ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7372/17 от 31.10.2017 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

03 ноября 2017 года

г. Благовещенск

Дело №

А04-7372/2017

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2017 г.

арбитражный суд в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ховалыг Айланой Степановной,

Рассмотрев в судебном заседании заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (ОГРН 1022800509643, ИНН 2801079609)

к Главному управлению МЧС России по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184)

о признании недействительным предписания

при участии в заседании: от заявителя: Тышкевич И.И. по доверенности №09-6534 от 02.08.2017, удостоверение.

от ответчика: не явился, извещен.

установил:

В Арбитражный суд обратилось государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (далее – заявитель, Управление Пенсионного фонда, управление) с требованием признать недействительным предписание УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области (далее – ответчик) № 4 от 17 июля 2017 года об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В обоснование требований заявитель ссылается на нарушение порядка проведения проверки и несоответствие оспариваемого предписания требованиям законодательства.

Представитель ответчика в письменном отзыве указал на несогласие с заявленными требованиями, сославшись на законность оспариваемого предписания и на отсутствие нарушения порядка проведения и оформления результатов плановой выездной проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пояснил, что в управлении программа обучения работников включает в себя 19-ти часовой курс обучения по темам, не соответствующим перечню, утвержденному Примерной программой курсового обучения, и полностью не соответствует Примерной программе курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, что подразумевает под собой отсутствие требуемой программы. В Управлении назначены руководители занятий и созданы учебные группы, однако, численность групп не соответствует заявленному количеству человек (группы более 25-ти человек).

Как указывает ответчик, Управление входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области. В соответствии с п. 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 г. № 687, план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствую­щим федеральным органом исполнительной власти.

Являясь объектом экономики, продолжающим свою деятельность в военное время, Управлением был представлен только План основных инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования в мирное и военное время. Иных документов (приказ о создании комиссии по ПУФ, положение о комиссии ПУФ, состав и структура комиссии, функциональные обязанности членов комиссии, протоколы заседаний и другие отчетные документы работы комиссии по ПУФ) представлено не было.

Кроме того, в Управлении не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.

Согласно представленной Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области в ГУ МЧС России по Амурской области информации, в соответствии с переработанным Перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 12.03.2015 г. и утвержденным Министром труда и социальной защиты РФ 19.03.2015 г., Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, не отнесенной к категориям по гражданской обороне.

Вместе с тем, ответчик указывает, что в соответствии с п. 9, п. 10 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в эконо­мике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных Поста­новлением Правительства РФ от 16.08.2016 г. № 804, уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне. В случае изменения показателей, сведения об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне.

Кроме того, по мнению ответчика, законом не определено, что документы, затребованные должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, должны предоставляться по месту фактического осуществления деятельности юридического лица, в отношении которого проводятся мероприятия по надзору.

Заслушав доводы лиц, присутствовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

На основания распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Благовещенску управления надзорной деятельно­сти и профилактической работы Главного управления МЧС России по Амурской области Копысова И.С. № 4 от 13.06.2017 года в период с 20 июня 2017 года по 17 июля 2017 года была проведена плановая выездная проверка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амур­ской области в области гражданской обороны.

Целью проверки установлено исполнение пункта 219 ежегодного плана проведения проверок на 2017 год управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Амурской области.

Задачами и предметом настоящей проверки определено соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны.

По результатам проверки составлен акт №4 от 17.06.2017 о следующих нарушениях:

1. В Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области» план основных мероприятий на 2017 год не согласован и разработан без учета мероприятий проводимых по плану Правительства области и администрации города.

2. В Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области» не проведены мероприятия по поддержанию его устойчивого функционирования в военное время, а именно: не определен состав, структура комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ), не разработан годовой план работы комиссии по ПУФ, протоколы заседаний комиссии по ПУФ отсутствуют.

3. Не разработана программа проведения с работниками вводного инструктажа по гражданской обороне (отсутствует приказ об организации, программа, журнал).

4. В Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области» отсутствует программа курсового обучения работников в области гражданской обороны (программа курсового обучения, группы более 25 чел., программа обучения более 16 часов).

5. В Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области» не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.

По результатам проверки УПФР в г. Благовещенске Амурской области выдано предписание № 4 от 17.07.2017 года об устранении выявленных нарушений в срок до 02.02.2018 года.

Не согласившись с выданным предписанием, ГУ-УПФР РФ в г.Благовещенске Амурской области (межрайонное) обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения в области гражданской обороны урегулированы Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон № 28-ФЗ).

Статьей 1 Закона №28-ФЗ определены основные понятия, согласно которой, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны (статья 3 Закона №28-ФЗ).

Основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Закона № 28-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 4 Закона № 28-ФЗ установлено, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Часть 2 статьи 9 Закона №28-ФЗ определено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Положение), которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 2 данного Положения, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ.

Согласно пункту 3 Положения № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В соответствии с пунктом 7 Положения № 794 координационным органом единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании (пункт 8 Положения № 794).

Согласно пунктам 10 и 11 Положения № 794 постоянно действующим органом управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; органом повседневного управления единой системы на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Приложением к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в числе которых Пенсионный фонд РФ не упомянут.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 к вопросам Пенсионного фонда РФ отнесено обеспечение целевого сбора и аккумуляция страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий и пособий.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Благовещенске Амурской области (межрайонное) является Федеральным государственным казенным учреждением, основным видом деятельности которого является деятельность в области обязательного социального обеспечения.

Таким образом, Управление ПФР не относится к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 утверждено Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны.

В Приложении к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны содержаться критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Согласно данному Положению деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска - деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

г) к категории низкого риска - деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 3, п. 4 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации). План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным критерием является отнесение организации к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с п. 4 Порядка отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1998 г. № 1115 основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта. Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

Приложением к Порядку отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти и объединений организаций, производящих отнесение организаций к категории по гражданской обороне. В данном перечне Пенсионный фонд РФ отсутствует.

Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с письмом ПФР от 22.04.2015 № 07-07-02/171 дсп является организацией, не отнесенной к категориям по гражданской обороне.

Таким образом, Управление не является организацией, функционирующей в военное время.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения Пенсионного фонда к категориям по гражданской обороне.

Указание ответчика о том, что в случае изменения показателей, сведения об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне, в рассматриваемом случае не имеет правового значения.

Данные сведения представляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне. Доказательств того, что ГУ МЧС России по Амурской области либо Управление Пенсионного фонда в г.Благовещенске Амурской области относятся к данным организациям, в материалы дела не представлено.

Также материалы дела не содержат сведений о том, что Пенсионный фонд ранее, до переработки Перечня организаций, относился к организациям, отнесенным к категориям по гражданской обороне.

Таким образом, в связи с тем, что Пенсионный фонд переработанным Перечнем не отнесен к категориям по гражданской обороне, то необходимости представления таких сведений в соответствующие органы у него нет.

В нарушение предписаний ст. 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств отнесения Управления Пенсионного фонда к единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, опасным производственным объектам, потенциально опасным объектам инфраструктуры, объектам жизнеобеспечения населения, объектам, имеющим важное оборонное и экономическое значение, объектам гражданской обороны.

При таких обстоятельствах, возложение на Пенсионный фонд обязанностей, исполнение которых предусмотрено исключительно единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее структурными подразделениями, а также объектами гражданской обороны, незаконно.

Кроме того, в материалы дела представлены письма Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 26.06.2015 №43-2990-19 и №43-2991-19, в которых сказано, что Государственное учреждение Пенсионный фонд РФ не входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, требования по созданию финансовых резервов для указанного учреждения и его филиалов не предусмотрены. С 2014 года проверки организаций, не входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций надзорными органами МЧС России не планируются и не осуществляются.

Главный инспектор просил исключить случаи проведения надзорными органами таких проверок в отношении учреждений, не входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также необоснованного предъявления к ним требований по созданию финансовых резервов.

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания в отношении заявителя.

Вместе с тем, ответчиком не учтено, что в Управлении имеется разработанный план основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечения пожарной безопасности на 2017 г., утвержденный начальником Управления.

Согласно приказу от 22.03.2017 г. № 29-ах в Управлении утверждены учебные группы для изучения вопросов гражданской обороны в 2017 г., назначены руководители учебных групп, утвержден список учебных групп и занятий по ГО и ЧС, утверждена программа обучения для сотрудников Управления по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и Положение об организации обучения сотрудников Управления.

Тот факт, что численность учебных групп превышает численность учебных групп, установленную Примерной программой, и составляет на 1-2 человека больше, не может являться основанием для вынесения предписания, поскольку в данном конкретном случае является незначительным превышением численности учебных групп. Кроме того, Примерная программа не может устанавливать обязательные для исполнения нормы, поскольку является рекомендацией по проведению обучения.

Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения работающего населения, планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов. Таким образом, 19-часовая программа обучения, запланированная Управлением больше по количеству часов, а не меньше, что соответствует требования Примерной программы и не подразумевает под собой отсутствие такой программы.

Также суд считает, что указание в пункте 1 предписания на необходимость согласовать план основных мероприятий на 2017 год в конце года с устранением таких нарушений в срок до 02.02.2018 не отвечает критериям разумности предписания и является неоправданным, поскольку такой план мероприятий необходимо разрабатывать и утверждать в начале года, либо на предстоящий период, с целью его дальнейшего исполнения, а не для его формального наличия.

Кроме того, судом установлено нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки.

Порядок оформления результатов проверки регламентирован статьей 16 Закона № 294-ФЗ.

Согласно статье 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1). В акте проверки, в частности, указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; проставляются подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку (часть 2 пункты 4,9 названной статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Согласно пункту 4 статьи 18 названного Закона должностные лица органа государственного контроля при проведении проверки обязаны проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки.

Таким образом, лица, указанные в распоряжении о проведении проверки, обязаны были осуществить выездную проверки по месту нахождения Управления, начать которую необходимо было с предъявления распоряжения и служебных удостоверений, по окончанию проверки составить акт.

Вместе с тем, старший инспектор Щёкина О.Н., составившая и подписавшая акт проверки, на место проведения проверки не выезжала, руководителю либо иному должностному лицу проверяемой организации служебное удостоверение не предъявляла. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

Кроме того, в акте проверки не отражено, что инспектор Николаев В.В., как утверждает ответчик, в день начала проверки выезжал по месту фактического осуществления деятельности УПФР в г.Благовещенске.

Более того, в акте проверки не указаны лица, которые распоряжением №4 от 13.07.2017 уполномочены на проведение проверки, а именно - Копысов Иван Сергеевич главный государственный инспектор г. Благовещенска по пожарному надзору начальник ОНДПР по г. Благовещенску УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области, а также Николаев Виталий Валерьевич государственный инспектор г. Благовещенска по пожарному надзору - инспектор ОНДПР по г. Благовещенску УПДПР ГУ МЧС России по Амурской области.

Таким образом, предписание № 4 от 17.07.2017 не соответствует приведенным выше нормам, нарушает права заявителя в экономической сфере и подлежит признанию недействительным.

Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

Признать недействительным как не соответствующим Федеральному закону «О гражданской обороне», Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области № 4 от 17 июля 2017 года об устранении нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.И. Котляревский