Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-6585/2013
16 января 2014 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 16 января 2014г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2014г.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А.Шишова,
При ведении протоколирования и использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Т.С. Кищиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Общества с ограниченной ответственностью «Тепло 8»
ОГРН <***> ИНН <***>
к
Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
ОГРН <***> ИНН <***>
о взыскании 136 821 руб. 04 коп.,
третьи лица:
Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области;
Правительство Амурской области;
Администрация Зейского района Амурской области;
Зейский городской Совет народных депутатов
при участии в заседании:
Истец: ФИО1 - по доверенности от 20.12.2013, сроком на один год;
Ответчик: ФИО2 - по доверенности от 19.08.2013 №13-08/131, сроком на один год;
Третьи лица:
Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: не явилось, извещено з/п от 26.12.2013;
Министерство ЖКХ Амурской области: ФИО3 - по доверенности от 15.04.2013, сроком на один год;
Правительство Амурской области: не явилось, извещено з/п от 26.12.2013;
Администрация Зейского района Амурской области: не явилась, извещена з/п от 26.12.2013;
Зейский городской Совет народных депутатов: не явился, извещался з/п от 26.12.2013.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тепло 8» (далее- истец, ООО «Тепло 8») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее – ответчик) о взыскании с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области убытков в виде выпадающих доходов, возникших в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, в размере 136 821 руб. 04 коп. за период с 01.09.2012 по 31.12.2012, в соответствии со ст.ст.16, 1069 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывал тем, что являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществлял выработку и поставку тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления и горячего водоснабжения абонентам на территории города Зея Амурской области на основании договоров теплоснабжения.
Согласно выписке из приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №244-пр/т от 21.12.2011 тариф на тепловую энергию в виде горячей воды с 01.09.2012 по 31.12.2012 для ООО «Тепло - 8» был установлен в размере: потребители (одноставочный тариф) - 3991,07 руб./Гкал, население (одноставочный тариф) - 3991,07 руб./Гкал.
Согласно приложению № 6 к решению Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области № 85/125 от 25.10.2012 норматив потребления услуг по теплоснабжению установлен: для домов постройки до 1999 года: одноэтажные жилые и многоквартирные жилые дома по 1 группе - 0,03721 Гкал/1м2; двухэтажные жилые и многоквартирные жилые дома: группа 2 - 0,05953 Гкал/1м2, группа 3 - 0,04717 Гкал/1м2, группа 4- 0,03806 Гкал/1м2; трехэтажные жилые и многоквартирные жилые дома: группа 5 - 0,04071 Гкал/1м2, группа 6 -0,03397 Гкал/1м2, группа 7 - 0,02204 Гкал/1м2; четырех, пяти, шестиэтажные многоквартирные жилые дома: группа 8 - 0,03135 Гкал/1м2, группа 10 - 0,02581 Гкал/1м2; дома постройки после 1999года: трехэтажные жилые и многоквартирные жилые дома по 14 группе - 0,02030.
В соответствии с приказом Управления госрегулирования цен и тарифов Амурской области № 173-пр от 24.10.2011 «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Амурской области на 2012 год» предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение не должны превышать 112%.
На основании данного приказа, ООО «Тепло 8» начисляло плату гражданам по лицевым счетам за отопление исходя из нормативов потребления, занимаемой площади с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан в 2012 году (не превышающего 112%).
В указанный период потребители рассчитывались как по нормативу, так и по приборам учета.
Общий объем поставленной населению тепловой энергии составил 98,40 Гкал, а сумма выпадающих доходов составила 136 821 руб. 04 коп. за период с сентября по декабрь 2012.
ООО «Тепло 8» направляло в Министерство ЖКХ Амурской области пакет документов по вопросу предоставления субсидий по выпадающим доходам за спорный период, но с Министерства ЖКХ Амурской области ответ не был получен. Потери, понесенные ООО «Тепло 8» в результате отпуска тепловой энергии населению по тарифам, установленным в размере ниже экономически обоснованного тарифа Амурской областью, компенсированы не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Определением от 17.09.2013 Арбитражным судом Амурской области исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тепло 8» принято к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 АПК РФ.
Определением от 14.10.2013 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначив предварительное судебное заседание на 06.11.2013. Этим же определением суд в силу ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, министерство ЖКХ Амурской области, Правительство Амурской области, Администрация Зейского района Амурской области, Зейский городской Совет народных депутатов.
Третье лицо - Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения уведомлено заказным письмом от 26.12.2013, согласно раннее направленному в суд отзыву от 05.11.2013 представило копию справки-расчета субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размеров платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом за сентябрь - декабрь 2012 года по г.Зея, в том числе по ресурсоснабжающей организации ООО «Тепло 8» на сумму 205381,15 рублей. Указало, что в соответствии с п.8 Порядка, объем выпадающих доходов рассчитан управлением в соответствии с Методикой определения объема выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг населению и возникающих при установлении органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги в связи с установлением предельного индекса, утвержденной приказом управления от 10.05.2012 №64-пр. Объем выпадающих доходов, определенный в соответствии с Методикой, является плановым и подлежит пересмотру в случае изменения исходных данных, использованных для его расчета (п.4 Методики), просило рассмотреть дело без своего участия.
Третье лицо – Правительство Амурской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения уведомлено заказным письмом от 26.12.2013, согласно ранее направленному в суд отзыву от 30.10.2013 сообщило, что в силу п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», подп.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ ответственность за убытки, подлежащие возмещению в пользу юридического лица, возлагаются на главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности. Минфин области не является органом, координирующим вопросы реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории области, с иском не согласно; направило в суд ходатайство от 29.11.2013, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Администрация Зейского района Амурской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена заказным письмом от 26.12.2013, согласно ранее направленному в суд ходатайству от 30.10.2013 просила рассмотреть дело без своего участия, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Зейский городской Совет народных депутатов в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлялся заказным письмом от 26.12.2013, отзыва на иск и запрошенных документов в суд не представил.
Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст.156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Истец в судебном заседании на иске настаивал.
Ответчик - министерство финансов Амурской области не согласен с иском в полном объеме по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве от 24.09.2013, указал, что истцом не представлено объективных доказательств неправомерных действий (бездействия) министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, наличия признаков вины, причинно-следственной связи между бездействием министерства ЖКХ области и понесенными убытками, в связи, с чем отсутствует квалифицирующий признак, с которым законодательство связывает возмещение убытков по правилам статей 16, 1069 ГК РФ, просил в иске к нему отказать.
Третье лицо - Министерство ЖКХ Амурской области обоснованного отзыва на иск не представило.
В судебном заседании истец, ответчик и Министерство ЖКХ Амурской области в порядке ст.70 АПК РФ представили Соглашение по фактическим обстоятельствам дела от 23.12.2013 следующего содержания:
«Общество с ограниченной ответственностью «Тепло 8», именуемое в дальнейшем «истец», в лице ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серии <...>, выдан 21.09.2006 Зейским ГРОВД Амурской области, зарегистрированной по адресу: <...>. кв. 4, действующей на основании доверенности от 20 декабря 2013 года, выданной генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Тепло-8» ФИО4, действующим на основании Устава, министерство финансов Амурской области, именуемое в дальнейшем «ответчик», в лице ФИО5, министра, действующего на основании распоряжения губернатора Амурской области от 01.04.2013 № 124-к, министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, именуемое в дальнейшем «министерство ЖКХ», в лице ФИО6, министра ЖКХ, действующего на основании распоряжения губернатора Амурской области от 22.10.2012 № 300-к, в соответствии со ст.70 АПК РФ составили настоящее соглашение о нижеследующем:
В соответствии с заключением министерства ЖКХ от 20.12.2013, основанном на представленных истцом документах, размер убытков, сложившихся в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, возникших у истца при оказании коммунальных услуг населению города Зеи Амурской области за период с 01.09.2012 по 31.12.2012 составил 136 821 рублей 04 копейки».
Арбитражный суд, заслушав в судебном заседании истца, ответчика, третье лицо, рассмотрев и исследовав доказательства по делу, установил следующее:
Как следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет выработку и поставку тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления и горячего водоснабжения абонентам на территории города Зея Амурской области на основании договоров теплоснабжения.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №244-пр/т от 21.12.2011 тариф на тепловую энергию в виде горячей воды с 01.09.2012 по 31.12.2012 для ООО «Тепло - 8» был установлен в размере: потребители (одноставочный тариф) - 3991,07 руб./Гкал, население (одноставочный тариф) - 3991,07 руб./Гкал.
Согласно приложению № 6 к решению Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области № 85/125 от 25.10.2012 норматив потребления услуг по теплоснабжению установлен: для домов постройки до 1999 года: одноэтажные жилые и многоквартирные жилые дома по 1 группе - 0,03721 Гкал/1м2; двухэтажные жилые и многоквартирные жилые дома: группа 2 - 0,05953 Гкал/1м2, группа 3 - 0,04717 Гкал/1м2, группа 4- 0,03806 Гкал/1м2; трехэтажные жилые и многоквартирные жилые дома: группа 5 - 0,04071 Гкал/1м2, группа 6 -0,03397 Гкал/1м2, группа 7 - 0,02204 Гкал/1м2; четырех, пяти, шестиэтажные многоквартирные жилые дома: группа 8 - 0,03135 Гкал/1м2, группа 10 - 0,02581 Гкал/1м2; дома постройки после 1999года: трехэтажные жилые и многоквартирные жилые дома по 14 группе - 0,02030.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24.10.2011 №173-пр был установлен предельный индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для города Благовещенска Амурской области на период с 01.07.2012 по 31.12.2012, который составил 112 %.
На основании данного приказа, ООО «Тепло 8» начисляло плату гражданам по лицевым счетам за отопление исходя из нормативов потребления, занимаемой площади с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан в 2012 году (не превышающего 112%).
В результате чего, общий объем поставленной населению тепловой энергии составил 98,40 Гкал, а сумма выпадающих доходов составила 136 821 руб. 04 коп. за период с сентября по декабрь 2012.
Обращение истца в Министерство ЖКХ Амурской области на получение субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в результате отпуска тепловой энергии населению по тарифам, установленным в размере ниже экономически обоснованного тарифа не рассмотрено.
Поскольку потери, понесенные истцом в результате отпуска тепловой энергии населению по тарифам, установленным в размере ниже экономически обоснованного тарифа Амурской областью за спорный период в полной мере компенсированы не были, истец обратился с настоящими исковыми требованиями.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с правилами Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - ФЗ № 210-ФЗ) установлены правила, согласно которым общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ. (п.п. 1. 2, 5 ч. 1 ст. 3).
При этом нормой ст.4 указанного закона установлены полномочия Правительства Российской Федерации, которые оно осуществляет в области регулирования тарифов и надбавок.
Согласно представленному истцом расчету сумма выпадающих доходов, возникающих в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом составляет в сумме 136 821 руб. 04 коп. за период с 01.09.2012 по 31.11.2012.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Амурская область не обеспечила возмещения экономически обоснованных затрат истца, предоставляющего населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы, что, по сути, является виновным бездействием Амурской области, повлекшим возникновение у истца убытков в виде межтарифной разницы.
Ответчик не оспаривает сумму (размер) и период выпадающих доходов.
Указанное обстоятельство подтверждается подписанным между истцом, ответчиком и третьим лицом - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области соглашением по фактическим обстоятельствам дела от 23.12.2013.
Согласно ст.70 АПК РФ арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти.
Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Таким образом, исследовав представленные по делу доказательства, учитывая заключенное сторонами соглашение по фактическим обстоятельствам дела, суд считает заявленные требования обоснованными и законными, в связи с чем, удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
Истцу определением суда от 17.09.2013 была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
В связи с тем, что истец не понес расходы по уплате госпошлины, госпошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, в связи с освобождением ответчика от ее уплаты в порядке ст.333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.70, 167-171, 176, 180, 101, 110 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тепло 8» (ОГРН <***>, ИНН <***>) убытки за период с 01.09.2012 по 31.11.2012 в сумме 136 821 руб. 04 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.А.Шишов