ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6748/19 от 16.12.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-6748/2019

23 декабря года - решение изготовлено в полном объеме

16 декабря 2019 года – дата объявления резолютивной части решения

Арбитражный суд в составе судья Е.А.Варламова,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.В.Ивановой,

рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного казенного учреждения Амурской области «Строитель» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании представления недействительным в части,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Подрядчик» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в заседании:

Заявитель - ФИО1, доверенность от 03.04.2019 № 08-02-07, паспорт

Ответчик - ФИО2, доверенность от 05.09.2019 г. № 23-19-12/143, удостоверение,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось Государственное казенное учреждение Амурской области «Строитель» (далее – заявитель, ГКУ Амурской области «Строитель», учреждение) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, управление, УФК по Амурской области) о признании недействительными пунктов 1 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 29.08.2019 № 29-13-59/23-5423, вынесенного врио руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области.

Определением от 17.09.2019 судом указанное заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью «Подрядчик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ООО «Подрядчик»).

Определением суда от 28.10.2019 рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству на 19.11.2019.

Определением от 22.11.2019 судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления до вступления в законную силу судебного акта, которым завершается рассмотрение дела № А04-6748/2019 по существу, действие предписания Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-23-09/10 от 04.04.2018 в части исполнения пункта 1.

Протокольным определением от 26.11.2019 судебное разбирательство отложено на 09.12.2019.

Ранее в канцелярию суда от УФК по Амурской области поступил отзыв с возражениями, согласно которому ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил признать недействительным пункт 1 представления УФК по Амурской области от 29.08.2019 № 23-13-59/23/5423, вынесенного врио руководителя УФК по Амурской области и обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, заявил отказ от заявленных требований в части признания недействительным пункта 3 представления УФК по Амурской области от 29.08.2019 № 23-13-59/23/5423, вынесенного врио руководителя УФК по Амурской области.

Представитель УФК требования не признал, представил дополнительные пояснения, согласно которым в актах формы КС-2, принятых к учету и оплате в 2018 году в рамках исполнения государственного контракта от 09.07.2018 № 69 текущая стоимость выполненных работ рассчитана с применением среднего расчетного индекса-дефлятора – 1,05139979. При этом согласно календарному графику выполнения и оплаты работ стоимость работ, подлежащих выполнению и оплате в 2018 году рассчитана с учетом поквартальных индексов-дефляторов 1,0343 т 1,0459 для III и IV кварталов 2018 соответственно, в связи с чем по мнению УФК по Амурской области произошло завышение стоимости работ, принятых к учету и оплате в 2018 году в результате применения среднего индекса-дефлятора.

Суд, рассмотрев ходатайство ГКУ Амурской области «Строитель» об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принял его.

Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Суд в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

В судебных заседаниях 09.12.2019 и 12.12.2019 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 12.12.2019 и до 16.12.2019 соответственно, о чем вынесены протокольные определения.

После перерыва представители сторон поддержали ранее изложенные позиции.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2018 № 07-04-05/23-27083, пунктом 11 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, на основании приказа УФК по Амурской области от 15.05.2019 № 166 в период с 20.05.2019 по 19.07.2019 в ГКУ Амурской области «Строитель» проведена выездная плановая проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» за период с 01.01.2018 по истекший период 2019 года.

Результаты проверки отражены акте выездной проверки ГКУ Амурской области «Строитель» от 19.07.2019, в ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

УФК по Амурской области 29.08.2019 вынесено представление 20-13-59/23-5423, с указанием следующих нарушений:

- произведена оплата ООО «Подрядчик» за счет средств, источников финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюдетный трансферт), завышенной стоимости работ по государственному контракту от 09.07.2018 № 69, предметом которого является выполнение работ по реконструкции нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свобоненская больница» г. Свободный, в связи с необоснованным применением среднего расчетного индекса дефлятора, методика расчетов которого не утверждена действующими нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, что привело к завышению стоимости работ предъявленных к оплате за 3 и 4 квартал 2018 в сумме 223 546,54 руб.;

- приняты и оплачены ООО «Подряд» за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт), фактически невыполненные работы по установке дверных доводчиков к металлическим дверям, установке бортовых камней бетонных, предусмотренные государственным контрактом от 09.07.2019 № 69, предметом которого является выполнение работ по реконструкции нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница» г. Свободный, что привело к завышению стоимости за 4 квартал 2018 в размере 162 705,23 руб.

- приняты и оплачены ООО «Подрядчик» за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт), некачественные работы по устройству стяжки цементной, предусмотренные государственным контрактом от 09.07.2019 № 69, предметом которого является выполнение работ по реконструкции нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница» г. Свободный, что привело к завышению стоимости за 4 квартал 2018, 1 квартал 2019 в размере 184 792,60 руб.

Представление УФК по Амурской области от 29.08.2019 № 23-13-59/23-5423 о выявленных нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения направлено в адрес заявителя, с требованием принять меры, в установленном законом порядке к возврату средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в сумме 571 044,37 рублей в доход соответствующего бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений в течении 90 календарных дней со дня получения представления, указанное представление получено ГКУ Амурской области «Строитель» 03.09.2019.

ГКУ Амурской области «Строитель», полагая, что указанное представление от 29.08.2019 № 23-13-59/23-5423 в части пунктов 1 и 3 не соответствует закону и нарушает права заявителя, обратилось в арбитражный суд области с рассматриваемым заявлением.

В ходе рассмотрения дела заявитель требования уточнил, просил признать недействительным пункт 1 оспариваемого представления, отказавшись от требований о признании недействительным представления пункта 3.

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

С учетом приведенных норм производство по делу в части требований Государственного казенного учреждения Амурской области «Строитель» о признании недействительным пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 29.08.2019 № 23-13-59/23-5423 подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку заявитель от поддержания данных требований отказался, а суд, рассмотрев заявленный частичный отказ от требований, пришел к выводу о том, что он закону не противоречит, прав третьих лиц не нарушает, а следовательно, подлежит принятию судом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд счел необходимым в удовлетворении уточненных требований заявителя в остальной части отказать в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство осуществляет, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно пунктом 4 Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Порядок и правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).

В соответствии с п. 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, осуществляет, в том числе полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации.

Статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, к которым в том числе относятся финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

Пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ установлено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Право Управления направлять представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, предусмотрено пунктом 68 названных Правил № 1092.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части ненормативный правовой акт вынесен уполномоченным органом государственной власти.

Оценивая при вынесении решения доводы заявителя о недействительности пункта 1 оспариваемого представления, суд пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 308 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Одной из задач программы является формирование и развитие на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций; содействие реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.

Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 № 254.

Распоряжением Правительства Амурской области от 29.06.2018 № 80-р утвержден разработанный План социального развития центров экономического роста Амурской области и Перечень мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации, за счет иных межбюджетных трансфертов одобрена реализации 33 приоритетных мероприятий центра развития газопереработки в г. Свободный, в том числе реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница».

Согласно разделу I «Мероприятия, источником финансирования которых являются средства иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области» Перечня мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации (приложения к Распоряжению Правительства Амурской области от 29.06.2018 № 80-р) включено мероприятия «Реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО "Свободненская больница", г. Свободный» с источниками и объемами финансирования:

- в 2018 году - средства федерального бюджета – 81 372,31 тыс. руб., средства консолидируемого бюджета Амурской области – 165,94 тыс. руб., внебюджетные средства – 0,00 тыс. руб.;

- в 2019 году - средства федерального бюджета – 135 605,69 тыс. руб., средства консолидируемого бюджета Амурской области – 58 880,14 тыс. руб., внебюджетные средства – 0,00 тыс. руб.

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области». В состав Программы № 445 включена Подпрограмма 1 «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области», одним из основных мероприятий которого является «Развитие центров экономического роста». В рамках данного основного мероприятия запланировано финансирование расходов на реконструкцию нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница» посредством предоставления субсидии на иную цель.

Между министерством транспорта и строительства Амурской области (главный распорядитель бюджетных средств) и ГКУ Амурской области «Строитель» (получатель бюджетных средств, заказчик) заключен договор о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ на 2018 год от 05.02.2018 № 75-02/д (далее - договор от 05.02.2018 № 75-02/д).

Пунктом 2.3.28 договора от 05.02.2018 № 75-02/д к числу обязанностей ГКУ «Строитель» в сфере финансирования, учета и отчетности отнесено обеспечение приемки и оплаты выполненных работ в размере, предусмотренном сметой с учетом индекса пересчета в текущие цены, в сроки и порядке, установленные законодательством или государственным контрактом; пунктом 2.3.29 – обязанность проверять обоснованность цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие производственные затраты.

В 2019 году между министерством строительства и архитектуры Амурской области (главный распорядитель бюджетных средств) и заявителем (получатель бюджетных средств) заключен договор о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ на 2019 год от 21.01.2019 № 1.

Из материалов дела следует, что между ГКУ Амурской области «Строитель» (государственный заказчик) и ООО «Подрядчик» (генподрядчик) заключен государственный контракт от 09.07.2018 № 69, согласно которому государственный заказчик поручает, а генподрядчик обязуется выполнить работы по объекту: Реконструкция нежилого здания по женскую консультацию ГБУЗ «Свободненская больница» г. Свободный» (далее – работы) в соответствии с условиями контракта, утвержденным проектом, техническим заданием, строительными нормами и правилами, календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение № 2 к контракту), и передать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Место выполнения работ: <...> (объект) (пункт 2.5. контракта).

Пунктом 4.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения № 4 от цены контракта составляет 146 343 705, 58 руб., в том числе НДС-18% в размере 22 323 616,47 руб.

Работы, предусмотренные контрактом, выполняются генподрядчиком в следующие сроки: начало работ, с момента заключения контракта; окончание работ, не позднее 31.05.2019. Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются генподрядчиком в соответствии с календарным графиком выполнения и оплаты работ (пункт 5.1. контракта)

Согласно пункту 9.3. раздела 9 контракта «Порядок приемки работ» названного контракта текущая стоимость, по актам по форме КС-2 рассчитывается на основании расценок, учтенных сметой, прошедшей государственную экспертизу, в текущих ценах 4 квартала 2017 года с применением среднего расчетного индекса-дефлятора – 1,05139979 и с учетом коэффициента снижения, указанного в протоколе контрактной цены.

Оплата работ по контракту осуществляется государственным заказчиком в порядке, установленном условиями контракта в российских рублях по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на счет, открытый генподрядчиком в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми главным распорядителем бюджетных средств до государственного заказчика. Авансирование выполненных работ по контракту генподрядчику не предусматривается (пункты 10.1, 10.2 контракта).

Из пункта 10.3. контракта следует, что расчеты с генподрядчиком за фактически выполненные работы производятся государственным заказчиком, исходя из объема таких работ и цены контракта в сроки и размерах, установленных календарным графиком выполнения и оплаты работ, после устранения всех выявленных замечаний и представлении генподрядчиком, оформленной надлежащим образом документации, указанной в пункте 10.4.

Пунктом 10.4. контракта предусмотрено, что государственный заказчик оплату за выполненные генподрядчиком работы обязан произвести в течение 30 дней с момента подписания сторонами акта по форме КС-2, справки по форме КС-3 при предоставлении генподрядчиком государственному заказчику счета/счета-фактуры на выполненные работы.

Соглашением от 16.04.2019 государственный контракт от 09.07.2018 № 69 расторгнут.

Пунктом 2 названного соглашения установлено, что стоимость выполненных генподрядчиком и принятых государственным заказчиком работ составляет 47 616 129,95 руб., в том числе НДС – 7 508 313,48 руб.; стоимость оплаченных государственным заказчиком работ составляет 45 520 649,15 руб., в том числе НДС – 7 159 066,48 руб.; стоимость работ принятых и оплаченных государственным заказчиком, но подлежащих снятию в связи с некачественным их выполнением генподрядчиком, составляет 3 131 696,36 руб., в том числе НДС – 492 326,36 руб.; стоимость неисполненных работ генподрядчиком работ по государственному контракту от 09.07.2018 № 69 руб. обязательств составляет 103 826 423,73 руб., том числе НДС (20%) – 17 304 403,95 руб.

Согласно актам форма № КС-2, справок формы № КС-3 и платежных поручений в проверяемом периоде в рамках исполнения государственного контракта от 09.07.2018 № 69 затраты ГКУ Амурской области «Строитель» в 2018 году составили 30 281 753,15 руб. с учетом НДС (в том числе за счет средств федерального бюджета - 30 281 753,15 руб. с учетом НДС).

При этом в ходе проведенной проверки при анализе правильности формирования стоимости работ УФК по Амурской области установлено, что в актах формы № КС-2 от 15.08.2018 № 1, № 1.1, от 17.08.2018 № 1 - № 3, от 19.09.2018 № 1 - № 5, от 29.10.2018 № 1 - № 4, от 22.11.2018 № 1 . № 10, от 12.12.2018 № 1 - № 6 и от 20.12.2018 № 1, № 2, принятых к учету и оплате в 2018 году в рамках исполнения государственного контракта от 09.07.2018 № 69, текущая стоимость выполненных работ рассчитана с применением среднего расчетного индекса-дефлятора - 1,05139979, который не утвержден нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, а не с учетом поквартальных индексов-дефляторов (для 3квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459), предусмотренных календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение № 2 к государственному контракту от 09.07.2018 № 69, и дополнительного соглашения № 4 от 26.12.2018), и расчетной ценой заказчика.

Статьей 161 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Учреждение является получателем бюджетных средств и в силу статьи 162 БК РФ обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно положениям статьи 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (пункт 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В силу частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения предусмотренных в указанной норме методов. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации)).

Пунктом 6.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении НМЦК на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), рекомендуется устанавливать размер такой НМЦК в соответствии с объемом капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, предусмотренного соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации либо решением главного распорядителя бюджетных средств.

Вместе с тем, согласно пункту 6.4 Методических рекомендаций в случае, если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, не превышает объем капитальных вложений, установленный в указанных в пункте 6.3 настоящих Рекомендаций актах или решениях, то НМЦК на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Порядок ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности предусмотрен положениями статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности.

Прогнозные индексы-дефляторы цен (тарифов) с уточнением по кварталам, полугодиям и годам содержатся в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разработанного Минэкономразвития России (далее - Прогноз социально-экономического развития).

Прогноз социально-экономического развития доводится до федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» от 22.07.2009 № 596, а также публикуется на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.

Министерством финансов Российской Федерации в письме от 03.11.2017 № 24-01-10/72553 по вопросу применения годовых индексов-дефляторов указано, что начальная (максимальная цена) контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях контракта, заключенного с единственным поставщиком, определяется на основании положений статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Таким образом, индексы-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации инвестиционного проекта, на основании которой определяется НМЦК, с учетом базового варианта Прогноза социально-экономического развития и положений статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, а также Методических рекомендаций.

Действующими нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве не утверждена методика расчета и применения среднего расчетного индекса-дефлятора.

Как установлено судом, текущая стоимость выполненных работ по актам по форме КС-2 рассчитана на основании пункта 9.3 государственного контракта от 09.07.2018 № 69, согласно которому текущая стоимость выполненных работ по актам по форме КС-2 рассчитывается на основании расценок, учтенных сметой, прошедшей государственную экспертизу в текущих ценах 4 квартала 2017 года с применением среднего расчетного индекса- дефлятора- 1,05139979 и с учетом коэффициента снижения, указанного в протоколе контрактной цены.

Однако, согласно подлежащему применению в силу пункта 10.3 контракта при расчетах с подрядчиком за фактически выполненные работы календарному графику выполнения и оплаты работ (приложение № 2 к государственному контракту от 09.07.2018 № 69), а также представленной расчетной цены заказчика, стоимость работ, подлежащих выполнению и оплате в 2018 году определена сторонами контракта с учетом поквартальных индексов-дефляторов: для 3 квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459.

Так, согласно первоначальной редакции календарного графика выполнения и оплаты работ к контракту было определено, что стоимость работ, подлежащих выполнению в 3 квартале 2018 года (без учета коэффициента снижения по торгам) составляет 45 606,131 тыс. руб. (44 094,377 тыс. руб. в ценах 4 кв.2017 года, для пересчета применен индекс-дефлятор для 3 квартала 2018 года - 1,0343), в 4 квартале 2018 года – 12 098,294 тыс. руб. (11 566,557 тыс. руб. в ценах 4 кв.2017 года, для пересчета применен индекс-дефлятор для 4 квартала 2018 года - 1,0459).

Аналогичным образом была рассчитана стоимость работ и в календарном графике выполнения и оплаты работ в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2019 № 5: стоимость работ, подлежащих выполнению в 3 квартале 2018 года составляет 6 252,129 тыс. руб. (6 044,883 тыс. руб. в ценах 4 кв.2017 года, для пересчета применен индекс-дефлятор для 3 квартала 2018 года - 1,0343), в 4 квартале 2018 года – 24 966,73 тыс. руб. (23 868,88 тыс. руб. в ценах 4 кв.2017 года, для пересчета применен индекс-дефлятор для 4 квартала 2018 года -1,0459).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорной ситуации ГКУ «Строитель» в соответствии с буквальным толкованием п. 10.3 контракта, которым были обязаны руководствоваться стороны в силу п.2.1 контракта при расчетах, обязано было при расчетах с подрядчиком руководствоваться стоимостью работ, указанной в календарном графике выполнения и оплаты работ – приложении № 2 к контракту, в котором соответствующая стоимость работ применительно к конкретному периоду их выполнения подрядчиком фактически определена с применением квартальных индексов-дефляторов (для 3 квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459).

Таким образом, следует признать обоснованным вывод УФК по Амурской области о том, что учреждением вопреки положениям п.2.1, 10.3 государственного контракта стоимость оплаченных заявителем спорных работ рассчитана с применением среднего расчетного индекса-дефлятора - 1,05139979, который не утвержден нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве, и не с учетом поквартальных индексов-дефляторов (для 3 квартала 2018 года - 1,0343; для 4 квартала 2018 года - 1,0459), предусмотренных календарным графиком выполнения и оплаты работ (приложение № 2 к государственному контракту от 09.07.2018 № 69), и расчетной ценой заказчика.

При вынесении решения суд учитывает, что из буквального толкования спорного государственного контракта следует, что заказчику при определении стоимости работ, подлежащих оплате, надлежало руководствоваться именно разделом 10 контракта, в котором сторонами специально оговорен порядок оплаты стоимости выполненных работ, а именно, установлено, что работы подлежат оплате в установленных приложением № 2 к контракту (календарном графике выполнения и оплаты работ) размерах и сроки, на которое, в свою очередь, имеется ссылка в пункте 2.1 контракта, закрепившем условия о предмете договора. При этом, как установлено судом выше, в соответствующем приложении к договору стоимость работ, обязанность по выполнению которых возложена на подрядчика, определена именно на основании квартальных индексов-дефляторов, соответствующих запланированному периоду выполнения работ.

Также при рассмотрении дела суд признает заслуживающим внимание довод ответчика о том, что применение среднего расчетного индекса-дефлятора (определенного в спорном случае как среднее между квартальными индексами-дефляторами за III квартал 2018 года – II квартал 2019 года) в расчетах с подрядчиком в условиях расторжения государственного контракта до выполнения подрядчиком всех предусмотренных контрактом работ фактически привело к расходованию бюджетных средств в завышенном размере в сравнении с ситуацией, когда такой же объем работ (меньший чем запланированный в спорном контракте) был бы выполнен в аналогичный период времени (III-IV кварталы 2018 года) подрядчиком по иному контракту, предусматривающему обязанности по выполнению работ в объеме, равному фактически выполненному в спорной ситуации до расторжения спорного контракта.

Указанное подтверждает то, что в спорной ситуации заявителем не была соблюдена предусмотренная пунктом 2.3.28 договора от 05.02.2018 № 75-02/д (договора, явившегося основанием для получения и расходования заявителем бюджетных средств) обязанность по обеспечению приемки и оплаты выполненных работ в размере, предусмотренном сметой с учетом индекса пересчета в текущие цены, т.е. цены соответствующему тому периоду, в который подрядчик обязан в соответствии с условиями контракта выполнить такие работы.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к заключению о правильности вывода представления ответчика в оспариваемой части о том, что в нарушение статей 34, 162 БК РФ, статей 709, 746, 763 ГК РФ, статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, подпункта 2.3.28 пункта 2.3 договора от 05.02.2018 № 75-02/д, пунктов 2.1, 10.3 государственного контракта от 09.07.2018 № 69 ГКУ Амурской области «Строитель» произведена оплата ООО «Подрядчик» за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) с завышенной стоимостью работ по государственному контракту от 09.07.2018 № 69 в сумме 223 546,54 руб. в связи с необоснованным применением среднего расчетного индекса-дефлятора, методика расчета которого не утверждена действующими нормативными документами в сфере ценообразования в строительстве (пункт 1 представления).

При таких обстоятельствах суд признает обоснованными выводы ответчика о допущенном ГКУ «Строитель» нарушении, отраженном в пункте 1 оспариваемого представления.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем представление УФК по Амурской области в части пункта 1 закону не противоречит, является обоснованным.

В соответствии с части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, суд счел необходимым в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого представления в части пункта 1 отказать.

Стороны от уплаты госпошлины в силу ст.333.37 НК РФ освобождены, в связи с чем вопрос о ее взыскании судом разрешению не подлежит.

Руководствуясь ст. 150, 167-170, 180, 201, АПК РФ, суд

решил:

принять отказ Государственного казенного учреждения Амурской области «Строитель» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от требований в части требования о признании недействительным пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 29.08.2019 № 23-13-59/23-5423, производство по делу в данной части прекратить,

в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Е.А.Варламов