ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7490/08 от 26.11.2008 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-7490/08-25/231

«

26

»

ноября

2008 г.

Судья Арбитражного суда

В.И. Котляревский

При участии секретаря судебного заседания:

О.С. Семеновой

(фамилия, инициалы)

Рассмотрев в судебном заседании заявление

Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Амурской области

  (наименование заявителя)

к

ООО «Бастион-С»

(наименование ответчика)

о привлечении к административной ответственности

Протокол вел секретарь судебного заседания О.С. Семёнова

(Фамилия И.О., должность лица)

При участии: от заявителя: ФИО1 старший инженер – государственный инспектор, служебное удостоверение ГПН № 01298, по доверенности от 25.12.2007г.; ФИО2 главный специалист – государственный инспектор, служебное удостоверение № 23790, по доверенности от 28.10.2008г. № 5132-4-4;

От ответчика: ФИО3 генеральный директор, паспорт.

Установил:

 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòü¸é 205 ÀÏÊ ÐÔ âûíåñåíî ïðîòîêîëüíîå îïðåäåëåíèå î ïðîäëåíèè ñðîêà ðàññìîòðåíèÿ äåëà î ïðèâëå÷åíèè ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè ÎÎÎ «Áàñòèîí-Ñ».

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2008 года, решение в полном объёме изготовлено 26 ноября 2008 года.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ООО «Бастион-С».

В обоснование своих требований заявитель указал, что ответчик нарушил лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктами «б», «в», «д», «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров.

Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 5 Положения выявленные нарушения являются грубыми.

Ответчик заявленные требования не признал, в отзыве указал, что общество не согласно с доводами изложенными в протоколе № 28. Указал, что на момент получения лицензии от 08.07.2005г. № 1/07982 действовало Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров в иной редакции, считает, что изменение порядка лицензирования не может иметь обратной силы. Указал, что работники прошли обучение по программе повышения квалификации, что вопросы допуска к работе в электроустановках не входят в компетенцию органов госпожнадзора. Считает замечания по рабочему проекту автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в здании общежития и в здании пищеблока ГОУНПОПУ № 20 «Покровский горный колледж» не обоснованными.

Ответчик считает, что выявленные госпожнадзором замечания или устранены или неправомерны, не причинили и не могли причинить вреда физическим и юридическим лицам, жизни и здоровью граждан, а также не повлекли за собой иных вредных последствий.

Èññëåäîâàâ ìàòåðèàëû äåëà, ñóäîì óñòàíîâëåíû ñëåäóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà.

Общество с ограниченной ответственностью «Бастион-С», зарегистрировано Межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Амурской области 29.10.2004г., основной государственный регистрационный номер 1042800031339.

ООО «Бастион-С» имеет лицензию № 1/07982 на деятельность по предупреждению и тушению пожаров, лицензия действительна до 08.07.2010 г.

В соответствии с распоряжением о проведении проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий от 04.09.2008г. № 41 с 15 сентября по 15 октября 2008г. проведена плановая проверка (лицензионный контроль) ООО «Бастион-С».

В ходе проверки установлено, что 09.10.2008г. в 15 час. 00 мин. по адрес: <...> ООО «Бастион-С», нарушило лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктами «б», «в», «д», «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, а именно:

подпункт «б»:

- руководитель юридического лица ФИО3 не имеет образования по специальности «пожарная безопасность», не имеет стажа работы более 3-х лет в области обеспечения пожарной безопасности;

подпункт «в»:

- работники, состоящие в штате лицензиата, не имеют соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности. Так, ФИО3 выполняющий работы лицензируемого вида деятельности имеет высшее образование по специальности «Инженер-механик сельского хозяйства»; ФИО4 выполняющий работы лицензируемого вида деятельности имеет высшее образование по специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»; ФИО5 выполняющий работы лицензируемого вида деятельности имеет высшее образование по специальности «Учитель технологии и предпринимательства»; ФИО6 и ФИО7 выполняющие работы лицензируемого вида деятельности имеют только аттестаты об окончании среднего общеобразовательного учреждения (школа). Стаж работы в области лицензируемого вида деятельности всех работников лицензиата составляет мене трех лет;

подпункт «д»:

- ФИО6 и ФИО7 не прошли требуемое 1 раз в 5 лет повышение квалификации в области лицензируемой деятельности;

подпункт «е»:

Рабочий проект автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (05-08-ПС) в здании общежития ГОУНПОПУ № 20 «Покровский горный колледж», расположенного в <...>:

- жилые помещения общежитий не оборудованы автономными пожарными извещателями (примечание к п. 6.1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п.7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»);

- прибор приёмно-контрольный пожарный (ППКП), установлен в
помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, телефонной связи и аварийного освещения при этом в проекте отсутствуют сведения о выводе извещений о пожаре и о неисправности в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (п. 12.48*, 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», п. 2.2.11 ГОСТ 12.4.009-83 «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»);

- отсутствуют сведения об уровне освещённости в местах установки ручных пожарных извещателей и прибора приёмно-контрольного пожарного (при установке данного прибора в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала)(п. 12.43, 12.55 НПБ 88-2001);

- отсутствуют сведения об уровне звука, который должны обеспечивать речевые пожарные извещатели данной проектируемой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3.22 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- в проекте не предусмотрен 10% запас пожарных извещателей каждого типа (п. 2.2.7 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания»);

- не определена высота (от уровня пола до оперативных органов управления ППКП),на которой необходимо производить монтаж ППКП, (п.12.52 НПБ 88-2001);

- не определена высота, на которой необходимо производить монтаж речевых пожарных оповещателей (Основание: п. 3.21 НПБ 104-03)отсутствуют сведения о наличии в здании систем вентиляции и кондиционирования воздуха для определения необходимости подключения данных систем к соответствующим клеммам на ППКП при выполнении монтажных работ; данное мероприятие необходимо для отключения систем вентиляции кондиционирования воздуха при срабатывании пожарной сигнализации; отсутствуют сведения о порядке расположения автоматических пожарных извещателей относительно вентиляционных отверстий(п.2.2.6ГОСТ12.4.009-83,п.12.19НПБ88-2001);

- не предусмотрено подключение электропитания ППКП и систем оповещения о пожаре двумя линиями от одного ввода в здание с автоматическим переключением с одной линии на другую, не указан порядок прокладки линий электропитания от ввода до ППКП(п.7.1.57ПУЭ,п.12.71 НПБ 88-2001, п. 14.13 СП «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»);

- не предусмотрена необходимость заделки негорючим материалом мест прохода шлейфов пожарной сигнализации, соединительных линий оповещения через строительные конструкции в целях нераспространения пожара (п.2.1.58 ПУЭ, п. 14.24 СП 31-110-2003,п.64ППБ01-03«Правила пожарной безопасности в РФ»);

- не установлен порядок прокладки шлейфов пожарной сигнализации относительно силовых и осветительных проводов (п. 12.67 НПБ 88-2001);

- проектом не предусмотрено формирование команды на пуск системы оповещения о пожаре при срабатывании двух автоматических пожарных извещателей (в т.ч. не указан номинал сопротивления резистора, устанавливаемого с извещателями, не указано необходимое количество резисторов) (п. 13.1* НПБ 88-2001);

Рабочий проект автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (02-08-ПС) в здании здание пищеблока ГОУНПОПУ №20 «Покровский горный колледж», расположенного в <...>:

- в помещениях (№ 17, 16, 15, 14 по экспликации помещений проекта) шириной 9 м проектом предусмотрена установка тепловых пожарных извещателей на расстоянии более требуемого до стены (принято 4,5 м при требуемых 2,5 м) (п. 12.34* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

- прибор приёмно-контрольный пожарный (далее по тексту - ППКП), установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, телефонной связи аварийного освещения при этом в проекте отсутствуют сведения о выводе извещений о пожаре и о неисправности в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала(п. 12.48*, 12.55 НПБ 88-2001, п. 2.2.11 ГОСТ 12.4.009-83 «Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»);

- отсутствуют сведения об уровне освещённости в местах установки ручных пожарных извещателей и прибора приёмно-контрольного пожарного (при установке данного прибора в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала)(п. 12.43, 12.55 НПБ 88-2001);

- отсутствуют сведения об уровне звука, который должны обеспечивать речевые пожарные извещатели данной проектируемой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3.22 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- в проекте не предусмотрен 10% запас пожарных извещателей каждого типа (п. 2.2.7 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания»);

- не определена высота (от уровня пола до оперативных органов управления ППКП),на которой необходимо производить монтаж ППКП, (п. 12.52 НПБ 88-2001);

- не определена высота, на которой необходимо производить монтаж речевых пожарных оповещателей (Основание: п. 3.21 НПБ 104-03);

- отсутствуют сведения о наличии в здании систем вентиляции и кондиционирования воздуха для определения необходимости подключения данных систем к соответствующим клеммам на ППКП при выполнении монтажных работ; данное мероприятие необходимо для отключения систем вентиляции и кондиционирования воздуха при срабатывании пожарной сигнализации; отсутствуют сведения о порядке расположенияавтоматическихпожарныхизвещателейотносительновентиляционныхотверстий(п.2.2.6ГОСТ12.4.009-83,п.12.19НПБ88-2001);

- не предусмотрено подключение электропитания ППКП и систем оповещения о пожаре двумя линиями от одного ввода в здание с автоматическим переключением с одной линии на другую, не указан порядок прокладки линий электропитания от ввода до ППКП(п.7.1.57ПУЭ,п.12.71 НПБ 88-2001, п. 14.13 СП «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»);

- не предусмотрена необходимость заделки негорючим материалом мест прохода шлейфов пожарной сигнализации, соединительных линий оповещения через строительные конструкции в целях нераспространения пожара (п.2.1.58 ПУЭ, п. 14.24 СП 31-110-2003,п.64ППБ01-03«Правила пожарной безопасности в РФ»);

- не установлен порядок прокладки шлейфов пожарной сигнализации относительно силовых и осветительных проводов(п. 12.67 НПБ 88-2001);

- проектом не предусмотрено формирование команды на пуск системы оповещения о пожаре при срабатывании двух автоматических пожарных извещателей (в т.ч. не указан номинал сопротивления резистора, устанавливаемого с извещателями, не указано необходимое количество резисторов) (п. 13.1* НПБ 88-2001).

Указанные правонарушения зафиксированы в актах №№ 1,2 проверки качества выполненных работ по тушению пожаров от 09.10.2008г. и в акте проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по тушению пожаров от 15.10.2008г.

В объяснении руководителя по выявленным нарушениям, в акте от 15.10.2008г., за подписью директора общества указано «с результатом согласен. Данные нарушения будут устранены».

09 октября 2008г. в адрес юридического лица направлено определение о вызове лиц для составления протокола об административном правонарушении, в определении имеется отметка о его получении 10.10.2008г. ФИО3

14 октября 2008г. государственным инспектором Амурской области по пожарному надзору составлен протокол № 28 об административном правонарушении в области пожарной безопасности, в котором установлено, что ООО «Бастион» нарушило лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктами «б», «в», «д», «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров.

Правонарушение квалифицировано по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оценивая доказательства по делу, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 года № 625 утверждено Положение о лицензировании деятельность по тушению пожаров, которое определяет порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Пунктом 4 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

подпункт «б»: наличие у руководителя юридического лица или у индивидуального предпринимателя (или у руководителя их структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) высшего или среднего профессионального образования по специальности «пожарная безопасность» и стажа работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее 3 лет.

Довод ответчика о том, что на момент получения лицензии от 08.07.2005г. № 1/07982 действовало Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, в котором не конкретизировался вид образования, является не обоснованным.

Òàê â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîäïóíêòîì «à» ïóíêòà 3 Ïîëîæåíèÿ î ëèöåíçèðîâàíèè äåÿòåëüíîñòè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è òóøåíèþ ïîæàðîâ, óòâåðæäåííîãî Ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, было установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) или у индивидуального предпринимателя высшего или среднего специального образования и стажа работы в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет.

Следовательно, действующее ранее Положение и Положение действующее в данный период времени указывает на ëèöåíçèîííûå òðåáîâàíèÿ è óñëîâèÿ:наличие у руководителя юридического лица высшего или среднего специального образования и определенного стажа работы в области лицензируемой деятельности, т.е.â îáëàñòè îáåñïå÷åíèÿ ïîæàðíîé áåçîïàñíîñòè.

Óêàçàíèå â äåéñòâóþùåì Ïîëîæåíèè «ïî ñïåöèàëüíîñòè «ïîæàðíàÿ áåçîïàñíîñòü» íè êàêèì îáðàçîì íå èçìåíèëî ëèöåíçèîííûå òðåáîâàíèÿ â îòíîøåíèè íàëè÷èÿ âûñøåãî èëè ñðåäíåãî ñïåöèàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ èìåííî â îáëàñòè ëèöåíçèðóåìîé äåÿòåëüíîñòè, à ëèøü äîïîëíèëî óêàçàíèå íà ñïåöèàëüíîñòü.

Как установлено судом лицензируемой деятельностью общества является – деятельность по предупреждению и тушению пожаров.

Судом исследована копия диплома ИВ № 787705 выданного ФИО3 в связи с окончанием Благовещенского сельскохозяйственного института 30.07.1983г., из которого следует, что ФИО3 присвоена квалификация инженера-механика, по специальности механизация сельского хозяйства.

Судом исследована копия трудовой книжки АТ-П № 9161250 ФИО3, из которой следует, что ФИО3 принят на должность генерального директора ООО «Бастион-С» 10.05.2007г. (запись № 25). Предшествующие записи в период с 2002 по 2006 года указывают на работу в должности дворника.

Исследованные судом документы, подтверждают факт отсутствия у генерального директора ООО «Бастион-С» ФИО3 âûñøåãî èëè ñðåäíåãî ñïåöèàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ è ñòàæà ðàáîòû íå ìåíåå 3 ëåò (5 ëåò) â îáëàñòè ëèöåíçèðóåìîé äåÿòåëüíîñòè - â îáëàñòè îáåñïå÷åíèÿ ïîæàðíîé áåçîïàñíîñòè.

Äîêàçàòåëüñòâ îáðàòíîãî íå ïðåäñòàâëåíî.

Ñóä ñ÷èòàåò, ìàòåðèàëàìè äåëà ïîäòâåðæäàåòñÿ íàðóøåíèå ëèöåíçèîííûõ òðåáîâàíèé è óñëîâèé, ïðåäóñìîòðåííûõ ïîäïóíêòîì «á» ïóíêòà 4 Ïîëîæåíèÿ î ëèöåíçèðîâàíèè äåÿòåëüíîñòè ïî òóøåíèþ ïîæàðîâ.

Подпункт «в» пункта 4 Положения предусматривает: наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 25 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет.

Судом установлено, что работники, состоящие в штате лицензиата не имеют соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, в том числе ФИО3 имеет высшее образование по специальности «Механизация сельского хозяйства» - квалификация инженер-механик; ФИО4 имеет высшее образование по специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»; ФИО5 имеет высшее образование по специальности «Технология и предпринимательство», квалификация учитель технологии и предпринимательства; в отношении ФИО6 и ФИО7 документов о профессиональном образовании (профессиональной подготовки) на представлено.

Стаж работы в области лицензируемого вида деятельности всех работников лицензиата составляет мене трех лет, что подтверждается материалами дела - копиями трудовых книжек в отношении указанных выше работников.

Довод ответчика о том, что ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4 прошли обучение по программе повышения квалификации судом не принимается по следующим основаниям.

Судом исследованы удостоверения о повышении квалификации выданные ФИО3 и ФИО4 05.09.2008г., из которых следует, что повышена квалификация по курсу «Осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Статья 9 Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» устанавливает, что в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные).

К основным профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовского профессионального образования.

Согласно статье 26 Закона, в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Следовательно, в силу указанной нормы, повышение квалификации является дополнительным образованием к определенному уровню профессионального образования.

Доказательств того, что ФИО5 и ФИО6 получено профессиональное образование, в соответствии с которым повышена квалификация, соответствующая их должностным обязанностям в области лицензируемой деятельности, суду не представлено.

В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод ответчика о том, что ФИО4 имеет стаж работы в проектной организации, а ФИО6 не является руководителем или специалистом, является рабочим (электромонтажником), что вопросы допуска к работе в электроустановках не входят в компетенцию органов госпожнадзора судом не принимается, так как лицензионные требования и условия предусматривают наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 25 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет.

Согласно статье 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы осуществляют, в числе других, полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Подпункт «д» пункта 4 Правил указывает наповышение квалификации указанных в подпункте «б» лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет.

Исходя из буквального толкования указанной правовой нормы, повышение квалификации должно проводиться не через 5 лет после приема на работу, а в течение указанного срока.

Судом установлено, что ФИО6 принят в ООО «Бастион-С» на должность бригадира монтажников 15.07.2006г., ФИО7 принят в ООО «Бастион-С» на должность монтажника охранно-пожарной сигнализации 01.03.2008г., что подтверждается копиями трудовых книжек.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следовательно, нарушение лицензионных требований и условий, образующее состав административного правонарушения, будет иметь место в том случае, если по истечении 5 лет после приема на работу упомянутые выше лица не повысят свою квалификацию.

Таким образом, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения в части нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Подпункт «е» пункта 4 Правил указывает на выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Статьей 20 Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пунктом 7.3.3. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» установлено, что защиту зданий автоматической пожарной сигнализации следует предусматривать в соответствии с НПБ 110. При наличии в здании автоматической пожарной сигнализации следует в помещении консьержки, во внеквартирных коридорах и мусоросборных камерах установить дымовые пожарные извещатели.

Согласно пункта 14 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

В силу пункта 6.1 обязательного приложения, объектом защиты являются жилые здания - общежития, независимо от площади.

Судом исследован рабочий проект «Автоматическая охранно-пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре. 05-08-ПС» на объект: здание общежития 3-й, 4-й этаж ГОУНПОПУ-20 по адресу: <...> из которого следует, что документация выполнены в соответствии с документами: НПБ 110-03 «Перечнь зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

Следовательно, требования указанных норм являются обязательными для ответчика.

Довод ответчика о том, что СНиП 31-01-2003 распространяется только на общежития квартирного типа является необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункта 1.1. СНиП 31-01-2003 настоящие нормы и правила распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м., общежитии квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

Из указанного выше следует, что к жилым зданиям отнесены общежития (п.6.1. приложения обязательного).

В нарушение указанного выше ответчиком не выполнены требования норм, в соответствии с которыми разработан рабочий проект на объект: здание общежития 3-й, 4-й этаж ГОУНПОПУ-20 по адресу: <...> по оборудованию жилых помещении общежитий автономными пожарными извещателями.

Íîðìû ïîæàðíîé áåçîïàñíîñòè. Óñòàíîâêè ïîæàðîòóøåíèÿ è ñèãíàëèçàöèè. Íîðìû è ïðàâèëà ïðîåêòèðîâàíèÿ. ÍÏÁ 88-2001, óòâåðæäåíû Ïðèêàçîì ÃÓÃÏÑ ÌÂÄ Ðîññèè îò 4 èþíÿ 2001 ã. N 31, ïðåäóñìàòðèâàþò, ÷òî ïðèáîðû ïðèåìíî-êîíòðîëüíûå è ïðèáîðû óïðàâëåíèÿ, êàê ïðàâèëî, ñëåäóåò óñòàíàâëèâàòü â ïîìåùåíèè ñ êðóãëîñóòî÷íûì ïðåáûâàíèåì äåæóðíîãî ïåðñîíàëà.  îáîñíîâàííûõ ñëó÷àÿõ äîïóñêàåòñÿ óñòàíîâêà ýòèõ ïðèáîðîâ â ïîìåùåíèÿõ áåç ïåðñîíàëà, âåäóùåãî êðóãëîñóòî÷íîå äåæóðñòâî, ïðè îáåñïå÷åíèè ðàçäåëüíîé ïåðåäà÷è èçâåùåíèé î ïîæàðå è î íåèñïðàâíîñòè â ïîìåùåíèå ñ ïåðñîíàëîì, âåäóùèì êðóãëîñóòî÷íîå äåæóðñòâî, è îáåñïå÷åíèè êîíòðîëÿ êàíàëîâ ïåðåäà÷è èçâåùåíèé.  óêàçàííîì ñëó÷àå ïîìåùåíèå, ãäå óñòàíîâëåíû ïðèáîðû, äîëæíî áûòü îáîðóäîâàíî îõðàííîé è ïîæàðíîé ñèãíàëèçàöèåé è çàùèùåíî îò íåñàíêöèîíèðîâàííîãî äîñòóïà. (â ðåäàêöèè Ïðèêàçà ÃÓÃÏÑ Ì×Ñ ÐÔ îò 31.12.2002 N 60) (ï.12.48).

Пункт 12.55. Норм устанавливает, что помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать определенными характеристиками.

Ïóíêò 2.2.11. ÃÎÑÒ 12.4.009-83. Ïîæàðíàÿ òåõíèêà äëÿ çàùèòû îáúåêòîâ îñíîâíûå âèäû. Ðàçìåùåíèå è îáñëóæèâàíèå, óñòàíàâëèâàåò, ÷òî ïожарные приемно-контрольные приборы должны устанавливаться в помещении, где находится персонал, ведущий круглосуточное дежурство.

Довод ответчика о том, что вопрос об установке в помещении без круглосуточного пребывания людей прибора приемно-контрольного пожарного (ППКП) не был отражен в проекте судом не принимается, так как из рабочего проекта «Автоматическая охранно-пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре. 05-08-ПС» на объект: здание общежития 3-й, 4-й этаж ГОУНПОПУ-20 по адресу: <...> следует, что документация выполнены в соответствии с документами: НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».

Следовательно, административным органом установлено нарушение указанных выше норм.

Пунктом 12.43.  НПБ 88-2001, предусмотрено, что освещенность в месте установки ручного пожарного извещателя должна быть не менее 50 лк.

В силу пункта 12.55. Норм, помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: освещенность помещений: при естественном освещении - не менее 100 лк; от люминесцентных ламп - не менее 150 лк; от ламп накаливания - не менее 100 лк; при аварийном освещении - не менее 50 лк.

Довод ответчика о том, что административный орган не обоснованно сослался на пункт 12.43 и 12.55 НПБ 88-2001 в связи с тем, что данный нормативный документ содержит требования к системе пожарной автоматики, является не состоятельным, так как пунктом 1.1НПБ 88-2001 установлено, что

настоящие нормы распространяются на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется по НПБ 110-99, соответствующим СНиП и другим документам, утвержденным в установленном порядке.

Суд считает, что административным органом установлено нарушение указанных выше норм, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), устанавливают, что количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями п. п. 3.14 - 3.16 настоящих норм (п.3.22).

Ïóíêò 3.14. çâóêîâûå ñèãíàëû ÑÎÓÝ äîëæíû îáåñïå÷èâàòü îáùèé óðîâåíü çâóêà, óðîâåíü çâóêà ïîñòîÿííîãî øóìà âìåñòå ñî âñåìè ñèãíàëàìè, ïðîèçâîäèìûìè îïîâåùàòåëÿìè, íå ìåíåå 75 äÁÀ íà ðàññòîÿíèè 3 ì îò îïîâåùàòåëÿ, íî íå áîëåå 120 äÁÀ â ëþáîé òî÷êå çàùèùàåìîãî ïîìåùåíèÿ.

Пункт 3.15. для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

Пункт 3.16. в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

Доказательств того, что в рабочем проекте указаны сведения об уровне звука, суду не представлено, следовательно правонарушение – отсутствие сведений об уровне звука, который должны обеспечивать речевые пожарные извещатели данной проектируемой системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, имеет место быть.

Довод ответчика о том, что пункт 3.22 НПБ 104-04 содержит требования к системе оповещения о пожаре, которые учитываются при проектировании, а не к порядку оформления проектной документации является не состоятельной, так как требования учтенные при проектировании должны быть оформлены в проектной документации.

Ïðàâèëà ÐÄ 009-01-96 «Óñòàíîâêè ïîæàðíîé àâòîìàòèêè. Ïðàâèëà òåõíè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ» óñòàíàâëèâàþò, ÷òî íà îáúåêòå äîëæíû èìåòü ðåçåðâíûé çàïàñ ïîæàðíûõ èçâåùàòåëåé êàæäîãî òèïà äëÿ çàìåíû íåèñïðàâíûõ èëè âûðàáîòàâøèõ ñâîé ðåñóðñ â êîëè÷åñòâå íå ìåíåå 10% îò óñòàíîâëåííûõ (ïï.7 ï.2.2.).

Ñëåäîâàòåëüíî, ðåçåðâíûé çàïàñ ïîæàðíûõ èçâåùàòåëåé äîëæåí áûòü ïðåäóñìîòðåí â ðàáî÷åì ïðîåêòå.

 ñâÿçè ñ ÷åì äîâîä îòâåò÷èêà î òîì, ÷òî äàííûå ïðàâèëà ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íå íà ïðîåêòèðîâàíèå, à óñòàíàâëèâàþò òðåáîâàíèÿ ê òåõíè÷åñêîìó ñîäåðæàíèþ óñòàíîâîê ïîæàðíîé àâòîìàòèêè, ÿâëÿåòñÿ íåîáîñíîâàííûì.

Ñóäîì óñòàíîâëåíî, ÷òî ïðàâîíàðóøåíèå â óêàçàííîé ÷àñòè èìååò ìåñòî, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ ìàòåðèàëàìè äåëà.

Ïóíêò 12.52. ÍÏÁ 88-2001, ïðåäóñìàòðèâàåò, ÷òî ïðèáîðû ïðèåìíî-êîíòðîëüíûå è ïðèáîðû óïðàâëåíèÿ ñëåäóåò ðàçìåùàòü òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû âûñîòà îò óðîâíÿ ïîëà äî îïåðàòèâíûõ îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ óêàçàííîé àïïàðàòóðû áûëà 0,8 - 1,5 ì.

Äîâîä îòâåò÷èêà â îòíîøåíèè óêàçàííûõ âûøå ïðèáîðîâ ñóäîì íå ïðèíèìàåòñÿ, òàê êàê íîðìà ïóíêòà 12.52 ÍÏÁ 88-2001 ïðÿìî óêàçûâàåò íà ïàðàìåòðû ðàçìåùåíèÿ òàêèõ ïðèáîðîâ.

Ïóíêò 3.21. ÍÏÁ 104-03, óñòàíàâëèâàåò, ÷òî íàñòåííûå ðå÷åâûå îïîâåùàòåëè äîëæíû ðàñïîëàãàòüñÿ òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû èõ âåðõíÿÿ ÷àñòü áûëà íà ðàññòîÿíèè íå ìåíåå 2,3 ì îò óðîâíÿ ïîëà, íî ðàññòîÿíèå îò ïîòîëêà äî âåðõíåé ÷àñòè îïîâåùàòåëÿ äîëæíî áûòü íå ìåíåå 150 ìì.

Äîâîä îòâåò÷èêà â îòíîøåíèè ìîíòàæà îáîðóäîâàíèÿ è î òîì, ÷òî òðåáîâàíèÿ íîðì ïðè ìîíòàæå ñèñòåì ïîæàðíîé àâòîìàòèêè ñîáëþäåíî ñóäîì íå ïðèíèìàåòñÿ, òàê êàê íîðìà ïóíêòà 3.21 ÍÏÁ 104-04 ïðÿìî óêàçûâàåò íà ïàðàìåòðû ðàçìåùåíèÿ íàñòåííûõ ðå÷åâûõ îïîâåùàòåëåé.

 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòü¸é 65 ÀÏÊ ÐÔ ñóäó íå ïðåäñòàâëåíî äîêàçàòåëüñòâ, òîãî ÷òî, íàñòåííûå ðå÷åâûå îïîâåùàòåëè ðàñïîëîæåíû â ñîîòâåòñòâèè ñ òðåáîâàíèÿìè óêàçàííîé âûøå íîðìû.

Пункт 1.1. «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правилами производства и приемки работ» РД 78.145-93 предусматривает, что работы по монтажу технических средств сигнализации должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования (в соответствии с типовыми проектными решениями), рабочей документацией (проект производства работ, техническая документация предприятий - изготовителей, технологические карты) и настоящими Правилами.

Отступления от проектной документации или актов обследования в процессе монтажа технических средств сигнализации не допускаются без согласования с заказчиком, с проектной организацией - разработчиком проекта, с органами государственного пожарного надзора и с подразделениями охраны.(п.1.3.).

Ïóíêò 12.19 ÍÏÁ 88-2001, ðàçìåùåíèå òî÷å÷íûõ òåïëîâûõ è äûìîâûõ ïîæàðíûõ èçâåùàòåëåé ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ñ ó÷åòîì âîçäóøíûõ ïîòîêîâ â çàùèùàåìîì ïîìåùåíèè, âûçûâàåìûõ ïðèòî÷íîé èëè âûòÿæíîé âåíòèëÿöèåé, ïðè ýòîì ðàññòîÿíèå îò èçâåùàòåëÿ äî âåíòèëÿöèîííîãî îòâåðñòèÿ äîëæíî áûòü íå ìåíåå 1 ì.

Ïóíêò 2.2.6 ÃÎÑÒ 12.4.009-83 «Ïîæàðíàÿ òåõíèêà äëÿ çàùèòû îáúåêòîâ. Îñíîâíûå âèäû. Ðàçìåùåíèå è îáñëóæèâàíèå» óñòàíîâëåíî, ÷òî ïðè ñðàáàòûâàíèè àâòîìàòè÷åñêèõ óñòàíîâîê ïîæàðîòóøåíèÿ è óñòàíîâîê ïîæàðíîé ñèãíàëèçàöèè â ïîìåùåíèÿõ, ãäå ïðîèçîøåë ïîæàð, äîëæíû àâòîìàòè÷åñêè îòêëþ÷àòüñÿ ñèñòåìû âåíòèëÿöèè è êîíäèöèîíèðîâàíèÿ âîçäóõà â ñîîòâåòñòâèè ñ òðåáîâàíèÿìè ñòðîèòåëüíûõ íîðì è ïðàâèë, óòâåðæäåííûõ Ãîññòðîåì ÑÑÑÐ.

Äîâîä îòâåò÷èêà, î òîì, ÷òî â îáùåæèòèè íåò ñèñòåì âåíòèëÿöèè è êîíäèöèîíèðîâàíèÿ âîçäóõà, ñóäîì íå ïðèíèìàåòñÿ, òàê êàê â ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 65 ÀÏÊ ÐÔ ïî äàííîìó äîâîäó íå ïðåäñòàâëåíû äîêàçàòåëüñòâà.

Ïðàâèëà óñòðîéñòâà ýëåêòðîóñòàíîâîê, óñòàíàâëèâàþò, ÷òî ïðîòèâîïîæàðíûå óñòðîéñòâà è îõðàííàÿ ñèãíàëèçàöèÿ, íåçàâèñèìî îò êàòåãîðèè ïî íàäåæíîñòè ýëåêòðîñíàáæåíèÿ çäàíèÿ, äîëæíû ïèòàòüñÿ îò äâóõ ââîäîâ, à ïðè èõ îòñóòñòâèè - äâóìÿ ëèíèÿìè îò îäíîãî ââîäà. Ïåðåêëþ÷åíèå ñ îäíîé ëèíèè íà äðóãóþ äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ àâòîìàòè÷åñêè (ï. 7.1.57).

Пункт 12.71 НПБ 88-2001 предусматривает, что основную и резервную кабельные линии электропитания систем пожарной сигнализации следует прокладывать по разным трассам, исключающим возможность их одновременного выхода из строя при загорании на контролируемом объекте. Прокладку таких линий, как правило, следует выполнять по разным кабельным сооружениям.

Допускается параллельная прокладка указанных линий по стенам помещений при расстоянии между ними в свету не менее 1 м.

Допускается совместная прокладка указанных кабельных линий при условии прокладки хотя бы одной из них в коробе (трубе), выполненной из негорючих материалов с пределом огнестойкости 0,75 ч.

Довод ответчика в отношении того, что прибор приемно-контрольный подключен двумя линиями – одна от ввода, а вторая от встроенного в прибор аккумулятора с автоматическим переключением с основного на резервное электропитание, судом не принимается, так как указанная выше норма прямо устанавливает, что противопожарные устройства и охранная сигнализация, независимо от категории по надежности электроснабжения здания, должны питаться от двух вводов, а при их отсутствии - двумя линиями от одного ввода. Переключение с одной линии на другую должно осуществляться автоматически.

Ïðàâèëàìè óñòðîéñòâà ýëåêòðîóñòàíîâîê ïðåäóñìîòðåíî, ÷òî â ìåñòàõ ïðîõîäà ïðîâîäîâ è êàáåëåé ÷åðåç ñòåíû, ìåæäóýòàæíûå ïåðåêðûòèÿ èëè âûõîäà èõ íàðóæó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èâàòü âîçìîæíîñòü ñìåíû ýëåêòðîïðîâîäêè. Äëÿ ýòîãî ïðîõîä äîëæåí áûòü âûïîëíåí â òðóáå, êîðîáå, ïðîåìå è ò.ï. Ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïðîíèêíîâåíèÿ è ñêîïëåíèÿ âîäû è ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïîæàðà â ìåñòàõ ïðîõîäà ÷åðåç ñòåíû, ïåðåêðûòèÿ èëè âûõîäà íàðóæó ñëåäóåò çàäåëûâàòü çàçîðû ìåæäó ïðîâîäàìè, êàáåëÿìè è òðóáîé (êîðîáîì, ïðîåìîì è ò.ï.), à òàêæå ðåçåðâíûå òðóáû (êîðîáà, ïðîåìû è ò.ï.) ëåãêî óäàëÿåìîé ìàññîé îò íåñãîðàåìîãî ìàòåðèàëà. Çàäåëêà äîëæíà äîïóñêàòü çàìåíó, äîïîëíèòåëüíóþ ïðîêëàäêó íîâûõ ïðîâîäîâ è êàáåëåé è îáåñïå÷èâàòü ïðåäåë îãíåñòîéêîñòè ïðîåìà íå ìåíåå ïðåäåëà îãíåñòîéêîñòè ñòåíû (ïåðåêðûòèÿ). (ï.2.1.58).

Ïðàâèëà ïîæàðíîé áåçîïàñíîñòè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (ÏÏÁ 01-03) óñòàíàâëèâàþò, ÷òî îòâåðñòèÿ â ìåñòàõ ïåðåñå÷åíèÿ ýëåêòðè÷åñêèõ ïðîâîäîâ è êàáåëåé (ïðîëîæåííûõ âïåðâûå èëè âçàìåí ñóùåñòâóþùèõ) ñ ïðîòèâîïîæàðíûìè ïðåãðàäàìè â çäàíèÿõ è ñîîðóæåíèÿõ äîëæíû áûòü çàäåëàíû îãíåñòîéêèì ìàòåðèàëîì äî âêëþ÷åíèÿ ýëåêòðîñåòè ïîä íàïðÿæåíèå. (ï.64).

Äîâîä îòâåò÷èêà î òîì, ÷òî ðàáîòû î çàäåëêå ñòðîèòåëüíûõ êîíñòðóêöèé ó÷èòûâàþòñÿ â ðàñöåíêàõ íà ìîíòàæíûå ðàáîòû è âûïîëíÿþòñÿ â õîäå ìîíòàæíûõ ðàáîò, ñóäîì íå ïðèíèìàåòñÿ, òàê êàê ïðè îòñóòñòâèè óêàçàííûõ òðåáîâàíèé â ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè, îòñóòñòâóþò îñíîâàíèÿ äëÿ ðåàëèçàöèè äàííûõ òðåáîâàíèé ïðè ìîíòàæå ÎÏÑ.

Òàê óêàçàííûå âûøå Ïðàâèëàìè óñòðîéñòâà ýëåêòðîóñòàíîâîê óêàçûâàþò íà íåîáõîäèìîñòü îáåñïå÷èâàòü âîçìîæíîñòü ñìåíû ýëåêòðîïðîâîäêè, äëÿ ÷åãî ïðîõîä äîëæåí áûòü âûïîëíåí â òðóáå, êîðîáå, ïðîåìå, à â ñâÿçè ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïðîíèêíîâåíèÿ è ñêîïëåíèÿ âîäû è ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïîæàðà â ìåñòàõ ïðîõîäà ÷åðåç ñòåíû, ïåðåêðûòèÿ èëè âûõîäà íàðóæó ñëåäóåò çàäåëûâàòü çàçîðû ìåæäó ïðîâîäàìè, êàáåëÿìè è òðóáîé (êîðîáîì, ïðîåìîì è ò.ï.), à òàêæå ðåçåðâíûå òðóáû (êîðîáà, ïðîåìû è ò.ï.) ëåãêî óäàëÿåìîé ìàññîé îò íåñãîðàåìîãî ìàòåðèàëà.

Пункт 12.67 НПБ 88-2001 предусматривает, что при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.

Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м от силовых и осветительных кабелей при условии их экранирования от электромагнитных наводок.

Допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей.

Äîâîä îòâåò÷èêà î òîì, ÷òî ïðîåêòèðîâàíèå è ìîíòàæ ýëåêòðîòåõíè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ íà îáúåêòå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîçæå è âñå òðåáîâàíèÿ ó÷òåíû â õîäå ìîíòàæà, ÿâëÿåòñÿ íå îáîñíîâàííûì, òàê êàê óêàçàííûå âûøå íîðìû óñòàíàâëèâàþò ïîðÿäîê ïðîêëàäêè øëåéôîâ ïîæàðíîé ñèãíàëèçàöèè îòíîñèòåëüíî ñèëîâûõ è îñâåòèòåëüíûõ êàáåëåé.

Ïóíêò 13.1. ÍÏÁ 88-2001, óñòàíàâëèâàåò, ÷òî àïïàðàòóðà ñèñòåìû ïîæàðíîé ñèãíàëèçàöèè äîëæíà ôîðìèðîâàòü êîìàíäû íà óïðàâëåíèå àâòîìàòè÷åñêèìè óñòàíîâêàìè ïîæàðîòóøåíèÿ èëè äûìîóäàëåíèÿ, èëè îïîâåùåíèÿ î ïîæàðå, èëè óïðàâëåíèÿ èíæåíåðíûì îáîðóäîâàíèåì îáúåêòîâ ïðè ñðàáàòûâàíèè íå ìåíåå äâóõ ïîæàðíûõ èçâåùàòåëåé, ðàññòîÿíèå ìåæäó êîòîðûìè â ýòîì ñëó÷àå äîëæíî áûòü íå áîëåå ïîëîâèíû íîðìàòèâíîãî, îïðåäåëÿåìîãî ïî òàáëèöàì 5 - 8 ñîîòâåòñòâåííî.

Довод ответчика о том, что принцип формирования команд с ПКПП указан в паспорте, что ссылка на пункт 13.1. НПБ 88-2001 является не правомерной, так как данный нормативный документ, содержит требования к системе пожарной автоматики, а не порядок оформления рабочего проекта, является необоснованным по следующим основаниям.

Пункт 1.1. НПБ 88-2001 устанавливает, что настоящие нормы распространяются на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

Судом исследованы правонарушения установленные административным органом в отношении Рабочего проекта автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (02-08-ПС) в здании здание пищеблока ГОУНПОПУ №20 «Покровский горный колледж», расположенного в <...>.

Пункт 12.34. НПБ 88-2001 устанавливает, что площадь, контролируемая одним точечным тепловым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, за исключением случаев, оговоренных в п. 12.20, необходимо определять по таблице 8, но не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели.

Пунктом 12.20. НПБ 88-2001 предусмотрено, что точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м.

Если строительные конструкции выступают от потолка на расстояние более 0,4 м, а образуемые ими отсеки по ширине меньше 0,75 м, контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 5, 8, уменьшается на 40%.

При наличии на потолке выступающих частей от 0,08 до 0,4 м контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 5, 8, уменьшается на 25%.

При наличии в контролируемом помещении коробов, технологических площадок шириной 0,75 м и более, имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстояние более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними необходимо дополнительно устанавливать пожарные извещатели.

Ñóäîì óñòàíîâëåíî, ÷òî ïðàâîíàðóøåíèå â ÷àñòè òîãî, ÷òî â ïîìåùåíèÿõ ¹ ¹¹ 17,16,15,14) øèðèíîé 9 ì ïðîåêòîì ïðåäóñìîòðåíà óñòàíîâêà òåïëîâûõ ïîæàðíûõ èçâåùàòåëåé íà ðàññòîÿíèè áîëåå òðåáóåìîãî äî ñòåíû, èìåëî ìåñòî, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ ìàòåðèàëàìè äåëà.

Пункт 12.48. НПБ 88-2001 устанавливает, что приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа. (в ред. Приказа ГУГПС МЧС РФ от 31.12.2002 N 60)

Пункт 12.55. Норм устанавливает, что помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать определенными характеристиками.

Ïóíêò 2.2.11. ÃÎÑÒ 12.4.009-83. Ïîæàðíàÿ òåõíèêà äëÿ çàùèòû îáúåêòîâ îñíîâíûå âèäû. Ðàçìåùåíèå è îáñëóæèâàíèå, óñòàíàâëèâàåò, ÷òî ïожарные приемно-контрольные приборы должны устанавливаться в помещении, где находится персонал, ведущий круглосуточное дежурство.

Довод ответчика о том, что размещение прибора предварительно определялось по согласованию с заказчиком, который в ходе реконструкции определил место размещения дежурной службы, куда и были выведены сигналы в соответствии с требованиями пункта 12.48. НПБ 88-2001, судом не принимается так как из рабочего проекта «Автоматическая охранно-пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре. 02-08-ПС» на объект: здание мастерской-столовой ГОУНПОПУ-20 по адресу: <...> следует, что документация выполнены в соответствии с документами: НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».

Следовательно, административным органом установлено нарушение указанных выше норм, что подтверждается материалами дела. 

В части нарушений установленных административным органом по рабочему проекту автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре (02-08-ПС) в здании здание пищеблока ГОУНПОПУ №20 «Покровский горный колледж», расположенного в <...>, суд считает, что данные правонарушения имели место, подтверждаются материалами дела, в том числе:

- по пунктам 12.43, 12.55 НПБ 88-2001 – отсутствие сведений об уровне освещённости в местах установки ручных пожарных извещателей и прибора приёмно-контрольного пожарного (при установке данного прибора в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала;

- пункт 3.22 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» - отсутствуют сведения об уровне звука, который должны обеспечивать речевые пожарные извещатели данной проектируемой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- пункт 2.2.7 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания» - в проекте не предусмотрен 10% запас пожарных извещателей каждого типа;

- пункт 12.52 НПБ 88-2001 - не определена высота (от уровня пола до оперативных органов управления ППКП), на которой необходимо производить монтаж ППКП;

- пункт 3.21 НПБ 104-03 - не определена высота, на которой необходимо производить монтаж речевых пожарных оповещателей;

- пункт 2.2.6 ГОСТ 12.4.009-83, пункт 12.19 НПБ88-2001 - отсутствуют сведения о наличии в здании систем вентиляции и кондиционирования воздуха для определения необходимости подключения данных систем к соответствующим клеммам на ППКП при выполнении монтажных работ; данноемероприятиенеобходимодляотключениясистемвентиляцииикондиционированиявоздухаприсрабатываниипожарнойсигнализации; отсутствуют сведения о порядке расположения автоматических пожарных извещателей относительно вентиляционных отверстий;

- пункт 7.1.57 ПУЭ, пункт 12.71 НПБ 88-2001, - не предусмотрено подключение электропитания ППКП и систем оповещения о пожаре двумя линиями от одного ввода в здание с автоматическим переключением с одной линии на другую, не указан порядок прокладки линий электропитания от ввода до ППКП;

- пункт 2.1.58 ПУЭ, п.64 ППБ01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ») - не предусмотрена необходимость заделки негорючим материалом мест прохода шлейфов пожарной сигнализации, соединительных линий оповещения через строительные конструкции в целях нераспространения пожара;

- пункт 12.67 НПБ 88-2001 - не установлен порядок прокладки шлейфов пожарной сигнализации относительно силовых и осветительных проводов;

- пункт 13.1 НПБ 88-2001 - проектом не предусмотрено формирование команды на пуск системы оповещения о пожаре при срабатывании двух автоматических пожарных извещателей.

Довод ответчика о том, что требования заявителя в части указанных выше нарушений являются не обоснованными, все доказательства приведены по рабочему проекту 05-08 ПС, судом не принимается, так как каких-либо доказательств, суду представлено не было, а доводы, изложенные ответчиком по рабочему проекту 05-08 ПС, опровергнуты и признаны судом не обоснованными.

Частью 4 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 5 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов «а» - «ж» пункта 4 настоящего Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что обществом при осуществлении деятельности по тушению пожаровна основании лицензии от 08.07.2005г. N 2/07982 допущены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «б», «в», «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров.

Следовательно, обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности допущены грубые нарушения лицензионных требований и условий.

ООО «Бастион-С» имело возможность по соблюдению норм действующего законодательства в области лицензируемой деятельности по тушению пожаров.

Однако ответчиком не представлены доказательства принятия всех зависящих от общества мер по соблюдению указанных норм.

Учитывая, что ООО «Бастион-С» привлекается к ответственности впервые, принятие обществом мер направленных на устранение выявленных нарушений, а также отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность суд считает возможным применить штраф в минимальном размере.

Ðóêîâîäñòâóÿñü ñòàòüÿìè 167-170, 180, 206 Àðáèòðàæíîãî ïðîöåññóàëüíîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè,

Ð Å Ø È Ë :

Ïðèçíàòü îáùåñòâî ñ îãðàíè÷åííîé îòâåòñòâåííîñòüþ «Áàñòèîí-Ñ» âèíîâíûì â ñîâåðøåíèè àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ ïðåäóñìîòðåííîãî ÷àñòüþ 4 ñòàòüè 14.1 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ.

Íàçíà÷èòü îáùåñòâó ñ îãðàíè÷åííîé îòâåòñòâåííîñòüþ «Áàñòèîí-Ñ» çàðåãèñòðèðîâàííîìó â êà÷åñòâå þðèäè÷åñêîãî ëèöà Ìåæðàéîííîé èíñïåêöèåé ÌÍÑ Ðîññèè ¹ 1 ïî Àìóðñêîé îáëàñòè 29.10.2004ã., îñíîâíîé ãîñóäàðñòâåííûé ðåãèñòðàöèîííûé íîìåð 1042800031339, àäðåñ ìåñòîíàõîæäåíèÿ: Àìóðñêàÿ îáëàñòü, ã. Áëàãîâåùåíñê, óë. Êàëèíèíà, ä.68 îô. 49 àäìèíèñòðàòèâíîå íàêàçàíèå ïðåäóñìîòðåííîå ÷. 4 ñò. 14.1 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ â âèäå øòðàôà â ðàçìåðå 40000 ðóáëåé 00 êîïååê.

Øòðàô ïîäëåæèò ïåðå÷èñëåíèþ íà ðàñ÷åòíûé ñ÷åò ÓÔÊ ïî Àìóðñêîé îáëàñòè (Ãëàâíîå óïðàâëåíèå Ì×Ñ Ðîññèè ïî Àìóðñêîé îáëàñòè) ÈÍÍ 2801100184, ÊÏÏ 280101001 ð/ñ 40101810000000010003 â ÃÐÊÖ ÃÓ Áàíêà Ðîññèè ïî Àìóðñêîé îáëàñòè ã. Áëàãîâåùåíñê ÁÈÊ 041012001 ÎÊÀÒÎ 10430000000 êîä áþäæåòíîé êëàññèôèêàöèè 17711627000010000140, íàèìåíîâàíèå ïëàòåæà øòðàô çà íàðóøåíèå òðåáîâàíèé ïîæàðíîé áåçîïàñíîñòè.

Ðåøåíèå âñòóïàåò â çàêîííóþ ñèëó ïî èñòå÷åíèè äåñÿòè äíåé ñî äíÿ åãî ïðèíÿòèÿ.

Ðåøåíèå ìîæåò áûòü îáæàëîâàíî â äåñÿòèäíåâíûé ñðîê â Øåñòîé àðáèòðàæíûé àïåëëÿöèîííûé ñóä (ã. Õàáàðîâñê), ëèáî ïîñëå âñòóïëåíèÿ åãî â çàêîííóþ ñèëó - â Ôåäåðàëüíûé Àðáèòðàæíûé ñóä Äàëüíåâîñòî÷íîãî îêðóãà (ã. Õàáàðîâñê) ÷åðåç Àðáèòðàæíûé ñóä Àìóðñêîé îáëàñòè.

Судья В.И. Котляревский