ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7652/19 от 23.12.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-7652/2019

дата оглашения резолютивной части решения

25 декабря 2019 года

дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Галичаниной Р.В., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Системы и сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

потерпевший: акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 06.02.2018 № 01/2018, диплом ВПО от 17.12.2010 ВСГ 4106595, паспорт,

от ответчика: ФИО2 – доверенность от 26.12.2018 № 4, диплом ВПО от 19.05.2003 ИВС 0089700, удостоверение,

Потерпевшие: от АО «ДГК» ФИО3 – доверенность от 02.07.2019 № ДЭК-71-15/204Д, диплом ВПО от 15.06.2011 ВСА 0955676, паспорт,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Системы и сети» (далее – заявитель, общество, ООО «СиС») с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 03А-17/3257 от 25.09.2019, вынесенное по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО «СиС» государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора (Амурская область) (далее – административный орган, управление Ростехнадзора).

В обоснование заявленных требований общество указало на ненадлежащее извещение о составлении протокола об административном правонарушении и даты рассмотрения дела об административном правонарушении.

В предварительном судебном заседании 23.12.2019 суд применил положения части 4 статьи 137 АПК РФ, перешел в стадию судебного разбирательства непосредственно после завершения предварительного судебного заседания.

Представитель заявителя на требованиях настаивал.

Представитель административного органа требования не признал, в судебном заседании пояснил, что действительно уведомление о месте и времени составления административного протокола и определение о месте рассмотрения дела были получены заявителем позже установленного срока. Однако заявитель был извещен по телефону в срок, телефонограмма не была составлена, но ответчик приобщил извещение заявителя по электронной почте.

Представитель АО «ДГК» подтвердил, что электронный адрес ts_sis@mail.ru принадлежит ООО «СиС» и указан на различных информационных сайтах сети Интернет.

Представитель заявителя отрицает, что данный электронный адрес принадлежит непосредственно обществу.

Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Системы и сети» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29.04.2005 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу <...>. Директор: ФИО4. Общество является потребителем тепловой энергии на объекте в пос. Прогресс Амурской области.

05.08.2019 в управление поступило заявление филиала «Амурэнергосбыт» ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» от 31.07.2019 № 2457 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Системы и Сети» по статье 14.61 КоАП РФ с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими не выполнение обществом, как потребителем тепловой энергии, установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

При рассмотрении поименованного выше заявления и документов, приложенных к нему, административным органом установлено следующее.

Между АО «Дальневосточная генерирующая компания» (АО «ДГК» теплоснабжающая организация) и ООО «Системы и Сети» (потребитель) заключен договор теплоснабжения № 7/2/01224/419 от 12.02.2015. В соответствии с условиями договора поставка тепловой энергии осуществляется на объекты потребителя: здание главного производственного корпуса заводоуправления, расположенное в пгт. Прогресс, ул. Набережная, д. 7 (приложение № 2 к договору). Указанный объект ООО «Системы и Сети» является объектом теплоснабжения.

По договору теплоснабжения потребителем не исполнены обязательства по оплате тепловой энергии. Задолженность ООО «СиС» перед АО «ДГК» по состоянию на 01.04.2019 составила 1303635, 51 руб., в том числе за январь 2019 года - 638710, 37 руб., за февраль 2019 года - 557146, 49 руб., за март 2019 года 107778,65 руб., подтверждается актом сверки взаимных расчетов № 7/2/01224/419 от 01.04.2019. Среднемесячная величина обязательств по оплате тепловой энергии составила 434545,17 руб.. Двукратная величина среднего размера обязательства соответственно составляет 869090,34 руб.

В связи образованием задолженности АО «ДГК» направило ООО «СиС» уведомление об обязанности предоставлении обеспечения исполнения обязательств от 16.04.2019 № 33-04-15/537 (вручено потребителю, согласно почтовому уведомлению 24.04.2019, почтовое отправление 67677034013044).

В направленном уведомлении указано, что обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) в виде безотзывной банковской гарантии должно быть предоставлено в течение 61 дня после даты получения уведомления в размере 1303635,51 руб. на 3 месяца со дня его предоставления.

По состоянию на 12.07.2019, то есть по истечении 61 дня, обеспечение исполнения обязательств со стороны потребителя не представлено, при этом задолженность, которая послужила основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, была погашена частично и составляла 643 635,51 руб.

По итогам рассмотрения заявления, административным органом в адрес ООО «СиС» направлено уведомление от 20.08.2019 № 03А-17/2772 о необходимости явиться 12.09.2019 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...> этаж, каб. 902, для составления протокола об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ. Указанное уведомление отправлено 21.08.2019, получено адресатом 25.09.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 67597238403185.

Как указано в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, дополнительно 09.09.2019 в 10:30, было отправлено уведомление на электронный адрес ООО «Системы и сети» с информацией об успешной доставке в пункт назначения, 09.09.2019 и 11.09.2019 было сообщено начальником отдела государственного энергетического надзора ФИО5 по телефону непосредственно директору ООО «Системы и сети» ФИО4 о месте и времени составления протокола.

12.09.2019 должностным лицом управления в отсутствии представителя ООО «СиС» составлен протокол об административном правонарушении от № 38-03А, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по статье 14.61 КоАП РФ.

Определением от 13.09.2019 № 03А-17/3132 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «СиС» назначено на 25.09.2019 в 10 час. 00 мин. по адресу управления.

Поименованное определение и протокол получены обществом 25.09.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 80099439121529.

По утверждению представителя управления Ростехнадзора и потерпевшего дополнительно общество о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено электронной почтой, 24.09.2019 (отчет о получении от 24.09.2019).

Постановлением от 25.09.2019 № 03А-17/3257, вынесенным в отсутствии представителя заявителя, ООО «СиС» признано виновным в совершении административного правонарушения статье 14.61 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Копия указанного постановления направлена в адрес общества по почте.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «СиС» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии оспариваемого постановления.

Согласно материалам дела, оспариваемое постановление получено заявителем 09.10.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 80080141299224.

Принимая во внимание сроки и порядок оспаривания постановлений административных органов, установленных частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 3 статьи 113 АПК РФ, обратившись с настоящим заявлением в суд 17.10.2019, общество не пропустило процессуальные сроки.

Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу пункта 3 статьи 30.6 КоАП РФ и пункта 7 статьи 210 АПК РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В рамках настоящего дела арбитражным судом рассмотрено заявление ООО «СиС» о признании незаконными и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.09.2019 № 03А-17/3257, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ - нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Объективной стороной правонарушения является, в том числе неисполнение потребителем тепловой энергии, ограничение режима потребления тепловой энергии которое может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что при не исполнении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательства по оплате тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставленных по договору теплоснабжения, которое привело к образованию задолженности в размере равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств, для такого потребителя установлена обязанность по предоставлению безотзывной банковской гарантии по оплате стоимости потребленных ресурсов (статья 15.2 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.

В разделе XIII названных Правил описан Порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 139 Порядка потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация обязаны предоставить единой теплоснабжающей организации обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, договору теплоснабжения и поставки горячей воды, договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, если потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация не исполнили или ненадлежащим образом исполнили обязательства по оплате единой теплоснабжающей организации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и это привело к образованию задолженности перед единой теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или превышающем такой двойной размер.

При определении соответствия потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед единой теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией.

Согласно пункту 140 Порядка единая теплоснабжающая организация определяет потребителя тепловой энергии, теплоснабжающую организацию, соответствующих предусмотренному абзацем первым пункта 139 настоящих Правил критерию, и направляет потребителю тепловой энергии, теплоснабжающей организации уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 139 настоящих Правил потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация обязаны предоставить единой теплоснабжающей организации обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В силу пунктов 143, 144 Порядка срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, определяется единой теплоснабжающей организацией, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. Обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя предоставляется потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией, которые соответствуют предусмотренному абзацем первым пункта 139 настоящих Правил критерию и определены единой теплоснабжающей организацией, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В пункте 148 Порядка установлено, что в случае неисполнения потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией, соответствующими предусмотренному абзацем первым пункта 139 настоящих Правил критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 140 настоящих Правил уведомлением, и при наличии у указанных потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации задолженности перед единой теплоснабжающей организацией, послужившей основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, единая теплоснабжающая организация направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 146 настоящих Правил, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), перечень которых указан.

Из материалов дела следует, что между обществом и АО «ДГК» заключен договор теплоснабжения № 7/2/01224/419 от 12.02.2015. ООО «СиС» не исполнило принятые на себя обязательства по оплате тепловой энергии, что привело к образованию задолженности перед АО «ДГК» - которая на момент составления протокола об административном правонарушении составляла 643 635,51 руб., что значительно ниже двукратной величине среднего объема обязательства, которая по расчетам теплоснабжающей организации составляла на дату составления протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления – 869 094.34 руб. Из чего следует, что общество принимало меры для оплаты потребленной тепловой энергии.

Факт наличия задолженности подтвержден вступившим в законную силу судебными актами Арбитражного суда Амурской области по делам А04-2886/2019, А04-4534/2019, актом сверки взаимных расчетов № 7/2/01224/419 от 01.04.2019.

АО «ДГК» в соответствии с требованиями раздела XIII Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 направило ООО «СиС» уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) в течение 61 дня с момента получения данного уведомления.

Указанное уведомление было получено потребителем 24.04.2019, в связи с чем, содержащиеся в уведомлении требования подлежали исполнению в срок до 25.06.2019.

В установленный уведомлением срок обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) в сумме 1 303 635,51 руб. ООО «СиС» исполнено не было.

При названных обстоятельствах в деянии общества доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность, то есть осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, не приняло всех необходимых мер по соблюдению установленной законом обязанности, направленной на усиление мер ответственности субъектов энергоснабжения. Имея возможность для исполнения публично-правовой обязанности, общество не приняло необходимых мер для недопущения правонарушения.

Вина ООО «СиС» определяется непринятием мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по погашению задолженности и (или) представлению обеспечения исполнения обязательств об оплате тепловой энергии в виде безотзывной банковской гарантии.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ООО «СиС» предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства. Так, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что за период январь-апрель 2019 у общества образовалась задолженность за тепловую энергию в размере 1 303 635.31, что не оспаривается. По состоянию на 12.07.2019 эта задолженность была снижена до 643 635.51 руб., о чем указано в оспариваемом постановлении, а в октябре 2019 погашена полностью, что не оспаривает потерпевший.

Таким образом, в действиях (бездействии) общества отсутствует вина, следовательно, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения. .

Кроме того, довод заявителя о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления нашел подтверждение в материалах дела об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Из положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя либо при его надлежащем извещении.

Вышеназванные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении и постановление были составлены без участия законного представителя общества соответственно 12.09.2019 и 25.09.2019 при ненадлежащем его извещении.

Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления № 10, при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Уведомление от 20.08.2019 № 03А-17/2772 о необходимости явки в управление для составления протокола об административном правонарушении 12.09.2019 в 10 час. 00 мин., получено обществом 25.09.2019, то есть позже составления протокола.

Дополнительно, как указывают административный орган и потерпевший, 09.09.2019 в 10:30 было отправлено уведомление на электронный адрес ts_sis@mail.ru. Кроме того, 09.09.2019 и 11.09.2019 было сообщено по телефону непосредственно директору ООО «Системы и сети» ФИО4 начальником отдела государственного энергетического надзора ФИО5 о месте и времени составления протокола. Указанное обстоятельство подтверждено детализацией звонков.

Представленные извещения законного представителя общества по электронной почте и посредством сотовой связи в качестве относимых и допустимых доказательств суд принять не может ввиду того, что не представлен текст сообщения, оформленный в виде телефонограммы. Устные пояснения представителя административного органа и потерпевшего, судом не принимаются ввиду того, что нельзя сделать достоверный вывод действительно ли был извещен законный представитель общества, материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности сотового номера, на который производились звонки, директору ООО «Системы и Сети» ФИО4.

Не может являться доказательством передачи процессуально-значимого сообщения представленная управлением детализация телефонных звонков с 01.09.2019 по 30.09.2019 для номера +7962 295 58 53, поскольку не позволяет с достоверностью установить содержание телефонного сообщения и фактическое получение обществом указанного уведомления.

Суд также не может признать в качестве надлежащего доказательства копии отчетов о направлении и получении электронных писем от 09.09.2019 и 24.09.2019 по адресу ts_sis@mail.ru, поскольку не доказано, что данный адрес электронной почты принадлежит ООО «СиС» и является его официальным электронным контактом.

Судом установлено, что уведомления направлялись обществу на адрес электронной почты ts_sis@mail.ru, который указан, согласно представленной информации АО «ДГК» на сайтах https://vsem-podryad.ru/, http://7fa.ru/, https://investal24.ru/, https://synapsenet.ru/, http://petersburg-yel.ru/ в сети «Интернет», при том, что в сети «Интернет» на указанных сайтах размещены различные адреса электронной почты общества, такие как AMUR1988@mail.ru, sergei8104218@gmail.com, sis.info@yandex.ru, natasha_sis@mail.ru, sis@mail.ru и контактная информация, в том числе номера стационарных телефонов, не совпадающая с указанной в материалах административного дела.https://www.list-org.com/company/3795056/map

Также из представленных отчетов не усматривается, что на адрес электронной почты ts_sis@mail.ru были отправлены непосредственно уведомление от 20.08.2019 № 03А-17/2772 и определение от 13.09.2019 № 03А-17/3132, либо информация содержащаяся в них.

При таких обстоятельствах направление исключительно по одному из адресов электронной почты общества извещений, без его дублирования иными средствами связи, нельзя считать надлежащим уведомлением.

Других сведений о действиях по уведомлению привлекаемого лица, как о составлении протокола по делу об административном правонарушении, так и о рассмотрении самого дела, отсутствуют

Суд, рассмотрев довод управления Ростехнадзора и потерпевшего о злоупотреблении заявителем своим правом при получении уведомления направленного письмом с идентификационным номером 67597238403185, установил следующее.

Процедура доставки почтовых отправлений регламентирована в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила почтовой связи), а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п (далее - Порядок).

Согласно пункту 34 Правил почтовой связи почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

В соответствии с пунктом 11.1 названного Порядка письменная корреспонденция при невозможности ее вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранится в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен Договором.

Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня ОПС после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.

Уведомление от 20.08.2019 № 03А-17/2772 было отправлено на юридический адрес общества 21.08.2019. Согласно официального сайта АО «Почта России» корреспонденция прибыла в место вручения 01.09.2019. 05.09.2019 в 12 час. 27 мин. была неудачная попытка вручения, а в 21 час. 27 мин. почтовое отправление передано почтальону, 25.09.2019 в 17 час. 19 мин. было вручено адресату.

Названные обстоятельства свидетельствует о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении, административный орган не располагал информацией об извещении законного представителя общества о совершении указанных процессуальных действий, при этом суд не усматривает оснований расценивать получение почтовой корреспонденции 25.09.2019 в 17 час. 19 мин. как уклонение лица от ее получения и злоупотребление своими правами.

Из имеющихся материалов дела следует, что правила и порядок доставки почтовой корреспонденции соблюдены.

Таким образом, административным органом при составлении протокола не было учтено, что законный представитель общества должен иметь возможность подготовиться к участию для составления протокола об административном правонарушении, иметь время явиться в управление.

Определением от 13.09.2019 № 03А-17/3132 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «СиС» назначено на 25.09.2019 в 10 час. 00 мин. по адресу управления. Указанное определение было направлено по юридическому адресу общества 18.09.2019. При этом материалами дела подтверждается, что Почтой России отправление с почтовым идентификатором № 80099439121529 вручено 25.09.2019 в 17 час. 20 мин., то есть после вынесения оспариваемого постановления.

Только при условии наличия сведений о возвращении почтового отправления либо получение его отправителем, применительно к административному производству, имеется возможность расценить привлекаемое лицо надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела.

Установленное нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ). Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Заявления рассматриваемой категории государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.09.2019 № 03А-17/3257 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Системы и сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.Д.Пожарская