Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-7731/2021
08 ноября 2021 года
резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2021 г.,
арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурдиным А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление прокурора Бурейского района Сикорского А.А.
к муниципальному унитарному предприятию «Флагман» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо: ПАО «ДЭК»,
без участие извещенных участвующих лиц,
установил:
в арбитражный суд Амурской области обратился прокурор Бурейского района (далее – заявитель прокурор) с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Флагман» о привлечении к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Третье лицо в письменном отзыве позицию заявителя поддержало.
Суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ.
Между МУП «Флагман» и ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) 01.01.2021 заключен договор энергоснабжения № РАБУ 1253.
В рамках проверки установлено, что МУП «Флагман» является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации в п.г.т. Новобурейский.
В связи с наличием у предпринятия задолженности перед ПАО «ДЭК» в размере 1 166,7 тыс. руб. адрес МУП «Флагман» филиалом ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» направлено уведомление от 27.05.2021 о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в течение 62 дней после даты получения уведомления.
Таким образом, МУП «Флагман» обязано было представить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии в адрес филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» не позднее 10.08.2021.
МУП «Флагман» получило уведомление 05.06.2021.
Однако, в нарушение требований действующего законодательства МУП «Флагман», по истечении 62 дней, в адрес филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии не представило.
В прокуратуру Бурейского района 19 августа 2021 года поступило обращение директора филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» ФИО1 о привлечении к административной ответственности директора МУП «Флагман» ФИО2 и МУП «Флагман», как юридического лица, по ст. 14.61 КоАП РФ.
Таким образом, датой выявления правонарушения является 19 августа 2021 года, то есть дата поступления сведений в прокуратуру района.
Усмотрев в действиях МУП «Флагман» состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.61 КоАП РФ, заявителем в адрес директора МУП «Флагман» ФИО2 направлено уведомление о необходимости явиться в прокуратуру района 17.09.2021, которое получено адресатом 15.09.2021.
17.09.2021 в прокуратуру района поступило ходатайство о вынесении постановления в отсутствие лица, в связи с невозможностью явки.
17.09.2021 в отсутствие надлежаще МУП «Флагман» уполномоченным должностным лицом вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП «Флагман» по статье 14.61 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.
Оценив представленные доказательства, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ рассматриваются судьями арбитражных судов.
Согласно пункта 3.1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.
В статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены критерии, по которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергии. Потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом (договором) по согласованию с гарантирующим поставщиком.
Согласно пункту 255 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
В соответствии с пунктом 264 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 настоящего документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также соответствующие документы.
Статьей 14.61 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена санкцией статьи 14.61 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем считается оконченным с момента совершения противоправных действий, описанных в диспозиции нормы.
Материалами дела подтверждается, что МУП «Флагман» допустило правонарушение в сфере электроэнергетики, а именно: в течение 62 дней после получения уведомления обеспечение исполнения обязательств не исполнено.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств принятия всех своевременных и достаточных мер по соблюдению возложенных действующим законодательством обязанностей, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в данном случае, то суд считает установленным факт наличия вины в его действиях.
Привлечение к ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ не ставится в зависимость от самого факта получения банковской гарантии. Для признания факта отсутствия вины ответчика необходимо выполнить предусмотренные законом обязанности - обратиться за выдачей банковской гарантии. Однако, ответчик, имея возможность принять необходимые меры и обратиться в соответствующие банки за получением банковской гарантии, не предпринял все зависящие от него меры к соблюдению требований закона.
При таких обстоятельствах, в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении заявителем не допущено.
Проанализировав положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд не установил оснований для применения малозначительности и освобождения от административной ответственности применительно к рассматриваемому правонарушению.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по статье 14.61 КоАП РФ, ко дню рассмотрения материалов дела об административном правонарушении не истек.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении судом наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ответчика, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией статьи 14.61 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом указанных обстоятельств.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Судом установлено, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности по ст. 14.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (решение Арбитражного суда Амурской области от 25.06.2021 по делу № А04-4013/2021).
Обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, судом не выявлено.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее ста тысяч рублей.
Судом при вынесении настоящего решения приняты следующие исключительные обстоятельства: наличие у предприятия большой дебиторской задолженности, принятие ответчиком мер по взысканию дебиторской задолженности (письмо от 16.09.2021 № 565), продолжение в экономике негативных процессов, вызванных пандемией коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности привлечения МУП «Флагман» к административной ответственности с назначением административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи - в размере 50 000 руб.
Данное наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, а также для признания правонарушения малозначительным судом не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ суд решил привлечь муниципальное унитарное предприятие «Флагман» (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрированное 06.12.2018, по адресу 676740, Амурская область, Бурейский район, пгт. Новобурейский, ул. Советская, д. 68 офис 1, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам получатель УФК Амурской области (прокуратура Амурской области) ОКТМО 10701000000; ИНН <***>, КПП 280101001; единый казначейский счет 40102810245370000015 отделение Благовещенск Банка России//УФК по Амурской области г. Благовещенск; казначейский счет 03100643000000012300, БИК 011012100; лицевой счет администратора доходов бюджета № 04231524320; КБК 41511601141019002140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья П.А. Чумаков