Именем Российской Федерации Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-7512/06-1/760 | ||||||||
« 26 » декабря 2006 года | ||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | Пожарской Валентины Дмитриевны | |||||||||
(Фамилия И.О. судьи) | ||||||||||
Арбитражных заседателей | --- | |||||||||
При участии секретаря судебного заседания | ФИО1 | |||||||||
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению | ||||||||||
Администрации Екатериносвского сельсовета Октябрьского района Амурской области | ||||||||||
(наименование заявителя) | ||||||||||
к | Отделению по Октябрьскому району УФК по Амурской области | |||||||||
(наименование ответчика) | ||||||||||
об оспаривании действий (бездействий) государственных органов | ||||||||||
Третье лицо:Отдел судебных приставов по Октябрьскому району Амурской области | ||||||||||
Протокол вел: ФИО1- секретарь судебного заседания | ||||||||||
(Фамилия И.О., должность лица) | ||||||||||
При участии в заседании: От заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 27.04.2006 №2; ФИО3 – представитель по доверенности от 25.12.2006 №3. От ответчика - не явился, извещен; От третьего лица – не явился извещен. | ||||||||||
Установил: | ||||||||||
Администрация Екатеринославского сельсовета Октябрьского района Амурской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании действий руководителя отделения по Октябрьскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, Отделение казначейства) ФИО4 по отказу в возврате исполнительного листа незаконными, и обязать руководителя отделения ФИО4 направить исполнительный лист №002591, выданный Арбитражным судом Амурской области 15.07.2006 года по договору подряда за выполненные работы индивидуальным предпринимателем ФИО5 в отдел судебных приставов по Октябрьскому району Амурской области.
Требования обоснованы тем, что Отделением казначейства на основании исполнительного листа №002591 Администрации выставлено требование о предоставлении платежных поручений на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требований исполнительного документа. Данные действия считает неправомерными, поскольку исполнительный лист арбитражного суда предусматривает действия обязывающего характера, создают препятствия для осуществления экономической деятельности. Исполнительный лист взыскателем должен был быть направлен в службу судебных приставов, в связи, с чем Отделение казначейства при получении исполнительного документа о совершении действий обязывающего характера должно его направить индивидуальному предпринимателю ФИО5 (далее – ИП Овеян В.Р.).
Администрация ходатайствовала в соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приостановить действие Отделения казначейства по исполнению исполнительного листа №002591.
В удовлетворении ходатайства отказано, о чем вынесено определение от 12.12.2006 года.
Определением от 12.12.2006 года назначено судебное заседание, сторонам было предложено представить определенные документы.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и представленных пояснениях к нему. Уточнил, что применение ответчиком статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не правомерно, так как эта норма предусматривает исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Пояснил, что в силу ст.46 Устава, Администрация Екатеринославского сельсовета является органом самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, также Администрация не подпадает под действие статьи 161 БК РФ как бюджетное учреждение.
Также в судебном заседании заявитель утверждал, что согласно ст.242.5 БК РФ исполнительный лист должен направляться взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, которым является Екатеринославский сельсовет.
Администрация ходатайствовала о приостановлении производства по делу до вынесения постановления кассационной инстанцией Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по делу №А04-1988/06-10/166.
Заявленное ходатайство судом отклонено.
Также Администрация заявила ходатайство об обязании Отделения казначейства о предоставлении уточненных данных: кому именно открыт лицевой счет согласно п.4 ст.242.2 БК РФ.
В удовлетворении ходатайства отказано.
Ответчик в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо - Отдел судебных приставов по Октябрьскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица в соответствии со ст.156 АПК РФ.
Выслушав заявителя и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
На основании решения Арбитражного суда Амурской области от 15.06.2006 по делу №А04-1988/06-10/166 индивидуальному предпринимателю ФИО5 был выдан исполнительный лист № 002591 о взыскании с Администрации Екатеринославского сельсовета Октябрьского района Амурской области в пользу ИП Овеяна В.Р. задолженность за выполнение работы по договору подряда на ремонтно-строительные работы от 01.09.2004 №б/н в сумме 399 700 рублей.
15.09.2006 по заявлению ИП Овеяна В.Р. исполнительный лист №002591 поступил на исполнение в отделение по Октябрьскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области, что подтверждается уведомлением о поступлении исполнительного документа от 18.09.2006 №14.
19.09.2006 г. о факте поступления исполнительного листа была уведомлена Администрация с требованием о необходимости предоставления определенных документов для осуществления операций по исполнению исполнительного листа.
27.09.2006 года Администрация представила в адрес Отдела казначейства информацию об образовавшейся кредиторской задолженности ИП Овеян В.Р. за счет предпринимательской деятельности. Вместе с представленной информацией Администрация направила и запрос-требование от 26.09.2006 №3 о выделении дополнительных объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительных литов.
Письмом от 03.10.2006 №768 Администрация обратилась к Отделению казначейства с просьбой о возврате исполнительного листа №002591 ИП ФИО5 с целью дальнейшего его направления в Отдел судебных приставов по Октябрьскому району для исполнения действий обязывающего характера в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Основываясь на требованиях статьи 242.5 БК РФ, Отделом казначейства было отказано заявителю о возврате взыскателю исполнительного листа, поскольку он не носит обязывающий характер.
В связи с истечением трехмесячного срока и не полным исполнением обязательств по исполнительному документу Отделом казначейства были приостановлены операции по расходованию денежных средств с лицевых счетов Администрации до момента устранения допущенных нарушений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, о чем заявитель был извещен уведомлением от 15.12.2006 №46.
Не согласившись с отказом о возврате ИП ФИО5 исполнительного листа №002591, Администрация Екатеринославского сельсовета обратилась в арбитражный суд.
На основании изложенного, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 указанного Кодекса. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с предписанием п.2 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п.3 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрено ст.242.5 БК РФ.
Как следует из нормы п.1 ст.242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В пункте 2 статьи 242.1 БК РФ установлен перечень документов прилагаемых к исполнительному листу, направленного для исполнения: надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В п.2 ст.242.5 БК РФ указано, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - Орган), не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п.3 ст.242.1 БК РФ, Орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с п.3 ст.242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в Орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом п.3 ст.242.5 БК РФ, представляет в Орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в Орган платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, Орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Как следует из п.4 ст.242.5, при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в Орган.
Согласно п.2 письма Федерального казначейства от 19.07.2006 №42-7.1-15/5.1-298 «По вопросам исполнения судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации» органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебных актов, а также и не являются органами принудительного исполнения.
Таким образом, поступившие в органы Федерального казначейства исполнительные документы о совершении определенных действий обязывающего характера необходимо возвращать взыскателям для направления их в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов для исполнения действий обязывающего характера в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 №119 «Об исполнительном производстве».
В данном случае исполнительный лист №002591 выдан с целью принудительного взыскания денежных средств в конкретной сумме и не содержит указаний обязывающего характера.
В п.1 ст.242.1 БК РФ определено общие положения исполнения судебных актов по обращению взыскателя на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в которых предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, что и содержит в себе исполнительный лист №002591.
В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области в течение месяца со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через арбитражный суд Амурской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу.