Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-7562/2020
30 ноября 2020 года
изготовление решения в полном объеме
«
30
»
ноября
2020 г.
резолютивная часть
Арбитражный суд в составе судьи Чумакова П.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Автоспецтехника» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Благовещенской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения,
в заседание явились: от заявителя: Очеретяная О.Ю. по дов. от 21.10.2016, паспорт
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО «АВТОСПЕЦТЕХНИКА» (далее по тексту – заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Благовещенской таможни от 15.07.2020 № 31-03-22/0663.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Благовещенскую таможню списать с лицевого счета ООО «АВТОСПЕЦТЕХНИКА» утилизационный сбор по ДТ № 10704050/271216/0006640 в общем размере 1 822 500 руб. Выдать ООО «АВТОСПЕЦТЕХНИКА» ПТС по товару (самосвалам), указанному в ДТ № 10704050/271216/0006640 (с учетом принятых уточнений).
Заявление мотивировано несогласием общества с требованием таможни о необходимости уплаты утилизационного сбора с учетом грузоподъемности, массы водителя и жидкостей.
Вместе с этим, по мнению ответчика, такая техническая характеристика как грузоподъемность должна быть учтена при уплате утилизационного сбора. Арифметическую правильность суммы уплаченного утилизационного сбора в размере 1 822 500 руб. (без учета грузоподъемности) ответчик не оспаривает.
Определением от 29.10.2020 суд произвел замену Благовещенской таможни на правопреемника Хабаровскую таможню.
В судебном заседании представитель заявителя на уточненных требованиях настаивал в полном объеме.
Подробно доводы сторон изложены в письменных пояснениях участников процесса.
Как усматривается из материалов дела, в декабре 2016 года обществом был осуществлен ввоз в Российскую Федерацию с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» 5 (пять) новых грузовых автомобилей -самосвалов марки «SHACMAN», 2013 года выпуска, масса одной единицы – 18 600 кг, по ДТ № 10704050/271216/0006640.
Обществом в отношении указанных выше самосвалов в июле 2020 года был самостоятельно рассчитан и уплачен утилизационный сбор в общем размере 1 822 500 рублей, что подтверждается платежным поручением №375 от 17.06.2020.
02.07.2020 в адрес Благовещенской таможни нами был направлен расчет и заявление о выдаче ПТС, однако в ответ на заявление Благовещенская таможня направила письмо №31-03-22/0663 от 15.07.2020, в котором сообщила, что для выдачи ПТС общество должно произвести перерасчет утилизационного сбора и включить в массу транспортных средств массу груза, массу водителя и массу топлива, денежные средства с лицевого счета Благовещенская таможня не списала, ПТС и ТПО выданы не были.
Не согласившись с указанным решением выразившемся в письме №31-03-22/0663 от 15.07.2020, общество оспорило его в арбитражном суде.
Оценив изложенные обстоятельства, суд признает требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
По правилам пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 указанного Закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291), которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1291).
Как установлено пунктом 5 Правил N 1291, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (пункт 24 Правил N 1291).
В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня и примечания 7 к нему (в редакции, действующей на дату таможенного оформления) базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150 000 рублей.
В силу Перечня N 1291 в отношении новых автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, подлежал применению коэффициент – 2,43 (в редакции, действующей на момент исчисления сбора).
Таким образом, для правильного расчета суммы утилизационного сбора и, в частности, для правильного определения коэффициента следует использовать значение полной массы транспортного средства, понятие которое в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации отсутствует.
В силу пунктов 4 - 5 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
При этом грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы транспортного средства, вопреки позиции таможенного органа, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
Следовательно, именно масса грузового автомобиля без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра, как масса, на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер.
При этом нормативных оснований считать, что такая характеристика транспортного средства как грузоподъемность непосредственно влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, таможенным органом не представлено.
Делая указанный вывод, суд отмечает, что утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
При этом из буквального прочтения положений Перечня N 1291 усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
В свою очередь ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015№ 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники», принятым в рамках ее полномочий по обеспечению свободного обращения самоходных машин на таможенной территории Евразийского экономического союза, согласно которому при заполнении графы «максимальная технически допустимая масса» в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 26.12.2017 по делу № 305-КГ17-12383, А40-170463/16.
Таким образом, сумма утилизационного сбора по спорной ДТ № 10704050/271216/0006640 составила всего 1 822 500,00 рублей и должна быть уплачена обществом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении автосамосвалов, ввезенных по ДТ № 10704050/271216/0006640, показатель "полная масса транспортного средства" был определен таможенным органом неверно, в завышенном размере.
Тогда как подлежал применению для расчета суммы утилизационного сбора коэффициент – от 2.43 (в редакции постановления действовавшего в момент исчисления), учитывая, что фактический вес нетто/брутто автосамосвалов 2013 года выпуска составил свыше 12 тонн, но не более 20 тонн.
Таким образом, размер утилизационного сбора, исходя из произведения базовой ставки в размере 150 000 рублей и соответствующего коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции заявленных в спорной ДТ, составил всего 1 822 500,00 рублей.
Следовательно, при расчете суммы утилизационного сбора общество верно применило коэффициент 2,43 в отношении ввезенных автосамосвалов полной массой не более 20 тонн.
Как установлено материалами дела, общество после уплаты утилизационного сбора в общем размере 1 822 500 рублей в отношении ввезенного товара по ДТ № 10704050/271216/0006640 обратилось в таможню с заявлением выдаче ПТС.
Решением №31-03-22/0663 от 15.07.2020 отказано, что для выдачи ПТС общество должно произвести перерасчет утилизационного сбора и включить в массу транспортных средств массу груза, массу водителя и массу топлива, денежные средства с лицевого счета Благовещенская таможня не списала, ПТС и ТПО выданы не были.
В связи с тем, что таможенный орган не мог требовать у общества при расчете утилизационного сбора включить в массу транспортных средств массу груза, массу водителя и массу топлива, то у таможенного органа не было законных оснований для отказа в списании с лицевого счета ООО «Автоспецтехника» утилизационного сбора по ДТ № 10704050/271216/0006640 в общем размере 1 822 500 рублей.
Доводы таможенного органа со ссылкой на "ГОСТ 33988-2016. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний" с указанием, что под полной массой транспортного средства следует понимать дорожную массу, указанную производителем, как максимальную проектную массу транспортного средства, равную сумме собственной массы автомобиля, максимальной массы груза, водителя и топливного бака, судом не принимается.
Действительно, согласно дополнительному примечанию 3 к группе 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) "полная масса транспортного средства" означает дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, равную сумме собственной массы транспортного средства, максимальной массы груза, массы водителя и массы полного топливного бака.
В соответствии с пунктом 6 Технического регламента Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011), под разрешенной максимальной массой понимается установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; а под технически допустимой максимальной массой - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Из пункта 37 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23.06.2005, следует, что в строке 14 "Разрешенная максимальная масса, кг" указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
Совокупный анализ названных норм права показывает, что значения, приведенные в Товарной номенклатуре, подлежат применению к группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, а термины ТР ТС 018/2011 - в целях использования настоящего Регламента.
При этом, как уже было указано выше, ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат определение понятия "полная масса транспортного средства", равно как не содержат отсылочной нормы к положениям Товарной номенклатуры и ТР ТС 018/2011 в целях определения значения "полная масса транспортного средства".
С учетом изложенного использование указанных понятий в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора, в том числе суждение о том, что подлежащая указанию в паспорте транспортного средства разрешенная максимальная масса транспортного средства и есть полная масса транспортного средства, в зависимости от которой подлежит определение коэффициента, таможенным органом нормативно необоснованно.
Из системного толкования положений Закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами, поскольку уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер.
Так, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в спорной ситуации Закон N 89-ФЗ и Постановление N 1291 не содержат понятие "полная масса транспортного средства", применение таможней иных определений массы транспортного средства по аналогии признается судом недопустимым.
Кроме того, из буквального прочтения Перечня N 1291 не следует, что установленные им коэффициенты увеличения базовой ставки утилизационного сбора в зависимости от массы транспортного средства фактически призваны учесть различия в затратах, о которых идет речь в пункте 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, в зависимости от грузоподъемности автотранспортных средств.
На момент вынесения таможенным органом решения №31-03-22/0663 от 15.07.2020 действовали следующие нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утв. Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 57 указанного Положения паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
В силу пунктов 5 и 7 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств», суды приходит к выводу о том, что уплата утилизационного сбора является основанием для выдачи таможенным органом паспорта транспортного средства, в связи с тем, что обществом был уплачен утилизационный сбор платежным поручением №375 от 17.06.2020 в общем размере 1 822 500 рублей, то у таможенного органа не было оснований для неисполнения обязанности выдать ПТС по товару, указанному в ДТ № 10704050/271216/0006640.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение таможни выраженное в письме №31-03-22/0663 от 15.07.2020 является незаконным, то на основании ст. 201 АПК РФ в качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает необходимым обязать Хабаровскую таможню списать с лицевого счета ООО «Автоспецтехника» утилизационный сбор по ДТ № 10704050/271216/0006640 в общем размере 1 822 500 руб. и выдать ООО «Автоспецтехника» ПТС по товару (самосвалам), указанному в ДТ № 10704050/271216/0006640.
В силу ст. 110 АПК РФ, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственно пошлины в сумме 3 000 рублей по платежному поручению № 520 от 13.08.2020, подлежат взысканию с ответчика в пользу общества.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил заявление удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" решение Благовещенской таможни от 15.07.2020 № 31-03-22/0663.
Обязать Хабаровскую таможню списать с лицевого счета ООО «АВТОСПЕЦТЕХНИКА» утилизационный сбор по ДТ № 10704050/271216/0006640 в общем размере 1 822 500 руб. Выдать ООО «АВТОСПЕЦТЕХНИКА» ПТС по товару (самосвалам), указанному в ДТ № 10704050/271216/0006640.
Взыскать с Хабаровской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «АВТОСПЕЦТЕХНИКА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия.
Судья П.А. Чумаков