Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-7247/2021 | |||||||||
октября 2021 года | |||||||||||
резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 г., | |||||||||||
арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича | |||||||||||
при ведении протокола секретарем судебного заседания Иваниной О.П., | |||||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление инспекции государственного строительного надзора Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по дов. от 15.01.2021, сл. удост., диплом, от ответчика – ФИО2 по дов. от 10.09.2020, паспорт, диплом, | |||||||||||
установил: | |||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилась инспекция государственного строительного надзора Амурской области (далее – заявитель, инспекция) с заявлением о привлечении ООО «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик факт нарушения не оспорил, просил снизить размер штрафа или применить наказание в виде предупреждения.
Суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя в применении наказания в виде предупреждения возражал.
В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях.
Подробно доводы сторон изложены в письменных пояснениях участников процесса.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа № 325 от 09.08.2021г. инспекцией в отношении ООО «Приамурье» - застройщика объекта капитального строительства «Коровник на 490 голов в рамках в рамках расширения производства молочной продукции МТФ № 8 с. Козьмодемьяновка, Тамбовского района, Амурской области», адрес: Амурская область. Тамбовский район, с. Козьмодемьяновка, проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 25.08.2021 № 109.
В ходе проведения проверки специалистом инспекции установлено, что подрядной организацией (договор от 17.03.2021) - ООО «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): в части осуществления строительства в соответствии с проектной документацией (автор ООО «СОВМОЛКО ПРОЕКТ», шифр 082/20): - ПЗУ.ГЧ, лист 5 — при устройстве проездов (тип №1) на листе данного проекта указан бетон марки В40 вместо ВЗО, указанный в исполнительной документации; в части осуществления строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечению безопасности работ для третьих лиц, выполнению требований безопасности труда и статьи 35 Федерального закона
от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: в нарушение требований пунктов 7.17, 7.18, 7.22, 7.24 Раздела 7 СП 48.13330.2019 «Организация строительства. СНиП 12-01 -2004», на объекте отсутствует:
а)проектное ограждение строительной площадки; б) информационный щит; в)освещение строительной площадки; г)отсутствуют приобъектные конторы прорабов и мастеров, ограничен доступ к местам отдыха сотрудников; д) отсутствует предусмотренный проектом пункт мойки колес.
В части обеспечения ведения исполнительной документации, а именно: частично заполнены общий и специальные журналы работ; в актах освидетельствования геодезической разбивочной основы отсутствуют ссылки на листы проектной документации, в соответствии с которыми они выполнены; отсутствуют исполнительные схемы разработки грунта под навозохранилища 1,2; отсутствуют документы, подтверждающие качество применяемых материалов: в актах освидетельствования скрытых работ отсутствуют: подписи ответственных лиц, ссылки в п. 2 не соответствуют листам проекта, в соответствии с которыми производились работы.
Уведомление № 02-04 830 от 30.08.2021 о необходимости явиться для составления и подписания протокола об административном правонарушении, вручено Обществу 01.09.2021 (вх. № 17 от 01.09.2021).
14 сентября 2021 г. в отношении ООО «СЗ «Региональная строительная компания», в присутствии представителя привлекаемого лица - ФИО2, действующей на основании доверенности 28 АА 1156418 от 10.09.2020, составлен протокол № 72 об административном правонарушении, ввиду наличия в действиях данного юридического л состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, выразившегося в необеспечении лицом, осуществляющим строительство, безопасности работ для третьих лиц, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
ФИО2 пояснила, что установлено ограждение навозоприемников сигнальной лентой, предоставлено подтверждение проектной организации о внесении изменений в проектную документацию в отношении применяемых материалов в конструкциях проездов, в сетях водоотведения и водоснабжения.
Инспекцией протокол и материалы дела об административном правонарушении переданы в арбитражный суд для привлечения к административной ответственности.
Оценив представленные доказательства, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, при установлении наличия в действиях юридического лица административного правонарушения, подлежат: наличие самого события административного правонарушения; сведения о лице, совершившим противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность юридического лица в совершении административного правонарушения; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, если таковые имеются; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Согласно п. 7.17, п. 7.18, п. 7.22, п. 7.24 СП 48.13330.2019 «Организация строительства». СНиП 12-01-2004» лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями НД (в том числе в отношении линейных объектов, при строительстве, реконструкции автомобильных дорог).
При въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием: наименования объекта, сроков начала и окончания работ, схемы объекта; наименования застройщика (технического заказчика); представителя застройщика (технического заказчика) - должностного лица, отвечающего за ведение строительного контроля; исполнителя работ (подрядной организации, генеральной подрядной организации) - инициалы, фамилия, должность, номер в национальном реестре специалистов и номера телефонов лица, ответственного за организацию работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объекта; представителя органа государственного строительного надзора или местного самоуправления, курирующего строительство; ответственного представителя проектной организации - должностное лицо, отвечающее за ведение авторского надзора, в случаях, когда он выполняется.
Внутриплощадочныеподготовительныеработы должны предусматривать: сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства; освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос зданий и сооружений, и др.); планировку территории; устройство временных сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных ПОС; устройство постоянных и временных дорог; устройство инвентарных временных ограждений строительной
площадки с организацией, в необходимых случаях, контрольно-пропускного режима; размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений; устройство складских площадок, площадок временного размещения грунта: организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ; обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
Внутриплощадочные подготовительные работы должны быть выполнены до начала строительно-монтажных работ.
Таким образом, отсутствие информационного щита, ограждения, освещения, неограниченный доступ посторонних лиц на территорию строительной площадки создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу ч. ч. 1,2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В соответствии ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Следовательно, субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) могут быть как заказчик, так и подрядчик, непосредственно осуществляющий работы по строительству.
Как видно из материалов дела, и не оспаривается ответчиком общество строительство объекта «Коровник на 490 голов в рамках в рамках расширения производства молочной продукции МТФ № 8 с. Козьмодемьяновка, Тамбовского района, Амурской области» осуществляло с нарушением приведенных выше норм, в связи с чем в его действиях (бездействии) усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Из материалов дела не усматривается, что соблюдение обществом требований градостроительного законодательства в данном случае было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые названное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить.
Факт совершения и вина ООО «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, подтверждены материалами дела, а именно актом и протоколом.
Процессуальных нарушений при производстве по делу, а также нарушений прав ответчика, допущено не было.
В связи с изложенным суд счел, что имеются все необходимые основания для привлечения ООО «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП.
Частичное устранение ООО «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» выявленных нарушений на момент составления административного протокола с учетом доказанности факта создания угрозы жизни и здоровью граждан в результате допущенных обществом действий и бездействия основанием для освобождения от административной ответственности не является.
С учетом установленных обстоятельств дела суд не усматривает правовых оснований для признания правонарушения малозначительным и применения наказания в виде предупреждения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу, а также нарушений прав ответчика, допущено не было.
На момент принятия настоящего решения срок давности привлечения к административной ответственности по такой категории дел, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее ста тысяч рублей.
Судом при вынесении настоящего решения приняты следующие исключительные обстоятельства: привлечение общества к административной ответственности впервые, признание вины, принятие мер по устранению выявленных нарушений.
В связи с наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, суд счел необходимым применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности привлечения ответчика к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Руководствуясь ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ суд решил привлечь общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Региональная строительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 19.06.2019, по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП России в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Штраф подлежит перечислению на счёт управления федерального казначейства по Амурской области (Дальневосточное управление Ростехнадзора), ИНН <***>, КПП 272101001, № казначейского счета 03100643000000012300, Банк получателя - Отделение Благовещенск Банка России (УФК по Амурской области) БИК-011012100 Счет в банке - № 40102810245370000015 ОКТМО 10701000 КБК 498 1 16 01091 01 0005 140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья П.А. Чумаков