей воды, потребленный при содержании общего имущества в МКД по пер. Вольный 15 составляет половину в общем объеме холодной воды, потребленной в МКД на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ. Распределение объема холодной воды на СОИ, использованной в МКД с нецентрализованной системой ГВС в целях ХВС на СОИ и ГВС на СОИ, определяется по формулам 11(1) и 11 (2) приложения № 2 к Правилам № 354. Таким образом, весь объем холодной воды, потребленный при содержании общего имущества, будет распределяться пополам между холодной и горячей водой, потребленных в целях содержания общего имущества.

Показатель Vодн 1 определяется по формуле 11 приложения № 2 Правил № 354.

Таким образом, объем тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД по пер. Вольный 15 будет определяться в следующей последовательности:

определяется Vодн 1 объем холодной воды, потребленной в доме на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ по формуле 11 приложения №2 к Правилам № 354. Т.е. из показаний общедомового прибора учета холодной воды вычитаются объемы предоставленных в жилых помещениях МКД по пер. Вольный 15 коммунальных услуг соответственно по холодному и горячему водоснабжению;

определяется объем горячей воды на СОИ по формуле 11.2 приложения № 2 к Правилам № 354Весь объем холодной воды Vодн 1;, потребленной в доме на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ делится на две равные части;

определяется объем тепловой энергии, использованной в МКД в целях потребления горячей воды на СОИ исходя из утвержденного норматива нагрева воды.

Расчет стоимости тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД по пер. Вольный был выполнен ООО «Горэнерго» на основании предоставленных данных ТСЖ «Мост» (письмо ТСЖ № 18 от 05.08.2021).

Довод ответчика об отсутствии у него обязанности предъявления гражданам в спорный период тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, в связи с тем, что  ООО «Горэнерго» в счете на оплату в совокупном объеме тепловой энергии не выделяло объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме неправомерен исходя из следующего:

Обязанность ТСЖ по начислению гражданам коммунального ресурса на СОИ прямо установлена в жилищном законодательстве.

Частью 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).

Подпунктом «б» пункта 28 Правил № 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включается в том числе, плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или  иного   специализированного  потребительского   кооператива,   а  также  размер  платы  за


содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил (абц. 2 пункт 33 Правил № 491).

В пункте 29 Правил № 491 указано, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией (ТСЖ) затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией (ТСЖ), которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения (данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 №308-ЭС18-3279 по делу № А63-9878/2017)

Судом было установлено, что в многоквартирном доме по пер. Вольный 15 имеются внутридомовые инженерные сети горячего водоснабжения. Следовательно, ТСЖ начиная с 1 января 2017г. в составе жилищной услуги обязано было предъявлять гражданам горячую воду (в том числе тепловую энергию, используемую для ее нагрева), потребленную в целях содержания общего имущества, а также приобретать у ООО «Горэнерго» соответствующий коммунальный ресурс.

Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом ТСЖ затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению ТСЖ.


Доводы ответчика об отсутствии в МКД в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования, инженерных сетей через которые возможно потребление коммунального ресурса на ОДН судом отклонен ввиду следующего:

Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306). Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Согласно пункту 2 Правил № 306, норматив потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при СОИ в МКД в случаях, установленных Правилами № 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД учитываются следующие конструктивные и технические параметры МКД: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

При определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности МКД (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства МКД: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.

Пунктом 29 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Таким образом, потребление коммунального ресурса в виде горячей воды в целях СОИ в МКД состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД, но и включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, используемого в целях оказания коммунальной услуги, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные, в том числе техническими параметрами МКД.

При предоставлении потребителям в МКД коммунальной услуги горячего водоснабжения, потребители в составе платы за СОИ обязаны оплачивать расходы на приобретение ресурса, используемого в целях СОИ в МКД.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (Апелляционное определение Верховного   суда  РФ   от   20.02.2019   №   75-АПГ18-14,   Постановление   Арбитражного   Суда


Дальневосточного округа от 29.04.2021  №003-1779/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2021 по делу № А63-15265/2020).

Ответчик ссылается на пункт 44 Правил № 354 (в редакции, действующей в спорный период) согласно которого, распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пп. «б» п. 16 Правил № 491 надлежащие содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу названных норм права обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию/товарищество собственников жилья. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии товарищества собственников жилья, обслуживать  общедомовое имущество, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды.

Из пунктов 4, 21, подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил № 124, в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на товарищество собственников жилья, обязанное следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.01.2020 по делу № А82-7203/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.06.2020 № Ф03-1831/2020).

Кроме того, в обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2016) от 06.07.2016г. (раздел «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практики», «Обязательственное право», вопрос 3) указано, что «в соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги,

рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данный порядок регулирования направлен на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан».

В пункте 21 Правил № 124 определен порядок определения объема коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

В названном пункте отсутствует исключение о его применении в случае непринятия собственниками решения о распределении сверхнормативного потребления коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями. Отсутствие указанного решения не изменяет порядок расчета, предусмотренный пунктом 21 Правил № 124

Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что поскольку потребление коммунальных услуг для общедомовых нужд осуществляется в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а содержание мест общего пользования относится к функциям товарищества собственников жилья, то сверхнормативное потребление на общедомовые нужды в любом случае относится на ТСЖ -исполнителя коммунальных услуг. При этом обязанность оплатить такое потребление не зависит от порядка последующего распределения стоимости этого ресурса между ТСЖ и собственниками жилых помещений. Данный порядок (пункт 44 Правил № 354) касается регулирования взаимоотношений ТСЖ с собственниками помещений многоквартирного дома.

Иное толкование законодательства, позволяющее освобождать исполнителя коммунальных услуг от оплаты объема ресурса, потребленного в целях удовлетворения ОДН в управляемых им МКД сверх установленного норматива на подобные нужды и непринятия собственниками помещений МКД решения, упомянутого в абзаце втором пункта 44 Правил N 354, ставило бы ресурсоснабжающие организации, не имеющие возможности повлиять на принятие собственниками помещений МКД соответствующего решения, в положение правовой неопределенности и нарушало бы должный баланс интересов сторон договора ресурсоснабжения.

В таком случае исполнитель коммунальных услуг утрачивал бы стимул к выполнению мероприятий по энергосбережению с тем, чтобы объем ресурса по показаниям общедомовых приборов учета не превышал нормативы, установленные, в том числе, в отношении объемов ресурса, достаточных для удовлетворения ОДН, при том, что именно он является, по сути, представителем собственников помещений МКД в их отношениях с ресурсоснабжающими организациями, следовательно, инициация соответствующего решения общего собрания относится к сфере его контроля.

Данная позиция подтверждена судебным решением (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.03.2020 по делу №А43-25222/2017).

Ответчик в отзыве ссылается на применение к ТСЖ пункта 44 Правил № 354 на основании позиции Верховного Суда РФ изложенной в определении от 16.05.2019 по делу № 305-ЭС19-1381.

В соответствии с указанной позицией Верховного Суда, исключается возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения


гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. При этом исключение из данного правила может быть установлено жилищным законодательством,

как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД (пункт 44 Правил N 354).

Таким образом, пункт 44 Правил № 354 не распространяется на управляющую организацию.

Ответчик некорректно толкует позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 16.05.2019 по делу № 305-ЭС19-1381, позицию Арбитражного суда Волго-Вятского округа в постановлении от 12.03.2021 № Ф01-16175/2020 по делу № А29-5171/2019, позицию Арбитражного суда Волго-Вятского округа в постановлении от 16.09.2020 № Ф01-12990/2020 по делу № А31-13691/2018, позицию Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по делу №А64-6324/2020.

Из указанных судебных актов следует, что разногласия сторон сводились к порядку определения в неотопительный период объема подлежащего оплате управляющей организации тепловой энергии, поставленной для самостоятельного приготовления горячей воды с использованием общедомового имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управление управляющей организации, в которых отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.

Теплоснабжающая организация полагала, что названный объем необходимо определять с учетом показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии. Управляющая организация считала, что объем ее обязательств должен быть определен исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Суды пришли к мнению, что в расчетах между РСО и управляющими организациями при нецентрализованной ГВС не могут быть использованы показания ОДПУ тепловой энергии,

т.е. РСО не может из показаний ОДПУ вычесть объем тепловой энергии использованной на подогрев горячей воды, потребленной в жилых помещениях и предъявить эту разницу управляющей организации как СОИ. В данном случае, по мнению судов, объем тепловой энергии для подогрева воды определяется расчетным способом с использованием удельного расхода v-ro коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-ro коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

ООО «Горэнерго» расчет стоимости тепловой энергии произвело в соответствии с Правилами № 354 без учета показаний ОДПУ тепловой энергии с применением норматива в размере 0,052 Гкал/куб.м (утвержден постановлением Администрации г. Белогорск № 1614

от 28.12.2005г.)

В отношении индивидуального потребления за июль 2018 г. в размере  11 202,59 руб.

Позиция ответчика сводится к тому, что, в связи с профилактическими работами в июле 2018г., ИПУ горячей воды фиксировал  расход холодной воды.

В части 1 статьи 157 ЖК РФ указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных  услуг  (в  том  числе нормативов накопления твердых  коммунальных  отходов),


утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 80 Правил №354 установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Согласно пункту 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.

В соответствии с пунктом 99 Правил № 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.

Утвержденные графики профилактических работ в летней период времени ежегодно публикуются на сайте Администрации города Белогорск.

Согласно графику подачи ГВС, после окончания отопительного сезона 2017-2018 до начала отопительного сезона 2018-2019, утвержденного Главой муниципального образования г. Белогорск, период ремонтных работ для котельной «Томской» (МКД по пер. Вольный 15) установлен с 01.07.2018г. по 31.07.2018г.

Подпунктом «б» пункта 117 Правил № 354 установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Тепловая энергия для нагрева воды не поставлялась ООО «Горэнерго» в МКД по пер. Вольный 15 в июле 2018 года, что подтверждается данными общедомового прибора учета тепловой энергии.

Таким образом, перерыв в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в июле 2018 г. для проведения ремонтных работ был в пределах установленной продолжительности.

Перерасчет (снижение) размера платы за июль 2018г. по горячему водоснабжению за не предоставленный объем коммунальной услуги предусмотрен пунктом 99 Правил № 354. Такой   перерасчет   (снижение)   производится   только   при   отсутствии   индивидуального прибора учета горячей воды. В случае если жилое помещение оснащено индивидуальном прибором учета горячей воды такой перерасчет (снижение) не производится.

Все жилые помещения МКД по пер. Вольный 15 оснащены индивидуальными приборами учета горячей воды, которые являются в спорный период технически исправными. Следовательно, перерасчет (снижение вплоть до нуля) размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июль 2018 года не производится.

Подпунктом "е" пункта 31 Правил № 354 установлена обязанность снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца. В отношении индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета дата передачи показаний устанавливается договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "к(1)" пункта 33 Правил N 354).

При этом расчеты за объем потребленного коммунального ресурса ведутся не за календарный период (т.е. с 1 по последнее число месяца), а за расчетный период, т.е. за период между снятиями показаний приборов учета, и законодательством не предусмотрено дробление показаний приборов учета по дням, принадлежащим разным календарным месяцам.

Данная позиция изложена в Письме Минстроя России от 09.04.2019 N 12560-ОО/04 "О расчете за объем потребленного коммунального ресурса" и подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2017 N 310-КГ17-10411 по делу N А14-10615/2016, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.01.2017 N Ф01-6256/2016 по делу NA82-15607/2015).

Потребители передают показания индивидуальных приборов учета воды исполнителю коммунальных услуг не позднее 26-го числа текущего месяца. Стоимость объемов воды, потребленной с 27-го числа до конца месяца переходящим остаткам переносится на следующий месяц.

Ответчиком не предоставлены доказательства того, что показания всех квартирных приборов учета горячей воды были сняты ТСЖ одновременно на 01.07.2018 г. на 00.00 часов.

На основании вышеизложенного объем горячей воды, переданный в ТСЖ жильцами дома в июле  2018 г., необходимо учитывать в расчетах за СОИ в августе 2018 г.

Ответчик не оспаривает, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в спорный период был исправен и фиксировал достоверные данные. Исходя из анализа потребления тепловой энергии дома, в межотопительный период 2018 г. потребление тепловой энергии было практически одинаковым от 20,5 Гкал до 27,3 Гкал, среднемесячное потребление тепловой энергии на ГВС составило 24,2 Гкал ((20,5+23,8+27,3+25,2)/4 мес.=24,2 Гкал).

Потребление горячей воды по данным ответчика было практически равным, за исключением августа 2018г., от 103 куб.м до 115 куб.м, среднемесячное потребление горячей воды за 3 месяца составило 108 куб. м ((115+107+103)/3 мес. = 108 куб.м), в то время как за август 2018г. (по данным ответчика) 49 куб. м, что меньше среднемесячного потребления в 2,2 раза.

Таким образом, в межотопительный период при практически равной поставке тепловой энергии в спорный дом, ТСЖ необоснованно не включило в август 2018 г. переходящие остатки ИПУ горячей воды за июль 2018 г.

С учетом переходящего остатка потребление горячей воды в августе составило 124 куб.м. (75 куб. м.- переходящие остатки ИПУ за июнь 2018г. + 49 куб. м. объемы ИПУ за август 2018г.), что практически соответствует среднемесячному объему потребления горячей воды.

Наименование

Ед. изм.

май. 18

июн. 18

авг.18

сен. 18

май. 19

июн. 19

Объем горячей воды,

определенный ТСЖ по показаниям ИПУ

куб.м

115

107

49

103

119

177

Объем тепловой

энергии, измеренный ОДПУ тепловой

Гкал

20,5

23,8

27,3

25,2

41    |

32

энергии

Расход тепловой

энергии для подогрева 1 куб. м

Гкал/м 3

0,178

0,222

0,557

0,245

0,345

0,181

воды

Таким образом, объем горячей воды, переданный потребителями в июле 2018 г., подлежит учету в августе 2018 г.

В отношении доначисления индивидуального потребления за июнь 2019 в сумме 21 692,42 руб.:

В статье 8 Жилищного кодекса РФ указано, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по предоставлению коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ).

Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.2013 №ВАС-15297/13 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 34 Правил № потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Согласно подпункту "д" пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно пункта 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета

Подпунктом «д» пункта 81(12) Правил № 354 (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Таким образом, Правила прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией и направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе - в связи с


не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления. При этом проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.

Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению исправности прибора учета и организации его своевременной поверки, возложены на потребителя.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2021 по делу №88-5545/2021, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2020 № 88-12429/2020).

В соответствии с актом ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета от 25.06.2015 во всех квартирах были установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, срок поверки которых установлен 12.03.2019.

В пункте 81(10) Правил № 354 указано, что эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Пунктом 59 Правил № 354 определено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в том числе в случаи, указанном в пп. «а» п. 59 Правил № 354.

В подпункте «а» пункта 59 Правил № 354 указано, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил № 354).

В связи с изложенным, в случае, если межповерочный интервал индивидуального прибора учета истек, расчет размера платы за коммунальную услугу производится в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил N 354.

В связи с истечением срока эксплуатации индивидуальных приборов учета горячей воды, определяемого периодом времени до очередной поверки, а именно с 12.03.2019г. ТСЖ обязано было начислить коммунальную услугу по горячему водоснабжению следующем образом:

за март 2019г. - с 01.03.2019 по 12.03.2019 исходя из показаний ИПУ, с 13.03.2019 по 31.03.2019 исходя из среднемесячных объемов (рассчитанных за 6 месяцев предыдущего периода сентябрь 2018г. - февраль 2019г.);

за апрель 2019г. исходя из среднемесячных объемов;

за май 2019г. исходя из среднемесячных объемов;

- за июнь 2019г. и далее исходя из норматива до даты ввода ИПУ в эксплуатацию.
Таким образом, в случае истечения срока поверки прибора учета, такой прибор учета

считается вышедшим из строя (неисправным), что, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом.

Из системного толкования положений Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (пункты 2, 28 статьи 2, пункт1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета. Что подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2019 по делу № А53-30852/2018, оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 25.10.2019 № 308-ЭС19-19231).

Вместе с тем абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение (восстановление) его технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.

Данная позиция подтверждена судебными решениями (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.11.2020 №310-ЭС20-13165 по делу № А68-1493/2019).

В связи с тем, что ответчик не предоставил доказательства, что индивидуальные приборы учета горячей воды по квартирам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, И, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 22/1, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 58, 59 прошли поверку и соответствуют метрологическим требованиям, а также доказательства замены ИПУ расчет размера платы по коммунальной услуги горячего водоснабжения (в части нагрева) за май 2019г. и июнь 2019г. был выполнен истцом в соответствии с пунктами 59, 60 Правил №354.

Истцом заявлено требование о взыскании 161 087,96 руб. – пени, исчисленные в соответствии с п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» за период с 16.12.2019 по 12.01.2022

На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, неустойка является мерой ответственности должника за ненадлежащее исполнение обязательства, право на начисление которой, возникает у кредитора с момента просрочки исполнения обязательства должником.

Учитывая, факт неисполнения ответчиком обязанности внесения платы за потребленную теплоэнергию за спорный период, требование о взыскании пени предъявлено истцом правомерно.

Проверив расчет истца, суд признает его верным.

Ответчик заявил ходатайство о снижении неустойки по ст. 333 ГК РФ.

Рассмотрев данное ходатайство, суд признает его обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 1 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 333 ГК РФ).

Как указано в пункте 73 постановления Пленума № 7, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Согласно пункту 74 постановления Пленума № 7, возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (п.1 ст.330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.). При решении вопроса об уменьшении неустойки необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ.

Аналогичные разъяснения были даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 2 данного Постановления при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам). Для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в тот же период.

Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (п.1 ст. 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).

При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п.п. 3, 4 ст.1 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 № 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.

Таким образом, понятие несоразмерности носит оценочный характер.

В данном случае спор возник, в том числе из-за позиции истца, который многократно изменял размер заявленных требований, что приводило к отложению судебного разбирательства.

Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.

С учетом всех известных суду обстоятельств, а также последствий нарушения договора, суд установил явную несоразмерность заявленной истцом пени последствиям нарушения обязательства

При таких обстоятельствах, учтивая размер ставки, по которой заявлена неустойка, суд считает возможным снизить ее размер до 100 000 руб. В остальной части во взыскании неустойки следует отказать.

Претензионный порядок истцом соблюден, в материалы дела представлены претензии от 18.05.2020 № 1130 и от 30.07.2020 № 2714, доказательства направления претензий ответчику.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Госпошлина по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 19 009 руб., оплачена истцом платежным поручением от 17.08.2020 № 3549 в размере 26 274 руб.

Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится госпошлина, которую надлежит взыскать с ответчика в пользу истца в размере 19 009 руб. на основании ст. 110 АПК РФ без учета уменьшения неустойки по ст. 333 ГК РФ. Госпошлину в размере 7 265 руб. следует возвратить истцу из федерального бюджета. Госпошлина за подачу апелляционной и кассационной жалобам, оплаченная ответчиком в общем размере 6 000 руб. в силу ст. 110 АПК РФ относится на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 180 АПК РФ, суд

решил:

Взыскать с товарищества собственников жилья «Мост» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>): 639 379,24 руб. – основной долг за период с 01.02.2020 г. по 31.05.2020 г.;  100 000 руб. – пени за период с 16.12.2019 по 12.01.2022; 19 009 руб. – расходы по уплате госпошлины.

В остальной части в иске отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Городские энергетические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину в размере 7 265 руб., оплаченную платежным поручением от 17.08.2020 № 3549.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья            А.А. Стовбун