ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7598/09 от 09.11.2009 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-7598/2009

09 ноября 2009 года

Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос

арбитражных заседателей -

при участии помощника судьи А.С. Гавага

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области

к

индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности

3-и лица: -

протокол вел: помощник судьи А.С. Гавага

при участии в заседании: от заявителя: ФИО2, по доверенности от 10.04.2009, удостоверение; ответчик не явился, извещен.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – ответчик, ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 21.10.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 163.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве, представленном к судебному заседанию, указал на признание заявленных требований в полном объеме, с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении, согласился, вину признал. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ст. 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована Межрайонной ИМНС № 1 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 02.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 304280109300150, ИНН <***>.

ИП ФИО1 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС 28 009880 от 06.04.2004. Срок действия лицензии – с 06.04.2004 до 06.04.2014.

21.10.2009 в отношении ИП ФИО1 проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предъявляемых к перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, допущенные при осуществлении предприни­мательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярным городским маршрутам № 4т, 36т, 36т г. Благовещенска, а именно:

1) не осуществляется контроль за соблюдением водителями требований ПДД (14.10.2009 водитель ФИО3, управляя автобусом «Газ 322132», гос. номер АЕ446, при повороте налево не пропустил в прямом направлении автомобиль, со­вершив тем самым дорожно-транспортное происшествие);

2) допускаются нарушения установленных правил оформления путевых лис­тов. В путевых листах показания одометра заверяются только подписями пред­принимателя или назначенного им лица без указания их фамилии и инициалов (путевые листы №№ 586, 587, 588, 589, 590);

3) не осуществляется контроль за своевременным возвращением автомобилей с линии: в соответствии с путевым листом от 28.09.2009 № 586 водитель ФИО4 работал до 18 час. 09 мин., в то время как по расписанию должен работать до 22 час. 00 мин.; в соответствии с путевым листом от 29.10.2009 № 587 водитель ФИО5 работал на мар­шруте до 16 час. 42 мин., а согласно расписанию обязан работать до 22 час. 12 мин.; в соответствии с путевым листом от 29.10.2009 № 588 водитель ФИО3 работал до 17 час. 00 мин., в то время как по расписанию должен работать до 20 час. 04 мин.; в соответствии с путевым листом от 29.10.2009 № 589 водитель ФИО6 работал до 19 час. 30 мин., тогда как по расписанию должен работать до 22 час. 54 мин.; в соответствии с путевым листом от 30.10.2009 № 590 водитель ФИО5 работал до 16 час. 48 мин., а согласно расписанию должен работать до 21 час. 30 мин.

4) нарушается режим труда и отдыха водителей: водитель ФИО4 18.09.2009 работал с 07 час. 27 мин. до 22 час. 12 мин. (путевой лист № 496), затем 19.09.2009 вышел на работу в 06 час. 54 мин. (путевой лист № 498). Междусменный отдых составил 8 час. 02 мин. вместо 12 часов; водитель ФИО5 18.09.2009 работал с 07 час. 06 мин. до 22 час. 03 мин. (путевой лист № 495), затем 19.09.2009 вышел на работу в 06 час. 36 мин. (путевой лист № 497). Междусменный отдых составил 8 час. 33 мин. вместо 12 часов.

Допущенные нарушения зафиксированы в акте по факту дорожно-транспортного происшествия от 21.10.2009 № 395.

По факту выявленных нарушений инспектором государственного автодорожного надзора по Амурской области 21.10.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 163.

В графе протокола «объяснение физического лица» имеется запись ответчика следующего содержания: «С изложенным в протоколе согласна. С моей стороны был недостаточный контроль за работой водителей». Запись удостоверена подписью ФИО1

Действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подп. «б» п.4).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» организации, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 предусмотрено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет, в том числе, контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения.

В соответствии с п. 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Обязанность предпринимателя осуществлять ведение путевой документации установлена Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в соответствии с которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Как следует из п. 3 утвержденных указанным приказом Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

В соответствии с п. 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, сведения о транспортном средстве включают: тип транспортного средства и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Согласно п.п. 13, 14 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. Указанные сведения проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если он совмещает обязанности водителя.

Обязанность предпринимателя обеспечивать соблюдение водителями режима труда и отдыха и ведения учета рабочего времени водителей установлена ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2; п. 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15.

В соответствии с п. 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Как следует из п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Нарушение ИП ФИО1 приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 21.10.2009 № 163, подтверждается актом по факт дорожно-транспортного происшествия от 21.10.2009 № 395; объяснением ИП ФИО1 от 21.10.2009; графиком движения транспортного средства по маршруту № 38 на октябрь 2009 года; расписаниями движения транспортных средств по маршрутам №№ 4т, 36т; путевыми листами от 18.08.2009 №№ 495, 496, от 19.08.2009 №№ 497, 498, от 28.09.2009 № 586, от 29.09.2009 №№ 587, 588, 589, от 30.09.2009 № 590; иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1

Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих ответственность предпринимателя, суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, применить штраф в размере 3 000 рублей.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <...>, зарегистрированную Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 02.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 304280109300150, ИНН <***>, с местом жительства по адресу: <...>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***> КПП 280101001 р/с <***> ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой апелляционный арбитражный суд Дальневосточного судебного округа, и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос