Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-7193/2016
21 сентября 2016 года
изготовление решения в полном объеме
19 сентября 2016 года
объявлена резолютивная часть решения
Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Богомоловой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Прогресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании предписания незаконным,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 11.07.2016, сроком на один год (до перерыва); ФИО2, по доверенности от 01.09.2016, сроком на один год;
от ответчика: ФИО3, по доверенности от 01.09.2016, сроком на один год, удостоверение;
установил:
В судебном заседании 12.09.2016 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 19.09.2016.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Прогресс» (далее – заявитель, ООО «УК Прогресс») с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее – ответчик, Амуржилинспекция) от 27.06.2016 № 557 об устранении выявленных нарушений.
Заявленные требования обоснованы тем, что 27.06.2016 по результатам проведенной проверки в отношении заявителя Амуржилинспекцией было выдано предписание № 557 об устранении нарушения жилищного законодательства, которым на общество возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения):
1. Вывести канализационные трубы (выпуски) за пределы чердачного помещения (срок исполнения до 01.08.2016)
2. Установить отопительные приборы в местах общего пользования - подъезде № 2 (срок исполнения до 01.08.2016).
3. Установить ограждение контейнерной площадки (для сбора ТБО) (срок исполнения до 01.08.2016).
Заявитель считает требования предписания незаконными, указывает, что на основании договора № 7 на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества от 01.10.2015 в обязанности управляющей компании входит содержание и ремонт общего имущества: надлежащее техническое и санитарное состояние общего имущества; техническое обслуживание; наладка инженерного оборудования; работа по устранению аварийного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования; предупредительный ремонт внутридомовых сетей; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт.
На основании пунктом 5.31 договора № 7 от 01.10.2015 управляющая компания может осуществлять за отдельную плату иные услуги и выполнять иные работы, не оговоренные договором.
По мнению заявителя, содержащиеся в предписании требования «вывести канализационные трубы (выпуски) за пределы чердачного помещения» и «установить отопительные приборы в местах общего пользования - подъезде № 2» не относятся к обязанности, возложенной по договору № 7 от 01.10.2015, а является изменением и реконструкцией здания, что, в свою очередь, требует внесения изменений в технический паспорт жилого дома. Условиями указанного договора предусмотрено техническое обслуживание дома и заключается оно в текущем ремонте, но не в реконструкции, поскольку выведение канализационных труб (выпусков) выше конька крыши и отопительные приборы в подъезде № 2 в данном доме 1965 года возведения, проектом не предусмотрены.
Заявитель указывает, что на основании статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), инициирование реконструкции многоквартирного дома, решение вопроса о финансировании не входит в компетенцию управляющей компании. В настоящий момент отсутствует протокол общего собрания собственников МКД о принятии решения о реконструкции многоквартирного дома.
В отношении контейнерной площадки поясняет, что в настоящий момент имеющаяся контейнерная площадка для сбора ТБО расположена на территории, находящейся в введении Администрации Волковского сельского совета.
Официальное разрешение на установку данной контейнерной площадки собственники МКД не получали. Таким образом, расположение данной контейнерной площадки не является законным, в связи с чем, ее оборудование также носит незаконный характер.
ООО «УК Прогресс» составило смету на проведение данных мероприятий, стоимость которых составляет 106 520 руб., в том числе: выведение канализационных труб за пределы чердачного помещения – 56 934 руб.; установка отопительных приборов в местах общего пользования – подъезде № 2 – 17 672 руб.; установка ограждения контейнерной площадки (для сбора ТБО) – 31 914 руб.
Ежемесячная сумма оплаты жильцами за оказываемые коммунальные услуги по техническому обслуживанию дома составляет 6755,8 руб. Кроме того, по данном дому будут производиться работы по подготовке инженерных сетей к отопительному сезону и проведению профилактики системы отопления после отопительного сезона. В необходимый перечень работ по данному дому также включены: вывоз ТБО, уборка придомовой территории, частичный ремонт кровли и инженерных сетей. Сумма стоимости работ и сумма платежей собственников за техническое обслуживание дома не сопоставимы по своей величине. Текущая задолженность собственников жилья составляет 11 075,05 руб.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Ответчик в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, считает, что предписание Амуржилинспекции от 27.06.2016 № 557 является законным и подлежит исполнению ООО «УК Прогресс». Указал, что ООО «УК Прогресс» с жильцами многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> заключен договор № 7 на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества от 01.10.2015 сроком на один год.
Приложением № 3 к указанному договору стороны установили перечень работ относящихся к текущему ремонту, где в пунктах 8, 9, 11 перечислили работы указанные в предписании № 557 от 27.06.2016.
В соответствии с пунктами 4.6.3.1, 3.2.2, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) указанные в предписании работы относятся к текущему ремонту и входят в перечень работ необходимых для содержания жилого фонда в технически исправном состоянии.
По существу довода заявителя об отнесении работ по выведению канализационных труб за пределы чердачного помещения к работам капитального характера и проведению реконструкции здания не предусмотренной проектом, ответчик считает его не состоятельным, пунктом 4.6.3.1 Правил № 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака. Так же заявитель не верно истолковывает требования пункта 1 предписания, не возлагающим на общество обязанности по выведению канализационных труб за пределы конька крыши.
Относительно довода заявителя об отсутствии отопительных приборов в подъезде № 2 многоквартирного дома, ответчик указал, что согласно пункту 3.2.2. Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Предусмотренные пунктами 1 и 2 предписания Амуржилинспекции от 27.06.2016 № 557 мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения выявленных нарушений, не относятся к капитальным работам, а так же работам по реконструкции многоквартирного дома, в связи с чем, отдельного решения общего собрания собственников МКД для их проведения не требуется.
По мнению ответчика, довод заявителя об отсутствии официального разрешения у собственников многоквартирного дома на размещение контейнерной площадки, является несостоятельным, поскольку в ходе проведения проверки инспектором установлено наличие контейнерной площадки вблизи многоквартирного дома, при этом в ходе проведения проверки и выдачи предписаний № 777 от 29.12.2015, № 557 от 27.06.2016 данный довод обществом не заявлялся.
Ответчик ходатайствовал о вызове в качестве свидетеля ведущего консультанта контрольного отдела Амуржилинспекции ФИО4, проводившей проверку в отношении ООО «УК Прогресс», по результатам которой составлены акт и предписание № 557 от 27.06.2016.
Заявитель против удовлетворения ходатайства ответчика о вызове свидетеля возражал.
Рассмотрев ходатайство ответчика о вызове свидетеля, суд отказал в его удовлетворении на основании следующего.
В силу статьи 54 АПК РФ в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица, в том числе свидетели.
Частью 2 статьи 64 АПК РФ предусмотрено, что в качестве доказательств допускаются показания свидетелей.
Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (часть 1 статьи 56 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 88 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в арбитражном процессе.
По смыслу статьи 88 АПК РФ вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда, и обуславливается предметом доказывания и необходимостью в получении определенного доказательственного материала (относимого и допустимого) в подтверждение наличия какого-либо юридического факта.
Судом отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о вызове в качестве свидетеля ведущего консультанта контрольного отдела Амуржилинспекции ФИО4, поскольку не указано какими сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, располагает данное лицо. При этом в материалы дела представлены акт и предписание от 27.06.2016 № 557 с подписью указанного лица, содержащие выявленные нарушения и мероприятия, подлежащие исполнению в целях их устранения, дополнительных пояснений данного лица не требуется. Правовое значение показаний данного лица и доказательственное значение свидетельских показаний для настоящего дела не обосновано.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, проведенного в форме заочного голосования с 20.08.2015 по 31.08.2015, принято решение об избрании в качестве способа управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; также решено избрать в качестве обслуживающей компании - ООО «УК Прогресс» и заключить с обществом договоа.
Комиссией в составе главы администрации с. Волково и представителей ООО «УК Прогресс», в целях возможности и целесообразности принятия дома на техническое обслуживание, проведено техническое обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, по результатам которого составлен Акт от 29.09.2015.
На момент технического обследования установлено: люки выхода на чердачное помещение не закреплены на навесах, отсутствуют запорные устройства; в коридорах общего пользования отсутствуют плафоны и частично лампочки освещения; электропроводка второго этажа не уложена в кабельканалы и местами провисает; четыре вентиляционные и четыре канализационные шахты не выведены выше кровли, что способствует намерзанию влаги в чердачном помещении в зимний период; в коридоре общего пользования отсутствует радиатор водяного отопления.
Комиссией принято решение о возможности, принятия ООО «УК Прогресс» на техническое обслуживание дома, расположенного по адресу: <...>.
В Акте обследования от 29.09.2015 указано, что после принятия решения собственников жилых помещений о заключении договора на техническое обслуживание данного МКД, ООО «УК Прогресс» обязуется в разумные сроки произвести текущий ремонт выявленных недостатков, в частности закрепить люки выхода на чердачное помещение, закрыть слуховые окна, отремонтировать электропроводку второго этажа, установить плафоны. Недостаточная высота выведения вентиляционных шахт и отсутствие обогревательных батарей в коридоре общего пользования является конструктивной особенностью данного здания, первоначально возводимого застройщиком.
Выведение вентиляционных шахт, на необходимый уровень и установка радиатора водяного отопления в коридоре общего пользования, не отнесены к перечню работ текущего ремонта, потребует внесение изменений в технический паспорт здания, соответствующего решения общего собрания жильцов и дополнительного выделения денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту.
01.10.2015 между ООО «УК Прогресс» (управляющая компания) и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (собственник) заключен договор № 7 на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества (далее – договор № 7 от 01.10.2015), согласно которому управляющая компания по заданию собственника приняла на себя обязательства за плату в рамках полученных средств оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно: осуществлять техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий и капитальный ремонт; обеспечивать предоставление собственнику помещения и проживающим с ним лицам коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения (пункт 4.1. договора).
В разделе 2 договора № 7 от 01.10.2015 указано, что содержание общего имущества многоквартирного дома – это комплекс работ и услуг контроля за его состоянием, по поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д., который включает в себя: содержание придомовой территории (уборка); вывоз и размещение твердых бытовых отходов (ТБО); техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома; содержание конструктивных элементов многоквартирного дома; обслуживание технических устройств, в том числе и общедомовых приборов учета, а также технических помещений многоквартирного дома.
Согласно пункту 4.2. договора перечень выполнения работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома определяются в соответствии с приложениями к настоящему договору и могут быть изменены в порядке, предусмотренном пунктом 5.2.4. договора.
Решение о проведении работ по капитальному ремонту, об утверждении перечня таких работ и сроках их проведения, а также об установлении размера платы за капитальный ремонт для каждого собственника помещения, принимается общим собранием собственников помещений (пункт 4.3. договора).
Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома определены сторонами в Приложениях № 3, № 4, № 5 к договору № 7 от 01.10.2015.
В соответствии с пунктами 8, 9, 11 Приложений № 3, № 5 к текущим работам, отнесены установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления (включая домовые котельные), водопроводов, канализации и горячего водоснабжения; замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции.
Перечень работ по содержанию многоквартирного дома с указанием наименования работ, содержится в Приложении № 4 к договору № 7 от 01.10.2015.
Договор № 7 от 01.10.2015 заключен сторонами сроком на 1 год (пункт 12.2. договора).
ООО «УК Прогресс» письмом от 26.11.2015 № 216 уведомило председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, о том, что ремонт вентиляционных шахт и выведение канализационных выпусков, установка обогревательных приборов в подъездах указанного дома относится к категории высокозатратных работ, требующих дополнительного финансирования; предложило провести общее собрание жильцов дома для решения вопроса о проведении независимой оценки необходимого объема работ и их финансирования.
07.12.2015 в Амуржилинспекцию от председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, поступило заявление о ненадлежащем исполнении ООО «УК Прогресс» обязательств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, с указанием перечня нарушений.
Амуржилинспекцией на основании распоряжения от 23.12.2015 № 913 в период с 24.12.2015 по 29.12.2015 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УК Прогресс», предметом которой явилось недопущение нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации при обслуживании многоквартирного дома: ул. Центральная, д. 15 с. Волково, Благовещенского района.
По результатам проведенной проверки составлен акт № 777 от 29.12.2015, в котором указано, что при осмотре жилого дома по адресу: <...>, установлено: отсутствие вывода трубопровода системы канализации за пределы чердачного помещения; отсутствие отопительных приборов в местах общего пользования – подъезде № 2; неисправность чердачных люков (отсутствие навесов, запирающих устройств); неисправность слуховых окон (отсутствие решеток); неисправность вентиляционных шахт (не выведены за пределы чердачного помещения); неисправность светильников в местах общего пользования - подъезд № 2 (на лестничных клетках, в коридоре); неисправность электропроводки в подъезде № 1; отсутствие ограждения контейнерной площадки; установить ограждение контейнерной площадки.
Государственным жилищным инспектором выдано предписание № 777 от 29.12.2015 об устранении ООО «УК Прогресс» выявленных нарушений выполнением следующих мероприятий:
1. На общем собрании собственников многоквартирного жилого дома решить вопрос по финансированию работ по выводу канализационных труб за пределы чердака (срок устранения до 01.06.2016);
2. Восстановить температурно-влажностный режим в подъезде № 2 (срок устранения до 20.01.2016);
3. Устранить неисправность чердачных люков (отсутствие навесов, запирающих устройств) (срок устранения до 01.06.2016);
4. Устранить неисправность слуховых окон (отсутствие решеток) (срок устранения до 20.01.2016);
5. На общем собрании собственников многоквартирного жилого дома решить вопрос по финансированию работ по выводу вентиляционных труб за пределы чердака (срок устранения до 01.06.2016);
6. Устранить неисправность неисправность светильников в местах общего пользования - подъезд № 2 (на лестничных клетках, в коридоре) (срок устранения до 20.01.2016);
7. Произвести профилактические работы в отношении неисправности электропроводки в подъезде № 1 (срок устранения до 20.01.2016);
8. Установить ограждение контейнерной площадки (срок устранения до 20.01.2016).
ООО «УК Прогресс» выполнены работы по ремонту электропроводки, замене лампочек в местах общего пользования, ремонту слухового окна, ремонту чердачного люка, навесу замка, что подтверждается Актами на выполненные работы от 02.02.2016, от 17.06.2016. Кроме того, обществом произведен локальный сметный расчет стоимости работ по выведению канализационных труб за пределы чердачного помещения (стоимость работ составила 56 934 руб.), установке отопительных приборов в местах общего пользования – подъезде № 2 (стоимость работ составила 17 672 руб.), установке ограждения контейнерной площадки (стоимость работ составила 31 914 руб.). Локальные сметы вручены председателю совета многоквартирного дома 19.06.2016 с указанием на необходимость проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Письмом от 23.05.2016 председатель совета многоквартирного дома уведомил ООО «УК Прогресс» о том, что 20.05.2016 собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, приняты решения о расторжении договора с обслуживающей организацией, выборе в качестве способа управления домом – управление управляющей компанией ООО «Амур АРС», в связи с чем, просил передать техническую документацию на дом.
На основании обращения председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, распоряжения Амуржилинспекции № 524 от 15.06.2016, инспекцией в отношении ООО «УК Прогресс» в период с 16.06.2016 по 29.06.2016 проведена проверка исполнения обществом предписания № 777 от 29.12.2015.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки Амуржилинспекцией составлен Акт № 557 от 27.06.2016, ООО «УК Прогресс» выдано предписание № 557 от 27.06.2016, в котором указаны нарушения, выявленные в ходе проверки, мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений и сроки их исполнения, а именно:
пункт 1: в нарушении пункта 4.6.3.1. Правил № 170 отсутствует вывод трубопровода системы канализации за пределы чердачного помещения; требование – в срок до 01.08.2016 вывести канализационные трубы за пределы чердачного помещения;
пункт 2: в нарушении пункта 3.2.2. Правил № 170 отсутствуют отопительные приборы в местах общего пользования - подъезде № 2; требование – в срок до 01.08.2016 установить отопительные приборы в местах общего пользования - подъезде № 2;
пункт 3: в нарушении пункта 3.7.4. Правил № 170 отсутствует ограждение контейнерной площадки; требование – в срок до 01.08.2016 установить ограждение.
Исполнительным директором ООО «УК Прогресс» даны пояснения относительно выявленных нарушений, в частности указано на невозможность выполнения вышеуказанных требований в установленные сроки в связи с большими финансовыми затратами, отсутствием денежных средств; жильцам дома предложено провести общее собрание по вопросам дополнительной оплаты работ; вывод трубопровода системы канализации за пределы чердачного помещения является элементом капитального ремонта и требует отдельного финансирования из фонда капитального ремонта.
Согласно сводным ведомостям задолженность собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, перед ООО «УК Прогресс» по оплате услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, составила: за период с сентября по декабрь 2015 года – 8 951,90 руб., за период с января по июль 2016 года - 11 075,50 руб.
15.07.2016 состоялось внеочередное общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в повестку которого вошли вопросы о необходимости проведения ремонта вентиляционных шахт с выводом их выше конька крыши на 70 см. (сметная стоимость работ 84 785 руб.), необходимости проведения ремонта канализационных выпусков с выводом их выше конька крыши на 70 см. (сметная стоимость работ 56 934 руб.), необходимости установления водяных приборов отопления в подъездах дома (сметная стоимость работ 17 672 руб.), необходимости установления ограждения на контейнерной площадке для сбора ТБО (сметная стоимость работ 31 914 руб.).
Общим собранием собственников жилых помещений приняты решения, оформленные протоколом от 15.07.2016, в том числе: объединить выход вентиляционных шахт и канализационный выпуск в одну выходную трубу и вывести за пределы конька крыши одной трубой, с целью снижения расходов на проведение ремонтных работ; приборы отопление в подъезде дома собственники устанавливают самостоятельно за свой счет; с учетом того, что на контейнерной площадке по сбору ТБО установлено 7 контейнеров (по 1 контейнеру с 7 объектов), ограждение контейнерной площадки для сбора ТБО установить за счет сбора платежей со всех объектов, использующих данную площадку.
Не согласившись с предписанием Амуржилинспекции № 557 от 27.06.2016, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Основания для проведения внеплановой проверки указаны в пункте 4.2. части 4 статьи 20 ЖК РФ, к ним относится, в том числе поступление в орган государственного жилищного надзора, обращений и заявлений граждан о фактах нарушения порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме.
Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 № 455 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Амурской области, согласно которому Амуржилинспекция является исполнительным органом государственной власти Амурской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществляющим функции по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль.
В соответствии с пунктом 3.3. указанного постановления должностные лица Амуржилинспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Порядок пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, пользования общим имуществом собственников помещений, содержания и ремонта жилых помещений, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за коммунальные услуги регулируется жилищным законодательством (часть 1 статьи 4 ЖК РФ).
По смыслу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В части 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда организациями, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами № 170, положения которых являются обязательными для исполнения, в том числе лицами, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
В соответствии с пунктом 4.6.3.1 Правил № 170 разница температуры наружного воздуха и воздуха чердачного помещения должна составлять 2-4 град. С. Для этого требуется: достаточный слой утеплителя чердачного перекрытия; наличие по периметру чердачного помещения дополнительного слоя теплоизоляции или скоса из теплоизоляционного материала под углом 45 град., шириной 0,75-1 м; вентиляция чердачного пространства за счет устройства коньковых и карнизных продухов; утепление всех трубопроводов инженерных коммуникаций на расчетную наружную температуру; утепление и герметичность вентиляционных коробов и шахт; вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака; двери с лестничных площадок на чердак должны быть утеплены, с двух сторон обшиты кровельной сталью, иметь предел огнестойкости 0,6 часа, и закрыты на замок, ключи от которого должны храниться в квартире верхнего этажа и в организации по содержанию жилищного фонда, о чем должна быть соответствующая надпись на двери.
Согласно пункту 3.2.2. Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Из пункта 3.7.4. Правил № 170 следует, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
На основании статьи 210 ГК РФ и пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 статьи 30 ЖК РФ).
В силу части 10 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктами 16 и 17 Правил № 491 определено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из материалов дела следует, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, приняты решения о непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме и избрании в качестве обслуживающей компании - ООО «УК Прогресс», с которым был заключен договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества № 7 от 01.10.2015.
По условиям указанного договора ООО «УК Прогресс» обязалась по заданию собственника за плату в рамках полученных средств оказывать услуги и выполнять работы, в том числе по осуществлению технического обслуживания, санитарного содержания, текущему и капитальному ремонту, а собственник многоквартирного дома по оплате данных услуг (пункты 4.1, 4.6 договора № от 01.10.2015).
В соответствии с разделом 2 указанного договора, под текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома понимается комплекс ремонтных и организационно-технических мероприятий в период нормативного срока эксплуатации с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования, инженерных систем многоквартирного дома для поддержания эксплуатационных показателей коммуникаций, оборудования, конструкций (санитарно-технического оборудования, электротехнического оборудования, конструктивных элементов многоквартирного дома и придомовой территории, технических устройств).
Решение о проведении работ по капитальному ремонту, об утверждении перечня таких работ и сроках их проведения, а также об установлении размера платы за капитальный ремонт для каждого собственника помещения, принимается общим собранием собственников помещений (пункт 4.3. договора № 7 от 01.10.2015).
В перечни работ по содержанию многоквартирного дома, а также работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение № 3, № 4, № 5 к договору № 7 от 01.10.2015) работы по выводу канализационных труб за пределы чердачного помещения, установке отопительных приборов в местах общего пользования, ограждения контейнерной площадки, не указаны.
Согласно Приложению № 7 к договору № 7 от 01.10.2015 и протоколу общего собрания собственников помещений тариф за содержание жилого многоквартирного дома составил 14,40 руб. за 1 кв.м. в месяц. Указанное положение договора также не предусматривает, что в данную стоимость включена плата за работы по выводу канализационных труб за пределы чердачного помещения, установке отопительных приборов в местах общего пользования и ограждение контейнерной площадки.
Доказательств внесения изменений в указанный договор в части дополнения (изменения) перечня услуг и работ по содержанию многоквартирного дома, а также их стоимости, не представлено.
При решении вопроса о возможности заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, ООО «УК Прогресс» указало на наличие нарушений допущенных при строительстве дома (вентиляционные и канализационные шахты не выведены выше кровли, отсутствует радиатор водяного отопления) и невозможность их устранения без дополнительного финансирования, что отражено в Акте обследования от 29.09.2015.
В материалах дела имеются доказательства обращения ООО «УК Прогресс» к председателю совета многоквартирного дома с просьбой о решении собственниками помещений вопросов о проведении независимой оценки необходимого объема работ по ремонту вентиляционных шахт и выведению канализационных выпусков, установке обогревательных приборов в подъездах, ограждения контейнерной площадки, а также их финансирования.
Доказательств решения собственниками помещений указанных вопросов и оплате обслуживающей организации указанных работ в соответствии с пунктом 17 Правил № 491, суду не представлено.
На основании изложенного, суд с учетом избрания собственниками помещений многоквартирного дома способа управления - непосредственное управление, отсутствия у ООО «УК Прогресс» статуса управляющей организации, отсутствия в договоре на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества № 7 от 01.10.2015 условий о том, что в перечень услуг и работ включены работы по выводу канализационных труб за пределы чердачного помещения, по установке отопительных приборов в местах общего пользования, по ограждению контейнерной площадки, условий о том, что плата за содержание и ремонт дома, включает в себя указанные работы, а также отсутствия решения собственников помещений о необходимости проведения указанных работ, согласования их стоимости и доказательств оплаты, пришел к выводу об отсутствии у ООО «УК Прогресс», действующего в рамках гражданско-правового договора, обязанности по выполнению данных работ.
Кроме того, в обоснование вывода о низкой температуре воздуха в подъезде № 2 многоквартирного дома, Амуржилинспекцией не представлено доказательств проведения замеров температуры наружного воздуха и помещений. Поскольку акты проверок № 777 от 29.12.2015, № 557 от 27.06.2016 указанных данных не содержат, у суда не имеется возможности установить на основании каких сведений контролирующим органом сделан вывод о необходимости ООО «УК Прогресс» восстановить температурно-влажностный режим в подъезде № 2 (пункт 2 предписания № 557 от 27.06.2016).
Относительно довода о наличии у ООО «УК Прогресс» обязательств по установке ограждения контейнерной площадки, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для выполнения обществом указанных работ, на основании следующего.
Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Письмом от 09.09.2016 исх. № 293 Администрация Волковского сельсовета отказала ООО «УК Прогресс» в выделении площадки для оборудования под сброс твердых бытовых отходов в районе ул. Центральная, 15, ул. Почтовая, 14, 16, в связи с отсутствием кадастрового плана объектового разграничения муниципальной территории.
Из протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 15.07.2016 следует, что на площадке установлены контейнеры для сброса ТБО жителями близлежащих домов, расположенных по адресу: <...>, и муниципальным детским садом, расположенным на 1 этаже дома по ул. Центральная, 15.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
По условиям договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества № 7 от 01.10.2015 ООО «УК Прогресс» приняло на себя обязательство по уборке и очистке придомовой территории и вывозу ТБО (пункты 5.8, 5.9 Приложения № 4 к договору).
На ООО «УК Прогресс» обязанность по содержанию контейнерной площадки по условиям указанного договора, не возложена. В приложениях к договору № 7 от 01.10.2015 в числе объектов, в отношении которых заключен указанный договор, контейнерная площадка не значится.
С учетом изложенного, у ООО «УК Прогресс» отсутствовали обязательства по выполнению работ по ограждению контейнерной площадки, поскольку земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не входит в состав общего имущества жилого дома, разрешение на установку данной контейнерной площадки собственники многоквартирного дома не получали, контейнерная площадка не относится к числу объектов, переданных ООО «УК Прогресс» на обслуживание по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общедомового имущества № 7 от 01.10.2015.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд считает, незаконным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, предписание Амуржилинспекции об устранении выявленных нарушений № 557 от 27.06.2016 в полном объеме.
Оспариваемое предписание признано недействительным и не подлежит применению с момента вынесения судебного акта, при этом заявителем не указано на необходимость восстановления нарушенных прав путем обязания ответчика совершить определенные действия, в связи с чем, суд считает, что права заявителя восстановлены, указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не производится.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическими лицами заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
ООО «УК Прогресс» уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. по платежному поручению № 422 от 25.07.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, предписание государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 27.06.2016 № 557 об устранении выявленных нарушений.
Взыскать с государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Прогресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Д.С. Аныш