Именем Российской Федерации
675023, <...>
http://www.amuras.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Амурской области
г. Благовещенск
Дело №
А04-7315/08-5/418
«21» октября 2008 г.
Судья Арбитражного суда
М.А. Басос
(фамилия, инициалы)
При участии помощника судьи
О.В. Швец
Рассмотрев в судебном заседании заявление
Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новомихайловский»
(наименование заявителя)
К
Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области
(наименование ответчика)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Протокол вел: помощник судьи Швец О.В.
(Фамилия И.О., должность лица)
При участии в заседании: от заявителя: ФИО1, председатель кооператива, приказ от 28.02.2007 № 1, выписка из протокола общего собрания от 28.02.2007, паспорт <...>, выдан Октябрьским РОВД 08.04.2002 (до перерыва); ФИО2, доверенность от 20.10.2008 № 97, удостоверение от 15.11.2004 № 21 (после перерыва); от ответчика: ФИО3, доверенность от 10.01.2008 № 2, паспорт <...>, выдан УВД г.Благовещенска 26.12.2002.
Установил:
С целью исследования дополнительных доказательств в судебном заседании 20.10.2008 судом объявлялся перерыв до 21.10.2008 до 15 часов 00 минут. После перерыва судебное заседание было продолжено 21.10.2008 в 15 часов 00 минут.
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2008, решение в полном объеме изготовлено 21.10.2008.
В Арбитражный суд Амурской области обратился Сельскохозяйственный производственный кооператив «Новомихайловский» с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2008 № 7/11 С о привлечении к административной ответственности по ст.10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования обоснованы тем, что административным органом нарушен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за использование (посев) семян ячменя без предварительной проверки их сортовых и посевных качеств, поскольку моментом совершения вмененного СПК «Новомихайловский» административного правонарушения (ст.10.12 КоАП РФ) является момент посева семян ячменя на площади 75 га., а именно апрель 2008 года. Кроме того, заявитель полагает, что в действиях кооператива отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как кооперативом приняты все меры для того, чтобы производить посев семян только товарной продукции, для чего 05.04.2008 по договору с селекционным хозяйством колхозом «Колос» был произведен обмен «нетоварного зерна» на товарные семена ячменя «Ача» репродукции – Р-2 в количестве 22 тонн. В договоре указано, что зерно сопровождается всеми необходимыми документами и должно быть соответствующего качества. Закон не возлагает обязанность на лиц, использовавших семена, хранить документы, подтверждающие их качество в течение какого-либо длительного времени (полгода и более). Для проверки же сортовых и посевных качеств семян нового урожая с выдачей соответствующего документа СПК «Новомихайловский» 01.08.2008 заключил договор на оказание услуг с ФГУ «Российский сельскохозяйственный центр». До получения указанных документов на зерно нового урожая, семена не использовались.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика с требованиями не согласился, указал, что в ходе проверки, проведенной 11.09.2008 в СПК «Новомихайловский», было выявлено нарушение законодательства в области семеноводства, а именно использование семян ячменя сорта «Ача» в количестве 22 тонны без документов, подтверждающих сортовые и посевные качества данных семян. Считает, что кооператив законно и обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушение правил использования семян сельскохозяйственных растений. Сославшись на п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указал, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента обнаружения правонарушения, в данном случае с 11.09.2008. Просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Новомихайловский» зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области 09.03.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072827000289, ИНН <***>.
В соответствии с Уставом Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новомихайловский» кооператив является добровольным объединением граждан-учредителей для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
На основании Приказа от 13.08.2008 № 1498 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области проведена плановая проверка Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новомихайловский» на предмет выполнения им законодательства в области семеноводства, карантина растений и земельного контроля, по результатам которой составлен акт от 11.09.2008. Проверкой установлено отсутствие документов на семена ячменя сорта «Ача» в количестве 22 тонны, приобретенные у колхоза «Колос», посев которых произведен на площади 75 га.
По результатам проверки СПК «Новомихайловский» выдано предписание от 11.09.2008 о прекращении использования семян ячменя «Ача» без сортовых документов на семенные цели.
В отношении СПК «Новомихайловский» по факту использования семян ячменя без сортовых и посевных качеств в присутствии председателя кооператива ФИО1 составлен протокол от 11.09.2008 № 7/11, действия кооператива квалифицированы по ст.10.12 КоАП РФ, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.09.2008 на 10 час. 00 мин.
Заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области 19.09.2008 вынесено постановление № 7/11 С по делу об административном правонарушении, которым СПК «Новомихайловский» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 КоАП РФ, в виде использования семян ячменя в количестве 22 тонны на площади 75 га. без сортовых и посевных качеств, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Постановление направлено СПК «Новомихайловский» посредством почтовой связи 22.09.2008.
Получив 25.09.2008 постановление от 19.09.2008 № 7/11 С и не согласившись с ним, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о состоятельности требований заявителя по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» установлены правовые основы деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.
В статье 1 Федерального закона «О семеноводстве» определено, что семена - части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;
Сортовые качества семян - совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственных растений.
Посевные качества семян - совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки).
В соответствии со ст.25 Федерального закона «О семеноводстве» семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.
Посевные качества семян определяются на основе требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
На основании статьи 28 Федерального закона «О семеноводстве» производится сертификация семян.
Партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.
По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.
Партии семян, предназначенных для вывоза из Российской Федерации, должны иметь сертификаты в соответствии с нормами международного права.
Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
Порядок проведения сертификации семян определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
На семена, предназначенные для собственных нужд их производителей, а также на семена, не соответствующие требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства, выдаются удостоверения о качестве семян. Выдача удостоверений о качестве семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством (ст.29 Федерального закона «О семеноводстве»).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О семеноводстве» запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.03.2005 № 63-ст с 01.01.2006 введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия» ГОСТ Р 52325-2005, согласно пункту 4.1.2 которого семена, предназначенные для посева, должны быть проверены на сортовые и посевные качества и удостоверены соответствующими документами в установленном порядке.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 08.12.1999 № 859 утверждено Положение о порядке сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, которое является основополагающим документом при сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений. Положение обязательно для всех физических и юридических лиц - участников процесса сертификации семян. В соответствии с указанным Положением сертификат является документом, выданным по правилам Системы сертификации семян, удостоверяющим посевные качества семян и подтверждающим их соответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой нормативной документации.
Статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу статьи 23.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правоотношениях, предусмотренных статьями 10.12 - 10.14 настоящего Кодекса, рассматривают государственные семенные инспекции.
В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции (часть 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327).
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальных управлений Россельхознадзора, которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах компетенции Россельхознадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный семенной контроль.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В части 2 приведенной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 11.09.2008 СПК «Новомихайловский» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 КоАП РФ, в виде использования семян ячменя сорта «Ача» в количестве 22 тонны, приобретенных у колхоза «Колос» в количестве 22 тонны на площади 75 га. без сортовых и посевных качеств.
Факт использования семян ячменя кооперативом «Новомихайловский» подтверждается справкой, составленной председателем и главным бухгалтером по состоянию на 11.09.2008 и представленной в Управление Россельхознадзора по Амурской области.
Вместе с тем, семена ячменя приобретены кооперативом у колхоза «Колос» на основании договора от 05.04.2008, в соответствии с п.5.2 которого поставляемое зерно сопровождалось всеми необходимыми документами и должно быть соответствующего качества.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на том, что все необходимые документы на семена ячменя на момент посева у СПК «Новомихайловский» имелись.
Согласно справке, подписанной председателем СПК «Новомихайловский» и заверенной Главой Октябрьского района, представленной в материалы дела заявителем, посев ячменя произведен 05.04.2008 – 35 га., 06.04.2008 – 40 га.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным органом не представлено доказательств отсутствия у кооператива всех необходимых документов, подтверждающих сортовые и посевные качества семян ячменя, на момент их посева (использования) в апреле 2008 года. Отсутствие этих документов было установлено в момент проведения проверки 11.09.2008.
Судом не принимаются доводы ответчика о том, что срок привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента обнаружения правонарушения, с 11.09.2008.
Вменяемое кооперативу правонарушение не является длящимся и считается оконченным в момент использования семян ячменя при посеве в апреле 2008 года, 06.04.2008. Постановление о привлечении кооператива к административной ответственности за данное правонарушение принято 19.09.2008.
При таких обстоятельствах административным органом пропущен срок давности привлечения СПК «Новомихайловский» к административной ответственности. Кроме того, административным органом не представлено доказательств наличия в действиях кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного ст.10.12 КоАП РФ, поскольку по истечении 5 месяцев с момента совершения правонарушения документы на семена ячменя у кооператива могли отсутствовать.
В пункте 18 Постановления от 27.01.2003 № 2 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч.2 ст.211 АПК РФ).
Учитывая изложенное, постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области от 19.09.2008 № 7/11 С о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новомихайловский» к административной ответственности по ст.10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей надлежит признать незаконным и отменить его полностью.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Признать постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области от 19.09.2008 № 7/11 С о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Новомихайловский» к административной ответственности по ст.10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей незаконным и отменить его полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья М.А. Басос