ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7718/06 от 29.01.2007 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Амурской области

г. Благовещенск

Дело  №

А04-7718/06-25/712

«

29

»

января

2007г.

Арбитражный суд в составе судьи

В.И. Котляревского

                                                                                                                                 (Фамилия И.О. судьи)

При участии помощника судьи

------

Рассмотрев в судебном заседании  заявление

Ôåäåðàëüíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèòàðíîãî äîðîæíîãî ýêñïëóàòàöèîííîãî ïðåäïðèÿòèÿ ¹ 200

(наименование  заявителя)

к

Ìåæðàéîííàÿ ÈÔÍÑ ÐÔ ¹ 2 ïî Àìóðñêîé îáëàñòè

                                     (наименование ответчика)

3 лицо: ОСП по Бурейскому району

о признании недействительными постановлений

Протокол вел судья В.И. Котляревский

 (Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании: от заявителя: Герасенков Б.Г. по доверенности от 19.01.2007г.;

от ответчика: Закирничный Е.А. зам.начальника юр.отдела по доверенности № 66 от 05.12.2006г., удостоверение УР № 041542; Соболева Н.С. начальник отдела по доверенности № 6229/39 от 17.10.2006г. удостоверение УР № 040837 (после перерыва)

от ОСП: Луцевич Е.М. старший судебный пристав ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области удостоверение ТО 034422 ПП № 1002  

установил:

Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 200обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об обязании должностных лиц Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Амурской области отозвать из службы судебных приставов по Бурейскому району постановление № 77 от 14 февраля 2006 года о взыскании налога и пени за счет имущества предприятия Амурской области, решения № 5 и № 6 от 24 мая 2006 г. о применении мер принудительного взыскания задолженности за период действия реструктуризации.

Заявитель уточнил заявленные требования, просит признать недействительными ненормативные акты налогового органа – постановление Межрайонной инспекции ФНС РФ № 2 по Амурской области № 77 от 14.02.2006г. и № 309 от 12.04.2006г.

В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принимает уточнение заявленных требований.

В обоснование требований указал, что постановления № 77 и 309 вынесены незаконно, в период действия реструктуризации. Указанные постановления послужили основанием для дальнейшего нарушения законных прав предприятия в виде снятия с расчетного счета предприятия задолженности и исполнительских сборов.

В судебное заседание заявитель представил заявление об отказе от заявленных требований в части суммы текущих платежей, взысканных по постановлению № 309 от 12.04.2006г., ввиду правомерности постановления в данной части. Сумма подлежащая взысканию по постановлению № 309 от 12.04.2006г. составляет 665248,80 руб. Сумма реструктуризированной задолженности, которая должна быть исключена из постановления № 309 составляет 212748,47 руб.  

В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принимает отказ от заявленных требований в части суммы текущих платежей, взысканных по постановлению № 309 от 12.04.2006г. в размере 665248,80 руб., т.к. это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Ответчик в судебное заседание представил признание заявленных требований, указал, что в постановление № 77 ошибочно включена реструктуризируемая сумма задолженности в размере 2556490,01 руб., в указанной части признает требования заявителя о признании недействительным ненормативного акта – постановления № 77 от 14.02.2006г. 

Ответчик в судебное заседание представил признание заявленных требований, указал, что Межрайонная инспекция ФНС РФ № 2 по Амурской области признает требования заявителя о признании недействительным ненормативного акта -  постановления № 77 от 14.02.2006г., т.к. в соответствии с п.1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – организации принимается в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В постановление № 77 включены суммы задолженности, в отношении которых, требования об уплате налога вынесены в 2005 году.

Ответчик в судебное заседание представил признание заявленных требований по постановлению № 309 в части, указал, что в постановлении № 309 ошибочно включена реструктуризированная сумма задолженности в размере 212748,47 руб. Межрайонная инспекция ФНС РФ № 2 по Амурской области признает требования о признании недействительным ненормативного акта  - постановления № 309 от 12.04.2006г. в части  реструктуризированной суммы задолженности в размере 212748,47 руб.  

 В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принимает признание ответчиком иска о признании недействительным ненормативного акта -  постановления № 77 от 14.02.2006г., о признании недействительным ненормативного акта - постановления № 309 от 12.04.2006г. в части  реструктуризированной суммы задолженности в размере 212748,47 руб., т.к. это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

 Статьей 170 АПК РФ установлено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

ОСП по Бурейскому району, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований указало, что 17.02.2006г. ОСП по Бурейскому району возбуждено исполнительное производство в отношении ФГУП ДЭП № 200 на основании постановления Межрайонной инспекции ФНС РФ № 2 по Амурской области № 77 от 14.02.2006г. Исполнительное производство окончено в связи с полным погашением долга. Постановление возвращено в налоговую инспекцию. 

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя  подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 200 зарегистрировано администрацией Бурейского района Амурской области 25.12.1995г. за номером 239, является правопреемником Государственного предприятия - Бурейское дорожное управление государственное унитарное предприятие с 29.08.2002г., что подтверждается сведениями об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица, представленными налоговым органом.

15.10.2001г. инспекцией МНС России по Бурейскому району вынесено решение № 6 о реструктуризации задолженности Государственному унитарному предприятию Бурейское дорожное управление по федеральным, региональным, местным налогам на сумму недоимки – 1680700 руб., пени – 1682053 руб., штраф – 12000 руб., всего – 3374753 руб.

 10.01.2002г. инспекцией МНС России по Бурейскому району вынесено решение № 11 о реструктуризации задолженности Государственному унитарному предприятию Бурейское дорожное управление по страховым взносам, в т.ч.: Пенсионный фонд РФ,  Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на сумму недоимки – 1090800 руб., пени – 2841600 руб., всего – 3932400 руб.  

 14.02.2006г. Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по Амурской области вынесено постановление № 77 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации. В данном постановлении указано на взыскание налога, сбора, пени в общей сумме 2657303,12 руб. за счет имущества ФГУ ДЭП № 200. Постановление направлено судебному приставу для исполнения.

17.02.2006г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 4-2181/2006 в отношении должника ФГУ ДЭП № 200 на основании постановления налогового органа № 77 от 14.02.2006г. о взыскании 2657303.12 руб.  

12.04.2006г. Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по Амурской области вынесено постановление № 309 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации. В данном постановлении указано на взыскание налога, сбора, пени в общей сумме 877997,27 руб. за счет имущества ФГУ ДЭП № 200. Постановление направлено судебному приставу для исполнения.

Указанные выше постановления налоговым органом вынесены в связи с неисполнением  ФГУ ДЭП № 200 требований об уплате налога, инкассовых поручений за 2005-2006 годы.

22.02.2006г. Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по Амурской области вынесено решение о прекращении с 01.07.2005г. действие решения № 6 от 15.10.2001г. о реструктуризации задолженности ФГУ ДЭП № 200 по обязательным платежам в федеральный, региональный, местный бюджет на сумму, не уплаченной по состоянию на 01.07.2005г.: задолженности по налогам 376017,21 руб., задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 4123161,31 руб.   

 О принятом решении налоговым органом ФГУ ДЭП № 200 направлено уведомление о нарушении условий предоставления реструктуризации.

 24.05.2006г. Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по Амурской области вынесено решение № 5 о прекращении с 01.04.2006г. действия решения № 11 от 10.01.2002г. о реструктуризации задолженности ФГУ ДЭП № 200 по внебюджетным фондам (ПФР, ТФОМС) на сумму, не уплаченной по состоянию на 01.04.2006г.: задолженности по обязательным платежам 218160 руб., задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 1551472,22 руб.

О принятом решении налоговым органом ФГУ ДЭП № 200 направлено уведомление о нарушении условий предоставления реструктуризации от 24.05.2006г. за № 5.

24.05.2006г. Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по Амурской области вынесено решение № 6 о прекращении с 01.04.2006г. действие решения № 6 от 15.10.2001г. о реструктуризации задолженности ФГУ ДЭП № 200 по обязательным платежам в федеральный, региональный, местный бюджет на сумму, не уплаченной по состоянию на 01.04.2006г.: задолженности по обязательным платежам 309633,88 руб., задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 1440261,32 руб.   

 О принятом решении налоговым органом ФГУ ДЭП № 200 направлено уведомление о нарушении условий предоставления реструктуризации от 24.05.2006г. за № 6.

Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 2 по Амурской области вынесены решения № 6 от 25.07.2006г., № 7 от 30.07.2006г. о восстановлении права на реструктуризацию задолженности по внебюджетным фондам, пеням и штрафным санкциям по состоянию на 01.07.2006г. ФГУ ДЭП № 200, предоставленное на основании решений по Постановлению Правительства от 01.10.2001 года № 699 и от 03.09.1999г. № 1002, отмененное в связи с нарушением условий реструктуризации кредиторской задолженности на основании решения от 24.05.2006г. № 5 и  от 24.05.2006г. № 6.

  Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999г. № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Пунктом 1 установлено, что реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится:в части задолженности по налогам и сборам; в части задолженности по начисленным пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Пунктом 7 Порядка установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.

Пунктом 8 Порядка установлено, чтопри возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.

Постановлением Правительства РФ от 1.10.2001г. № 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на доту принятия решения о реструктуризации» утвержден Порядок проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации.

Пунктом 2 Постановления установлено, что реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.

В соответствии с пунктом 3 Постановления, решение о реструктуризации задолженности в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим Постановлением, принимается налоговым органом по месту нахождения организации по ее заявлению, поданному до 1 апреля 2002 г.

Пунктом 2 Порядка установлено, что в отношении одной организации проводится одновременно реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам на срок не более 5 лет (в отношении бюджетных учреждений, а также государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему, - на срок не более 10 лет), а также о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Пунктом 5 установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699.

При этом невыполнение графика погашения задолженности по одному из государственных социальных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам.

Пунктом 6 установлено, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящего Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности.

Указанными выше Постановлениями установлено, что право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с настоящим Постановлением, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.

Следовательно, у ФГУ ДЭП № 200, как правопреемника Государственного предприятия - Бурейское дорожное управление государственное унитарное предприятие, не утрачено право на реструктуризацию задолженности. Вместе с тем по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. На момент вынесения оспариваемых постановлений задолженность в сумме 2657303,12 руб. по постановлению № 77 от 14.02.2006г. и в сумме 212748,47    по постановлению № 309 от 12.04.2006г. была реструктуризирована, т.е. в отношении указанной задолженности были изменены сроки уплаты, предоставлена отсрочка. Согласно ст. 45, 46 НК РФ, основанием взыскания задолженности является не уплата задолженности в установленные сроки. Таким образом, налоговый орган не вправе был выносить решение о принудительном взыскании задолженности, в отношении которой действовало решение о реструктуризации.   

Учитывая изложенное суд считает, что заявленные требования в части признания недействительным постановления Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области № 77 от 14.02.2006г. в полном объеме и постановления № 309 от 12.04.2006г. в части суммы 212748,47 рублей являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. 

В судебном заседании установлено, что в постановлении № 309 от 12.04.2006г. указано на взыскание налога, сбора, пени в общей сумме 877997,27 рублей, в том числе: текущие платежи в сумме 665248,80 руб.; реструктуризированная задолженность в сумме 212748,47 рублей: прочие налоги и сборы – 2600 руб.; недоимка, пени и штрафы в ПФ РФ – 149287,55 руб.; недоимка, пени и штрафы ТФОМС – 43820 руб.; налог на прибыль – 17050,92 руб.    

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации в банках (п.1).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п.7).

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (п.9).

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п.10).

Статьей 47 НК РФ установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

 Следовательно, налоговым органом правомерно вынесено постановление № 309 от 12.04.2006г. о взыскании задолженности в размере 665248,80 руб.

Заявитель указал, что постановление № 309 от 12.04.2006г. в указанной части является правомерным, в связи с чем заявил отказ от заявленных требований в части взыскания задолженности в сумме 665248,80 руб.

Согласно п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от заявления и отказ принят арбитражным судом.

Учитывая изложенное суд считает, что производство по делу в части взыскания суммы текущих платежей в размере 665248,80 руб., взысканных по постановлению № 309 от 12.04.2006г. подлежит прекращению.

Уплаченная заявителем сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь ст. ст. 150, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным как не соответствующие Налоговому кодексу РФ постановление Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области № 77 от 14.02.2006г. в полном объеме., постановление № 309 от 12.04.2006г. в части суммы 212748,47 рублей.

В части требования о признании недействительными постановления № 309 от 12.04.2006г. в части суммы 665248,8 рублей производство по делу прекратить.

Возвратить федеральному государственному унитарному дорожное эксплуатационного предприятия № 200 государственную пошлину 2000 рублей уплаченную по платежному поручению № 5 от 09.01.2006г. после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области, либо после вступления его в законную силу – в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Ñóäüÿ                                                                                   Â.È. Êîòëÿðåâñêèé